Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вечерние огоньки основного периода↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков. Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-анализа небольшая (15-20 минут). В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным. Необязательно, чтобы в основной период присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда. Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализируя прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм. «Черно-белый и цветной кадр дня» Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой – цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем, каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции. «Китайская стена» Вожатые заранее заготавливают «кирпичи» (цветные прямоугольники из бумаги) для того, чтоб отряд смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например красный «кирпич» – день прошел замечательно, серый – день прошел без особых эмоций и т.д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе огонька каждый ребенок выбирает себе кирпич того цвета, который считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым – каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Китайская стена».
«А мы считаем так…» В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например: v что было хорошего в сегодняшнем дне? v что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т.д. После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять. Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т.д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра. «Шляпа» Вожатые заранее заготавливают карточки, на которых написаны вопросы, которые могут касаться любой области жизнедеятельности ребят в лагере. Эти карточки складываются в шляпу, дети по очереди достают вопросы из шляпы и высказывают свое мнение по данному вопросу.
«Ниточка» Перед началом огонька вожатый предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? каждый ребенок, высказывая свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику. «Дерево» В начале смены вожатый прикрепляет в отрядном уголке ствол дерева. На каждом вечернем огоньке, в течение всей смены, каждый ребенок высказывает свое мнение по поводу того, кто из ребят сегодня выделился больше всех (выиграл какой-то конкурс, его дисциплина была лучше всех и т.д.). По результатам отрядного мнения вожатый выбирает 2 – 3 детей и пишет их имена на зеленых листочках, которые прикрепляет к дереву. К концу смены становится видно – какой ребенок в отряде самый активный.
«Пять пальцев» Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее: – мизинец (М) – «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел? – безымянный (Б) – «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели? – средний (С) – «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело? – указательный (У) – «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их? – большой (Б) – «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья? «Если бы я был…» Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы… v исправил… v сделал… v добавил… «Ассоциативные методы» Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому-то слову. Ассоциативные методы анализа построены по такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню. Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети выиграли соревнования по футболу, и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня, вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» – весь день готовились к общелагерному мероприятию. Это лишь некоторые методы, которые Вы можете использовать, анализируя прожитый день. Не забывайте придумывать сами новые, интересные формы. Если в лагере проходит очень большое мероприятие или если вы чувствуете, что какое-то вечернее дело необходимо обсудить, то проводится огонек – анализ дела. Огонек – анализ дела Педагогическая задача такого огонька – научить детей видеть успехи для дальнейшего развития и причины неудач, чтобы в дальнейшем они смогли избежать аналогичных ошибок. Проводится такой огонек в виде ролевой игры. Необходимо подготовить карточки с наименованием различных ролей, например: v организатор; v участник; v зритель; v жюри и т.д. Каждый ребенок получает карточку с названием определенной роли. Затем формируются микрогруппы: организаторов, оформителей и т.д. Задача каждой микрогруппы – проанализировать проведенное дело с позиции данной им роли, выделить положительные и отрицательные моменты, а также дать рекомендации и пожелания для проведения подобного мероприятия в следующий раз. Помимо игровой формы анализ можно проводить в форме обсуждения. Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он управляет разговором через вопросы, например: 1. Что нового, полезного вы открыли для себя? 2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание? 3. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены? 4. Кто из ребят раскрылся для вас по-новому, что нового вы узнали друг о друге? 5. Как выглядел твой отряд на фоне других? 6. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? В конце обсуждения вожатому обязательно нужно сделать вывод о том, что помогло добиться успеха и что помешало провести дело так, как было задумано. Очень важно, чтобы вы всегда помнили о том, что детей нужно хвалить как можно чаще, утверждая, что они самые необыкновенные, неповторимые и талантливые. Ваша похвала иногда бывает лучшей наградой для ребенка. Постарайтесь уделить внимание даже мелочам. Пусть не все получилось так, как вам бы хотелось, но ребята старались, а это самое главное. Тематический огонек В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков (1 – 2). На таких огоньках можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька. Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку. Примерная тематика огоньков: 1. Мои любимые строки (поэтический). 2. Музыка вокруг нас (музыкальный). 3. С песней по жизни (вечер авторской песни). 4. Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни). 5. «Помните. Через века, через года…» (вечер памяти военных событий). Тематический огонек «С песней по жизни» Дети сидят вокруг костра. У кого-то должна быть гитара. У вожатого в конверте карточки, на которых написаны несколько строк из известной песни. Каждый, вытягивая карточку из конверта должен отгадать песню. Затем он начинает ее петь, а другие подпевают. В процессе огонька вожатый должен рассказать интересные факты из жизни поэтов-песенников, возможно, краткую биографию. Когда карточки закончатся, вожатый называет имя или фамилию исполнителя, а дети должны как можно быстрее спеть самую известную его песню хором.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.247.223 (0.01 с.) |