Звягинцев Никита Владимирович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звягинцев Никита Владимирович



Вариант № 4

 

 

Выполнил: студент гр. № з 13221/1

Звягинцев Никита Владимирович

 

 

Принял: (должность/учёное звание)

Березовская Ирина Петровна

 

 

Санкт-Петербург 2016 год.

 

 

Содержание

Семинар 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?. 2

4. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ.. 2

Семинар 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 3

4. БУДДИЗМ... 3

Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 4

4. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ.. 4

Семинар 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 5

4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СВЯЗИ С БОГОМ... 5

Семинар 5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 6

4. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СВОБОДЕ ЕГО ВОЛИ.. 6

Семинар 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 7

4.ЭМПИРИЗМ. СКЕПТИЦИЗМ Д. ЮМА.. 7

Семинар 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 9

4. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ.. 9

Семинар 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ –НАЧАЛА ХХ СТ. 10

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ З. ФРЕЙДА.. 10

Семинар 9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 12

4. ПОСТПОЗИТИВИЗМ... 12

Семинар 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

4. СЛАВЯНОФИЛЫ... 14

Семинар 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ.. 15

4. БЫТИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ.. 15

Семинар 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.. 16

4. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В МАРКСИЗМЕ.. 16

Семинар 13. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 18

4. ПОЗИЦИЯ РАЦИОНАЛИЗМА.. 18

Семинар 14. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.. 19

4. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА.. 19

Семинар 15. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.. 20

4. ЦИКЛИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.. 20

Семинар 16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 21

4. ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.. 21

Список использованной литературы.. 23

 

Семинар 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ

Философствование понимается как деятельность сознания по определению своих предметов и механизмов их осуществления. Поскольку процесс определения требует взаимодействия некоторого ряда механизмов создания, философствование реализуется как искусство, а теория философствования – как наука об искусстве давать определения. Философия как теория философствования может быть введена как теория самоописания сознания или «рефлексивная метамировоззренческая теория». Такая точка зрения на философию определяет ее как не сводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом из них не выводимое «философствование», т. е. глубоко личностное размышление человека о неповторимости его присутствия в мире. Подобный взгляд на философию возникает еще в античности и в конце ХХ века становится общепринятым.

 

Вопрос № 1.

Найдите в указанном отрывке определение философии в ее сравнении с наукой и мировоззрением.

 

Ответ: Философия как теория философствования может быть введена как теория самоописания сознания или «рефлексивная метамировоззренческая теория». Такая точка зрения на философию определяет ее как не сводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом из них не выводимое «философствование», т. е. глубоко личностное размышление человека о неповторимости его присутствия в мире.

 

 

Семинар 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

БУДДИЗМ

Самая влиятельная из неортодоксальных школ – буддизм. Чаще всего под буддизмом подразумевается одна из мировых религий. Однако первоначально буддизм возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Индии и в своем вероучении в большей степени основывается на предшествующей религиозно-философской традиции.

Вопрос № 1.

Назовите четыре «благородные истины» буддизма.

Ответ:

1. Благородная истина о страдании.

2. Благородная истина о происхождении причин страдания.

3. Благородная истина о возможности прекращении причин страдания.

4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

Вопрос № 2.

Что означает предлагаемый буддизмом «серединный путь»?

Ответ:

Срединный путь — понятие буддийских учений тхеравады и махаяны. Подробно рассмотренный в аспектах мудрости, нравственности и духовной дисциплины, он называется «восьмеричным путём». Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями; значит не впадать в крайности.

Вопрос № 3.

Дайте определение нирване и ее свойствам.

Ответ:

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

 

 

Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель (384–322 до н. э.) подверг критике взгляды своего учителя и предложил собственное учение. Раскрытию сути его подхода к миру посвящены сочинения «Метафизика» и «Физика». Аристотель проявляет себя как гений научного наблюдения и систематизации; его мыслительной манере свойственно последовательное деление сущего на сферы, которое предполагает на определенном уровне установление частной истины как положительного твердого знания о чем-либо. Теория идей Платона не могла остаться без критики Аристотеля. Ядро философии Аристотеля – метафизика – исследование первых причин.

Вопрос № 1.

основные контраргументы Аристотеля против учения Платона об идеях.

Ответ:

- с точки зрения Аристотеля, существующие вне вещей идеи Платона недостаточно доказаны. Доказательства либо слабы, либо противоречивы или, наконец, доказывают больше, чем надо. Если есть идеи всего, то есть идеи отрицания, идеи относительного, гибнущего, так что смерть, уничтожение, отношение также имеют свои идеи.

- по убеждению Аристотеля, столь же мало платоновские идеи способствуют и познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, раз они вне их, ибо сущность не может быть вне того, чего она есть сущность. Предполагая для каждой вещи одноименную с ней идею, платоники лишь совершенно бесполезно удвояют предметы.

 

Семинар 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СВЯЗИ С БОГОМ

В ТВОРЧЕСТВЕ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО. ТЕОРИЯ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМА

Крупнейшим представителем патристики является Августин Аврелий (Блаженный) (354–430) – епископ города Гиппона. В творчестве Августина, заложившем основы философского западноевропейского Средневековья, наиболее заметно выступают две основные проблемы: проблема человека и его связи с Богом («Исповедь») и концепция истории как единого всемирно-исторического процесса, осуществляющегося во имя достижения поставленной Богом цели. Наиважнейшим предметом познания является Бог, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Он является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря Богу, так и всякое благо происходит от него. Направленность к Богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья.

Вопрос № 1.

Чем Божественное творение отличается от Божественного творчества?

Ответ:

Человеческое творчество это волевой акт человека в творении истории и морально-этических норм - создания бытия актом воли человека из божественного небытия. Научное и художественное творостипенные виды деятельности. Божественное творение - это сотворенность мира природы вместе с человеком из божественного сверхприродного начала.

Вопрос № 2.

Что такое Град Земной и Град Божий?

Ответ:

Град земной - град, не ведающий Бога и жизни по учению Его, со своими страстями и пороками. Град Божий - недостижимый идеал, град, в которому соседствуют и процветают вера, надежда, любовь. Град Божий живет по заповедям, милостив и гостеприимен.

Семинар 5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СВОБОДЕ ЕГО ВОЛИ

Самой сложной для гуманистов оказывалась проблема свободы воли, ибо признание ее полноты неизбежно означало умаление божественного всемогущества и необходимость пересмотра всей картины мира, построенной на идеальных первоначалах. Поэтому от идеи Бога откажется только философия ХІХ века, мыслители же эпохи Возрождения в своих рассуждениях по данному вопросу пытались совместить свободу воли и божественное провидение, оставляя приоритет за свободой воли.

 

Вопрос № 1.

В чем видит Валла основное противоречие между свободой человеческой воли и божественным провидением?

 

Ответ:

Философское и теологическое понятие, отражавшее первоначально наблюдение, что человек способен выбирать между несколькими возможными линиями поведения, становясь в результате своего выбора причиной избранного им действия. С понятием свободы воли тесно связаны идеи Божественного провидения и Божественного всеведения


 

ЭМПИРИЗМ. СКЕПТИЦИЗМ Д. ЮМА

Еще один представитель эмпирического направления Давид (Дейвид) Юм (1711–1776) – шотландский философ, историк, экономист, в структуре человеческого опыта четко различает его «атомы» – впечатления, и идеи – копии впечатлений, полученные в результате оперирования нашего ума с данными органов чувств. Подробно исследовав мыслительные операции, происходящие в нашем сознании, Юм пришел к выводу, что непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основании наших чувственных впечатлений обеспечивается действием механизма ассоциации идей. Среди трех установленных им способов ассоциации идей Юм первостепенное значение отводит причинности, поскольку она позволяет получать такие сведения об окружающей действительности, которые хотя и не являются результатом непосредственных чувственных впечатлений, но тем не менее составляют большую часть содержания нашего опыта. В конечном итоге философ приходит к убеждению, что невозможно доказать полное соответствие между внутренним человеческим опытом и внешним миром, тем самым отстаивая позицию гносеологического скептицизма.

Вопрос № 1.

В чем, согласно Юму, заключается принцип причинно-следственной связи между объектами? Почему он убежден, что из этого принципа «выводится вся философия»?

Ответ:

На столе лежит бильярдный шар, а другой шар движет­ся к нему с известной скоростью. Они ударяются друг о друга, и шар, который прежде был в покое, теперь приоб­ретает движение. Это наиболее совершенный пример от­ношения причины и действия, какой мы только знаем из чувств или из размышления. Так обстоит дело, когда и причина, и следствие даны ощущениям. Посмотрим теперь, на чем основывается наш вывод, когда мы умозаключаем из наличия одного, что существует или не будет существовать другое. Предполо­жим, я вижу шар, двигающийся по прямой линии по на­правлению к другому; я немедленно заключаю, что они столкнутся, и что второй шар придет в движение. Это вы­вод от причины к действию. И такова природа всех наших рассуждений в житейской практике. На этом основана вся наша осведомленность в истории. Из этого выводится и вся философия, за исключением геометрии и арифметики. Ес­ли мы сможем объяснить, как получается вывод из столк­новения двух шаров, мы будем в состоянии объяснить эту операцию ума во всех случаях.

 

 

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ

4.1. Суть своей философской системы сам Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) выразил так: «Согласно кантовской философии, вещи, о которых мы знаем, суть лишь явления для нас, а в себе они остаются для нас недоступными и потусторонними. Этот субъективный идеализм, согласно которому то, что составляет содержание нашего сознания, есть лишь только наше содержание, непредубежденное сознание справедливо отвергает. Истинное положение вещей на деле таково, что вещи, о которых мы непосредственно знаем, суть простые явления не только для нас, но также и в себе, и настоящее определение конечных вещей состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее. Это понимание вещей также должно называться идеализмом, но в отличие от субъективного идеализма критической философии мы должны его назвать абсолютным идеализмом». Самопознание Абсолютной идеи становится сутью философии Гегеля. А природный и социальный миры предстают в его учении как результат самоотчуждения Абсолютной идеи.

 

Вопрос № 1.

Почему именно абсолютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему?

 

Ответ:

Исходным понятием в абсолютном идеализме Гегеля высту­пает «Абсолютная идея». Первое и основное определение Абсо­лютной идеи — разум, «мышление, подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», которое «выходит за пре­делы всех их и составляет основание всего» — и природных ка­таклизмов, и социальных явлений, и человеческий действий. Сама по себе Абсолютная идея есть лишь неопре­деленная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», которая, коль скоро мы хотим видеть наш разум абсолютным идеальным первоначалом мира и чело­века, нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: Ло­гику, философию природы, Философию духа.

 

 

Вопрос № 1.

Какова цель психоанализа? Какими двумя путями она достигается?

 

Ответ:

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким какневроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

 

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Наиболее «современная» разновидность позитивизма – постпозитивизм – в лице своего наиболее известного представителя – Карла Раймонда Поппера (1902–1994) – крупного западного философа, называющего себя «критическим рационалистом», для решения традиционного для позитивизма вопроса о научном знании выдвигает концепцию фальсифицируемости, или опровергаемости. По мнению Поппера, предложенный им критерий в принципе не дает ответа на вопрос, какие высказывания являются научными, а какие – нет, зато помогает решать известную со времен философии Нового времени проблему демаркации – «выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, “метафизическими” системами – с другой». Тем самым дается предварительное определение того, какие высказывания наука может использовать для дальнейшей работы, а какие ей попросту не нужны. Внутри же самой науки, полагает Поппер, нет и не может быть окончательных оснований, поэтому она должна стремиться к постоянной фальсификации своих основоположений (путем выдвижения фальсифицирующих гипотез) и таким образом находится в процессе постоянного развития.

 

Вопрос № 1.

Дайте определение фальсифицируемости. Каков механизм осуществления фальсификации тех или иных положений науки?

 

Ответ:

Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

 

 

СЛАВЯНОФИЛЫ

Идеи Чаадаева не были однозначно восприняты русским обществом и стали отправной точкой для спора между славянофилами и западниками. Славянофилы определяли устои русской жизни при помощи трех слов: православие, самодержавие и народность. Первым в этом направлении следует отметить Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) и не по хронологическим соображениям, а потому, что в нем ярче, чему других, выразилось разложение морального и эстетического гуманизма. «Естественный» аморализм современного ему человека Гоголь связывает с тем, что в нем доминирует эстетическое начало. У мыслителя есть много глубоких и существенных критических размышлений о западной культуре, но не в этом основной смысл построений Гоголя, а в утверждении, что в Православной Церкви «заключена возможность разрешения всех вопросов, которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством». Эта мысль стала исходным пунктом для целого ряда русских мыслителей. За раскрытие ее в конкретной системе взялась группа славянофилов, во главе с Алексеем Степановичем Хомяковым, Константином Сергеевичем Аксаковым и Иваном Васильевичем Киреевским.

 

Вопрос № 1.

Что такое новый «эон»?

 

Ответ:

Эон (от др.-греч. αἰών — «век, эпоха, вечность», время жизни, поколение) — понятие в древнегреческой философии, обозначающее течение жизни человека, жизненный путь.

 

 

Семинар 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

БЫТИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ

В философской литературе подходу к бытию как субстанции, т. е. постоянной, вечной и неизменной основе и сущности мира, также противопоставляется взгляд на бытие как становление: «идея о том, что бытие предполагает изменение, то есть, что бытие есть становление, связана с именами двух величайших и самых бескомпромиссных философов периода зарождения и расцвета западной философии: Гераклита и Гегеля. Все живое может существовать только в процессе становления, только изменяясь. В логическом учении Гегеля становление трактуется как движение, в котором первоначальные антитезы мыслящего духа – «чистое бытие» и «ничто» – переходят друг в друга, благодаря чему становление оказывается границей их взаимного соотношения. Становление у Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопределенности в определенность, т. е. переход «чистого бытия» в какую-либо определенную его форму («наличное бытие»). В его идеалистической системе становление есть развёртывание, раскрытие абсолютной идеи.

 

 

Вопрос № 1.

В чем суть диалектики Гераклита?

 

Ответ:

Гераклит развил учение о вечном становлении и изменчивости бытия.
Основа всего - огонь. Путем его сгущения возникают вещи, а затем путем разложения вновь превращаются в огонь. Это ему принадлежит фраза "В одну реку нельзя войти дважды". Он считал что все постоянно меняется, нет ничего неизменного. Противоположности находятся в постоянной борьбе, и в результате их борьбы рождается гармония. Т. е. Гегель разрабатывая свою диалектику очень много почерпнул именно у Гераклита.

 

Вопрос № 1.

Каково важнейшее качество человека, позволяющее ему отличаться от животного и выделяться из окружающей его природы?

 

Ответ:

Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым, наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей чело­веческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду.

 

 

ПОЗИЦИЯ РАЦИОНАЛИЗМА

Позиция, утверждающая, что наука должна исходить из «истин разума», из выработанных разумом понятий, и формулировать законы с помощью чисто логических рассуждений – позиция рационализма. Как и эмпиризм, рационализм наталкивается на непреодолимую трудность. Дело в том, что разум может вообще вывести что-либо только тогда, когда есть из чего выводить. У всякого умозаключения должны быть исходные посылки, из которых делается вывод. Значит, чтобы разум мог логически вывести всеобщие рассуждения, законы, надо предварительно уже иметь в мышлении какие-то исходные посылки. Декарт полагал, что в нашем разуме содержатся «врожденные идеи». Кант разработал учение, в котором сумел соединить тезис эмпиризма «все знания из опыта» с тезисом рационализма «в разуме заложены априорные истины». Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, а ум подводит их под понятия. Самые общие понятия, представляющие «условия мыслимости» каких угодно предметов – это категории. Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знаниями. Полученные в опыте ощущения субъективны и хаотичны. Они не составляют объективного знания, пока не будут подвергнуты категориальному синтезу. Из этого положения Гегель делает вывод, что «истинно-сущим» бытием обладает лишь категориальное мышление как таковое – разум, который мыслит и созидает природу по своим законам. Гегель называет этот разум «Абсолютной идеей».

Вопрос № 1.

Почему не стоит доверять чувствам?

Ответ:

Чувства не врут в одном: если человек чувствует в себе чувство, значит - сейчас у него какое-то чувство есть. А вот какое это чувство, долго ли оно у него пробудет и как повлияет на его решения и поведение, чувство сказать не может. Чувство ничего не знает и ни за что не отвечает.

Чувства - отражение человека, и если человек импульсивен и не ответственен, то также импульсивны и не ответственны его чувства.

Вопрос № 1.

На каком основании Руссо считает всех людей в обществе равными?

 

Ответ:

Первоначальное соглашение не только не уничтожает естественное равенство людей, а напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое равенство; и хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву.

 

ЦИКЛИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Корни циклического направления уходят в мифологическое сознание, видевшее в круговороте природных явлений образец процессов в общественной жизни и сожалевшее об ушедшем «золотом веке» в истории человечества. Оно рассматривает историко-культурный процесс как смену некоторого числа уникальных и неповторимых цивилизаций, культур и т. д., каждая из которых проходит полный цикл периодов существования – от «рождения» до «смерти». Многие из идей, составивших сущность циклического направления, были высказаны еще в конце прошлого века в книге русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа» (1871). Однако ввиду того, что Данилевский своей теорией стремился обосновать великую историческую миссию России, широкого распространения в других странах его идеи не получили. После Первой мировой войны, подорвавшей духовные основы всей европейской культуры – прежде всего веру в прогресс, главным носителем которого для остального мира выступала «просвещенная» Европа, европейское человечество начинает прислушиваться и к альтернативным идеям. Первым высказал их в своей книге «Закат Европы» (тт. 1–2, 1918–1922) Освальд Шпенглер – немецкий философ и историк, представитель «философии жизни».

Вопрос № 1.

Когда, по мнению Шпенглера, начался «закат Европы»?

Ответ:

по мнению Шпенглера «закат Европы» начался в 19 веке.

К. ЛЕБАК

Страшилы на стене

К «франкенштейновскому фактору» относят страхи пе­ред изменением свойств человеческой расы, порождением новых, невиданных опасностей для человека. Люди страшатся появления некоего чудовища, монстра, который в один прекрасный день выйдет из повиновения. Опасаются, что преодоление нами естественных, поставленных самой природой барьеров нанесет непоправимый ущерб всему человечеству, что подобные попытки будут делаться из корыстных побуждений, в погоне за славой и богатством. Все это еще усугубляется той скоростью, с которой разворачиваются события, непредсказуемостью направления и динамики развития. Как бы тщательно ни подходили к организации самих исследований, всегда остается (хотя бы теоретически) вероятность, что в результате их возникнет нечто, совершенно отличное от желаемого, нечто, что представляет угрозу человечеству, будь то на физическом, моральном или социальном уровне. Пока остаются неразрешенные технические, этические или юридические проблемы, призрак «Франкенштейна» будет преследовать нас.

Часть указанных проблем пока просто не имеет решения, и такое положение может некоторое время сохраняться. Другие в принципе не поддаются разрешению. К ним следует отнестись со всей серьезностью. Потребуются и решительные меры и многочисленные дискуссии по вопросам этики! «Страшилы» и впрямь устроились на стене.

Когда люди сталкиваются с чем-то качественно новым, часто используют выражение «брать на себя роль самого Господа». «Играть роль Бога» – это распространять человеческие знания и власть над природой в дотоле неведомые области. Человек познает на этом пути Неведомое, но вместе с тем перед ним возникают новые проблемы и тревоги.

 

Вопрос № 1.

Какие философские основания появления глобальных проблем современности называются автором?

 

 

Ответ:

Причины глобальных проблем современности, может быть, кроются в особенностях западного способа мышления, ориентированного на познание и преобразование мира.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Хрестоматия по философии (в электронном виде).

2. В.В. Ильин (учебное пособие) история философии.

 

Вариант № 4

 

 

Выполнил: студент гр. № з 13221/1

Звягинцев Никита Владимирович

 

 

Принял: (должность/учёное звание)

Березовская Ирина Петровна

 

 

Санкт-Петербург 2016 год.

 

 

Содержание

Семинар 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?. 2

4. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ.. 2

Семинар 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 3

4. БУДДИЗМ... 3

Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 4

4. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ.. 4

Семинар 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 5

4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СВЯЗИ С БОГОМ... 5

Семинар 5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 6

4. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СВОБОДЕ ЕГО ВОЛИ.. 6

Семинар 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 7

4.ЭМПИРИЗМ. СКЕПТИЦИЗМ Д. ЮМА.. 7

Семинар 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 9

4. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ.. 9

Семинар 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ –НАЧАЛА ХХ СТ. 10

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ З. ФРЕЙДА.. 10

Семинар 9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 12

4. ПОСТПОЗИТИВИЗМ... 12

Семинар 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

4. СЛАВЯНОФИЛЫ... 14

Семинар 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ.. 15

4. БЫТИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ.. 15

Семинар 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.. 16

4. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В МАРКСИЗМЕ.. 16

Семинар 13. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 18

4. ПОЗИЦИЯ РАЦИОНАЛИЗМА.. 18

Семинар 14. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.. 19

4. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА.. 19

Семинар 15. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.. 20

4. ЦИКЛИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.. 20

Семинар 16. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 21

4. ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.. 21

Список использованной литературы.. 23

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.12 с.)