Экспериментальный метод анализа УР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальный метод анализа УР.



Сущность экспертного метода

Эксперт - специалист или искусственная интеллектуальная система, дающие количественную» или порядковую оценку процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

Классификация экспертов относительно пригласившей компании или предмета экспертизы принята следующей:

1) Независимые эксперты никаким образом не связаны с бизнесом компании и не имеют личных связей с ее руководителями.

2) Зависимые эксперты ощущают на себе явное или неявное влияние от результата экспертной оценки.

3) Лично заинтересованные эксперты связаны с предметом экспертизы прямо или косвенно.

4) Эксперты-диссиденты - это специалисты, оценки которых резко отличаются от основной массы экспертов.

5) Эксперты-антагонисты - это специалисты, которые в рамках одной комиссии по одному и тому же вопросу имеют противоположные мнения.

Считается, что оплата компанией труда экспертов не является средством давления и зависимости. В договоре на оказание экспертных услуг заказчиком не ставятся условия относительно характера экспертного заключения.

Подбор экспертов - это большое искусство. Для работы с экспертами придумано много приемов, чтобы сделать их зависимыми или лично заинтересованными. Однако заранее согласованные заключения послушных («карманных») экспертов чаще всего приносят компании вред. На практике существует ряд способов формирования экспертной комиссии:

формальный способ подбора по должности, ученой степени, званию, стажу, числу публикаций;

способ «снежного кома» - вначале приглашают одного эксперта, которого просят написать фамилии трех других экспертов по данной проблеме - уже становится четыре эксперта. Затем каждого из четырех экспертов просят рекомендовать еще трёх достойных экспертов. Если не будет повторений фамилий, то экспертов будет 16 человек. Так продолжается до тех пор, пока 5-10 фамилий экспертов будут повторяться у большинства рекомендующих. Этих экспертов и приглашают для проведения экспертной оценки.

Методы проведения экспертизы весьма разнообразны. Остановимся только на трех из них:

1) метод большинства основывается на мнении простого или подавляющего большинства экспертов, участвующих в составе комиссии;

2) метод средней оценки заключается в усреднении оценок всех экспертов по какому-либо правилу (средневзвешенному, среднеарифметическому, среднеквадратичному и др.);

3) метод Дельфи, который реализуется следующим образом:

џ приглашают 5-12 экспертов, которые не знакомы друг с другом;

џ каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление);

џ письменные мнения экспертов разделяют на две части по близости результата оценки. Возможно, что все придут к одинаковому мнению, а возможно, и нет. Если оценки экспертов будут очень близкими, то они и принимаются за окончательный результат. Если имеются существенные различия, то процесс экспертизы продолжается;

џ оценки и аргументация меньшинства экспертной комиссии передаются большинству для анализа;

џ если большинство экспертов соглашается с аргументацией и оценками меньшинства, то процесс экспертизы заканчивается. В случае когда большинство не согласно с оценками и аргументацией меньшинства, процесс экспертизы продолжается;

џ оценки и аргументация большинства экспертов передаются меньшинству для анализа;

џ этот процесс согласований продолжается либо до полного согласия, либо до категорического противостояния;

џ в случае согласия процесс экспертизы заканчивается, а в случае противостояния организатор экспертизы доводит до сведения руководителя разные результаты экспертизы. Руководитель может на свою ответственность принять тот или иной результат экспертизы.

Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например в социологии, психологии ПРУР. Они относятся к субъективным методам.

Основное условие применения экспертных методов - отсутствие приемлемых для применения и точных в оценке методов при ПРУР.

В состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области ПРУР; решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений; экспертная комиссия и каждый эксперт в отдельности не должны быть заинтересованы в конкретном результате оценки решения; области применения экспертных методов должна давать им преимущества перед другими.

Экспертные методы используются преимущественно в социальной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют три основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод оценочных сравнений и метод задания весовых коэффициентов.

«Экспертный метод не гарантирует высокой эффективности УР и достижения цели»

9.Эвристические методы анализа УР.

Эвристические методы основаны на предугадывании (предположении).

В основе эвристических методов лежит процедура поиска взаимосвязанных компонентов явления в условиях отсутствия определенного алгоритма и каких-либо сведений о существовании решения или его единственности. Поэтому в процессе поиска решения часто производится дополнительный сбор информации. Обычно поиск решения в условиях неопределенности производится методом проб и ошибок, что недопустимо для современного бизнеса

Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.

Метод используется при недоступности или отсутствии условий для использования стандартных методов принятия управленческих решений. Он практически целиком относится к искусству в управленческой деятельности.

Основные условия эффективного использования данного метода:

необходимость принятия новых и ответственных решений, определяющих развитие крупных компании или судьбу ее персонала;

большой объем информации, трудности ее обработки;

наличие организационной культуры обсуждения ответственных заданий.

Приемы эвристического метода:

обобщение задачи;

конкретизация задачи;

формулирование обратной задачи;

включение в другую структуру;

критика очевидных решений;

поиск привнесенных условий;

движение от конца к началу;

сближение данных и цели

перекодирование текста в модель;

использование сходных задач;

рассмотрение с различных сторон;

анализ условий;

анализ конфликта;

выдвижение любых идей;

переструктурирование.

Метод сценариев анализа УР.

 

Метод сценариев – это совокупность приемов изящного изложения

процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управ-

ленческих. Осуществляется набор прогнозов по каждому рассматривае-

мому решению, возможным положительным и отрицательным последст-

виям. При составлении сценария должна быть решена задача, связанная с

установлением логической последовательности событий, чтобы было

видно, как происходит переход системы из предыдущего состояния в по-

следующее. При этом эксперт должен отбирать только относящуюся к

конкретной ситуации информацию с учетом объективных закономерно-

стей развития. Необходимо показать, какими возможностями располагает

каждое «действующее лицо» для управления ходом процесса, перечислить

возможные варианты развития. Составление сценария с учетом этих тре-

бований – трудная задача.

Сценарий – это попытка подробно описать последовательность со-

бытий, с определенной вероятностью ведущих к конечному состоянию,

или учесть возможные последствия производимого выбора. Сценарии

представляют собой качественные описания, хотя и достаточно детализи-

рованные. Их основное достоинство – они позволяют объединить анализ

множества факторов. Назначение сценарного метода – обеспечение науч-

но обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях

управленческой деятельности.

Структура сценария состоит из содержательной и количественной

частей. Они напоминают литературные сценарии с прологом (история

развития объекта), основной частью (ситуация, требующая разработки

решения, цель решения, конфликт между участниками) и прологом (ре-

шения и возможные последствия). В содержательном плане сценарий

представляет собой практическую реализацию принципа последователь-

ного разрешения неопределенности. Все процедуры метода основаны на

сочетании содержательного логико-эвристического анализа и формальных

методов исследований.

Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описа-

тельную, объяснительную и предсказательную. Сценарий позволяет опре-

делить возможные траектории развития системы. В нем должны четко

быть описаны следующие параметры: внутренние факторы (причины про-

цесса саморазвития объекта); фоновые переменные (факторы внешней

среды); факторы управления (факторы, с помощью которых осуществля-

ется целенаправленное воздействие на систему и ее элементы); сценарные

переменные (факторы, значения которых непредсказуемы); индикаторы

(критичные к предельным состояниям параметра).

Процесс разработки сценария делится на два больших этапа: подгото-

вительный, или предсценарный, и сценарный.

Предсценарный этап – содержательное исследование и описание

прогнозируемых процессов, построение моделей системы и подготовка

всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап вы-

полняет описательную и объяснительную функции прогнозных исследо-

ваний.

На предсценарном этапе должна быть проведена вся подготовитель-

ная работа и получены следующие результаты:

– сформулированы цели, задачи и условия прогноза;

– собрана информация и составлено содержательное описание объек-

та прогнозирования, сформулирована рабочая гипотеза о механизме его

функционирования и развития;

– произведена декомпозиция системы (объекта);

 

 

– разработана формальная схема функционирования;

– сформулированы основные ограничения процессов функциониро-

вания и развития системы и определены индикаторы состояния системы;

– выбраны средние значения фоновых переменных, сценарных пара-

метров и альтернатив управления и построены базовые сценарии для сис-

темы в целом и ее элементов.

Сценарный этап обычно начинается с проведения расчетов по всем

базовым сценариям. Цель расчетов – проверка содержательных базовых

сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значе-

ний фоновых переменных и сценарных параметров, количественно-

качественный анализ сценариев. Процесс построения сценариев – это вы-

движение различных альтернатив развития рассматриваемой системы и

последующая проверка каждой из них. Последовательное сравнение аль-

тернатив обычно позволяет экспериментально определить основные тен-

денции развития и близкие к оптимальным траектории значений управ-

ляющих параметров. Разрабатываются 2-3 сценария. Преимущества дан-

ного метода: возможность заблаговременно выявить неэффективные с

точки зрения последствий решения; разработать несколько прогнозных

вариантов развития ситуации и спрогнозировать поведение объекта в ка-

ждой из них.

В настоящее время сценарный метод является одним из эффективных

методов разработки стратегических решений. Инструмент данного метода –

стратегические беседы как эффективный метод стратегической аналитики.

Результатом бесед должны стать количественные сценарии бизнес-

развития на определенную стратегическую перспективу. Стратегические

беседы должны быть целевыми, свободными, хорошо организованными.

Для этого необходимо правильно формировать соответствующие группы

персонала, направлять их на результативные обсуждения.

Метод сценариев – это инструмент, позволяющий получать информа-

цию для принятия ключевых решений по стратегии развития организации

в соответствующей перспективе. Он относится к комплексным методам

разработки альтернатив управленческого решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.037 с.)