Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции глаголов речи в трилогии М. Горького↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из важнейших функций глаголов говорения – информативная функция. В зависимости от формы передачи информации различают свернутый и развернутый объект. Развернутая форма экспликации объекта является наиболее характерной для речи и активно используется М. Горьким. Высказывание в форме прямой или косвенной речи позволяет выразить полную и объёмную информацию, которая фиксируется в предложении: «Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя божие» [М. Горький, 1984:24]. «–Дурак он был во всём, Максим этот, покойник, прости господи!- сердито и четко проговорил дед» [М. Горький, 1984:36]. Наряду с глаголами говорить-сказать в тексте произведения для передачи информации разного объема используются и другие глаголы: сообщить, заявлять-заявить, объявлять-объявить, передавать, осведомить… В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой… [М. Горький, 1984:213]. «Чурка однажды решительно заявил» … [М. Горький, 1984:207]. «Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. В художественном произведении эти средства выступают в измененной функции - в эстетической, образуя иную системность. Средства других стилей используются далеко не в полном составе, Заимствуется не стиль, и некоторые его средства, несмотря на то, что они имеют окраску этого стиля. Художественная речь обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка – просторечия, жаргонов, диалектов. Однако и эти средства используются не в их первичной функции, а в эстетической» [Кожина, 1983:198]. Художественная речь близка своими чертами устной разговорно-бытовой и широко использует ее средства. В значении сообщить что-либо могут употребляться глаголы произносить-произнести, выговаривать-выговорить, изрекать, проговорить, молвить, имеющие основное значение «произносить голосом какие-либо слова». –Ну, не хочется, так и не надо,- тихонько выговорила она» [М. Горький, 1984:204]. «Дед встал боком к ней и, глядя на стол, где всё было опрокинуто, пролито, тихо проговорил»… [М. Горький, 1984:34]. «И всё-таки имя божие она произносила не так часто, как дед»… [М. Горький, 1984:99]. «И громко взывает, со слезами на зелёных глазах»…[М. Горький, 1984:101]. «Молвил слово решенное: -А выдайте-ко люди добрые, в праву руку мне булатный нож»… [М. Горький, 1984:169]. На уверенность говорящего в своих словах, высказываниях и.т.д. указывают глаголы: повторять, твердить, талдычить (просторечн.), настаивать, внушать, гнуть своё (фразеологизм), стоять на своём (фразеологизм). «Саша повторил: -Дянь!» …[М. Горький, 1984:202]. «Ночью, лежа с бабушкой на полатях, я надоедно твердил ей всё, что помнил из книг, и всё, что сочинял сам; иногда она хохотала, но чаще журила меня»… [М. Горький, 1984:152]. «Она тихо, но грозно повторила: - В угол!»… [М. Горький, 1984:150]. «– Пешков?-неверно повторил он. -Хорошее дело»[М. Горький, 1984:114]. «Стоит, бывало, целый час перед клеткой на косяке окна-большой такой, добрый зверь-и густым голосом твердит переимчивой, черной, как уголе, птице»…… [М. Горький, 1984:109]. В процессе речевой деятельности громкость звучащей речи может меняться в зависимости от настроения говорящего или внешних условий. «Заплакали дети, отчаянно закричала беременная тётка Наталья»…[М. Горький, 1984:34]. (дедушка-сначала говорил, потом хрипел, потом вскрикивал, потом визжал, потом кричал, затем-орал, тихо проговорил)… Автор очень часто использует самые разнообразные глаголы для характеристики речи деда, иногда даже для подчёркивания отрицательных черт характера - малодушие, упрямство, эгоизм.) «Дед тихонько выл: -И-и-ы»… [М. Горький, 1984:69]. «Григорий, держи ее!- выл дедушка.-Ой, пропала»... [М. Горький, 1984:70]. «Дед вздохнул: - Милостив господь бывает до тебя, большой тебе разум дает… И погладив ее по плечу, добавил, оскалив зубы»… [М. Горький, 1984:73]. «Там в темноте, топнув ногою, громко сказал» … [М. Горький, 1984:73]. «Не сходя с места, хрипел» … [М. Горький, 1984:74]. «Набивая трубку листовым табаком, он прислушивался к стонам роженицы и бормотал бессвязно, напоминая пьяного»…[М. Горький, 1984:74]. «Легким толчком в подбородок он приподнял голову мою и, мигая, протянул»... [М. Горький, 1984:82]. «Он вскрикивал и, точно обожжённый, бегал по комнате, болезненно покрякивая, ругая детей, грозя бабушке маленьким, сухим кулаком»[М. Горький, 1984:87]. «–Старая шкура, - шипел дед, багровый как уголь»… [М. Горький, 1984:89]. Используя разнообразные глаголы речи, повышение и понижение разговора, давая тем самым характеристику речи персонажей, автор стремится показать тяжёлые отношения в семье и сложный период своей жизни, наполненный многими событиями. Используя глаголы речи, писатель говорит нам о важном, существенном этапе в его жизни-о своём детстве. Значение глаголов «говорить-сказать» о чём-то неважном может передаваться в речи при помощи глаголов болтать, калякать, судачить … Глаголы говорить сказать сочетаются с определенным кругом слов имеющих в структуре своего значения компонент «речь» и обозначающих содержательный аспект речи. В данном случае информация о содержании речи переплетается с оценкой ее значимости: говорить-сказать вздор, абсурд, чушь, пустяки… Глаголы говорить-сказать входят в количественный аспект содержания речи.
Основная форма реализации речевой деятельности, используемая М. Горьким – диалог (быстрый обмен высказываниями и репликами без предварительного обдумывания): «Прежде чем сесть за чертеж, я всегда спрашивал ее: – Делать нечего? Она хмуро отвечала: – Когда будет–скажу, торчи, знай, за столом, балуйся…» [М. Горький, 1989:232]. «Самым распространенным видом диалога здесь является диалогическое единство в виде вопросов говорящего и ответов на них слушащего, т.е. вопросно-ответный комплекс» [Соколовская, 2002:92]. Исходным начальным этапом и стимулом к речи является вопрос одного собеседника, из него исходит ответ второго собеседника. Предложения с глаголами спросить-спрашивать относятся к вопросительным, основная коммуникативная цель которых – «узнать что-либо или удостовериться в чем-либо» [Русская грамматика, 1980:386]. Ответная реакция слушающего на вопрос говорящего передается глаголом ответить и его синонимами, имеющими значение «сообщать кому-либо, что-либо, реагируя на вопрос». Чаще всего употребляется глагол отвечать, имеющий нейтральную стилистическую окраску: «–Знаю, – кратко отвечал он, почесывая мизинцем шишковатый череп свой» [М. Горький, 1989:505]. Встречаются предложения, где ответная реплика выражает определенное отношение к высказыванию говорящего. Обозначение несогласия с говорящим осуществляется при помощи глаголов возражать-возразить: «Сам он был не ласков с людьми, говорил с ними полупрезрительно и насмешливо, в спорах возражал односложными восклицаниями, явно стараясь обидеть совопросника» [М. Горький, 1989:503]. Таким образом глаголы говорения в трилогии М. Горького выполняют три главные функции: 1. эстетическую (художественная речь обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка – просторечия, жаргонов, диалектов); 2. информативную (чаще всего при помощи глаголов говорить-сказать, а также их синонимов); 3. коммуникативную функцию, реализуемую при помощи диалогов, в которых используются глаголы спросить-ответить. Выводы по второй главе: Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая емкая; к тому же он аккумулирует огромную потенциальную силу экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. В рамках второй главы настоящей выпускной квалификационной работы был проведен анализ лексем речи – выразителей на примере трилогии М. Горького. Анализ текста трилогии показал, что среди всех глаголов речи, которые автор употребил во всех частях трилогии большую частность употребления составляет глагол говорить, употребляемый в настоящем времени, преимущественно самим автором. В противовес ему по тексту можно встретить чуть менее часто встречающийся глагол речи синоним «сказать». Наиболее частотным в тексте является использование форм прошедшего времени, это связано с повествовательной манерой изложения художественного текста. Наиболее употребительно изъявительное наклонение, менее частотны повелительное и сослагательные наклонения. Необходимо указать, что проведенное исследование показало, что автор использует в качестве усиления экспрессивности текста просторечные и разговорные глаголы. Однако нельзя сказать, что текст трилогии перенасыщен такими глаголами коммуникаций.
Заключение Глаголы речи занимают особое место в лексической системе языка, поскольку именно они организуют структуру речевого акта, непосредственно ориентированы на реализацию базовых функций языка [Васильев, 1981:70]. Глагол говорить, по данным словарей русского языка, обозначает два вида речевой деятельности: владеть устной речью вообще, т.е. сам «дар речи» (и как «оттенок» - уметь говорить на каком-либо языке), и выражать в устной речи (вслух или про себя) какие-то мысли, мнения, сообщать факты, произносить что-либо [Телия, 1994:33]. Глаголы речи давно привлекают внимание исследователей. Исследователи современного русского языка ставят перед собой разнообразные задачи, анализируя глагольную лексику со значением речи. Часть работ посвящена синтаксическим свойствам этих глаголов (Бахтина, Ломтев). Особое внимание уделяется им в исследованиях прямой и косвенной речи (Кодухов, Милых, Петрова, Петруничева). Некоторые статьи посвящены небольшим лексическим объединениям, синонимическим рядам и подгруппам, входящим в этот семантический класс (Апресян, Вежбицкая), также фразеологическим единицам со значением речи (Кудрявцева, Сколотова). Анализировались сочетаемостные свойства глаголов речи (Ничман, Фоменко). Таким образом, это одна из немногочисленных групп (наряду с группами глаголов перемещения, чувства, мысли, звучания и некоторых конкретных физических действий), которая подвергается разностороннему анализу в современной лингвистике.
Источники 1. Андреева Е. Г. Сопоставительный анализ семантических классов глаголов, вводящих прямую речь // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, №1, том 16, 2015г., с.362-374 2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / В.Ю. Розенцвейг. М.: Наука, 1974. - 366 с. 3. Апресян Ю. Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола Текст. / Ю. Д. Апресян; Акад. Наук СССР, Ин-т рус. яз.; отв. ред. С. К. Шаумян. -М.: Наука, 1967.-251 с 4. Арзамасцева О.О. «Глаголы речи» как часть метаязыка художественного текста: семантико-прагматическая характеристика // Вестник Бурятского государственного университета, №11/2009, с. 3-5 5. Арутюнова О.Д. О значимых единицах языка//Исследования по общей теории грамматики. М., 1968. 6. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. -М., 1969. с. 608 7. Бабенко Л. Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. АКД. Ростов, 1980. 8. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 9. Бахтина В.П. Некоторые особенности глаголов речи в русском языке // Учен. зап. Башкирского ун-та, 1964, сер. филол., вып. 18. 10. Бахтина В.П. Лексико-грамматическая сочетаемость глаголов речи в русском литературном языке второй половины 19 века. АКД., Воронеж, 1965. 11. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учебн. для филол. спец. ун-тов. –М., 1989. -с. 800 12. Бельчиков ЮЛ. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М., 1988. 13. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. 14. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола., Просвещение, Москва, 1971. 15. Бондарь И.П. Глаголы речи в русском и болгарском языках /основные типы объектной сочетаемости по материалам памятников русского и болгарского языков 15-18 вв.// Вопросы славянского языкознания. Саратов, 1968. 16. Бощанов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990. 17. Васильев Л. М. Семантика русского глагола: глаголы речи, звучания и поведения Текст.: учеб. пособие / Л. М. Васильев; Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября. Уфа: Изд-во. Баш. гос. ун-та, 1981. - 72 с. 18. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи// Очерки по семантике русского глагола. –Уфа, 1971. С. 213-266. 19. Величко А. В. Структура предложения с глаголами речи в современном русском языке. АКД., М., 1975. 20. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура., М., 1990. 21. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 3-е изд.-М., 1986. 22. Возиянова Н.В. Семантическая структура и текстовые функции глаголов речи, 2001г., с.94 23. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.Ч.1. М.,1967.350 с. 24. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис.М.,1979.264с. 25. Гловинская М. Я. Глагол со значением передачи информации// Язык о языке: Сб. статей/ Под общ. Рук и ред. Н. Д. Арутюновой. -М., 2000. С. 403-417. 26. Голодяевская A. M., Стернин И. А. Парадигматические классы слов и ограничения на сочетаемость лексем в русском языке //Структурно-семантические исследования русского языка. Воронеж., 1994. 27. Голуб И. Б. Стилистика глагола// Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: Учебн. Пособие для вузов. -М., 1989. -С. 95 28. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980. 29. Езолка И. А. Очерки по стилистике иностранных языков [Текст]: учебное пособие: [сборник статей] / М-во просвещения РСФСР, Рост. н/Д гос. пед. ин-т; [редкол.: И. А. Езолка (отв. ред.) и [др.]. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. н/Д пед. ин-т, 1975. - 76, [2] с. 30. Зализняк А. А. Глагол ГОВОРИТЬ: три этюда к словесному портрету / А. А. Зализняк // Язык о языке: Сборник статей / под общ. ред.: Н. Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 381-402. 31. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Русский язык. М., МГУ, 1978. 32. Касимова Г.В. русские глаголы со значением информации и их субъектные связи. АКД, М., 1986. 33. Кобозева И. М. Две ипостаси содержания речи: значение и смысл // Язык о языке / Под. ред. Н.Д.Арутюновой. М., 2000. С.303-359. 34. Кобозева И. М. О границах и внутренней стратификации семантического класса глаголов речи// Вопросы языкознания.- 1985. №6. –С. 95. 35. Кодухов В. И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. Л., 1957. -С. 86. 36. Кожина М. Н. Стилистика русского языка, М., Просвещение, 1983. –С. 223 37. Кролль, М. И. Глаголы речи в современном французском языке (в сопоставлении с русским) [Рукопись]: автореферат дис.... канд. филолог. наук: 664: защищена.10.1969 / М. И. Кролль ; рук. работы Н. Н. Лопатникова ; Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М., 1969. 19 с. 38. Крылова Ирина Александровна. Семантико-стилистическая характеристика ЛСГ глаголов речи: Дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 Москва, 1996 39. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. 2-е изд. М., 1989. 40. Ломтев Т. П. Конституенты предложений с глаголами речи// Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание. –М., 1976. -С. 218-239. 41. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка: Учебн. Пособие. –М., 1981. –С. 254. 42. Милых М. К. Конструкции с косвенной речью в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1962. 43. Мисири Г. С. Русский язык. М., Высшая школа., 1979. 44. Моисеев А.И. Типы словообразовательных гнезд // Актуальные проблемы русского словообразования. Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции. Ч. 1.Самарканд,1987.С.282-285. 45. Немченко В.Н. Способы русского словообразования: Диахронный аспект. Горький,1979. 81 с. 46. Русская грамматика: В 2 т. / Редкол. Н.Ю.Шведова (гл. ред) и др. М.,1980. Т.1.783с. 47. Селиверстова О. Н. Компонентный анализ многозначных слов, М., 1975. 48. Семантические вопросы русского словообразования: Значение производящего слова. Томск, 1991. 271 с. 49. Сколотова И. А. Глаголы, обозначающие сравнение человеческой речи с другими звуками II Учебн. зап. Горьковского гос. пед. ин-та, вып. 95., серия ф. науки, 1969, с. 3-10. 50. Современный русский язык: Учебн. Для студентов пед. ин-тов. / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. –М., 1987. –Ч 2. -256 С. 51. Тихонов А.Н. Системное устройство русского словообразования // Современный русский язык.Словообразование: проблемы и методы исследования. М.,1988. С.71-74. 52. Туманова Н. Л. Сочетаемость глаголов речи с определительными наречиями. Исследования по семантике. Уфа, 1980. 53. Уманцева Л. В. Лексико-грамматические свойства глаголов и глагольных словосочетаний, вводящих прямую речь: Автореф. канд. Филол. наук., Ростов, 1980. 54. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Роль человека в общении. М., 1989. 55. Уфимцева А. А. Лексическое значение. М., 1986. 56. Харченко В.К. Разграничение оценочности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова //РЯШ, 1976, №3. 57. Черных П. Л. Очерк русской исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956, с 88-89. 58. Шмелева Е. А. Словообразовательная парадигма // Словообразование: проблемы и методы исследования. М., 1988. С. 94-109. 59. Янценецкая М. Н. Семантические вопросы словообразования, Томск, 1979. 242 с. 60. Ятубова М. А. Лексико-семантическое поле "оценка" в русской разговорной речи. АКД., Саратов, 1992. Список литературы 1. М. Горький. Детство. Повесть. Москва., «Детская литература», 1984., 219с. 2. М. Горький. Детство, В людях, Мои университеты., Москва., «Художественная литература»., 1989., 563 с.
Словари 1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцев., М., 1990. –С. 685 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 53 000 слов. -М., 1969. С. 900 3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2003. 4. Словарь древнерусского языка (ХI –ХIV вв.): в 10 т.Т.I-IV. М., 1988 – 1991. (СДЯ) 5. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981 – 1984.
Принятые сокращения ГА XIV – Хроника Георгия Амартола, славяно-русский перевод XI в. по сп. XIV в. ГБ XIV – Григория Богослова 16 слов с толкованиями Никиты Ираклийского, XIV в. Гр. Наз. – 13 слов Григория Назианина по сп. XI в. Жит. Стеф. Перм. – Житие святого Стефана, епископа и учителя земли Пермской, написанное Епифанием после 1396 г. Златостр. XII. –Златоструй по сп. Импер. публ. б-ки XII в. Изб. 1073 – Изборник Святослава, 1073 г. М., 1983. ИЛ ок. 1425 – Ипатьевская летопись //Полное собрание русских летописей. М.: Яз.русской культуры, 1998. Т.2. ЛЛ 1377 – Лаврентьевская летопись 1377 г. // Полное собрание русских летописей. М.: Яз. рус. культуры, 1997. Т.1. МАС- Малый академический словарь Мин. 1097 – Служебная минея за ноябрь по рук. Типографской б-ки. 1097. Нест. Жит. Феод. – Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, написанное черноризцем Нестором до 1076 г., по сп. XII в. Остр. Ев. – Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. Факс. изд. Л.: Аврора, 1988. Пат. Син. – Синайский Патерик XI в. Сбор. Кир. Белозер. – Сборник Кирилло-Белозерского монастыря XV в. СДЯ – Словарь древнерусского языка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.01 с.) |