Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы исследования глаголов речи В русском языке↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Глаголы речи образуют в русском языке особый пласт лексики. Это обусловлено их лексической и грамматической вариативностью. Как и глаголы остальных семантических групп, русские глаголы речи могут быть представлены в парном виде, то есть в виде форм совершенного и несовершенного вида (спросить-спрашивать, реветь-взреветь, рассказать-рассказывать). Язык произведений писателей всегда привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей (Виноградов В. В., Лежнев А. З., Гринбаум О. Н. и др,.)… Лингвистов чаще всего интересует индивидуальная стилистическая манера использования того или иного языкового средства в текстах писателя. Глаголы речи, как нам представляется, играют весомую роль в структуре образных связей в художественном тексте трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». В. В. Виноградов писал, что изучение языка художественного произведения тесно связано с более широкими задачами исследования языка художественной литературы и ее стилей, а также языка того или иного писателя. В стиле писателя, соответственно его художественные замыслам, объединены, внутренне связаны и эстетически оправданы все использованные художником языковые средства [Виноградов, 1963:54]. Язык М. Горького изобилует разнообразием как стилистически окрашенных глаголов, так и глаголов с нейтральной окраской, или стилистически сниженной. Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что в данных лексическом, грамматическом и стилистическом аспектах особенности словоупотребления глаголов речи в трилогии М. Горького ранее в научной литературе не освещались. Отдельные лингвисты ограничиваются анализом внутрисистемных отношений, не уделяя внимания отдельным качествам глаголов речи, их синтаксическим свойствам. В русском языкознании глаголы речи изучались в основном в связи с анализом глагольной сочетаемости (работы В. П. Бахтиной, В. С. Поповой, Е.С.Скобликовой, С. М. Прохоровой, Л. В. Уманцевой и др.) и конструкций с прямой речью (работы Н. К. Милых, В. И. Кодухова, А. А. Бурова, Т. А. Назаровой, В. Г. Краснова и др.), в их историческом аспекте (работы Ф. П. Филина, И. П. Бондарь, Л. М. Соболевой и др.), анализировалось функционирование глаголов речи в художественном тексте (работы Ф. Л. Скитовой, Т. В, Кочетковой, М. В. Китайгородской). Ряд исследований посвящен сопоставительному анализу глаголов речи (работы Т. Г. Бухаровой, Г. С. Мишуренко, Л. А. Хлибановой и др.). Объект исследования – глаголы речи в современном русском языке. Предмет исследования – функционирование глаголов речи в произведении М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». Цель выпускной квалификационной работы заключается в системном исследовании глаголов речи в трилогии М. Горького. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть определения понятия глаголы речи или «глаголы говорения» в научной литературе; 2. Изучить историю возникновения глаголов речи; 3. Проанализировать глаголы речи в произведении М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» с точки зрения лексических, грамматических и стилистических признаков; 4. Рассмотреть функции глаголов речи в трилогии М. Горького. Методы исследования - методы индукции и дедукции; эвристические методы, описательный метод, приём количественных подсчётов. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные в ней результаты углубляют представление о системной организации словарного состава языка. Практическая значимость работы: Материалы исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания при изучении темы «глагол». Объем картотеки, полученной в результате сплошной выборки материала, составляет 3000 словоупотреблений 136 глаголов речи. Структура работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список использованной литературы. Положения, выносимые на защиту: 1. Для рассмотрения особенностей функционирования глаголов речи в произведении М. Горького, необходимо проанализировать данную группу с точки зрения лексических, грамматических и стилистических признаков. 2. В трилогии М. Горького обнаруживаются следующие глаголы речи: диалектные, разговорные, просторечные, которые передают индивидуальную манеру изложения художественного материала писателем. 3. М. Горький чаще употребляет глаголы в изъявительном наклонении прошедшем времени, так как это связано с повествовательной манерой изложения. 4. В тексте трилогии М. Горького глаголы речи выполняют следующие функции: эстетическую, информативную, коммуникативную. Глава 1. Теоретические основы исследования глаголов речи в русском языке Семантическая классификация глаголов речи по А. А. Зализняк. Следует упомянуть работу А. А. Зализняк «Глагол говорить: три этюда к словесному портрету». Она выделяет: 1) Перформативные глаголы: просить, сообщать, обещать; 2) Глаголы, которые описывают разнообразные типы речевых действий: спрашивать, объяснять, уговаривать; 3) Эмоциональные: восхищаться, возмущаться; 4) Компонент «говорить» входит в некоторые другие глаголы (например, расколоть); 5) Глаголы, описывающие разнообразные способы говорения. В этой группе выделяется несколько типов глаголов, в зависимости от того, чего касается специфика способа говорения: -от акустических аспектов произнесения текста: басить, тараторить, трещать…, а также сочетания глаголов с наречиями: говорить громко, тихо, быстро, тихим голосом. И.т.д. -от содержательных характеристик: шепнуть, твердить, бредить и др. -способ говорения может характеризовать внутреннее состояние субъекта или отношение его к адресату речевого действия: кричать, орать, горячиться и др. А также глаголы, где способ говорения включает одновременно акустическую характеристику речи и выражение некоторого внутреннего состояния или отношения к адресату: брюзжать, ворчать, шипеть и др. Таким образом, А. А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «говорить», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться. [Зализняк, 2000:381] Заключение Глаголы речи занимают особое место в лексической системе языка, поскольку именно они организуют структуру речевого акта, непосредственно ориентированы на реализацию базовых функций языка [Васильев, 1981:70]. Глагол говорить, по данным словарей русского языка, обозначает два вида речевой деятельности: владеть устной речью вообще, т.е. сам «дар речи» (и как «оттенок» - уметь говорить на каком-либо языке), и выражать в устной речи (вслух или про себя) какие-то мысли, мнения, сообщать факты, произносить что-либо [Телия, 1994:33]. Глаголы речи давно привлекают внимание исследователей. Исследователи современного русского языка ставят перед собой разнообразные задачи, анализируя глагольную лексику со значением речи. Часть работ посвящена синтаксическим свойствам этих глаголов (Бахтина, Ломтев). Особое внимание уделяется им в исследованиях прямой и косвенной речи (Кодухов, Милых, Петрова, Петруничева). Некоторые статьи посвящены небольшим лексическим объединениям, синонимическим рядам и подгруппам, входящим в этот семантический класс (Апресян, Вежбицкая), также фразеологическим единицам со значением речи (Кудрявцева, Сколотова). Анализировались сочетаемостные свойства глаголов речи (Ничман, Фоменко). Таким образом, это одна из немногочисленных групп (наряду с группами глаголов перемещения, чувства, мысли, звучания и некоторых конкретных физических действий), которая подвергается разностороннему анализу в современной лингвистике.
Источники 1. Андреева Е. Г. Сопоставительный анализ семантических классов глаголов, вводящих прямую речь // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, №1, том 16, 2015г., с.362-374 2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / В.Ю. Розенцвейг. М.: Наука, 1974. - 366 с. 3. Апресян Ю. Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола Текст. / Ю. Д. Апресян; Акад. Наук СССР, Ин-т рус. яз.; отв. ред. С. К. Шаумян. -М.: Наука, 1967.-251 с 4. Арзамасцева О.О. «Глаголы речи» как часть метаязыка художественного текста: семантико-прагматическая характеристика // Вестник Бурятского государственного университета, №11/2009, с. 3-5 5. Арутюнова О.Д. О значимых единицах языка//Исследования по общей теории грамматики. М., 1968. 6. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. -М., 1969. с. 608 7. Бабенко Л. Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. АКД. Ростов, 1980. 8. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 9. Бахтина В.П. Некоторые особенности глаголов речи в русском языке // Учен. зап. Башкирского ун-та, 1964, сер. филол., вып. 18. 10. Бахтина В.П. Лексико-грамматическая сочетаемость глаголов речи в русском литературном языке второй половины 19 века. АКД., Воронеж, 1965. 11. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учебн. для филол. спец. ун-тов. –М., 1989. -с. 800 12. Бельчиков ЮЛ. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М., 1988. 13. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. 14. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола., Просвещение, Москва, 1971. 15. Бондарь И.П. Глаголы речи в русском и болгарском языках /основные типы объектной сочетаемости по материалам памятников русского и болгарского языков 15-18 вв.// Вопросы славянского языкознания. Саратов, 1968. 16. Бощанов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990. 17. Васильев Л. М. Семантика русского глагола: глаголы речи, звучания и поведения Текст.: учеб. пособие / Л. М. Васильев; Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября. Уфа: Изд-во. Баш. гос. ун-та, 1981. - 72 с. 18. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи// Очерки по семантике русского глагола. –Уфа, 1971. С. 213-266. 19. Величко А. В. Структура предложения с глаголами речи в современном русском языке. АКД., М., 1975. 20. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура., М., 1990. 21. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 3-е изд.-М., 1986. 22. Возиянова Н.В. Семантическая структура и текстовые функции глаголов речи, 2001г., с.94 23. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.Ч.1. М.,1967.350 с. 24. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис.М.,1979.264с. 25. Гловинская М. Я. Глагол со значением передачи информации// Язык о языке: Сб. статей/ Под общ. Рук и ред. Н. Д. Арутюновой. -М., 2000. С. 403-417. 26. Голодяевская A. M., Стернин И. А. Парадигматические классы слов и ограничения на сочетаемость лексем в русском языке //Структурно-семантические исследования русского языка. Воронеж., 1994. 27. Голуб И. Б. Стилистика глагола// Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: Учебн. Пособие для вузов. -М., 1989. -С. 95 28. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980. 29. Езолка И. А. Очерки по стилистике иностранных языков [Текст]: учебное пособие: [сборник статей] / М-во просвещения РСФСР, Рост. н/Д гос. пед. ин-т; [редкол.: И. А. Езолка (отв. ред.) и [др.]. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. н/Д пед. ин-т, 1975. - 76, [2] с. 30. Зализняк А. А. Глагол ГОВОРИТЬ: три этюда к словесному портрету / А. А. Зализняк // Язык о языке: Сборник статей / под общ. ред.: Н. Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 381-402. 31. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Русский язык. М., МГУ, 1978. 32. Касимова Г.В. русские глаголы со значением информации и их субъектные связи. АКД, М., 1986. 33. Кобозева И. М. Две ипостаси содержания речи: значение и смысл // Язык о языке / Под. ред. Н.Д.Арутюновой. М., 2000. С.303-359. 34. Кобозева И. М. О границах и внутренней стратификации семантического класса глаголов речи// Вопросы языкознания.- 1985. №6. –С. 95. 35. Кодухов В. И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. Л., 1957. -С. 86. 36. Кожина М. Н. Стилистика русского языка, М., Просвещение, 1983. –С. 223 37. Кролль, М. И. Глаголы речи в современном французском языке (в сопоставлении с русским) [Рукопись]: автореферат дис.... канд. филолог. наук: 664: защищена.10.1969 / М. И. Кролль ; рук. работы Н. Н. Лопатникова ; Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М., 1969. 19 с. 38. Крылова Ирина Александровна. Семантико-стилистическая характеристика ЛСГ глаголов речи: Дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 Москва, 1996 39. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. 2-е изд. М., 1989. 40. Ломтев Т. П. Конституенты предложений с глаголами речи// Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание. –М., 1976. -С. 218-239. 41. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка: Учебн. Пособие. –М., 1981. –С. 254. 42. Милых М. К. Конструкции с косвенной речью в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1962. 43. Мисири Г. С. Русский язык. М., Высшая школа., 1979. 44. Моисеев А.И. Типы словообразовательных гнезд // Актуальные проблемы русского словообразования. Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции. Ч. 1.Самарканд,1987.С.282-285. 45. Немченко В.Н. Способы русского словообразования: Диахронный аспект. Горький,1979. 81 с. 46. Русская грамматика: В 2 т. / Редкол. Н.Ю.Шведова (гл. ред) и др. М.,1980. Т.1.783с. 47. Селиверстова О. Н. Компонентный анализ многозначных слов, М., 1975. 48. Семантические вопросы русского словообразования: Значение производящего слова. Томск, 1991. 271 с. 49. Сколотова И. А. Глаголы, обозначающие сравнение человеческой речи с другими звуками II Учебн. зап. Горьковского гос. пед. ин-та, вып. 95., серия ф. науки, 1969, с. 3-10. 50. Современный русский язык: Учебн. Для студентов пед. ин-тов. / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. –М., 1987. –Ч 2. -256 С. 51. Тихонов А.Н. Системное устройство русского словообразования // Современный русский язык.Словообразование: проблемы и методы исследования. М.,1988. С.71-74. 52. Туманова Н. Л. Сочетаемость глаголов речи с определительными наречиями. Исследования по семантике. Уфа, 1980. 53. Уманцева Л. В. Лексико-грамматические свойства глаголов и глагольных словосочетаний, вводящих прямую речь: Автореф. канд. Филол. наук., Ростов, 1980. 54. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Роль человека в общении. М., 1989. 55. Уфимцева А. А. Лексическое значение. М., 1986. 56. Харченко В.К. Разграничение оценочности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова //РЯШ, 1976, №3. 57. Черных П. Л. Очерк русской исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956, с 88-89. 58. Шмелева Е. А. Словообразовательная парадигма // Словообразование: проблемы и методы исследования. М., 1988. С. 94-109. 59. Янценецкая М. Н. Семантические вопросы словообразования, Томск, 1979. 242 с. 60. Ятубова М. А. Лексико-семантическое поле "оценка" в русской разговорной речи. АКД., Саратов, 1992. Список литературы 1. М. Горький. Детство. Повесть. Москва., «Детская литература», 1984., 219с. 2. М. Горький. Детство, В людях, Мои университеты., Москва., «Художественная литература»., 1989., 563 с.
Словари 1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцев., М., 1990. –С. 685 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 53 000 слов. -М., 1969. С. 900 3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2003. 4. Словарь древнерусского языка (ХI –ХIV вв.): в 10 т.Т.I-IV. М., 1988 – 1991. (СДЯ) 5. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981 – 1984.
Принятые сокращения ГА XIV – Хроника Георгия Амартола, славяно-русский перевод XI в. по сп. XIV в. ГБ XIV – Григория Богослова 16 слов с толкованиями Никиты Ираклийского, XIV в. Гр. Наз. – 13 слов Григория Назианина по сп. XI в. Жит. Стеф. Перм. – Житие святого Стефана, епископа и учителя земли Пермской, написанное Епифанием после 1396 г. Златостр. XII. –Златоструй по сп. Импер. публ. б-ки XII в. Изб. 1073 – Изборник Святослава, 1073 г. М., 1983. ИЛ ок. 1425 – Ипатьевская летопись //Полное собрание русских летописей. М.: Яз.русской культуры, 1998. Т.2. ЛЛ 1377 – Лаврентьевская летопись 1377 г. // Полное собрание русских летописей. М.: Яз. рус. культуры, 1997. Т.1. МАС- Малый академический словарь Мин. 1097 – Служебная минея за ноябрь по рук. Типографской б-ки. 1097. Нест. Жит. Феод. – Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, написанное черноризцем Нестором до 1076 г., по сп. XII в. Остр. Ев. – Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. Факс. изд. Л.: Аврора, 1988. Пат. Син. – Синайский Патерик XI в. Сбор. Кир. Белозер. – Сборник Кирилло-Белозерского монастыря XV в. СДЯ – Словарь древнерусского языка Введение Глаголы речи образуют в русском языке особый пласт лексики. Это обусловлено их лексической и грамматической вариативностью. Как и глаголы остальных семантических групп, русские глаголы речи могут быть представлены в парном виде, то есть в виде форм совершенного и несовершенного вида (спросить-спрашивать, реветь-взреветь, рассказать-рассказывать). Язык произведений писателей всегда привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей (Виноградов В. В., Лежнев А. З., Гринбаум О. Н. и др,.)… Лингвистов чаще всего интересует индивидуальная стилистическая манера использования того или иного языкового средства в текстах писателя. Глаголы речи, как нам представляется, играют весомую роль в структуре образных связей в художественном тексте трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». В. В. Виноградов писал, что изучение языка художественного произведения тесно связано с более широкими задачами исследования языка художественной литературы и ее стилей, а также языка того или иного писателя. В стиле писателя, соответственно его художественные замыслам, объединены, внутренне связаны и эстетически оправданы все использованные художником языковые средства [Виноградов, 1963:54]. Язык М. Горького изобилует разнообразием как стилистически окрашенных глаголов, так и глаголов с нейтральной окраской, или стилистически сниженной. Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что в данных лексическом, грамматическом и стилистическом аспектах особенности словоупотребления глаголов речи в трилогии М. Горького ранее в научной литературе не освещались. Отдельные лингвисты ограничиваются анализом внутрисистемных отношений, не уделяя внимания отдельным качествам глаголов речи, их синтаксическим свойствам. В русском языкознании глаголы речи изучались в основном в связи с анализом глагольной сочетаемости (работы В. П. Бахтиной, В. С. Поповой, Е.С.Скобликовой, С. М. Прохоровой, Л. В. Уманцевой и др.) и конструкций с прямой речью (работы Н. К. Милых, В. И. Кодухова, А. А. Бурова, Т. А. Назаровой, В. Г. Краснова и др.), в их историческом аспекте (работы Ф. П. Филина, И. П. Бондарь, Л. М. Соболевой и др.), анализировалось функционирование глаголов речи в художественном тексте (работы Ф. Л. Скитовой, Т. В, Кочетковой, М. В. Китайгородской). Ряд исследований посвящен сопоставительному анализу глаголов речи (работы Т. Г. Бухаровой, Г. С. Мишуренко, Л. А. Хлибановой и др.). Объект исследования – глаголы речи в современном русском языке. Предмет исследования – функционирование глаголов речи в произведении М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». Цель выпускной квалификационной работы заключается в системном исследовании глаголов речи в трилогии М. Горького. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть определения понятия глаголы речи или «глаголы говорения» в научной литературе; 2. Изучить историю возникновения глаголов речи; 3. Проанализировать глаголы речи в произведении М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» с точки зрения лексических, грамматических и стилистических признаков; 4. Рассмотреть функции глаголов речи в трилогии М. Горького. Методы исследования - методы индукции и дедукции; эвристические методы, описательный метод, приём количественных подсчётов. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные в ней результаты углубляют представление о системной организации словарного состава языка. Практическая значимость работы: Материалы исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания при изучении темы «глагол». Объем картотеки, полученной в результате сплошной выборки материала, составляет 3000 словоупотреблений 136 глаголов речи. Структура работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список использованной литературы. Положения, выносимые на защиту: 1. Для рассмотрения особенностей функционирования глаголов речи в произведении М. Горького, необходимо проанализировать данную группу с точки зрения лексических, грамматических и стилистических признаков. 2. В трилогии М. Горького обнаруживаются следующие глаголы речи: диалектные, разговорные, просторечные, которые передают индивидуальную манеру изложения художественного материала писателем. 3. М. Горький чаще употребляет глаголы в изъявительном наклонении прошедшем времени, так как это связано с повествовательной манерой изложения. 4. В тексте трилогии М. Горького глаголы речи выполняют следующие функции: эстетическую, информативную, коммуникативную. Глава 1. Теоретические основы исследования глаголов речи в русском языке
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.009 с.) |