ТОП 10:

Вид и процедура проведения промежуточной аттестации



Промежуточная аттестация проводится в форме зачета . Зачетсдается в период экзаменационной сессии в соответствии с расписанием зачетно-экзаменационной сессии (первый семестр).

К промежуточной аттестации допускаются студенты, не имеющие академическихзадолженностей по итогам текущей успеваемости.

Критерии допускастудентов очной формы обучения к сдаче промежуточной аттестации установлены Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» и «Положением о текущем и промежуточном контроле студентов, обучающихся по направлениям подготовки высшего профессионального образования».

Вопросы и практические задания для зачета разрабатываются кафедрой и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала сессии.

Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами компетенций, предусмотренных данной рабочей программой.

 

Требования к результатам освоения дисциплины Оценки или зачет
при наличии достаточно твердых знаний законов и правил логики, умений оперировать формами мышления, доказательно рассуждать с использованием примеров из повседневной жизни и профессиональной деятельности зачтено
при незнании основ теории логики, наличии грубых ошибок в ответе, неумении оперировать законами и формами мышления, приемами и способами доказательства, приводить примеры из жизни не зачтено

 

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на практикоориентированные вопросы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и значение логики.

2 .Логика и язык.

3 Понятие как форма мышления.

4 .Содержание и объем понятия.

5 Виды понятий.

6. Отношение между понятиями. Типы совместимости.

7. Отношение между понятиями. Типы несовместимости.

8. 3акон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

9. Деление понятий и его значение.

10. Виды деления понятий.

11 .Правила деления понятий.

12. Классификация и ее виды. Значение классификации.

13. Ограничение и обобщение понятий.

14. Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.

15. Простые суждения, их виды и состав.

16. Категорические суждения и их объединенная классификация.

17. Распределенность терминов в категорических суждениях.

18. Сложное суждение. Виды и состав.

19. Истинность и ложность в сложных суждениях.

20. Деление суждений по модальности.

21. Закон тождества.

22. Закон непротиворечив.

23. Закон исключенного третьего.

24. Закон достаточного основания.

25. Общее понятие об умозаключении.

26. Непосредственные умозаключения и логические операции с ними.

27. Категорический силлогизм и его состав.

28. Общие правила силлогизма.

29. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.

30. Вторая фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.

31. Третья фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.

32. Условный и условно-категорический силлогизм.

33. Разделительный силлогизм.

34. Сокращенные силлогизмы.

35. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

36. Индуктивные умозаключения.

37. Виды индукции.

38. Аналогия и ее виды.

39. Методы установления причинной связи между явлениями.

40. Гипотеза и ее виды.

41. Выдвижение и проверка гипотез.

42. Общая характеристика доказательства.

43. Прямое и косвенное доказательство.

44. Правила доказательства к тезису.

45. Правила доказательства к аргументам и демонстрации.

46. Опровержение и его способы.

47. Логика вопросов и ответов

 

Примеры тестовых заданий

I:

S: Формальная логика есть наука о:

 

+: законах и формах мышления

-: формах правильного рассуждения

-: ступенях познания

-: сознании как форме отражения

I:

S: Основателем формальной логики был:

+: Аристотель

-: Платон

-: Бэкон

-: Гегель

I:

S: Форма мышления – это:

-: соответствие мысли действительности

+: способ связи элементов мысли, её строение

-: необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения

I:

S: Истинность мысли есть:

+: соответствие мысли действительности

-: способ связи элементов мысли, её строение

-: необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения

I:

S: Закон мышления – это:

-: соответствие мысли действительности

-: способ связи элементов мысли. Её строение

+: необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения

 

V2: ПОНЯТИЕ

I:

S: Понятие « Солнце» является:

+: единичным

-: общим

-: нулевым

-: составным

I:

S: Понятие «идеальный газ» является:

-: единичным

+: нулевым

-: общим

I:

S: Понятия «учёный» и «физик» являются:

-: равнообъемными

-: подчинёнными

-: противоречащими

+: перекрещивающимися

I:

S: Примером нулевого понятия является :

-: двигатель внутреннего сгорания»

-: Брюсов

-: Газпром

+: Король США

I:

S: Правильно обобщены следующие понятия:

+: слон – млекопитающее

+: скрипка – струнный музыкальный инструмент

-: смычок – скрипка

I:

S: Правильно ограничены понятия:

-: Азия – Китай

+: Европа – Восточная Европа

+: Оркестр – духовой оркестр

I:

S: Понятия, объёмы которых полностью или частично совпадают, называются:

+: совместимыми

-: несовместимыми

-: соподчинёнными

I:

S: Операция перехода от понятия «часть речи» к понятию «глагол» и к понятию «глагол прошедшего времени» - это:

-: обобщение понятия

+: ограничение

-: определение

I:

S: Логическая операция, раскрывающая объём понятия называется:

+: деление понятия

-: ограничение

-: классификация

I:

S: Деление преступлений на умышленные неумышленные является:

-: делением по видоизменению основания деления

+: дихотомическим делением

-: делением предмета на части

 

I:

S: Деление автомобилей на легковые и грузовые является:

-: дихотомическим

+: по видоизменению основания деления

-: расчленением предмета на части

I:

S: Понятие «нерешительность» является:

-: безотносительным

+: соотносительным

-: собирательным

 

I:

S: Понятия «человек» – «мужчина» находятся в отношениях:

-: равнообъёмности

-: пересечения

+:

I:

S: Для определения объема понятия необходимо провести операцию:

-: определения

+: деления

-: ограничения

I:

S: Конкретные – это понятия, в которых мыслится:

-: свойство предмета или отношение между предметами

+: предмет как нечто, самостоятельно существующее

-: группа однородных предметов как единое целое

I:

S: Собирательные – это понятия. В которых мыслится:

-: свойство предмета или отношение между предметами

-: предмет как нечто, самостоятельно существующее

+: группа однородных предметов как единое целое

I:

S: Содержание и объём понятия:

+: взаимосвязаны обратно пропорционально

-: не зависят друг от друга

-: взаимоисключают друг друга

I:

S: Регистрирующие – это понятия, в которых:

+: мыслится определённое число предметов

-: мыслится свойство предметов или отношение между предметами

-: мыслится предмет как нечто, самостоятельно существующее

I:

S: Обобщение – это логическая операция:

-: раскрывающая объем понятия

-: раскрывающая содержание понятия

+: переход от вида к роду

I:

S: Ограничение – это логическая операция:

-: раскрывающая объем понятия

-: раскрывающая содержание понятия

+: переход от рода к виду

I:

S: Деление – это логическая операция:

+: раскрывающая объем понятия

-: раскрывающая содержание понятия

-: переход от рода к виду

I:

S: Определение – это логическая операция:

-: раскрывающая объем понятия

+: раскрывающая содержание понятия

-: переход от вида к роду

I:

S: В определении «логика – это наука о мышлении» нарушенопрвило:

+: определение должно быть соразмерным

-: должно быть ясным

-: по возможности не должно быть отрицательным

I:

S: В определении « Человек – двуногое существо, лишённое шерсти и перьев» нарушено правило: определение

+: должно быть ясным

-: должно быть соразмерным

-: по возможности не должно быть отрицательным

I:

S: В делении «Свет делится на искусственный, голубой и лунный» нарушено правило:

-: деление должно быть соразмерным

+: члены деления должны исключать друг друга ( должно производится по одному основанию)

-: деление должно быть соразмерным

I:

S: В делении « Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные и сосновые» нарушено правило: деление

-: деление должно быть соразмерным

-: деление должно производиться по одному основанию

+: должно быть непрерывным

I:

S: В делении « Автомобили делятся на грузовые, кабриолеты, седаны» нарушено правило: деление

-: должно быть соразмерным

+: должно производиться по одному основанию

-: должно быть непрерывным

I:

S: Совместимые – это понятия:

-: не имеющие общих признаков

+: объемы которых совпадают

-: объемы которых не совпадают

I:

S: Несовместимые – это понятия:

-: не имеющие общих признаков

-: объемы которых совпадают

+: объемы которых не совпадают

I:

S: Несравнимые – это понятия%

+: не имеющие общих признаков

-: объемы которых совпадают

-: объемы которых не совпадают

I:

S: Понятия «самолет» - «реактивный самолет» выражают отношения:

+: рода и вида

-: целого и части

-: они несовместимые

I:

S: Понятия «самолет» - «двигатель самолета» выражают отношение:

-: рода и вида

+: целого и части

-: то и другое верно

I:

S: Понятие «европейское государство» является:

-: собирательным

-: соотносительным

+: конкретным

I:

S: Понятие « мировое сообщество» является:

+: собирательным

-: соотносительным

-: конкретным

I:

S: Понятие «копия» является:

-: собирательным

+: соотносительным

+: конкретным

I:

S: В определении «Мухомор есть ядовитый гриб» допущена ошибка:

+: широкого определения

-: определение не должно быть отрицательным

-: определение не должно содержать тавтологии

I:

S: В определении « Неблагодарность – род слабости» допущена ошибка:

-: широкого определения

+: определение должно быть ясным

-: определение не должно содержать тавтологии

I:

S: В определении « Винтовая лестница – это лестница в форме винта» допущена ошибка:

-: широкого определения

-: определение должно быть ясным

+: определение не должно содержать тавтологии

I:

S: В определении «Алхимия – не наука» допущена ошибка:

-: широкого определения

+: определение не должно быть отрицательным

-: определение не должно содержать тавтологии

I:

S: В делении «Почвы делятся на глинястые и неглинистые» допущена ошибка:

-: неполного деления

-: подмены основания

+: не допущено ошибки

I:

S: В делении «Источники бывают серные, соляные, горячие и холодные» допущена ошибка:

-: неполногоделения

+: подмены основания

-: не допущено ошибки

-: скачка в делении

I:

S: В делении «Страны бывают европейские и азиатские» допущена ошибка:

+: неполного деления

-: скачка в делении

-: подмены основания

I:

S: Понятия «соболь», «пушной зверь», «зверь» выражают отношение:

+: рода и вида

-: целого и части

-: то и другое

I:

S: Понятия «скелет туловища человека», «позвоночник», «грудная клетка» выражают отношения:

-: рода и вида

+: части и целого

-: то и другое

I:

S: Понятия «человек», «молодой человек», «благородный молодой человек» выражают отношения:

+: рода и вида

-: целого и части

-: то и другое

I:

S: Понятие «первый в мире космонавт» является:

+: собирательным

-: соотносительным

-: безотносительным

I:

S: Понятие «западное полушарие» является:

+: собирательным

-: соотносительным

-: безотносительным

I:

S: Понятие «Экипаж МКС» является:

+: собирательным

-: соотносительным

-: безотносительным

I:

S: Понятия «брак» - «супружество» находятся в отношениях:

+: равнообъемности

-: соподчинения

-: противоположности

I:

S: Понятия «хищник», «лев», «тигр» находятся в отношениях:

+: соподчинения

-: противоположности

-: подчинения

I:

S: Понятия «остроугольный треугольник», «тупоугольный треугольник» находятся в отношениях:

-: соподчинения

+: противоположности

-: перекрещивания

I:

S: В определении» Вращение есть движение вокруг своей оси» допущена ошибка:

-: широкое определение

+: круг в определении

-: неясное определение

I:

S: Понятие – это:

-: слово или словосочетание

+: форма мышления

-: некий предмет

I:

S: Любое понятие имеет:

+: объем

-: величину

+: содержание

-: размер

I:

S: «Глупость» - это понятие:

-: конкретное

+: абстрактное

+: отрицательное

I:

S: «Неряха» - это понятие:

+: отрицательное

-: абстрактное

-: положительное

I:

S: Понятие большее по объему называется:

-: видовым

+: родовым

-: общим

I:

S: Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

-: автомобиль

-: автомобильное колесо

+: большое колесо

+: изделие человека

-: средство передвижения

I:

S: Выберите правильный вариант операции ограничения понятия «общество»:

+: первобытное общество

-: совокупность людей

-: компания

-: объединение людей

I:

S: Установите правильность следующего определения «Концерн – форма монополистического объединения»:

-: правильное

-: слишком узкое определение

+: слишком широкое определение

-: круг в определении

I:

S: Определите вид понятия «сочинение Сократа»:

-: общее

-: нулевое

+: единичное

I:

S: Если признак, заключенный в понятии, относится к каждому предмету класса, то такое понятие называется:

-: регистрирующим

+: собирательным

-: разделительным

I:

S: Нарушение правила соразмерности деления ведет к:

+: неполному делению

-: перекрещиванию объемов понятия

-: скачку в делении

I:

S: Если признак, заключённый в понятии, относится только ко всему классу предметов. А не к каждому из предметов класса, то такое понятие называется:

-: собирательным

-: регистрирующим

+: разделительным

I:

S: Естественная классификация – это:

+: распределение предметов по группам на основании их существенных предметов

-: распределение предметов по классам

-: классификация, которая создается с целью наиболее легкого отыскания предметов

I:

S: Между несовместимыми понятиями могут быть отношения:

-: подчинения

+: соподчинения

+: противоречия

-: пересечения

I:

S: Найдите группу понятий, находящихся в отношении пересечения:

-: вуз, университет, Казанский университет

-: лев, тигр, хищник

+: спортсмен, филателист

 

V1:СУЖДЕНИЕ

I:

S: Суждение – это:

-: предложение

+: форма мышления

-: обобщенное понятие

-: незаконченная мысль

I:

S: Суждение в языке выражается в форме:

-: предложения

+: повествовательного предложения

-: побудительного предложения

I:

S: Истинным или ложным может быть:

-: понятие

+: суждение

-: термин

I:

 

S: Предмет суждения называется:

-: сущностью

+: субъектом

-: предикатом

I:

 

S: Суждение «Водород легче воздуха» является:

-: атрибутивным

+: об отношениях

-: существования

I:

S: Суждение «Следствия без причины не бывает» является:

-: атрибутивным

+: существования

-: об отношениях

I:

S: Суждение « В некоторых краях добывают руды металлов» является:

+: атрибутивным

-: об отношениях

-: существования

I:

S: Субъект и предикат в суждении «Все сосны – не березы» находятся в отношениях:

-: пересечения

-: совместимости

+: несовместимости

-: противоречия

I:

S: Суждения: «Все хищники – животные» и «Тигры – это животные» находятся в отношении:

-: частичного совпадения

+: подчинения

-: однозначности

I:

S: Если суждение «Все люди изучали логику» является ложным. То суждение «Никто из людей не изучал логику» является:

-: истинным

+: ложным

-: неопределённым по истинности

-: правдивым

I:

S: Общеутвердительное суждение имеет следующую схему:

-: ни одно S не есть P

-: некоторые S есть P

+: все S есть P

I:

S: Общеотрицательное суждение выражается формулой:

-: все S есть P

-: некоторые S не есть P

+: ни одно S не есть P

I:

S: Частноотрицательное суждение выражается формулой:

+: некоторые S не есть P

-: некоторые S есть P

-: ни одно S не есть P

I:

S: Определите вид суждения: «Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа»:

-: экзистенциональные

-: атрибутивные

+: с отношениями

I:

S: Распределённым является термин, который:

+: полностью входит в объем другого термина

-: частично входит в объем другого термина»

-: является субъектом суждения

I:

S: Нераспределённым является термин, который :

-: входит в объем другого термина полностью

+: частично

-: является предикатом суждения

I

S: В общеутвердительном суждении:

-: субъект и предикат распределены

-: оба термины не распределен

+: субъект распределен, предикат не распределен

 

I:

S: В частноутвердительном суждении:

-: субъект и предикат распределены

+: субъект и предикат не распределены

-: субъект распределен, предикат не распределен

I:

S: В общеотрицательном суждении:

+: оба термина распределены

-: оба термина не распределены

-: субъект распределен, предикат не распределен

I:

S: В частноотрицательном суждении:

-: оба термины распределены

-: субъект распределен, предикат не распределен

+: субъект не распределен, предикат распределен

I:

S: Субъект суждения – это:

+: понятие о предмете суждения

-: понятие о признаке предмета суждения

-: элемент суждения, обозначающий отношение между терминами суждения

I:

S: Предикат суждения – это:

-: понятие о предмете суждения

+: понятие о признаке предмета суждения

-: элемент суждения, обозначающий отношение между терминами суждения

I:

S: Атрибутивное суждение – это суждение, в котором:

+: утверждается или отрицается наличие у предметов определенных свойств, состояний, видов деятельности

-: фиксируются отношения между предметами

-: утверждается или отрицается сам факт существования предмета

I:

 

S: Качество суждения определяется по:

-: кванторному слову

+: связке

-: по предикату

I:

S: Количество суждения определяется по

+: кванторному слову

-: связке

-: субъекту суждения

I:

S: По качеству простые категорические суждения делятся на:

-: единичные, общие, частные

+: утвердительные и отрицательные

-: выделяющие и исключающие

I:

S: По количеству простые категорические суждения делятся на:

+: единичные, частные, общие

-: утвердительные и отрицательные

-: выделяющие и исключающие

I:

S: Общеутвердительное суждение обозначается буквой:

-: Е

+: А

-: О

-: I

I:

S: Частноутвердительное суждение обозначается буквой:

-: Е

-: О

+: I

I:

S: Общеотрицательное суждение обозначается буквой:

-: А

+: Е

-: О

I:

S: Суждение А выражается логической формой:

+: все S есть P

-: ни одно S не есть P

-: некоторые S есть P

I:

S: Суждение Е выражается логической формой:

+: ни одно S не есть P

-: все S есть P

-: некоторые S есть P

-: некоторые S не есть P

I:

S: Суждение О выражается логической формой:

+: некоторые S не есть P

-: некоторые S есть P

-: ни одно S не есть P

-: все S есть P

I:

S: суждение I выражается логической формой:

-: все S есть P

-: ни одно S не есть P

+: некоторые S есть P

-: некоторые S не есть P

I:

S: Суждение «КГУ – старейший вуз Поволжья» является:

-: общеотрицательным

+: общеутвердительным

-: частноутвердительным

I:

S: Суждение « Некоторые мусульмане являются турками» есть суждение:

-: общеотрицательное

-: общеутвердительное

+: частноутвердительное

I:

S: Суждение « Ни один христианин не является язычником» есть суждение:

+: общеотрицательное

-: частноотрицательное

-: частноутвердительное

I:

S: В суждении «Париж – столица Франции»:

-: оба термины нераспределены

+: оба термины распределены

-: субъект распределен, предикат не распределен

I:

S: В суждении «Некоторые люди – верующие»

+: субъект не распределен, предикат распределен

-: оба термины распределены

-: субъект не распределен, предикат не распределен

 

I:

S: В суждении «Некоторые военнослужащие – женщины»

+: оба термина не распределены

-: оба термины распределены

-: субъект распределен, предикат не распределен

I:

S: Совместимые – это суждения, которые:

+: имеют различные термины

+: могут быть одновременно истинными

-: не могут быть вместе истинными

I:

S: Несовместимые – суждения, которые

+: не могут быть одновременно истинными

-: могут быть вместе истинными

-: имеют различные термины

I:

S: Несравнимые – суждения, которые:

+: имеют различные термины

-: могут быть вместе истинными

-: не могут быть вместе истинными

I:

S: В отношении противоположности находятся суждения, которые:

-: могут быть одновременно истинными и ложными

-: могут быть одновременно истинными. Но не могут быть одновременно ложными

+: не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными

I:

S: в отношении субконтрарности находятся суждения, которые:

+: могут быть одновременно истинными и ложными

-: могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными

-: не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными

I:

S: В отношении противоречия находятся суждения, которые:

-: могут быть одновременно истинными и ложными

-: могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными

+: не могут быть одновременно истинными, но не могут быть и одновременно ложными

I:

S: суждения А - I , Е – О находятся в отношении:

-: противоположности

-: противоречия

+: подчинения

-: субконтрарности

I:

S: Суждения А – Е находятся в отношении:

-: субконтрарности

+: противоположности

-: противоречия

I:

S: Суждения А – О, Е - I находятся в отношении:

+: противоречия

-: противоположности

-: подчинения

I:

S: Суждения О – I находятся в отношении:

-: подчинения

-: противоречия

+: субконтрарности

I:

S: Символическая запись суждений об отношениях такая:

+: А R В

-: А λ В

-: А= В

I:

S: Используя обозначения А, Е, О, I установите вид высказывания: «Ни одному вампиру не нравятся фильмы о Джеймсе Бонде»:

+: Е

-: А

-: О

-: I

I:

S: Выберите все логические связки, которые присутствуют в следующем предложении: «Когда миссис Джонс счастлива, мистер Джонс несчастлив, но когда миссис Джонс несчастлива, мистер Джонс прыгает от счастья»:

-: дизъюнкция

+: импликация

+: конъюнкция

+: эквиваленция

I:

S: Союзом «или» выражается:

-: конъюнкция

+: дизъюнкция

-: импликация

I:

S: союзом «и» выражается:

-: импликация

-: дизъюнкция

+: конъюнкция

I:

S: Союзом «если…, то…» выражается

+: импликация

-: эквиваленция

-: дизъюнкция

I:

S: Какое простое суждение не имеет символической записи:

+: существования

-: атрибутивное

-: об отношениях

I:

S: Сложное суждение, образованное из нескольких простых при помощи союза «если…, то…» является:

-: дизъюнктивным

+: импликативным

-: эквивалентным

ви" Сложное суждение, образованное из простых при помощи соза "союза "ложными.

нно истинными и ложными;

 

 

V1: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

I:

S: Превращение – это непосредственное умозаключение, в котором:

-: в выводе субъект и предикат посылки меняются местами

-: исходное суждение сначала превращается, затем обращается

+: изменяется качество посылки

I:

S: Обращение – это непосредственное умозаключение, в котором:

+: в выводе субъект и предикат посылки меняют места

-: изменяется качество посылки

-: субъект посылки становится предикатом вывода. А субъектом вывода становится понятие, противоречащее предикату посылки

I:

S: Дедуктивные умозаключения – те, в которых знание идет:

-: от частного к общему

+: от общего к частному

-: от частного к частному

I:

S: Индуктивные умозаключения – те. В которых знание идет:

-: от частного к частному

+: от частного к общему

-: от общего к частному

 

I:

S: Аналогия – умозаключение, в котором знание идет:

+: от частного к частному

-: от общего к частному

-: от частного к общему

I:

S: Фигура силлогизма определяется:

-: по качеству суждений, образующих посылки

-: по их количеству

-: по качеству и количеству

+: по положению среднего термина

I:

S: Модусы фигур силлогизма образуются:

-: по положению среднего термина

-: по качеству суждений, образующих посылки

-: по их количеству

+: по качеству и количеству

Г

I:

S: Правильным называется модус, который:

-: отвечает общим правилам силлогизма

-: частным правилам фигур

+: общим правилам силлогизма и частным правилам фигур

 

I:

S: Больший термин силлогизма:

-: является субъектом заключения

+: предикатом заключения

-: присутствует в посылках, отсутствует в выводе

I:

S: Меньший термин силлогизма:

+: является субъектом вывода

-: предикатом вывода

-: отсутствует в выводе, имеется в посылках

I:

S: Средний термин силлогизма:

-: является субъектом вывода

-: предикатом вывода

+: отсутствует в выводе; есть в посылках

I:

S: Индуктивное умозаключение:

-: всегда даёт истинное знание

-: всегда дает вероятное знание

+: может давать и то, и другое

I:

S: Определите фигуру силлогизма:

Страусы не могут летать.

Страусы суть птицы.

Следовательно, некоторые птицы не умеют летать:

-: первая

-: вторая

+: третья

-: четвёртая

I:

S: Выберите правильный вариант операции обращения следующего суждения: « Все экономические законы объективны»:

-: Все экономические законы – объективны

+: Некоторые объективные законы – экономические

-: Не обращается

-: Некоторые экономические законы – объективны

I:

S: Правильными модусами условно – категорического умозаключения являются:

+: a→ b, a -: a→ b, b -: a → b, ┐a +: a→ b, ┐b

ba ┐b ┐a

I:

S: Умозаключение, в котором вывод делается из одной посылки называется:

-: простым категорическим

+: непосредственным

-: индуктивны

I:

S: В простом категорическом умозаключении должно быть терминов:

-: пять

+: три

-: четыре

-: два

I:

S: Недостаточная обоснованность тезиса приводит к ошибке, которая называется:

+: не следует

-: круг в доказательстве

-: подмена тезиса

I:

S: Прямое доказательство в отличие от косвенного:

-: предполагает доказательство одного тезиса из нескольких, поочередно исключая остальные

-: требует выдвижения антитезиса

+: не требует выдвижения антитезиса

I:

S: Закон противоречия утверждает о

-: невозможности одновременной истинности двух противоположных суждений

+: двух противоречащих суждений об одном и том же в одно и тоже время и в одном и том же отношении об одном и том же

-: необходимости достаточного основания для доказательства

-: невозможности одновременной ложности двух противоречащих суждений

I:

S: Какой закон можно записать следующим образом: А не может быть в одно и то же время быть В и не В:

-: закон тождества

-: достаточного основания

+: исключенного третьего


[1] * Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

 

[3] * Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

[4] * Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

[5]* Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

 

[7]Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

* Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

[9] * Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

 

[11]* Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

 

[13]Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 

[14]Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РАП».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.126 с.)