Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История изучения глаголов речи в русском языкеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лексический уровень языка так же подвержен изменениям с течением времени, как и другие его уровни. Изменения в лексике носят системный характер [Апресян, 1974:250]. Изучение изменений в лексикологии имеет свои особенности: если фонологическая и грамматическая системы языка являются закрытыми структурами, их единицы и парадигмы достаточно обозримы и исчислимы, то проследить системность трансформаций в лексической семантике значительно сложнее. Это, прежде всего, связано с тем, что значения слов динамичны, они развиваются, отражая результаты когнитивной деятельности человека [Андреева, 2015:362]. Лексико-семантическая система структурирована не жест- В работах некоторых авторов, в том числе М. К. Милых, Т.С. Григорьевой, О.П. Барановой, Н.П. Потаповой, Т.В. Кочетковой вовсе не ставится задача дать определение глаголам речи, в результате чего лингвисты порой подразумевают под этим понятием не одно и то же. Рассмотрим историю возникновения глаголов речи.
Термин «глаголы говорения» или глаголы речи возник изначально в древнерусском языке. Древнерусская лексико-семантическая группа глаголов речевой деятельности существенно отличается от современной. В процессе исторического развития она испытывала влияние различных тенденций: к семантической деривации и к устойчивости семантической структуры слова, к утрате и к появлению новых слов. Под глаголами речевой деятельности, по мнению Э. В. Кузнецовой, понимаются глаголы, обозначающие произнесение слов, пользование устной речью. Они активно употреблялись в Древней Руси, достаточно распространены и в наше время. [Кузнецова, 1989:123]. Так, глагол говорити в древнерусском языке зафиксирован в двух значениях: 1. Разговаривать; 2. Наговаривать на кого-л. [СДЯ Т. 1, 1988:530]. Злымъ бЪсомъ предстоящимъ и прящимся и говоряху прилежно восхитити к собЪ начинаютъ (ГА XIV); И начаша людье говорити на воеводу на Кисняча [ЛЛ, 1377: 6575]. Отметим, что для реализации второго значения (‘наговаривать на кого-л.’) была необходима определенная синтаксическая конструкция, вне которой вербализация данной семантики являлась невозможной: глагол должен сочетаться с существительным в винительном падеже с предлогом на, обозначающим конкретное лицо (лица). К XX в. формируется окончательная (для нашего времени) семантическая структура лексемы: 1. Пользоваться, владеть устной речью // Владеть каким-н. языком; 2. Выражать в устной речи какие-либо мысли, мнения, сообщать факты и т.п.; произносить что-л. // Сообщать печатно или письменно // перен. Внушать, вызывать какие-либо чувства, мысли // перен. Подсказывать, предсказывать (о предчувствии); 3.Вести беседу, разговаривать // Толковать о чем-л., обсуждать что-л., // в форме 3 л. мн. ч. Ходят слухи, толкуют; 4.Свидетельствовать о чем-либо, указывать на что-л., быть доводом в пользу чего-л. 5.перен. Сказываться, проявляться в чьих-либо действиях, поступках, словах [СДЯ Т. 1, 1988:322-323].
В результате исторических преобразований в семантической структуре некоторые лексемы, исконно не принадлежавшие к группе глаголов речи, в современном языке могут войти в данную ЛСГ. Так, глагол орати в древнерусский период реализовал значение ‘пахать’ [СДЯ Т. 2, 1988:704]. На весну начнеть смердъ тотъ орати лошадью тою [ИЛ ок.1425:6619]. В современном русском языке данный глагол означает ‘громко кричать, слишком разговаривать, а также петь, плакать с криком’ [Ожегов, 2003:458]. Глагол молити в древнерусский период вербализовал значения ‘просить’ и ‘молиться’ [СДЯ 10. Т, 1988:167-168]. Например: «Молю же вьсЪхъ почитающихъ не мозЪте кляти нъ исправльше почитаите» (Остр. Ев. Запис.). В наше время он сузил семантику - ‘просить, умолять’, на что указывают и контексты, в которых используется данная лексема. И в том, и в другом случае контекстуальное окружение подчеркивает, что глагол реализует не просто значение ‘попросить’ или ‘просить’, а именно ‘умолять’, просить усиленно и долго, с экспрессией, эмоциями, со слезами. Таким образом, представляется, что древнерусское «молити» и современное «молить» соотносятся как гипероним и гипоним, т. е. раннее значение глагола было более широким и нейтральным. В процессе исторического развития некоторые глаголы уменьшают количество лексико-семантических вариантов (ЛСВ). Так, слово шьпътати, исконно имевшее пять ЛСВ, приобрело к XIX в. новое значение - ‘ворожить, знахарить’, однако впоследствии реализует лишь главный свой ЛСВ - ‘говорить шепотом’ [Ожегов, 2003:894]. Ср.: XI - XIV вв.: 1. Говорить шепотом: «Егда стоиши въ ц(р)кви ни шьпъчи ни смЪися ни пои съ тъщеславиемь»; 2. Нашептывать, внушать: «Начаша шептати неч(с)тива оучения»; 3. Наговаривать, клеветать: «На мя бо шьпътаахоу вьси врази мои»; 4. Насмехаться, вышучивать: «Ни клятъ никого же ни шьпъча глагол»; 5. Вместо шьбьтати (о птицах) [СДЯ 3. Т, 1988:1602]. XIX в.: 1. Говорить тихо, шушукать; 2. Шелестеть; 3. Ворожить, знахарить, отшептывать или нашептывать [СДЯ 3. Т, 4: 628]; XX - XXI вв.: шептать - ‘говорить шепотом’ [Ожегов, 2003:894]; МАС регистрирует четыре значения, но ‘говорить шепотом’ является главным; ‘передавать какие-то слухи по секрету’ маркировано как разговорное, а ‘шепотом произносить наговор’ и ‘шептаться’ - как устаревшие [СДЯ 4 Т, 1988:710]. В процессе эволюции языка некоторые слова, меняя свое значение, переходили из лексико-семантической группы глаголов речи в другие ЛСГ. Так, лексема пьрЪтися имела следующие ЛСВ: 1. Спорить; 2. Состязаться; 3. Запираться, отрекаться; 4. Пререкаться; 5. Вести дело, тягаться [СДЯ 10.Т, 1774:2]. Таким образом, вербализуя значения ‘спорить’ и ‘пререкаться’, данный глагол в древнерусский период входил в рассматриваемую ЛСГ: «Пьряаху же ся июдеи между собою глаголюще како можеть сь плъть свою дати намъ Ъсти» (Остр. Ев.); «Рече же а(н)глъ правая оувЪжь тъгда же и пьрися» (Златостр. XII). Это значение актуально еще и в XIX в. Как нам представляется, в современном языке лексема отблагодарить (в отличие от поблагодарить) не входит в состав ЛСГ глаголов речевой деятельности. Слово «пытати» в древнерусском языке входило в состав ЛСГ глаголов речи и реализовало значения: 1. Спрашивать; 2. Допрашивать; 3. Разузнавать; 4. Обсуждать; 5. Исследовать; 6. Изучать, вникать; 7. Испытывать; 8. Пытаться, пробовать [СДЯ Т. 2, 1988:1759]. «Вратаря възъвавъ пыташе и, еда къто къ воротомъ приходи въ сию нощь» (Нест. Жит. Феод.: 16). Впоследствии семантика лексемы изменилась: пытать- 1. Подвергатьпытке; 2. устар. Испытывать, пробовать; 3. прост. Разузнавать, выведывать, выпытывать; 4. прост. То же, что пытаться [СДЯ 9 Т, 3: 569]. Словарь современного языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой регистрирует как просторечное значение ‘расспрашивать, стараясь узнать что-нибудь’ [Ожегов, 2003:635]. У некоторых глаголов развиваются переносные значения, благодаря которым они включаются в ЛСГ глаголов речи, причем со временем эти ЛСВ уже осознаются носителями языка как основные. Исконные Глагол «возразити» исконно реализовал значения: 1. Отразить, отбросить, отбить, отогнать, заставить отступить, отвергнуть; Все эти древние значения не актуальны в наше время. В современном русском языке «возразить» вербализует значение ‘выразить несогласие с кем-, чем-л., высказать довод против чего-л.’ [Ожегов, 2003:23]. Лексема зазвучать не используется сейчас ни в таком значении, ни в такой синтаксической конструкции. Глаголы второго класса: данные слова (сохранившие свою семантику неизменной с древнерусского по современный период) представляют собой самую малочисленную группу. Вероятно, это связано с тем, что когнитивная деятельность человека, выявляющая новые стороны и оттенки уже известного предмета или явления, обычно приводит к возникновению новых сем в семантической структуре лексемы, к возникновению вторичных, в том числе и переносных, значений. Древнерусское прЪкословити ‘противоречить’ [СДЯ 10. Т, 1988: 1655]. «Мнихъ аще прекословит) игоуменоу своемоу да извергно-уть его изъ монастыря» (Сбор. Кир. Бе-лоз.: 37), в современном языке прекословить - реализует то же самое значение: ‘противоречить, возражать’ [Ожегов, 2003:159]. Многие из утраченных сейчас глаголов в XVIII - XIX вв. были еще востребованы и зафиксированы в словаре В.И. Даля. Так, очень распространенная в ранний период развития языка лексема речи с шестью ЛСВ к XIX в. становится однозначным глаголом, ср: 1. Говорить, сказать; В ходе исторического развития языка лексико-семантическая группа глаголов речи пополнялась новыми словами. Так, в словарях древнерусского языка не зафиксирована лексема «болтати». В словаре В.И. Даля глагол болтать зарегистрирован в двух значениях – «1. Приводить жидкость в движение, мешать, качать»; 2. «Болтать языком, говорить, молоть, пустословить». В художественных текстах XIX в. эта лексема достаточно частотна. Словари современного языка фиксируют два омонима: болтать 1: 1.Толчками, покачиванием сосуда приводить в движение находящуюся в нем жидкость; 2. Делать движения из стороны в сторону или взад и вперед (чем-нибудь, находящимся на весу); 3. разг. Покачивать из стороны в сторону, подбрасывать (о самолете); болтать 1. разг. Разговаривать с кем-л. о чем-л. (обычно о несерьезном, пустом) легко, непринужденно // Говорить то, о чем не следует говорить, проговариваться; 2. Бегло говорить на каком-л. иностранном языке [Ожегов, 2003:105]. Слово зевать (зЪвати) не зарегистрировано в словарях древнерусского языка. У Даля глагол зЪвать определяется так: ‘открывать судорожно рот от скуки или истомы; глядеть на что-л. от скуки, безделья; глядеть невнимательно, разиней, ротозеем, просматривать; тмб., влд. кричать, орать, реветь, драть горло; звать, кликать; орл. прятаться и выказываться по временам’ [3. Т. 1: 697].
В состав ЛСГ глаголов речевой деятельности входили такие лексемы, как бормотать, буркнуть, галдеть, талдычить, тараторить и другие, не зарегистрированные в словарях древнерусского языка. Возможно, многие из них формируются позже. Почти все они маркируются в толковых словарях как стилистически сниженные: разговорные, просторечные или областные. В состав ЛСГ глаголов речевой деятельности активно включались и заимствованные слова, такие как агитировать, ангажировать, командовать, информировать, критиковать, комментировать, скандировать, сигнализировать, рекламировать, цитировать и др. Современная ЛСГ глаголов речи формировалась под действием различных, порой противоположных тенденций: 1. Древнерусские слова, изменяя семантику, могли выходить из группы глаголов речи или, наоборот, пополнять ее, переходя в нее из других ЛСГ; 2. Древнерусские лексемы могли сохранять устойчивость семантической структуры, оставаясь в пределах указанной ЛСГ; 3. Древнерусские лексемы, устаревая, исчезали из языка, обедняя состав указанной ЛСГ; 4. В языке появлялись новые слова, пополняя ЛСГ «Глаголы речевой деятельности». Существуют различные определения термина глаголы речи или глаголы речемыслительной деятельности, но единого определения для подробного объяснения данного термина нет. Обратимся к следующим классификациям глаголов речи. В. И. Кодухов в своей работе «Прямая и косвенная речь в современном русском языке» говорит о том, что «особенностью предложения с прямой речью является наличие в авторском предложении слова, вводящего прямую речь» [Кодухов, 1957:50]
В. И. Кодухов выделяет следующие группы глаголов, которые вводят прямую речь: «Глаголы говорения (или речи)- самая многочисленная группа, чаще всего употребляемая. В этой группе можно выделить следующие глаголы речи: A. глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде: сказать, говорить, рассказывать и др., B. глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи: крикнуть, шепнуть, пробормотать и др., C. глаголы, обозначающие характер протекания речи, её связь с предыдущим изложением, её начало, продолжение: заговорить, ответить, продолжить и др., D. глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи: возразить, объяснить и др. Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности. Они примыкают к глаголам говорения и в определённом употреблении сближаются в своих значениях с ними. Здесь можно выделить следующие подгруппы: A. глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: декларировать, телеграфировать и др., B. глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта: вводящие вопросительные предложения прямой речи: спросить, спрашивать и др., C. глаголы волеизъявления, содержащие приказания, побуждение, просьбу: приказать, просить, велеть и др., D. глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: подумать, размышлять и др., Глаголы, обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько изменённое лексическое значение: A. глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения сопровождающие говорение и мышление: улыбнуться, усмехнуться, нахмуриться и др., B. глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущения говорящего: удивиться, обидеться, обрадоваться, возмутиться и др., глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: слышать, прочитать и др». [Кодухов, 1957:81]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.008 с.) |