Семинар 1. Что такое философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Что такое философия.



ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ

Философствование понимается как деятельность сознания по определению своих предметов и механизмов их осуществления. Поскольку процесс определения требует взаимодействия некоторого ряда механизмов создания, философствование реализуется как искусство, а теория философствования – как наука об искусстве давать определения. Философия как теория философствования может быть введена как теория самоописания сознания или «рефлексивная метамировоззренческая теория». Такая точка зрения на философию определяет ее как не сводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом из них не выводимое «философствование», т. е. глубоко личностное размышление человека о неповторимости его присутствия в мире. Подобный взгляд на философию возникает еще в античности и в конце ХХ века становится общепринятым.

 

Вопрос № 1.

Найдите в указанном отрывке определение философии в ее сравнении с наукой и мировоззрением.

 

Ответ: Философия как теория философствования может быть введена как теория самоописания сознания или «рефлексивная метамировоззренческая теория». Такая точка зрения на философию определяет ее как не сводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом из них не выводимое «философствование», т. е. глубоко личностное размышление человека о неповторимости его присутствия в мире.

 

 

Семинар 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

БУДДИЗМ

Самая влиятельная из неортодоксальных школ – буддизм. Чаще всего под буддизмом подразумевается одна из мировых религий. Однако первоначально буддизм возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Индии и в своем вероучении в большей степени основывается на предшествующей религиозно-философской традиции.

Вопрос № 1.

Назовите четыре «благородные истины» буддизма.

Ответ:

1. Благородная истина о страдании.

2. Благородная истина о происхождении причин страдания.

3. Благородная истина о возможности прекращении причин страдания.

4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

Вопрос № 2.

Что означает предлагаемый буддизмом «серединный путь»?

Ответ:

Срединный путь — понятие буддийских учений тхеравады и махаяны. Подробно рассмотренный в аспектах мудрости, нравственности и духовной дисциплины, он называется «восьмеричным путём». Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями; значит не впадать в крайности.

Вопрос № 3.

Дайте определение нирване и ее свойствам.

Ответ:

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

 

 

Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель (384–322 до н. э.) подверг критике взгляды своего учителя и предложил собственное учение. Раскрытию сути его подхода к миру посвящены сочинения «Метафизика» и «Физика». Аристотель проявляет себя как гений научного наблюдения и систематизации; его мыслительной манере свойственно последовательное деление сущего на сферы, которое предполагает на определенном уровне установление частной истины как положительного твердого знания о чем-либо. Теория идей Платона не могла остаться без критики Аристотеля. Ядро философии Аристотеля – метафизика – исследование первых причин.

Вопрос № 1.

основные контраргументы Аристотеля против учения Платона об идеях.

Ответ:

- с точки зрения Аристотеля, существующие вне вещей идеи Платона недостаточно доказаны. Доказательства либо слабы, либо противоречивы или, наконец, доказывают больше, чем надо. Если есть идеи всего, то есть идеи отрицания, идеи относительного, гибнущего, так что смерть, уничтожение, отношение также имеют свои идеи.

- по убеждению Аристотеля, столь же мало платоновские идеи способствуют и познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, раз они вне их, ибо сущность не может быть вне того, чего она есть сущность. Предполагая для каждой вещи одноименную с ней идею, платоники лишь совершенно бесполезно удвояют предметы.

 

Семинар 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СВЯЗИ С БОГОМ

В ТВОРЧЕСТВЕ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО. ТЕОРИЯ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМА

Крупнейшим представителем патристики является Августин Аврелий (Блаженный) (354–430) – епископ города Гиппона. В творчестве Августина, заложившем основы философского западноевропейского Средневековья, наиболее заметно выступают две основные проблемы: проблема человека и его связи с Богом («Исповедь») и концепция истории как единого всемирно-исторического процесса, осуществляющегося во имя достижения поставленной Богом цели. Наиважнейшим предметом познания является Бог, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Он является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря Богу, так и всякое благо происходит от него. Направленность к Богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья.

Вопрос № 1.

Чем Божественное творение отличается от Божественного творчества?

Ответ:

Человеческое творчество это волевой акт человека в творении истории и морально-этических норм - создания бытия актом воли человека из божественного небытия. Научное и художественное творостипенные виды деятельности. Божественное творение - это сотворенность мира природы вместе с человеком из божественного сверхприродного начала.

Вопрос № 2.

Что такое Град Земной и Град Божий?

Ответ:

Град земной - град, не ведающий Бога и жизни по учению Его, со своими страстями и пороками. Град Божий - недостижимый идеал, град, в которому соседствуют и процветают вера, надежда, любовь. Град Божий живет по заповедям, милостив и гостеприимен.

Семинар 5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СВОБОДЕ ЕГО ВОЛИ

Самой сложной для гуманистов оказывалась проблема свободы воли, ибо признание ее полноты неизбежно означало умаление божественного всемогущества и необходимость пересмотра всей картины мира, построенной на идеальных первоначалах. Поэтому от идеи Бога откажется только философия ХІХ века, мыслители же эпохи Возрождения в своих рассуждениях по данному вопросу пытались совместить свободу воли и божественное провидение, оставляя приоритет за свободой воли.

 

Вопрос № 1.

В чем видит Валла основное противоречие между свободой человеческой воли и божественным провидением?

 

Ответ:

Философское и теологическое понятие, отражавшее первоначально наблюдение, что человек способен выбирать между несколькими возможными линиями поведения, становясь в результате своего выбора причиной избранного им действия. С понятием свободы воли тесно связаны идеи Божественного провидения и Божественного всеведения


 

Семинар 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ЭМПИРИЗМ. СКЕПТИЦИЗМ Д. ЮМА

Еще один представитель эмпирического направления Давид (Дейвид) Юм (1711–1776) – шотландский философ, историк, экономист, в структуре человеческого опыта четко различает его «атомы» – впечатления, и идеи – копии впечатлений, полученные в результате оперирования нашего ума с данными органов чувств. Подробно исследовав мыслительные операции, происходящие в нашем сознании, Юм пришел к выводу, что непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основании наших чувственных впечатлений обеспечивается действием механизма ассоциации идей. Среди трех установленных им способов ассоциации идей Юм первостепенное значение отводит причинности, поскольку она позволяет получать такие сведения об окружающей действительности, которые хотя и не являются результатом непосредственных чувственных впечатлений, но тем не менее составляют большую часть содержания нашего опыта. В конечном итоге философ приходит к убеждению, что невозможно доказать полное соответствие между внутренним человеческим опытом и внешним миром, тем самым отстаивая позицию гносеологического скептицизма.

Вопрос № 1.

В чем, согласно Юму, заключается принцип причинно-следственной связи между объектами? Почему он убежден, что из этого принципа «выводится вся философия»?

Ответ:

На столе лежит бильярдный шар, а другой шар движет­ся к нему с известной скоростью. Они ударяются друг о друга, и шар, который прежде был в покое, теперь приоб­ретает движение. Это наиболее совершенный пример от­ношения причины и действия, какой мы только знаем из чувств или из размышления. Так обстоит дело, когда и причина, и следствие даны ощущениям. Посмотрим теперь, на чем основывается наш вывод, когда мы умозаключаем из наличия одного, что существует или не будет существовать другое. Предполо­жим, я вижу шар, двигающийся по прямой линии по на­правлению к другому; я немедленно заключаю, что они столкнутся, и что второй шар придет в движение. Это вы­вод от причины к действию. И такова природа всех наших рассуждений в житейской практике. На этом основана вся наша осведомленность в истории. Из этого выводится и вся философия, за исключением геометрии и арифметики. Ес­ли мы сможем объяснить, как получается вывод из столк­новения двух шаров, мы будем в состоянии объяснить эту операцию ума во всех случаях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.009 с.)