История изучения глаголов речи в русском языке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История изучения глаголов речи в русском языке



Лексический уровень языка так же подвержен изменениям с течением времени, как и другие его уровни. Изменения в лексике носят системный характер [Апресян, 1974:250]. Изучение изменений в лексикологии имеет свои особенности: если фонологическая и грамматическая системы языка являются закрытыми структурами, их единицы и парадигмы достаточно обозримы и исчислимы, то проследить системность трансформаций в лексической семантике значительно сложнее. Это, прежде всего, связано с тем, что значения слов динамичны, они развиваются, отражая результаты когнитивной деятельности человека [Андреева, 2015:362].

Лексико-семантическая система структурирована не жест-
ко, чем она существенно отличается от других, более четко структурированных систем. Изменения в лексикологии носят системный характер, поскольку они отражаются на связях слова с другими лексемами, ведут к перестройке других систем (ЛСГ, антонимических пар, синонимических рядов и т.п.). Речевая деятельность имеет огромнейшее значение в жизни любого человека. Без коммуникации человеческая речь невозможна, а значит и невозможно и существование общества. [Арзамасцева, 2009:3-5].

В работах некоторых авторов, в том числе М. К. Милых, Т.С. Григорьевой, О.П. Барановой, Н.П. Потаповой, Т.В. Кочетковой вовсе не ставится задача дать определение глаголам речи, в результате чего лингвисты порой подразумевают под этим понятием не одно и то же. Рассмотрим историю возникновения глаголов речи.

 

Термин «глаголы говорения» или глаголы речи возник изначально в древнерусском языке. Древнерусская лексико-семантическая группа глаголов речевой деятельности существенно отличается от современной. В процессе исторического развития она испытывала влияние различных тенденций: к семантической деривации и к устойчивости семантической структуры слова, к утрате и к появлению новых слов.

Под глаголами речевой деятельности, по мнению Э. В. Кузнецовой, понимаются глаголы, обозначающие произнесение слов, пользование устной речью. Они активно употреблялись в Древней Руси, достаточно распространены и в наше время. [Кузнецова, 1989:123]. Так, глагол говорити в древнерусском языке зафиксирован в двух значениях: 1. Разговаривать; 2. Наговаривать на кого-л. [СДЯ Т. 1, 1988:530]. Злымъ бЪсомъ предстоящимъ и прящимся и говоряху прилежно восхитити к собЪ начинаютъ (ГА XIV); И начаша людье говорити на воеводу на Кисняча [ЛЛ, 1377: 6575]. Отметим, что для реализации второго значения (‘наговаривать на кого-л.’) была необходима определенная синтаксическая конструкция, вне которой вербализация данной семантики являлась невозможной: глагол должен сочетаться с существительным в винительном падеже с предлогом на, обозначающим конкретное лицо (лица). К XX в. формируется окончательная (для нашего времени) семантическая структура лексемы: 1. Пользоваться, владеть устной речью // Владеть каким-н. языком; 2. Выражать в устной речи какие-либо мысли, мнения, сообщать факты и т.п.; произносить что-л. // Сообщать печатно или письменно // перен. Внушать, вызывать какие-либо чувства, мысли // перен. Подсказывать, предсказывать (о предчувствии); 3.Вести беседу, разговаривать // Толковать о чем-л., обсуждать что-л., // в форме 3 л. мн. ч. Ходят слухи, толкуют; 4.Свидетельствовать о чем-либо, указывать на что-л., быть доводом в пользу чего-л. 5.перен. Сказываться, проявляться в чьих-либо действиях, поступках, словах [СДЯ Т. 1, 1988:322-323].

 

В результате исторических преобразований в семантической структуре некоторые лексемы, исконно не принадлежавшие к группе глаголов речи, в современном языке могут войти в данную ЛСГ. Так, глагол орати в древнерусский период реализовал значение ‘пахать’ [СДЯ Т. 2, 1988:704]. На весну начнеть смердъ тотъ орати лошадью тою [ИЛ ок.1425:6619].

В современном русском языке данный глагол означает ‘громко кричать, слишком разговаривать, а также петь, плакать с криком’ [Ожегов, 2003:458].

Глагол молити в древнерусский период вербализовал значения ‘просить’ и ‘молиться’ [СДЯ 10. Т, 1988:167-168]. Например: «Молю же вьсЪхъ почитающихъ не мозЪте кляти нъ исправльше почитаите» (Остр. Ев. Запис.). В наше время он сузил семантику - ‘просить, умолять’, на что указывают и контексты, в которых используется данная лексема. И в том, и в другом случае контекстуальное окружение подчеркивает, что глагол реализует не просто значение ‘попросить’ или ‘просить’, а именно ‘умолять’, просить усиленно и долго, с экспрессией, эмоциями, со слезами. Таким образом, представляется, что древнерусское «молити» и современное «молить» соотносятся как гипероним и гипоним, т. е. раннее значение глагола было более широким и нейтральным.

В процессе исторического развития некоторые глаголы уменьшают количество лексико-семантических вариантов (ЛСВ). Так, слово шьпътати, исконно имевшее пять ЛСВ, приобрело к XIX в. новое значение - ‘ворожить, знахарить’, однако впоследствии реализует лишь главный свой ЛСВ - ‘говорить шепотом’ [Ожегов, 2003:894]. Ср.: XI - XIV вв.: 1. Говорить шепотом: «Егда стоиши въ ц(р)кви ни шьпъчи ни смЪися ни пои съ тъщеславиемь»; 2. Нашептывать, внушать: «Начаша шептати неч(с)тива оучения»; 3. Наговаривать, клеветать: «На мя бо шьпътаахоу вьси врази мои»; 4. Насмехаться, вышучивать: «Ни клятъ никого же ни шьпъча глагол»; 5. Вместо шьбьтати (о птицах) [СДЯ 3. Т, 1988:1602]. XIX в.: 1. Говорить тихо, шушукать;

2. Шелестеть; 3. Ворожить, знахарить, отшептывать или нашептывать [СДЯ 3. Т, 4: 628];

XX - XXI вв.: шептать - ‘говорить шепотом’ [Ожегов, 2003:894]; МАС регистрирует четыре значения, но ‘говорить шепотом’ является главным; ‘передавать какие-то слухи по секрету’ маркировано как разговорное, а ‘шепотом произносить наговор’ и ‘шептаться’ - как устаревшие [СДЯ 4 Т, 1988:710].

В процессе эволюции языка некоторые слова, меняя свое значение, переходили из лексико-семантической группы глаголов речи в другие ЛСГ. Так, лексема пьрЪтися имела следующие ЛСВ: 1. Спорить; 2. Состязаться; 3. Запираться, отрекаться; 4. Пререкаться; 5. Вести дело, тягаться [СДЯ 10.Т, 1774:2]. Таким образом, вербализуя значения ‘спорить’ и ‘пререкаться’, данный глагол в древнерусский период входил в рассматриваемую ЛСГ: «Пьряаху же ся июдеи между собою глаголюще како можеть сь плъть свою дати намъ Ъсти» (Остр. Ев.); «Рече же а(н)глъ правая оувЪжь тъгда же и пьрися» (Златостр. XII). Это значение актуально еще и в XIX в.

Как нам представляется, в современном языке лексема отблагодарить (в отличие от поблагодарить) не входит в состав ЛСГ глаголов речевой деятельности.

Слово «пытати» в древнерусском языке входило в состав ЛСГ глаголов речи и реализовало значения: 1. Спрашивать; 2. Допрашивать; 3. Разузнавать; 4. Обсуждать; 5. Исследовать; 6. Изучать, вникать; 7. Испытывать; 8. Пытаться, пробовать [СДЯ Т. 2, 1988:1759]. «Вратаря възъвавъ пыташе и, еда къто къ воротомъ приходи въ сию нощь» (Нест. Жит. Феод.: 16).

Впоследствии семантика лексемы изменилась: пытать- 1. Подвергатьпытке; 2. устар. Испытывать, пробовать; 3. прост. Разузнавать, выведывать, выпытывать; 4. прост. То же, что пытаться [СДЯ 9 Т, 3: 569].

Словарь современного языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой регистрирует как просторечное значение ‘расспрашивать, стараясь узнать что-нибудь’ [Ожегов, 2003:635].

У некоторых глаголов развиваются переносные значения, благодаря которым они включаются в ЛСГ глаголов речи, причем со временем эти ЛСВ уже осознаются носителями языка как основные. Исконные
же оказываются забытыми или неупотребительными. Так, лексема божитися исконно вербализовала значение ‘приближаться к Богу, преисполняться божественной благодати’ [СДЯ 8 Т, 1988:279]. «И животъ сдЪ строимъ ти инамо преставляе(м) къ б(г)оу преклоненье(м) божася» (ГБ XIV, 7 г.). К XIX в. оно меняется ‘призывать имя Божье в свидетели, клясться’. В современном языке данная лексема является стилистически маркированной: «божиться»-разговорный.

Глагол «возразити» исконно реализовал значения: 1. Отразить, отбросить, отбить, отогнать, заставить отступить, отвергнуть;
2. Заставить замолчать; 3. Возгласить, грянуть что-л. [СДЯ 8. Т, 1988:113]. Прише(д)ши(м) же стрЪлчемь многы язвиша и многи оумо-риша стрЪлами и возразиша Ъ о(т) острога [ЛИ ок. 1425: 272 /1251].

Все эти древние значения не актуальны в наше время. В современном русском языке «возразить» вербализует значение ‘выразить несогласие с кем-, чем-л., высказать довод против чего-л.’ [Ожегов, 2003:23]. Лексема зазвучать не используется сейчас ни в таком значении, ни в такой синтаксической конструкции. Глаголы второго класса: данные слова (сохранившие свою семантику неизменной с древнерусского по современный период) представляют собой самую малочисленную группу. Вероятно, это связано с тем, что когнитивная деятельность человека, выявляющая новые стороны и оттенки уже известного предмета или явления, обычно приводит к возникновению новых сем в семантической структуре лексемы, к возникновению вторичных, в том числе и переносных, значений. Древнерусское прЪкословити ‘противоречить’ [СДЯ 10. Т, 1988: 1655]. «Мнихъ аще прекословит) игоуменоу своемоу да извергно-уть его изъ монастыря» (Сбор. Кир. Бе-лоз.: 37), в современном языке прекословить - реализует то же самое значение: ‘противоречить, возражать’ [Ожегов, 2003:159].

Многие из утраченных сейчас глаголов в XVIII - XIX вв. были еще востребованы и зафиксированы в словаре В.И. Даля. Так, очень распространенная в ранний период развития языка лексема речи с шестью ЛСВ к XIX в. становится однозначным глаголом, ср: 1. Говорить, сказать;
2. Упрекать, бранить; 3. Пожелать, попросить; 4. Называть; 5. Упомянуть, указать; 6. Кричать [СДЯ Т. 3, 1988:118]. «Чьто ти рече мыслиться» (Гр. Наз.: 64).

В ходе исторического развития языка лексико-семантическая группа глаголов речи пополнялась новыми словами. Так, в словарях древнерусского языка не зафиксирована лексема «болтати». В словаре В.И. Даля глагол болтать зарегистрирован в двух значениях – «1. Приводить жидкость в движение, мешать, качать»; 2. «Болтать языком, говорить, молоть, пустословить». В художественных текстах XIX в. эта лексема достаточно частотна. Словари современного языка фиксируют два омонима: болтать 1: 1.Толчками, покачиванием сосуда приводить в движение находящуюся в нем жидкость; 2. Делать движения из стороны в сторону или взад и вперед (чем-нибудь, находящимся на весу); 3. разг. Покачивать из стороны в сторону, подбрасывать (о самолете); болтать 1. разг. Разговаривать с кем-л. о чем-л. (обычно о несерьезном, пустом) легко, непринужденно // Говорить то, о чем не следует говорить, проговариваться; 2. Бегло говорить на каком-л. иностранном языке [Ожегов, 2003:105].

Слово зевать (зЪвати) не зарегистрировано в словарях древнерусского языка. У Даля глагол зЪвать определяется так: ‘открывать судорожно рот от скуки или истомы; глядеть на что-л. от скуки, безделья; глядеть невнимательно, разиней, ротозеем, просматривать; тмб., влд. кричать, орать, реветь, драть горло; звать, кликать; орл. прятаться и выказываться по временам’ [3. Т. 1: 697].

 

 

В состав ЛСГ глаголов речевой деятельности входили такие лексемы, как бормотать, буркнуть, галдеть, талдычить, тараторить и другие, не зарегистрированные в словарях древнерусского языка. Возможно, многие из них формируются позже. Почти все они маркируются в толковых словарях как стилистически сниженные: разговорные, просторечные или областные.

В состав ЛСГ глаголов речевой деятельности активно включались и заимствованные слова, такие как агитировать, ангажировать, командовать, информировать, критиковать, комментировать, скандировать, сигнализировать, рекламировать, цитировать и др.

Современная ЛСГ глаголов речи формировалась под действием различных, порой противоположных тенденций: 1. Древнерусские слова, изменяя семантику, могли выходить из группы глаголов речи или, наоборот, пополнять ее, переходя в нее из других ЛСГ; 2. Древнерусские лексемы могли сохранять устойчивость семантической структуры, оставаясь в пределах указанной ЛСГ; 3. Древнерусские лексемы, устаревая, исчезали из языка, обедняя состав указанной ЛСГ; 4. В языке появлялись новые слова, пополняя ЛСГ «Глаголы речевой деятельности».

Существуют различные определения термина глаголы речи или глаголы речемыслительной деятельности, но единого определения для подробного объяснения данного термина нет. Обратимся к следующим классификациям глаголов речи.

В. И. Кодухов в своей работе «Прямая и косвенная речь в современном русском языке» говорит о том, что «особенностью предложения с прямой речью является наличие в авторском предложении слова, вводящего прямую речь» [Кодухов, 1957:50]

 

В. И. Кодухов выделяет следующие группы глаголов, которые вводят прямую речь: «Глаголы говорения (или речи)- самая многочисленная группа, чаще всего употребляемая. В этой группе можно выделить следующие глаголы речи:

A. глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде: сказать, говорить, рассказывать и др.,

B. глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи: крикнуть, шепнуть, пробормотать и др.,

C. глаголы, обозначающие характер протекания речи, её связь с предыдущим изложением, её начало, продолжение: заговорить, ответить, продолжить и др.,

D. глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи: возразить, объяснить и др.

Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности. Они примыкают к глаголам говорения и в определённом употреблении сближаются в своих значениях с ними. Здесь можно выделить следующие подгруппы:

A. глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: декларировать, телеграфировать и др.,

B. глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта:

вводящие вопросительные предложения прямой речи: спросить, спрашивать и др.,

C. глаголы волеизъявления, содержащие приказания, побуждение, просьбу: приказать, просить, велеть и др.,

D. глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: подумать, размышлять и др.,

Глаголы, обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько изменённое лексическое значение:

A. глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения сопровождающие говорение и мышление: улыбнуться, усмехнуться, нахмуриться и др.,

B. глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущения говорящего: удивиться, обидеться, обрадоваться, возмутиться и др.,

глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: слышать, прочитать и др». [Кодухов, 1957:81]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.017 с.)