Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства; владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства; водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо; потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ) место жительства (место нахождения) потерпевшего - определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими; договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным; страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования; страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке; страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ) страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов; компенсационные выплаты - платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 103-ФЗ) представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее - представитель страховщика) - обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком; прямое возмещение убытков - возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего - владельца транспортного средства. (в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ).
Рисунок 2. Владелец транспортного средства Статья 1. Основные понятия С 1 июля 2003 г. со вступлением в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(1) на территории России начал действовать новый вид страхования - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид обязательного страхования предусмотрен национальным законодательством впервые. Комментируемая статья устанавливает основные понятия, используемые в механизме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, - такие как "транспортное средство", "владелец транспортного средства", "страхователь", "страховщик" и др. Под транспортным средством комментируемая статья понимает устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с использованием транспорта, содержится в главе 40 Гражданского кодекса РФ. Определение транспортного средства в гражданском законодательстве России не представляет особой проблемы. В этом вопросе в литературе наблюдается определенное единство: все авторы, комментирующие соответствующие положения ГК РФ, выделяют следующие пять видов транспорта: железнодорожный, речной (внутренний водный), воздушный, автомобильный, морской. В некоторых транспортных уставах или кодексах можно встретить различные вариации формулировки транспортного средства. Так, в Кодексе торгового мореплавания РФ закреплено, что судно - это самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В Уставе автомобильного транспорта РСФСР с учетом сферы действия акта (раздел I "Общие положения") применялась категория "подвижной состав" - грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы, которые используют для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты автотранспортные предприятия и организации. Пусть не смущает указание на легковые автомобили. Таковыми являются те, которые используются для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Эти легковые автомобили принадлежат на праве собственности автотранспортным предприятиям и организациям. Владельцем транспортного средства является его собственник, т.е. лицо, на законных основания приобретшее транспортное средство и имеющее согласно российскому законодательству право владения, пользования и распоряжения им. Помимо собственника владельцем транспортного средства комментируемая статья признает лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Водителем признается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (инструктор). Потерпевшим в комментируемой статье признается лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия. Комментируемая статья определяет основных субъектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: страхователя (под ним понимается лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования) и страховщика (это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном российским законодательством порядке). Вообще страхователь является одним из центральных участников обязательного страхования*(2). Необходимо отметить, что страхователи в виде общего правила вступают в договорные отношения по своей воле. Исключение составляет обязательное страхование, при котором участие в договоре в качестве страхователя становится для лиц, указанных в комментируемом Федеральном законе, обязательным*(3). Под страховым случаем понимается факт наступления гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату. В качестве страховых тарифов комментируемая статья понимает ценовые ставки, установленные в соответствии с комментируемым Федеральным законом (далее - Федеральный закон об обязательном страховании), применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов. Под компенсационными выплатами комментируемая статья понимает платежи, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом об обязательном страховании в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена. Особенность обязательного страхования состоит в том, что при страховании внедоговорной ответственности в страховом отношении задействованы сразу четыре участника - страхователь, страховщик, застрахованное лицо и выгодоприобретатель. Субъектами обязательного страхования являются страхователь и страховщик. При этом участниками страхового правоотношения выступают застрахованное лицо и выгодоприобретатель, которые применительно к договору страхования выступают в качестве третьих лиц. Несмотря на распространенность таких терминов, как "страхователь", "страховщик", "застрахованное лицо" и "выгодоприобретатель", в научной литературе нет единого мнения по определению этих понятий. Согласно ст. 1 Федерального закона об обязательном страховании страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В качестве страхователей в обязательном страховании выступают владельцы транспортных средств. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Например, В.С. Белых, И.В. Кривошеев под страхователем понимают лицо, которое в силу договора или закона обязано уплатить страховщику страховую премию, а при наступлении предусмотренного страхового случая вправе требовать от страховщика страховой выплаты себе либо выгодоприобретателю, если страхование производилось в пользу третьего лица. Авторы выделяют три группы страхователей: 1) юридические лица; 2) дееспособные физические лица; 3) страхователи в силу закона*(4). Например, А.И. Худяков выделяет следующие признаки, присущие страхователю: - страхователь - это лицо, которое заинтересовано в страховании, имеет интерес к страхованию (при обязательном страховании этот интерес определяется требованиями закона); - страхователь является лицом, который страхует определенный имущественный интерес, свой или третьего лица, в качестве объекта страхования; - страхователь всегда является субъектом страхового правоотношения; - страхователь в страховом обязательстве при наступлении страхового случая выступает в роли кредитора, то есть имеет право требовать от страховщика исполнения его обязанности по страховой выплате себе или третьему лицу - выгодоприобретателю*(5). Следовательно, под страхователем понимается гражданин или юридическое лицо, заключившее договор страхования определенного имущественного интереса со страховой организацией (страховщиком) и имеющее право при наступлении страхового случая требовать от страховщика выплаты страхового возмещения.
Статья 7. Страховая сумма (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей; б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей; в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
[3] Рисунок 8. Понятие страховой суммы
Статья 7. Страховая сумма Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях "гибнет не меньше людей, чем в локальных войнах новейшей истории"*(174). К примеру, в 2007 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибло около 38 тысяч россиян, среди них 1541 ребенок. Шесть месяцев 2008 г. унесли жизни 19 421 человека, по большей части - пешеходов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона об обязательном страховании приоритетным принципом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Данная последовательность перечисления принципов указывает на определяющую социальную роль обязательного страхования как важнейшего механизма возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших. На практике обнаруживается огромный разрыв между количеством пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и числом заявлений о возмещении вреда жизни и здоровью, поданных страховщикам. Даже тот факт, что на данные требования не распространяется исковая давность, не объясняет эту ситуацию. В большинстве стран Европы до 70% выплат по обязательному страхованию приходится на компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших. В России за пять лет действия обязательного страхования этот показатель близок к нулю. Одной из основных причин сложившейся ситуации является несовершенство и неоднозначность положений страхового законодательства, связанных с возмещением вреда жизни и здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии*(175). В связи с тем, что при наступлении страхового случая возникают два вида обязательств (страховое и вследствие причинения вреда) применительно к обязательному страхованию риска ответственности гражданско-правовая ответственность будет носить как договорной, так и внедоговорной характер*(176). Требование потерпевшего (выгодоприобретателя) к страховщику о выплате страхового возмещения в рамках договора обязательного страхования является самостоятельным и отличается от требований, вытекающих из обязательств вследствие причинения вреда, по основаниям возникновения соответствующего обязательства, условиям реализации субъективных прав в рамках каждого из них, размеру возмещения, лицу, обязанному осуществить страховую выплату, сроку исковой давности и целевому назначению*(177). В страховом правоотношении обязательство страховщика перед потерпевшим возникает на основании заключенного страховщиком со страхователем договора обязательного страхования ответственности. При этом выплату страхового возмещения обязан осуществить непосредственно страховщик, причем наступление страхового случая само по себе не освобождает страхователя от самостоятельной ответственности перед потерпевшим за причинение вреда*(178). Различия в юридической природе и целевом назначении вытекающей из договора обязательного страхования обязанности страховщика по выплате страхового возмещения и деликтного обязательства обусловливают различия в механизмах возмещения вреда*(179). Для деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением и вину причинителя вреда*(180). Обязанность по страхованию ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств*(181). При этом обязанность страхования риска гражданской ответственности распространяется применительно к каждому транспортному средству независимо от их общего количества у одного владельца*(182). Например, Законом Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. N 446-2*(183) "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено два вида договоров обязательного страхования: стандартный и комплексный. По стандартному договору может быть застрахована гражданско-правовая ответственность одного или нескольких владельцев транспортного средства путем выдачи страховщиком страхователю отдельного страхового полиса на каждую единицу эксплуатируемого транспортного средства. По комплексному договору может быть застрахована гражданско-правовая ответственность физического лица, являющегося владельцем двух и более единиц транспортных средств путем выдачи страховщиком страхователю страхового полиса на все эксплуатируемые транспортные средства. С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, которое повлекло причинение легкого вреда здоровью гражданина. Кроме того, для наличия объективной стороны необходимо установить не только вид нарушения Правил дорожного движения, допущенного водителем, но и сам факт наступления вредных последствий - причинение легкого вреда здоровью. Также должна быть установлена причинная связь между нарушением Правил дорожного движения и наступившими последствиями*(184). Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств. С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожной формой вины*(185). Вместе с тем умышленное причинение легкого вреда здоровью потерпевшего транспортным средством влечет уголовную ответственность. Протоколы об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел*(186). Необходимо отметить, что основные требования к эксплуатации транспортных средств содержатся в Федеральном законе о безопасности дорожного движения и Правилах дорожного движения. Согласно ст. 19 указанного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей. В соответствии с п. 2.3.1 Правил дорожного движения водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства*(187). Нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, возчиками, которые повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, должно квалифицироваться по ст. 12.30 КоАП РФ. Согласно примечаниям к ст. 12.24 КоАП РФ под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Причинением легкого вреда здоровью признается кратковременное расстройство здоровья, под которым понимается временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше трех недель (21 дня), а также незначительная стойкая утрата трудоспособности - стойкая утрата общей работоспособности, составляющая не более 5%*(188). Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, т.е. временную утрату трудоспособности продолжительностью свыше трех недель (21 дня)*(189). Потерпевший, здоровью которого в результате дорожно-транспортного происшествия причинен легкий вред, на момент подачи заявления о страховой выплате представляет: - свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии, если он заполнялся на месте дорожно-транспортного происшествия и не был ранее отправлен страховщику; - справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную ГИБДД-ГАИ "Справка об участии в дорожно-транспортном происшествии" (форма N 12); - справку ГАИ-ГИБДД "сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП" (форма N 11), если она выдана сотрудником ГИБДД-ГАИ; - второй экземпляр копии Протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с дорожно-транспортным происшествием; - второй экземпляр копии постановления по делу об административном правонарушении в отношении лица, совершившего нарушение, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, предоставляется в обязательном порядке; - справку ГИБДД-ГАИ (форма 23)*(190). В случае нарушения Правил дорожного движения, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерть людей, действия виновного квалифицируются по ст. 264 УК РФ*(191). Потерпевший, здоровью которого в результате дорожно-транспортного происшествия причинен тяжкий или средней тяжести вред, на момент подачи заявления о страховой выплате представляет только приговор суда. Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: - опасный для жизни вред здоровью;*(192) - потеря зрения, речи, слуха; - потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; - неизгладимое обезображение лица; - расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%); - полная утрата профессиональной трудоспособности; - прерывание беременности и психическое расстройство. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни*(193). В соответствии с ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. При квалификации действий водителя по ст. 12.24 КоАП РФ последний несет гражданскую ответственность в соответствии со ст. 1064, 1079, 1088 ГК РФ. На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона об обязательном страховании размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Следовательно, кредитором в рассматриваемом обязательстве является потерпевший, жизни или здоровью которого причинен вред*(194). Должником является причинитель вреда, в результате противоправного поведения которого причинен этот вред. Учитывая, что должник исполнил свою обязанность по обязательному страхованию гражданской ответственности, обязанность по возмещению вреда перешла к страховщику в пределах страховой суммы. Однако страховая сумма, подлежащая выплате потерпевшему, не всегда покрывает причиненный ему имущественный ущерб, поскольку предел ответственности страховщика устанавливается законом и не опирается на фактические размеры вреда. В случае когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб, разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещает лицо, причинившее вред. В случае смерти потерпевшего возмещению подлежит ущерб в связи со смертью кормильца и расходы на погребение погибшего. В соответствии с п. 53 Правил обязательного страхования ущерб, причиненный лицам в результате смерти кормильца, как правило, возмещается путем постоянных выплат (ренты). Данное правило аналогично нормам римского права. "Потерпевшему должны быть возмещены издержки на лечение и потерянная заработная плата. В случае лишения жизни свободного человека не только подлежат расходы на погребение, но также, если после убитого остались вдова и дети, имевшие право на получение алиментов от убитого, должны быть доставляемы и алименты"*(195). Более того, "ответственность состоит в случае телесного повреждения в обязанности уплатить издержи на излечение и, кроме того, ренту, если способность потерпевшего к снисканию себе средств к жизни прекратилась навсегда или уменьшилась"*(196). Потерпевшими, имеющими право на получение страхового возмещения, являются страхователь и пассажиры транспортного средства страхователя, жизни и здоровью которых причинен вред при использовании транспортного средства лицом, ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования. Потерпевшими также являются лица, понесшие ущерб в результате смерти кормильца. В соответствии со ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют две категории лиц: нетрудоспособные иждивенцы и трудоспособные иждивенцы. К первой группе относятся: нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания и ребенок умершего, родившийся после его смерти. Во вторую группу входят: один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Нормы ст. 1088 ГК РФ имеют перспективный характер, поскольку в число лиц, имеющих право на возмещение вреда, попадают иждивенцы умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти*(197). В связи с этим уместно вспомнить положения римского права. "Требования погашаются по общему правилу истечением двух лет после несчастного случая. Против лиц, имеющих право на содержание, течение давности начинается со дня смерти"*(198). Исходя из того, что жизнь и здоровье являются высшей ценностью, а цель обязательного страхования - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью при использовании транспортных средств иными лицами, представляется справедливым дополнить ст. 13 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следующей нормой: "Если в результате полученных травм наступит смерть или инвалидность потерпевшего в течение одного года после дорожно-транспортного происшествия, его наследникам или ему производится доплата страхового возмещения с учетом ранее выплаченной суммы за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, но не более установленного объема ответственности". Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами. В то же время в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья"*(199) указывается, что право на возмещение вреда в связи с гибелью кормильца сохраняется за несовершеннолетним в случае его последующего усыновления, а также за супругом погибшего при вступлении в новый брак, поскольку при наступлении указанных выше обстоятельств не предусмотрено прекращение обязательства по возмещению вреда, причиненного этим лицам. Вред возмещается: - несовершеннолетним - до достижения ими 18 лет; - учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет; - женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно; - инвалидам - на срок инвалидности; одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими 14 лет либо изменения состояния здоровья*(200). Согласно п. 49 Правил обязательного страхования при причинении потерпевшему увечья или ином повреждении его здоровья, если установлено, что потерпевший нуждается в ниже перечисленных видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, возмещению подлежат, во-первых, утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь на день причинения ему вреда; во-вторых, дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, профессиональную подготовку. Учитывая, что размер возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, исчисляется из его заработка, при определении размера возмещения вреда детям, потерявшим обоих родителей, следует исходить из общей суммы заработка погибших*(201). В таком же порядке подлежит возмещению вред, причиненный другим детям, которые не являлись сыновьями или дочерьми погибших, но состояли на их иждивении или имели право на получение от них содержания*(202). Как показывает страховая практика, сложности связаны с тем, что страховщики оплачивают счета медицинских учреждений только в том случае, если потерпевший докажет, что не смог получить бесплатную медицинскую помощь, а сделать это, оказывается, достаточно сложно. Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с утвержденным перечнем видов медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, разработанных на основании базовой программы региональных программ обязательного медицинского страхования, а также на бесплатную медицинскую помощь, предоставляемую населению за счет бюджетов всех уровней. Не возмещается вред, причиненный вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего; воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений или забастовок*(203). Понятие возмещения вреда включает в себя как возмещение материального (имущественного) вреда, так и компенсацию морального вреда. В связи с этим возникает вопрос, правом на компенсацию морального вреда обладает вся семья потерпевшего или только какие-то отдельные лица. В российском законодательстве не существует единого определения состава семьи. Статья 4.7 КоАП РФ устанавливает, что все споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, независимо от того, кто рассматривает дело о нем, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства, т.е. за пределами производства по делам об административных правонарушениях*(204). Потерпевший или члены семьи пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии имеют право обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда непосредственно к лицу, причинившему вред, а не к его страховщику. Например, А.М. Эрделевский предлагает следующее определение состава семьи: супруги; родственник первой и второй степени; усыновители и усыновленные; фактические воспитатели и воспитанники; лица, находящиеся в фактических брачных отношениях, если они совместно проживали и вели общее хозяйство*(205). Для целей применения компенсации морального вреда подобная классификация представляется наиболее удачной. Вопросы компенсации морального вреда в случае причинения вреда потерпевшим в результате смерти кормильца, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии регулируются ст. 151, 1099-1101 ГК РФ. Необходимо учитывать, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Следовательно, требование о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может предъявляться как одновременно с имущественной ответственностью, так и самостоятельно*(206). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"*(207) дается более развернутое по сравнению с ГК РФ определение морального вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина*(208). Для потерпевших, жизни и здоровью которых причинен вред при использовании транспортных средств иными лицами, моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственника, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий*(209). В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Однако в случаях, прямо предусмотренных
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.249 (0.012 с.) |