Семинар 7. Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 7. Немецкая классическая философия



АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ

4.1. Суть своей философской системы сам Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) выразил так: «Согласно кантовской философии, вещи, о которых мы знаем, суть лишь явления для нас, а в себе они остаются для нас недоступными и потусторонними. Этот субъективный идеализм, согласно которому то, что составляет содержание нашего сознания, есть лишь только наше содержание, непредубежденное сознание справедливо отвергает. Истинное положение вещей на деле таково, что вещи, о которых мы непосредственно знаем, суть простые явления не только для нас, но также и в себе, и настоящее определение конечных вещей состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее. Это понимание вещей также должно называться идеализмом, но в отличие от субъективного идеализма критической философии мы должны его назвать абсолютным идеализмом». Самопознание Абсолютной идеи становится сутью философии Гегеля. А природный и социальный миры предстают в его учении как результат самоотчуждения Абсолютной идеи.

 

Вопрос № 1.

Почему именно абсолютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему?

 

Ответ:

Исходным понятием в абсолютном идеализме Гегеля высту­пает «Абсолютная идея». Первое и основное определение Абсо­лютной идеи — разум, «мышление, подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», которое «выходит за пре­делы всех их и составляет основание всего» — и природных ка­таклизмов, и социальных явлений, и человеческий действий. Сама по себе Абсолютная идея есть лишь неопре­деленная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», которая, коль скоро мы хотим видеть наш разум абсолютным идеальным первоначалом мира и чело­века, нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: Ло­гику, философию природы, Философию духа.

 

 

Семинар 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ –НАЧАЛА ХХ СТ.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ З. ФРЕЙДА

4.1. Зигмунд Фрейд (1856–1939) – всемирно-известный австрийский врач-психиатр и философ, опроверг расхожее представление классической философии о том, что сознание представляет собой нечто абсолютно однородное и в этом своем качестве, является единственным носителем человеческого «Я». В предложенной Фрейдом модели человеческая личность предстает как структура, состоящая из трех чрезвычайно сложно взаимодействующих между собой компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – глубинный, бессознательный слой, почти на биологическом уровне обуславливающий базовые побуждения к человеческой деятельности, прежде всего сексуального плана (либидо). «Я» представляет собой сознание в собственном смысле слова, рационализирующее мысли, слова, поступки человека. По мнению Фрейда, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто это было его собственной волей». «Сверх-Я» – слой высших, социально значимых идеалов и норм человеческого поведения, который вырабатывается в процессе образования и воспитания и призван разрешать, как правило, в пользу Я, указанный выше конфликт между сознательным и бессознательным.

4.2. Фрейд демонстрирует возможности психоанализа для решения философских вопросов происхождения общества, морали и религии, тем самым выводя его за рамки психотерапевтического метода. Проблема развития культуры тесно переплетается в наследии Фрейда с освещением вопросов о происхождении и сущности религии. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека.

 

 

Вопрос № 1.

Какова цель психоанализа? Какими двумя путями она достигается?

 

Ответ:

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким какневроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

 

Семинар 9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Наиболее «современная» разновидность позитивизма – постпозитивизм – в лице своего наиболее известного представителя – Карла Раймонда Поппера (1902–1994) – крупного западного философа, называющего себя «критическим рационалистом», для решения традиционного для позитивизма вопроса о научном знании выдвигает концепцию фальсифицируемости, или опровергаемости. По мнению Поппера, предложенный им критерий в принципе не дает ответа на вопрос, какие высказывания являются научными, а какие – нет, зато помогает решать известную со времен философии Нового времени проблему демаркации – «выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, “метафизическими” системами – с другой». Тем самым дается предварительное определение того, какие высказывания наука может использовать для дальнейшей работы, а какие ей попросту не нужны. Внутри же самой науки, полагает Поппер, нет и не может быть окончательных оснований, поэтому она должна стремиться к постоянной фальсификации своих основоположений (путем выдвижения фальсифицирующих гипотез) и таким образом находится в процессе постоянного развития.

 

Вопрос № 1.

Дайте определение фальсифицируемости. Каков механизм осуществления фальсификации тех или иных положений науки?

 

Ответ:

Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

 

 

Семинар 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

СЛАВЯНОФИЛЫ

Идеи Чаадаева не были однозначно восприняты русским обществом и стали отправной точкой для спора между славянофилами и западниками. Славянофилы определяли устои русской жизни при помощи трех слов: православие, самодержавие и народность. Первым в этом направлении следует отметить Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) и не по хронологическим соображениям, а потому, что в нем ярче, чему других, выразилось разложение морального и эстетического гуманизма. «Естественный» аморализм современного ему человека Гоголь связывает с тем, что в нем доминирует эстетическое начало. У мыслителя есть много глубоких и существенных критических размышлений о западной культуре, но не в этом основной смысл построений Гоголя, а в утверждении, что в Православной Церкви «заключена возможность разрешения всех вопросов, которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством». Эта мысль стала исходным пунктом для целого ряда русских мыслителей. За раскрытие ее в конкретной системе взялась группа славянофилов, во главе с Алексеем Степановичем Хомяковым, Константином Сергеевичем Аксаковым и Иваном Васильевичем Киреевским.

 

Вопрос № 1.

Что такое новый «эон»?

 

Ответ:

Эон (от др.-греч. αἰών — «век, эпоха, вечность», время жизни, поколение) — понятие в древнегреческой философии, обозначающее течение жизни человека, жизненный путь.

 

 

Семинар 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

БЫТИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ

В философской литературе подходу к бытию как субстанции, т. е. постоянной, вечной и неизменной основе и сущности мира, также противопоставляется взгляд на бытие как становление: «идея о том, что бытие предполагает изменение, то есть, что бытие есть становление, связана с именами двух величайших и самых бескомпромиссных философов периода зарождения и расцвета западной философии: Гераклита и Гегеля. Все живое может существовать только в процессе становления, только изменяясь. В логическом учении Гегеля становление трактуется как движение, в котором первоначальные антитезы мыслящего духа – «чистое бытие» и «ничто» – переходят друг в друга, благодаря чему становление оказывается границей их взаимного соотношения. Становление у Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопределенности в определенность, т. е. переход «чистого бытия» в какую-либо определенную его форму («наличное бытие»). В его идеалистической системе становление есть развёртывание, раскрытие абсолютной идеи.

 

 

Вопрос № 1.

В чем суть диалектики Гераклита?

 

Ответ:

Гераклит развил учение о вечном становлении и изменчивости бытия.
Основа всего - огонь. Путем его сгущения возникают вещи, а затем путем разложения вновь превращаются в огонь. Это ему принадлежит фраза "В одну реку нельзя войти дважды". Он считал что все постоянно меняется, нет ничего неизменного. Противоположности находятся в постоянной борьбе, и в результате их борьбы рождается гармония. Т. е. Гегель разрабатывая свою диалектику очень много почерпнул именно у Гераклита.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.022 с.)