ТОП 10:

Семинары с заслушиванием студенческих докладов



Семинары в такой форме могут проходить интересно, но для этого их нужно тщательно подготавливать.

Практикуется и такая интересная форма проведения семинаров, как диспут.. Диспут – не просто изложение своих мыслей, своих знаний, а, как известно – это спор по каким-то теоретическим вопросам. Как уже было отмечено ранее, такую форму семинарского занятия предпочтительно использовать при ознакомлении с темой «логические основы теории аргументации», которая предоставляет достаточно широкие возможности для плодотворного применения этой формы семинара.

Контрольная письменная работа на семинаре. Это также один из видов семинарского занятия по логике. Его преимущество состоит в том, что он позволяет опрашивать сразу всю группу и осуществлять контроль самостоятельной работой студентов. Контрольная работа чаще всего проводится по теме семинарского занятия.

Методика подготовки к семинарским занятиям

При подготовке к семинарским занятиям, независимо от темы и вида семинара, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма, который существенно облегчит самостоятельную работу при подборе материала.

1. Определение темы и плана семинарского занятия

Тема и план предстоящего семинарского занятия сообщаются преподавателем на занятии, а затем на текущем семинаре.
Но также тематику семинара и его примерное содержание можно узнать из учебной программы дисциплины и методических указаний по подготовке к семинарским занятиям. Методические указания, помимо плана, содержат перечень рекомендуемой литературы к каждому семинару.

2. Подбор материала по вопросам семинарского занятия

Для эффективной работы по раскрытию вопросов семинарского занятия студент должен внимательно прочесть текст лекции по заданной теме. Прочитав лекцию, вы будете лучше ориентироваться в выборе необходимого вам материала .Для раскрытия вопросов семинарского занятия используйте в первую очередь ту литературу, которую рекомендовал преподаватель или которая дана в методических указаниях. Также необходимо использовать словари, энциклопедическую литературу и материал хрестоматий.

3.Работа с подобранным к семинарскому занятию материалом

Основными видами такой работы являются конспектирование, цитирование, реферирование. Рассмотрим более подробно конспектирование и цитирование. Написанию и оформлению реферата посвящен отдельный раздел данных методических указаний.

Конспектирование

Конспект – это краткая запись или краткое изложение содержания чего-либо. При конспектировании материала учебного пособия, учебника необходимо придерживаться следующих правил. Конспект – это краткое, но не обрывочное содержание материала, поэтому все части конспекта должны быть логически взаимосвязаны, а основные понятия, наиболее важные моменты выделены. Для составления конспекта параграфа или раздела учебной литературы вам необходимо сначала бегло просмотреть весь текст, чтобы выяснить наличие в нем интересующего вас материала, затем внимательно прочитать, аккуратно выделяя карандашом наиболее важные его части, и только после этого приступать к конспектированию.

При записи конспекта желательно каждую новую мысль начинать с новой строки, оставляя между мини-абзацами небольшой отступ.
В «сплошном» тексте вам будет сложно быстро сориентироваться.
Все специализированные философские и логические термины необходимо расшифровывать (в скобках в тексте или на полях тетради), используя для этого философский словарь, словари по логике.

Конспект – это письменная форма изложения материала, но не готовый текст вашего устного выступления (!). Оно строится на материале вашего конспекта, но не является его простым прочтением вслух. Очень часто студенты не умеют выстраивать устное выступление, заменяя его чтением всего конспекта, а иногда и непроработанного материала откопированного из учебника или распечатанного из ресурсов Интернет.
Последнее выглядит весьма плачевно и как ответ на вопрос семинарского занятия не зачитывается.

Для того чтобы выстроить устное выступление на семинаре, вам необходимо продумать его план (как начнете выступление, о чем расскажете в первую очередь, на чем из законспектированного вами остановитесь подробнее, какие цитаты зачитаете, чем закончите свое выступление) и раскрыть все пункты этого плана в виде небольших тезисов (можно отметить их в конспекте, но в этом случае от волнения вы можете забыть, что именно собирались рассказывать из написанного материала). Устный ответ на основе конспекта получается кратким, хорошо воспринимается на слух и вызывает интерес.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые положения.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент

должен:

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (практических) ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Понятие как форма мышления. Операции с понятиями

Семинар 1 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношение между понятиями по объему: отношения совместимости и несовместимости.

Литература[1]

Основная

* Асмус В.Ф. Логика: Учебник.- изд. 2-е, стереотип/ Асмус В.Ф. - М.: УРСС, 2004. - 392 с.

Асмус В.Ф. Лекции по истории логики/ Асмус В.Ф. –М.,2010.

*Войшвило Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник/ Войшвило Е.К., Дегтярев М.Г. - М.: Владос - Пресс, 2001.- 528 с.

*Гетманова А.Д. Логика: учебник/ Гетманова А.Д.– М.: Омега-Л, 2010 – 415 с

Гетманова А. Д. Учебник логики со сборником задач/ Гетманова А.Д. – М., 2010.

Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. Логика: Учебник для студентов юридических вузов /Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. - М.: ПЕР СЭ, 2012. Гриф МО.

*Ивин А.А. Логика для юристов: уч. пособие/ Ивин А.А. - М.: Гардарики, 2005.- 288 с.

Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике: учебное пособие/ Кириллов В.И. – М.,2011.

*Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юрид. вузов./ Кириллов В.И., Старченко А.А. - Изд.6, перераб. и доп.- М, 2010. - 240 с.

*Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: Учебное пособие / Н.В. Михалкин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011.- 363с.

Дополнительная

Верков В.Ф. Логика: задачи и упражнения, практикум/ Верков В.Ф. - Минск, 1998.

Ивин А.А., Никифоров А.Н. Словарь по логике./ Ивин А.А., Никифоров А.Н.- М., 1998.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить/ Ивин А.А. - М., 1990.

Ивл[2]ев Ю. В. Логика: Сборник упражнений: Учебное пособие -3-е изд. Испр/ Ивлев Ю. В. - М.: Дана, 2004. -248С.

*Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юрид. вузов/ Кириллов В.И., Старченко А.А. - Изд.5, перераб. и доп.- М, 2001. - 256с.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И/Упражнение по логике/ Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. - М., 2009.

Логика и риторика. Хрестоматия. – Минск: «Тетра Системс», 1997. – 623 с.

*Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. Уч. для вузов/ Михалкин Н.В. - СПб.: 2011.- 336 с.

 

Семинар 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Обобщение и ограничение понятий. Понятие о ближайшем роде и видах. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

2. Общая характеристика определения. Виды и способы определения. Правила явного определения и возможные ошибки.

3. Общая характеристика деления. Виды деления. Правила деления и возможные ошибки.

4. Классификация, ее особенности и виды.

Литература[3]

Основная

* Асмус В.Ф. Логика: Учебник.- изд. 2-е, стереотип/ Асмус В.Ф. - М.: УРСС, 2004. - 392 с.

Асмус В.Ф. Лекции по истории логики/ Асмус В.Ф. – М.,2010.

*Войшвило Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник/ Войшвило Е.К., Дегтярев М.Г. - М.: Владос - Пресс, 2001.- 528 с.

*Гетманова А.Д. Логика: учебник/ Гетманова А.Д.– М.: Омега-Л, 2009 – 415 с

Гетманова А. Д. Учебник логики со сборником задач/ Гетманова А.Д. – М., 2010.

Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. Логика: Учебник для студентов юридических вузов /Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. - М.: ПЕР СЭ, 2012. Гриф МО.

*Ивин А.А. Логика для юристов: уч. пособие/ Ивин А.А. - М.: Гардарики, 2005.- 288 с.

Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике: учебное пособие/ Кириллов В.И. – М.,2011.

*Кириллов В.И. Логика: Учебник для юрид. вузов./ Кириллов В.И., Старченко А.А. - Изд.6, перераб. и доп.- М, 2009. - 240 с.

*Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: Учебное пособие / Н.В. Михалкин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011.- 363с.

Дополнительная[4]

Верков В.Ф. Логика: задачи и упражнения, практикум/ Верков В.Ф. - Минск, 1998.

Ивин А.А., Никифоров А.Н. Словарь по логике./ Ивин А.А., Никифоров А.Н. - М., 1998.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить/ Ивин А.А. - М., 1990.

*Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юрид. вузов/ Кириллов В.И., Старченко А.А. - Изд.5, перераб. и доп.- М, 2010. - 256с.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И/Упражнение по логике/ Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. - М., 2009.

*Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. Уч. для вузов/ Михалкин Н.В. - СПб.: 2004.- 336 с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.011 с.)