ТОП 10:

Организация несения ходовой навигационной вахты.



 

Требования международных конвенций ПДНВ-78 с поправками и кодекса ПДНВ к несению навигационной вахты на уровне эксплуатации.

Капитан организует вахтенную службу на мостике таким образом, чтобы она соответствовала требованиям системы управления безопасностью (СУБ) судна и с должной надежностью обеспечивала безопасность его плавания в любых условиях.

При этом в соответствии с Резолюцией А.443(Х1) Международной морской организации (ИМО) и требованиями национального законодательства ни судовладелец ни фрахтователь и никакое иное лицо не вправе препятствовать капитану в принятии решений, которые он в силу своего профессионального опыта сочтет необходимыми для безопасности мореплавания.

Для обеспечения надлежащей организации штурманской и вахтенной службы капитан и штурманский состав судов должны руководствоваться Уставом службы на судах Украины, СУБ судна, Правилами корректуры морских карт и руководств для плавания, Рекомендациями по использованию судовых радиолокационных систем для предупреждения столкновения судов, международными и национальными нормативными документами, руководящими документами судоходной компании, эксплуатирующей судно.

Во избежание недоразумения и недопонимания, в интересах обеспечения безопасности судна, жизни людей все морские и командные диалоги а также ведение служебной документации и переписка , касающаяся судовождения , управления , эксплуатации , безопасного мореплавания и охраны окружающей среды на судне осуществляется на украинском, русском либо английском языках.

Навигационная вахта на мостике в общем случае должна обеспечивать:

― непрерывное, надлежащим образом организованное наблюдение за окружающей обстановкой с целью своевременного обнаружения опасности сближения и выбора оптимального маневра расхождения с судами.

― безопасное движения судна по проложенному пути, учитывающему особенности района плавания, в т. ч. близость навигационных опасностей , интенсивность движения , судов, возможность появления малых судов и объектов с низкой отражающей способностью на экране РЛС (радиолокационной станции), скоростных судов паромов и т. д., требующих выполнения вахтенным помощником капитана ряда специфических действий

― изменение курса судна и его скорости, связанных с состоянием видимости, временем суток, гидрометеорологическими условиями плавания, а также оценкой ситуации РЛС.

― подготовку судна и экипажа к плаванию в штормовых условиях и других сложных условиях

― контроль конструктивно-технической безопасности судна (прочности, остойчивости, осадки, посадки и др.) и принятие мер по ее обеспечению

― постоянную готовность к борьбе за живучесть судна

― надежную оперативную радиосвязь с компанией, иными береговыми и судовыми центрами, аварийно-спасательной службой, наблюдение за сигналами тревоги, бедствия

― возможность и целесообразность использования судовых технических средств навигации, их состояние

― любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна

Судоводителям должны быть даны четкие указания в каких ситуациях следует без промедления вызывать на мостик капитана. С этой целью на мостике должен находиться журнал распоряжений и указаний капитана(Night order book), в котором отражаются распоряжения и указания капитана персонально отдельным либо всем судоводителям, касающиеся организации штурманской службы, несения ходовой и стояночной вахт, расхождения с судами, предупреждения и вызова капитана и других вопросов безопасности плавания и жизнедеятельности судна.

Вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно изменять курс и скорость, способ управления и режим работы СЭУ в случае внезапного возникновения непосредственной опасности, грозящей судну людям и грузу, а также для спасения упавшего за борт человека. При этом он обязан немедленно доложить о принятых мерах капитану. Однако по возможности, следует своевременно уведомить вахтенного механика о намерении изменить режим работы СЭУ.

 

Несение ходовой вахты на ходу

Вахтенный помощник обязан:

― вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним

― постоянно находиться на мостике, заходить в штурманскую рубку лишь на время, необходимое для выполнения штурманских обязанностей , лично убедившись в том, что положение судна относительно других судов или навигационных опасностей безопасно, не заниматься на вахте делами, непосредственно не связанными с судовождением

― вести счисление пути судна, использовать любую возможность для определения места судна, применяя чередование способов и линий положения более двух

― заблаговременно определять место перед поворотом судна и навигационные параметры контроля поворота. После проведения поворота производить сличение гирокомпаса и магнитного компаса, определять место и уточнять курс до следующего поворота. Поворот осуществлять с докладом капитану

― контролировать работу ТСН (технических средств навигации), производить сличение компаса и гирокомпаса каждые 15 минут и определять поправку гирокомпаса один раз за вахту.

― включать/выключать ходовые огни строго согласно графику освещенности; в дневное время суток осуществлять подъем сигналов и флагов

― непрерывно вести наблюдение за надводной обстановкой всеми возможными способами. Действия по расхождению с другими судами должны быть уверенными и своевременными

― при приближении шторма принять все меры обеспечения безопасности плавания в штормовых условиях

― своевременно извещать капитана обо всех обстоятельствах, имеющих отношение к безопасности судна, как то:

― во всех сомнительных случаях

― когда в рассчитанное время не обнаружен берег, ориентир, ожидаемая глубина

― за две мили до поворота

― при невязке, выходящей за допустимую

― при обнаружении постоянного сноса и течения

― при изменении гидрометеорологических условий, влияющих на безопасность плавания

― при приближении другого судна, имеющего опасное сближение

― при неисправности СЭУ, рулевого устройства, средств сигнализации, связи и навигации

― в случае падения человека за борт начать маневр объявить тревогу и выполнить все мероприятия по спасению

― тщательно вести отчетные документы о движении судна: морские карты, черновой журнал, судовой журнал

― контролировать работу курсографа реверсографа, самописца эхолота

― помнить, что присутствие на мостике капитана не снимает ответственности за обеспечение безопасности плавания, а присутствие лоцмана на борту не снимает ответственности с обоих, если это не оговорено особыми правилами лоцманской проводки

― следить за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и безопасности груза. Заблаговременно предупреждать вахтенного механика о предстоящих изменениях режима СЭУ и необходимости вызова в МО главного механика, при управлении СЭУ с мостика контролировать сигналы работы СЭУ

― не сдавать вахту, если есть сомнения в том, что заступающий на вахту помощник в состоянии эффективно исполнять свои обязанности, о чем доложить капитану.

― Смена вахты разрешается после окончания маневра или какого-либо важного действия, могущего повлиять на безопасность плавания.

 

Несение вахты на стоянке

― вместе со сдающим вахту помощником капитана обходит внутрен­ние помещения судна и главную палубу, проверяет надежность крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и защитных щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций, принимает указания и распоряже­ния по вахте;

― обеспечивает наличие необходимых данных на информационной
доске вахтенного у трапа;

― следит за осадкой, надлежащим креплением и состоянием швартовных тросов, кранцев, соблюдением местных правил;

― следит за состоянием трапа или сходни, соответствием их состояния и оборудования требованиям правил техники безопасности;

― присутствует при смене вахтенных у трапа, инструктирует мат­росов, заступающих на вахту;

― контролирует допуск посторонних лиц на судно;

― при грузовых операциях старается не допускать крена судна, контролирует погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовых грузовых средств, обеспечивает своевременное открытие/закрытие люков трюмов;

― контролирует состояние пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях,

― производит периодический обход и осмотр судна и судовых по­мещений, контролирует уровень воды в льялах трюмов;

― следит и обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности при производстве ремонтных работ;

― обеспечивает своевременную подготовку судна к перешвартов­кам или перетяжкам;

― объявляет судовую тревогу, в отсутствие капитана и старшего помощника капитана

― возглавляет борьбу за живучесть судна при возникновении опасности на судне, на берегу или на рядом стоящих судах:

― контролирует и обеспечивает выполнение судовых работ, свя­занных с подготовкой судна к выходу в рейс.

При стоянке судна у причала в защищенном от ветра и волнения порту после получения штормового предупреждения вахтенная служба:

― повышает готовность СЭУ и судна в целом к выходу в море;

― проверяет и обтягивает швартовы, при необходимости заводит дополнительные тросы; устанавливает дополнительные кранцы;

― проверяет и готовит к действию якорное устройство;

― проверяет и готовит к действию осушительную и водоотливную системы;

― включает УКВ радиостанцию на дежурный прием и устанавливает постоянную радиовахту;

― устанавливает ежечасное наблюдение за метеорологическими факторами;

― на танкерах с опасным грузом проверяет работу противопожар­ных и искрогасительных систем.

С усилением ветра до крепкого грузовые операции обычно пре­кращаются, судно приводится в готовность к выходу в море.

При стоянке судна у причала в недостаточно защищенном от ветра и волнения порту вахтенная служба:

― принимает меры к сбору на судно всех членов экипажа, проводит грузовые операции с расчетом обеспечения быстрой подготовки судна к выходу в море. Задержка с выходом в море из порта может создать аварийную ситуацию.

― проверяют чистоту крыльев мостика, рулевой и штурманской ру­бок, стекол рулевой рубки;

― проверяют готовность к работе всех ЭРНП, сверяют часы в рулевой, штурманской рубках и в машинном отделении, готовят необходимые карты и пособия;

― выполняют действия по подготовке к вводу СЭУ в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации;

― проверяют рулевое, якорное, швартовное устройства, машинный телеграф, внутрисудовую командную связь, УКВ радиостанцию;

Действия вахтенного помощника капитана во время стоянки судна на якоре:

― обеспечивает наблюдение за спущенными на воду судовыми плавсредствами и другими плавсредствами у борта, организовывает связь с ними, контролирует ход рейдовых грузовых операций;

― на конец вахты (если необходимо в течение вахты) делает конт­рольные определения места судна;

― обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа судна;

― систематически проверяет глубину под килем, состояние якор­ного устройства, натяжение якорного каната, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания ка­ната, учитывая при этом влияние приливо-отливных явлений.

С усилением ветра обычно потравливают якорные цепи. Однако при этом следует ясно представлять, сколько времени понадобит­ся для выборки якорей в случае необходимости снятия с якоря, чтобы судно за это время не было снесено к опасности.

Плавание в особых условиях

Под плаванием судна в особых условиях понимается плавание:

― в районе со стесненными условиями;

― при входе в порт и выходе из него;

― с лоцманом;

― в зоне действия системы УДС;

― при ограниченной видимости;

― в системе разделения движения судов;

― в штормовых условиях;

― во льдах.

 

При прохождении узкости в условиях ограниченной видимости и в других, общими требованиями являются:

― личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы (а случае необходимости капитан может оставить за себя старшего помощника);

― четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для ее усиления, распределение конкретных обязанностей между судово­дителями с целью своевременного обнаружения и исправления допу­щенных ошибок;

― в зависимости от конкретной обстановки уменьшение хода, вплоть до остановки судна или отдачи якоря, в случае возникновения сомнения в правильности определения места;

― заблаговременный переход на маневренный режим СЭУ;

― заблаговременное снижение скорости или даже полная остановка, если действия другого судна непонятны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.011 с.)