Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование новых принципов управления

Поиск

В советское время при обосновании создания большинства предприятий приоритет отдавался, с одной стороны, ≪оборонным≫ факторам, с другой, крупным масштабам производства, выстраивании технологических цепочек производства конечной продукции. По сути создавались рациональные территориально-производственные комплексы, ориентированные на постоянные производственные связи, небольшой ассортимент продукции с небольшим уровнем гибкости по его изменению. Разрыв хозяйственных связей, произошедший в результате приватизации, создал для предприятий серьезные

социальные и экономические проблемы. Чтобы выжить в условиях перехода к новой системе хозяйствования, каждому советскому предприятию нужны были новые бизнес-идеи, непривычные для многих виды работ и услуг. Это потребовало не только гибкости функций управления, но и перехода к широкому, в том числе и непрофильному ассортименту выпускаемой продукции. Традиционное функциональное построение систем управления здесь оказалось уместным: управляя разнородными,

по своей сути, операциями, нужно было опираться на что-то стабильное.

Выход из кризиса включает три

варианта:

. принять решение о движении вперед и перейти к новой системе управления, лишенной

негативных характеристик функциональной системы;

. остаться в данной ситуации, что равносильно повышению риска потери бизнеса, поскольку кризис имеет свойство разрушать систему управления;. сократить функциональные подразделения и объемы работ.

Современный менеджмент указывает на наличие двух принципов управления; функциональный и процессный._

1) Суть функционального управления — контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое исполнение работниками указаний ≪эксперта≫.

Норма управляемости, т.е. научно обоснованное количество подчиненных, которых можно контролировать, составляет 5 +- 2 человека.

Определяющий параметр эффективности — профессиональная квалификация руководителя.

«+»

-руководитель сам распределяет сферы деятельности между подчиненными.

-руководитель контролирует исполнение всех технологий

«-«

-Любые внешние влияния приводят к изменению всей технологии работы,что влечет за собой реорганизацию системы управления

- перегрузка руководителя «текучкой»

2) Управления по процессам (П.Друкер)

-контроль результатов работы

- выделяется понятие ≪бизнес-процесс≫ как последовательность действий, нацеленная на достижение конечного, измеримого и конкретного результата.

- контролируются не технологии, а границы подпроцессов.

Исполнитель вправе сам выбирать технологии, необходимые для достижения результата.

Главный критерий эффективности процессного управления — достижение целей группой, отделом, департаментом, предприятием.

Норма управляемости в этом случае уже составляет 12 + - 5 человек, т.е. практически в 3 раза выше по сравнению с функциональным управлением. Это объясняется тем, что менеджер не контролирует технологии исполнения работ, а каждый исполнитель должен сам четко представлять

«+»

- приводит к сокращению ≪этажей власти≫ (за счет увеличения нормы управляемости), точному определению результатов деятельности, как общих, так и личных.

- позволяет сократить кол-во «неумных» работников

«-«

- низкая социальная приемлемость (оплата только по результатам и жесткие требования),

- более сложное по сравнению с функциональным

управлением проектирование системы управления (за счет детализации и формализации результатов работ) и необходимость изменения менталитета руководителей.

 

 

3. Факторы функционирования современной организации.

Формирование жизнеспособной организации во многом определяется теми подходами, которые закладываются в базу будущего предприятия. Исходя из системного подхода к анализу деятельности организации можно сказать, что все имеет начало и все имеет конец. Однако определение стадии развития, на которой находится предприятие, составляет основу выбора методов его реформирования.

Более того, для компании важно и состояние развития своего клиента, т.е. организации заказчика.

Специфика реализации проекта предполагает на время его реализации установление особых коммуникаций между фирмой и заказчиком.

 

Рассмотрим организацию как основную единицу рыноч­ной экономики, где принимаются управленческие решения.
Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, имеющее определен­ный набор взаимосвязанных целей.
Организация как система представляет собой совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней сре­дой. В любой организации реализуются три ключевых процесса: полу­чение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.
Основные потоки в организации (на входе системы — поступле­ние материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый про­дукт (товары, услуги)) представлены на рисунке:
Организация как система координации поведения людей обеспе­чивает процесс достижения целей. Деятельность участников организа­ции реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности уста­новленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфлик­тами, организационную культуру и др. Все организации вне зависимо­сти от целей, типа и конечного результата имеют общие для всех слож­ных организаций характеристики.

Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и ин­формация. Цели всякой организации (производственной или обслу­живающей) включают преобразование ресурсов.

Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых ха­рактеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и по­требителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабиль­на, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее измене­ний, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на диффе­ренциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.

Подразделения. Любая сложная организация состоит из подраз­делений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто назы­ваются отделами или службами. Как и целая организация, частью ко­торой они являются, подразделения представляют собой группы лю­дей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.

Вертикальное разделение труда. Работа организации связана с иерархией управления, она разделяется на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вер­тикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.

Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответ­ственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вер­тикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. По­этому управление является существенно важной деятельностью для любой организации.

Организация любой компании связана с большим количеством разнообразных видов работ.
Для нормальной работы любая компания должна:

· разработать миссию компании;

· разработать цели и стратегию;

· распределить функции производства и управления; •распределить задания между работниками;

· организовать связи и порядок;

· приобрести или модернизировать технологию производства;

· наладить систему стимулирования, снабжения, сбыт;

· организовать производство;

· контролировать;

· обучать;

· информировать;

· реагировать на изменения.

Необходимо учитывать, что главными элементами любой орга­низации являются люди. Поэтому для достижения поставленных целей "очень важно укомплектовать штат профессионально пригод­ными специалистами и правильно распределить роли.

 

4. Типы организаций, их функции и факторы деятельности.

Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

1.Юридическое лицо

2.Неюридическое лицо

3.Неюридическое лицо — предприниматель без организации юри­дического лица (зарегистрировано).

4.Неформальная организация граждан

Перечислим основные признаки классификации ор­ганизаций:

1.по отношению к власти ~ правительственные и неправи­тельственные;

2.по отношению к главной цели — общественные и хозяйст­венные;

3.по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерче­ские;

4.по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;

5.по форме собственности — государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

6.по уровню формализации — формальные и неформальные;

7.по отраслевой принадлежности — промышленные, транс­портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;

8.по самостоятельности принятия решений — головные, до­черние, зависимые;

9.по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.

Общественные организации создаются для удовлетворения соци­альных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др.

Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индиви­дуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельно­сти.

Правительственная организация (ПО) — такой статус дается офи­циальными органами власти федерального или местного уровней.

Коммерческие организации — организации, ставящие своей це­лью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение об­щественных потребностей.

Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет госу­дарственного органа.

Небюджетные организации — сами изыскивают источники фи­нансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация.

По форме собственности различают государствен­ные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.

Государственные и муниципальные организации полностью или час­тично находятся под контролем государственных или муниципаль­ных органов власти.

Частные организации — это организации, созданные индивиду­альными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермер­ские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: ак­ционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, част­ной, иностранной.

По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальные организации — это зарегистрированные в установ­ленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях.

Неформальные организации — незарегистрированные в государст­венных органах власти.

Функции

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Факторы деятельности- труд, земля, капитал.

 

5. Понятие и сущность бизнеса в экономике. Виды бизнеса.

Концепция – система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

Бизнес - это деловые отношения; это деятельность, приносящая пользу, выгоду; бизнес – 3ййэто совокупность деловых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получение прибыли;

Российский законодатель дал определение понятия бизнеса и предпринимательства в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Сущность бизнеса:

Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов от прибыли.

Позитивная концепция. Её суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно- полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

Виды бизнеса:

Производственное предпринимательство - это ведущий вид предпринимательства. Его основная функция - организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Коммерческий бизнес.

Полем деятельности коммерческого бизнеса являются операции по купле продаже товаров. В этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые торговцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т.д.

Коммерческий предприниматель берет на себя и риски связанные с изменением спроса, цен и т.д. Коммерческий бизнес высокорентабелен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.009 с.)