Последствия групповой сплоченности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия групповой сплоченности.



1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;

2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;

3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

где С гр – сплоченность, Ч (+) – положительный выбор, N – число членов группы.

Л. Фестингер предложил рассматривать сплоченность как сумму «всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней».

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским, который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:

1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;

2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

1.4. Пути и условия сплочения групп:

1) постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;

2) расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

3) организация совместной деятельности членов группы;

4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;

5) формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата

Конфликт в коллективе.

Конфликты — одно из важнейших явлений современной жизни человека. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.

Выделяют несколько видов конфликтов:

§ Внутриличностный конфликт

§ Межличностный конфликт

§ Конфликт между личностью и группой

§ Межгрупповой конфликт

А также:

§ Конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

§ Деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.

2. Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

3. Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.

4. Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.

5. Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

Факторы бесконфликтного общения:

§ Улыбка;

§ Доброжелательный тон;

§ Вежливость;

§ Нейтральность речи;

§ Приветливость;

§ Заинтересованность;

§ Непринужденность жестов.

Коммуникативные элементы:

§ Вербальные (7%);

§ Невербальные (55%);

§ Проксилингвистические (38%).

Факторы раздражения:

§ Партнер нервный;

§ Грубый;

§ Самоуверенный;

§ Упрямый;

§ Отводит глаза;

§ Нарушает индивидуальную зону;

§ Громко говорит.

 

Часть 2. Методы и приемы развития и сплочения коллектива

Коллективно-творческое дело (КТД).

КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого-педагогических наук, академик Игорь Петрович Иванов (1923 – 1991) и группа его единомышленников.

Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как подсказчика, помощника, советчика.

Дети сами выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.008 с.)