Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель функционирования и рыночные связи организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При прежней административно-командной системе основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. В условиях рыночной экономики эта цель остается наряду с целью получения максимально возможной прибыли. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Ведь бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Развитие бизнеса в условиях рыночной экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует повышению эффективности производства. Создавая организацию, любой предприниматель должен иметь перед собой четкую идею. Эта идея должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции (услуг) должен быть обеспечен необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы должны быть отражены в бизнес-плане. Важным качеством предпринимателя является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого необходимо быть компетентным в выбранной сфере деятельности. Следует подобрать надежных партнеров. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо организовать маркетинговые исследования, уметь поддерживать неформальные связи и официальные отношения как с поставщиками, так и с потребителями продукции (заказчиками). В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации производства: - научной организации производства; - научной организации труда (НОТ); - научной организации управления. Научная организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это эффективно функционирующее производственное оборудование и технология и упорядоченные взаимосвязи работников. Задачи НОТ – построение здоровых формальных отношений работников в коллективе. НОТ включает систему мер по созданию условий эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены финансовыми ресурсами организации. Научная организация управления – это система технических и организационных средств, обеспечивающих целенаправленное воздействие на материальную и человеческую подсистемы предприятия (организации). Она обеспечивает их взаимодействие в целях достижения наилучшего технико-экономического эффекта. Любая предпринимательская деятельность – это организация взаимосвязей между людьми. И чем более умело она регулируется, тем больше возможностей в получении экономической выгоды и прибыльности понесенных затрат. В условиях рыночной экономики любое предприятие (организация), занимающееся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем. Первая из них – найти свою «хозяйственную нишу». Для этого необходимо изучить состояние рынка, спрос и предложение на те или иные товары в соответствующем регионе. Изучаются возможности получения льгот – налоговых, заемных и других, т.е. определяются условия инвестирования средств. Все эти данные открыты, доступны. Они содержатся в публикациях, в статистической информации, в законодательных актах. Определив свою «хозяйственную нишу», устанавливается специализация организации. Оцениваются возможности будущих потребителей, узнаются возможные сведения о конкурентах, решаются вопросы о технике и технологии. Немаловажное значение имеет выбор организационно-правовой формы предпринимательства (предприятия), возможность выбрать индивидуальную и коллективную формы деятельности. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности. В случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам организации. Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по организации. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы. Выбор формы организации – весьма ответственное дело. Поэтому не следует ограничиваться собственной интуицией. Необходимо учитывать хозяйственную и правовую среду, в которой предстоит действовать организации. Следующий шаг – формирование производственной базы. Предпринимателю следует приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. Здесь предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими организациями. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями. Важный этап – привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя для начала дела, как правило, недостаточно. Потребуются заемные средства. Возможно, выпустить акции и другие пути. В этих случаях организация вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции. Для получения кредитов заключаются договора с коммерческими банками. Предоставление банками кредитов организации нередко сталкиваются с различными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и другое. В этом случае организации вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями. Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, организации обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Это взаимоотношения организации с фондовыми рынками, кредитно-финансовыми институтами, инвестиционными фондами. Таков перечень рыночных связей организации.
Глава 5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В пищевой промышленности, как и в АПК в целом, дифференциация трудовой деятельности и интеграция производства характеризуется четырьмя взаимосвязанными формами организации производства: концентрацией, специализацией, кооперированием и комбинированием.
Концентрация производства Концентрация производства представляет собой процесс его укрупнения, т.е. сосредоточения все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на более крупных предприятиях. Концентрация производства может осуществляться с использованием действующей техники и установкой оборудования традиционной мощности. В этом случае укрупнение производства (концентрация) достигается путем увеличения числа устанавливаемого оборудования или создания новых цехов и производств. Такое направление, требующее расширения «поля производства», выражает экстенсивный путь развития. Другое направление – интенсивное – выражается в укрупнении организации, цехов, участков на базе использования новой техники и роста единичной мощности оборудования. Это наиболее эффективный путь концентрации. Различают три формы концентрации производства: – концентрация разнородных производств в организациях универсального типа; – концентрация производства однородной продукции в специализированных организациях; – концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в пределах одной организации. Концентрация производства – процесс динамичный, т.е. ее уровень изменяется во времени. Степень концентрации в динамике отражают следующие показатели: - годовой выпуск продукции; - среднегодовая численность работающих; - среднегодовая стоимость основного капитала; - средний размер организации в отрасли и др. Для характеристики уровня концентрации производства в организациях, изготовляющих один вид продукции, используются натуральные показатели. Например, на комбикормовых заводах – объем выработки комбикормов, на крупяных предприятиях – объем переработки зерна в крупу в сутки или год. В организациях, где изготовляется разнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях товарной (реализованной) продукции, в условно-натуральных измерителях. Например, в организациях, вырабатывающих муку обойную, муку сортовую, крупу, тонна муки обойной принимается за единицу, тонна муки сортовой, трудоемкость которой выше, приравнивается к 1,4 т, а крупы – к 1,2 т. Среднегодовая численность работников характеризует размер организаций показателем количества применяемого живого труда, но в связи с механизацией и автоматизацией производства, количество работников в отдельных организациях значительно сокращается и увеличивается стоимость промышленно-производственных основных средств. Последний показатель характеризует размер организации с точки зрения применяемого овеществленного труда. Каждый из этих показателей имеет свои достоинства и недостатки. Они могут использоваться при анализе отдельных сторон процесса концентрации производства. Первый – по уровню концентрации живого, второй – овеществленного труда. Средний размер организации в отрасли характеризуется годовой мощностью. Данный показатель применяется в сахарной, плодоовощеконсервной, пивобезалкогольной отраслях и др. Для более точного отражения уровня концентрации производства необходимо использовать перечисленные показатели в совокупности, так как каждому из них в отдельности свойственны недостатки. Оптимальные размеры организации определяются путем установления количественной связи между ростом мощности и затратами на производство продукции. Расходы, изучаемые при выборе размеров организации, можно поделить на три группы: 1) расходы на единицу продукции, которые при любом размере организации остаются неизменными (стоимость сырья и основных материалов без затрат на доставку); 2) расходы на единицу продукции, которые при увеличении размеров организации возрастают (транспортные затраты на доставку сырья, его потери и затраты, связанные с реализацией продукции); 3) расходы на единицу продукции, которые при увеличении размеров организации уменьшаются (затраты на топливо, воду, энергию, заработную плату, амортизационные отчисления в их связи с удельными капитальными вложениями, затраты на текущий ремонт и содержание зданий, сооружений и оборудования). В любой отрасли агропромышленного комплекса оптимальным считается такой размер организации, при котором обеспечиваются минимальные совокупные затраты на строительство организации, привоз сырья, производство продукции и доставку ее потребителю. Эффективность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким: 1) в крупных организациях создаются условия для внедрения и лучшего использования высокопроизводительной техники, более совершенной технологии и улучшения организации производства и труда; 2) затраты производства, которые растут непропорционально росту объема производства (постоянные расходы), в условиях крупного производства составляют меньшую долю себестоимости единицы продукции, чем в мелкой организации; 3) в крупных организациях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов; 4) на крупном производстве внедряется оборудование (механизмы) большей единичной мощности, что проявляется в удешевлении единицы мощности; 5) в крупных организациях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Однако чрезмерное укрепление организаций не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей в результате роста транспортных и других расходов. Происходит и монополизация рынка, ибо одна-две организации обеспечивают потребности страны в определенной продукции. В настоящее время осуществляется техническое перевооружение и модернизация мясомолочной промышленности. Произведено частичное переоснащение производственных мощностей на 14 мясокомбинатах и 11 молочных организациях. На крупных мясокомбинатах перерабатывается около 60% скота, поступающего на реализацию, а 40% – в цехах малой мощности. На крупных молочных организациях перерабатывается около 95% молока.
Специализация производства Специализация организаций перерабатывающего комплекса означает сосредоточение ее деятельности на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции, для которых здесь имеются наилучшие условия. Иными словами, это ограничение производственной деятельности узкой номенклатурой продукции, что дает возможность использовать специальное оборудование, обеспечить качество и высокую производительность труда. Выделяют три формы специализации организаций (цехов, участков): предметную, подетальную, технологическую. Предметная предполагает производство продукции особого функционального назначения (например, производство консервов определенного вида). Подетальная специализация на перерабатывающих предприятиях АПК имеет место на заводах, связанных с производством предметов упаковки, а также запасных частей и узлов для ремонтных работ. Продукция перерабатывающей промышленности, т.е. пищевой, конструктивно несложна, поэтому подетальная форма специализации в данной отрасли отсутствует. Технологическая (стадийная) специализация – это сосредоточение организаций на выполнении определенных операций или стадий технологического процесса. Эта форма позволяет приблизить организации одной и той же отрасли промышленности, выполняющие первичные технологические процессы, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, к местам его выращивания; а выполняющие завершающие технологические процессы, включая фасовку и упаковку, к местам потребления готовой продукции. В пищевой промышленности технологическая форма специализации развита достаточно сильно. Она позволяет рационально рассредоточить отрасли, приближая одних к источникам сырья, других – к районам потребления. Кроме того, технологическая специализация в последнем случае способствует концентрации производства в организациях, завершающих технологический процесс по выпуску готовой продукции, поскольку они могут снабжаться полуфабрикатами с нескольких организаций (цехов) по первичной переработке сырья. Специализация перерабатывающих предприятий АПК развивается как в отраслях, которые используют сырье, прошедшее первичную обработку (хлебопекарные, кондитерские, комбикормовые организации), так и в отраслях, связанных с первичной обработкой сельскохозяйственного сырья (консервные, сахарные, спиртовые заводы). Уровень специализации организаций определяется главным образом по удельному весу основной продукции в структуре товарной продукции. Определяется уровень специализации по формуле , где – коэффициент специализации; ОП – стоимость специализированной (основной) продукции, руб.; ТП – общий объем выпускаемой товарной продукции, руб. Например. Определить уровень специализации производства, если основная продукция цеха №1 составляет ОП1=250 млн руб., цеха №2 – ОП2=400 млн руб., объем выпуска в целом по организации Тп=1600 млн руб. Решение: 1) Стоимость специализированной продукции организации: ОП = ОП1 + ОП2 = 250 + 400 = 650 млн руб. 2) Коэффициент специализации: Ксп = = Коэффициент специализации меньше 0,2 означает низкий уровень специализации; 0,2-0,4 – средний; 0,4-0,6 – высокий; более 0,6 – очень высокий уровень специализации. Следует отметить, что низкий уровень специализации сдерживает использование высокоэффективной современной техники и технологии. Преимущества специализации производства состоят в следующем: - создании крупносерийного и массового производства на основе наиболее высокопроизводительной техники и использовании современных технологий; - высокой организации производства и труда с использованием поточных линий, в том числе автоматизированных; - снижении постоянных расходов на единицу продукции. Экономическая эффективность при специализации производства достигается за счет использования высокопроизводительного автоматизированного оборудования, существенного снижения потерь рабочего времени, отсутствия частых переналадок оборудования, наличия высококвалифицированных кадров, обеспечивающих высокую производительность труда. Так, на специализированных расфасовочных организациях пищевой промышленности затраты на данную технологическую операцию существенно ниже, а производительность труда в десятки раз выше, чем на универсальной организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.01 с.) |