Методика проведения семинаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения семинаров



 

Успех семинара, одного из наиболее сложных видов учебных занятий, во многом зависит от качества подготовки к нему. Подготовка к семинару включает в себя комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

- составление тщательно продуманных методических указаний о проведении данного семинара для преподавателей;

- разработку письменных методических рекомендаций студентам к семинару;

- анализ итогов ранее проведенных данных семинаров и выработку мер по их совершенствованию;

- подготовку преподавателем личного развернутого рабочего плана проведения семинара;

- просмотр литературы и подбор наглядных пособий, схем, слайдов, видеофильмов к очередному семинару;

- оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение семинаров вообще и по отдельным темам в частности;

- организацию выставок новой литературы, пособий, стендов по наиболее сложным вопросам, выносимым на семинар, а также выставки лучших студенческих работ, конспектов и альбомов с выполненными практическими работами по оперативно-розыскной деятельности.

При подготовке к семинару следует оптимально сочетать общегрупповые и индивидуальные формы обучения. Общегрупповое обучение нередко не позволяет полностью учесть индивидуальные качества студентов. Вот почему важно умело сочетать различные формы работы в процессе подготовки к проведению семинаров, принимая во внимание специфику учебного материала, возможности студентов и самих преподавателей.

Для успешного проведения семинара также важно создание благоприятной морально-психологической обстановки в группе. Нужно, в частности, создать такой морально-психологический климат, соблюдать такие нормы педагогического такта в общении со студентами, чтобы обеспечить возможность свободных личностных общений в учебном процессе и развивать познавательный интерес студентов к изучаемой теме.

Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что для этого необходимо, по крайней мере, три обязательных момента – наличие положительных эмоций по отношению к учебной деятельности; познавательная направленность этих эмоций и непосредственный творческий мотив, идущий от учебной деятельности. Поэтому при проведении семинаров можно, например, создать ситуации эмоционально-нравственных переживаний при решении различных криминалистических задач.

Основным источником интереса к учебной деятельности служит прежде всего содержание. Для того, чтобы оно оказывала стимулирующее влияние, содержание обучения должно отвечать ряду требований: научности, связи с жизнью, систематичности и последовательности, комплексному образованию, воспитывающему и развивающему стремление к установлению истины и т.д. Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, приближение содержания к наиболее важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, к практике деятельности правоохранительных органов.

К методам стимулирования и мотивации обучения относятся также создание ситуаций познавательного спора, организация дискуссий. Известно, что в споре не только рождается истина, но она вызывает и повышенный интерес к теме. Ситуации спора, учебные дискуссии преподаватели создают на семинарах, предлагая студентам высказать свое мнение по тому или иному вопросу, обосновывать ту или иную точку зрения. Важное значение для вызова ситуации спора или дискуссии имеют вопросы типа: «А кто думает иначе?», «Есть ли другое мнение?». Такой прием нередко вызывает спор. Студенты невольно разделяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так дискуссия выступает в форме метода стимулирования интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к обучению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания человеком радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на его усилия в продолжении трудного обучения. Вот почему опытные преподаватели так подбирают индивидуальные задания, чтобы студенты, нуждающиеся в дополнительной помощи, получили на соответствующем этапы учебы ответы на доступные для них вопросы, а затем уже переходили к выполнению более сложных. Такой подход помогает людям преодолевать чувство неуверенности в своих знаниях, рождает у них новые силы, без чего невозможны дальнейшие успехи в учебе.

Перед проведением очередного семинара преподаватель должен составить развернутый рабочий план. В нем указываются: тема, время, место; рассматриваемые вопросы на семинаре, цель проведения (причем в рабочем плане следует указывать не только познавательные, но и воспитательные цели проведения каждого семинара), метод проведения семинара, дополнительные вопросы для развертывания дискуссий, необходимые факты и примеры из практики деятельности правоохранительных органов, из жизни и научных достижений.

В рабочем плане также должны найти отражение материальное обеспечение занятий (слайды, схемы, пособия, таблицы, диафильмы, видеофильмы и т.д.), необходимое для его проведения; ориентировочное распределение времени для обсуждения каждого вопроса; дополнительная литература по каждому вопросу, которую можно порекомендовать, если обсуждение той или иной проблемы вызывает повышенный интерес у студентов. Целесообразно перед семинаром интересоваться темами, которые изучают студенты в данное время по другим профилирующим дисциплинам, что позволяет конкретизировать вопросы, намеченные в плане как дополнительные.

Кроме того, в рабочем плане находит свое отражение и сам ход семинара. Имеющийся опыт преподавания оперативно-розыскной деятельности в высших учебных заведениях показывает целесообразность следующего хода семинара:

а) вступительное слово;

б) рассмотрение вопросов, выносимых на семинар;

в) подведение итогов.

В кратком вступительном слове должны найти свое отражение актуальность изучаемой темы, цель и метод занятия, обоснование необходимости изучения данной темы, связь с предыдущим материалом и возможно будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах.

Во вступительном слове следует также узнать, имеются ли у студентов к преподавателю вопросы по рассматриваемой теме. Как известно, даже после обстоятельной предсеминарской консультации, такие вопросы часто возникают у студентов, и учитывать их, безусловно, необходимо. Другое дело, как должен преподаватель реагировать на эти вопросы. По их содержанию можно судить, как подготовлен тот или иной студент, насколько глубоко он готовился к занятию, имеются ли какие-либо общие затруднения и чем они вызваны. Сразу следует ответить только на те вопросы, которые не нашли отражения на консультации или представляют интерес для предстоящего обсуждения темы.

Вопросы, свидетельствующие о несерьезной подготовке студента к семинару, должны быть отклонены преподавателем с соответствующей мотивировкой. По вопросам, которые предвосхищают семинар, предполагается подумать всем студентам и высказать по ним свое мнение в ходе занятия.

Порядок обсуждения вопросов плана может быть самый разнообразный. Он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием. В наиболее общей схеме его можно представить в такой последовательности:

1. Выступление по основным вопросам.

2. Вопросы к выступающему.

3. Анализ теоретических и методических достоинств и недостатков основного выступающего.

4. Дополнения и замечания по выступлению.

5. Заключительный ответ основного выступающего в связи с замечаниями и дополнениями товарищей.

6. Заключение преподавателя.

В то же время при реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово по каждому вопросу плана ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе – желающие выступить или студенты, которых ранее наметил у себя в рабочем плане преподаватель. Таким образом, и при таком способе проведения семинара принцип добровольности должен сочетаться с обязательными вызовами.

Если в ходе рассмотрения вопросов семинара возникла дискуссия, что наиболее желательно, то плодотворность столкновения мнений, суждений и выводов будет обеспечиваться лишь в том случае, когда полемика протекает в атмосфере коллективного творчества, взаимоуважения и с соблюдением ряда требований:

а) принципиальность, умение спорить по существу, а не из-за пустяков. В этическом плане это требование выражается в том, чтобы избегать в дискуссии оскорбительных реплик и замечаний;

б) уважение к точке зрения оппонента, стремление понять ее, прежде чем критиковать;

в) выдержка и содержательность, позволяющие тщательно здраво взвесить чужую мысль, сформулировать собственную;

г) стремление установить истину, а не показать свою эрудицию и красноречие;

д) скромность и самокритичность, умение с достоинством признать свое поражение, шаткость своих доводов и своевременно отклониться от полемики, пока не продуманы новые убедительные аргументы.

Заключительное словопреподавателя обусловливается содержанием семинара и результатами обсуждения на нем поставленных проблем. Оно может быть высказано как после обсуждения отдельного вопроса, так и по итогам семинара в целом.

В конце семинара, подводя итоги, преподаватель должен оценить уровень обсуждения вопросов в целом, подчеркнуть существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и практическое значение, углубить то, что по его мнению, освещено недостаточно весомо, охарактеризовать и оценить сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и глубокую мысль какого-либо из студентов, высказывать советы желающим ознакомиться с дополнительной литературой, если он заметил обостренный интерес к какому-либо вопросу, а также определить задачи по подготовке к следующему занятию.

В заключительной части семинара преподаватель должен дополнить и уточнить вопросы, оказавшиеся нераскрытыми, определить порядок самостоятельной работы студентов по дальнейшему изучению заключительного раздела криминалистики и нацелить их на подготовку к предстоящим занятиям по овладению особенностями организации предупреждения, раскрытия и расследования отдельных видов преступлений.

 

IV. Планы семинарских и практических занятий

4.1. Планы семинарских и практических занятий для студентов очной формы обучения

Семинар № 1.

Тема: Понятие, содержание, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

Время семинара: 2 часа

Цель:

- получение студентами знания основ оперативно-розыскной деятельности, как науки ОРД, учебной дисциплины ОРД и практической деятельности субъектов ОРД;

- оказание помощи студентам в изучении нормативных правовых актов, специальной

литературы и практики по данной дисциплине

- подготовка студентов как юристов, способных оказывать квалифицированную юридическую помощь по вопросам конституционных прав граждан и сотрудников правоохранительных органов.

Задачи:

- показать отличие ОРД от другой юридической деятельности;

- раскрыть соотношение ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью, с криминалистикой, криминологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом;

- изучить становление оперативно-розыскной деятельности в России;

- раскрыть теоретическое и практическое значение содержание оперативно-розыскной деятельности;

- дать законодательное и научное определение понятия ОРД;

- раскрыть предмет, цель, задачи, виды и формыОРД;

Вопросы к обсуждению:

1. Оперативно-розыскная деятельность как наука и как учебная дисциплина.

2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, внутренние разновидности и формы осуществления.

3.Цели и задачиоперативно-розыскнойдеятельности.

Задания для самостоятельной работы:

- изучение обязательных и дополнительных указанных источников литературы.

Практикум: 1,2,3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.017 с.)