Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая



 

1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.

При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.

3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются и в отношении лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца, наследников потерпевших и других лиц, которые в соответствии с гражданским законодательством имеют право на возмещение вреда, причиненного им при использовании транспортных средств иными лицами.

5. Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи.

(п. 5 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

6. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика.

(п. 6 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений.

(п. 7 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

8. Без участия уполномоченных на то сотрудников полиции оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

9. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции заполненные бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате направляются страховщику для определения размера убытков, подлежащих возмещению.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленных извещениях о дорожно-транспортном происшествии.

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

10. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей.

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

11. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании пунктов 8 - 10 настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.

[7]

Рисунок 12.Понятие страхового случая

Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ с 1 декабря 2008 г. комментируемая статья дополнена новыми пунктами 8-11.

Согласно п. 8 комментируемой статьи оформление документов о дорожно-транспортном происшествии отныне может осуществляться не только уполномоченными на то сотрудниками милиции, но и без них - в строго определенных случаях, при наличии одновременно следующих трех обстоятельств:

- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

- дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с комментируемым Федеральным законом;

- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

В данном случае, когда по закону сотрудники милиции могут не привлекаться для оформления ДТП, заполненные бланки извещений о ДТП вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате направляются страховщику (доставляются в его офис либо отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении) для определения размера убытков, подлежащих возмещению.

Страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленных извещениях о дорожно-транспортном происшествии. Причем оформление документов о ДТП без участия сотрудников милиции возможно при условии, что размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей.

Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679, от 3 мая 2005 г. N 497)*(226) Государственная автомобильная инспекция МВД РФ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России.

Согласно п. 1 данного Указа Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

Согласно приказу МВД России от 1 июня 1998 г. N 329 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России"*(227) принятые органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности дорожного движения способствовали тому, что в течение последних шести лет в России отмечается последовательное сокращение дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей. В то же время использование методов и форм влияния на обстановку с аварийностью, ориентированных на широкое применение мер административного воздействия, к кардинальным изменениям не привело. Сложившаяся практика не находит понимания у участников дорожного движения и приводит к обострению отношений между ними и сотрудниками милиции, порождает жалобы и негативные публикации в средствах массовой информации.

Согласно п. 2 комментируемой статьи о случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом. Причем страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. Иначе страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.

Правовые основы страховых выплат при причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего составляют: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1; Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461.

В результате административного правонарушения вред может быть причинен не только жизни и здоровью, но и транспортному средству потерпевшего. Отличительной чертой практически каждого дорожно-транспортного происшествия, независимо от того, был ли причинен вред жизни и здоровью, является повреждение транспортного средства потерпевшего транспортным средством виновника. В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647*(228), в России подлежат учету все дорожно-транспортные происшествия. При этом видами дорожно-транспортных происшествий являются: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт*(229).

Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о ДТП, оформленные уполномоченными на то сотрудниками милиции либо без участия таковых. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений.

Условие договора обязательного страхования о страховой сумме, исходя из которой, при заключении договора определяется страховая премия, а при наступлении страхового случая осуществляется страховая выплата, является существенным условием договора обязательного страхования*(230). Согласно п. 4 ст. 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условиями страхования ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу.

В случае совершения административного правонарушения наступает административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, исключающие ответственность, предусмотренные ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом ст. 4.7 КоАП РФ устанавливает, что все споры о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, независимо от того, кто рассматривает дело о нем, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства, т.е. за пределами производства по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем в рамках производства по делу об административном правонарушении может решаться вопрос о возмещении имущественного ущерба независимо от его размера в случае рассмотрения дела судьей, причем только по делу о правонарушении, отнесенному к его компетенции, и только при отсутствии спора между сторонами о возмещении имущественного ущерба. Данный вопрос судья решает одновременно с назначением административного наказания*(231).

Необходимо иметь в виду, что обращение потерпевшего к страховщику с требованием о возмещении вреда, причиненного его имуществу в пределах страховой суммы, а не к причинившему вред лицу, является его правом, а не обязанностью*(232). Нарушение водителем транспортного средства положений главы 12 КоАП РФ и Правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда транспортному средству потерпевшего, образует состав административного правонарушения*(233). В частности, состав административного правонарушения в области дорожного движения образуют:

- нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (ст. 12.4 КоАП РФ);

- управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП РФ);

- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);

- превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ);

нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 КоАП РФ);

- нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ);

- проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ);

- нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13 КоАП РФ);

- нарушение правил маневрирования (ст. 12.14 КоАП РФ);

- нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП РФ);

- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16 КоАП РФ);

- непредставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17 КоАП РФ);

- нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19 КоАП РФ);

- нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (ст. 12.20 КоАП РФ);

- нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки (ст. 12.21 КоАП РФ);

- нарушение правил учебной езды (ст. 12.22 КоАП РФ).

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания*(234).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.51.101 (0.021 с.)