Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура детского коллектива.

Поиск

Очень условно можно выделить несколько групп школьников, занимающих разные «ниши» во внутренней иерархии.

Рассмотрим каждую из таких групп подробнее.

Лидеры:

«Центр внимания». Подросток, с раннего детства привыкший находиться в центре внимания, получать похвалы практически за всё, что бы он ни сделал – так называемый «кумир семьи». Такие подростки крайне редко попадают в лидеры, поскольку законы подростковых групп – то, за что подростки уважают друг друга, довольно сильно отличаются от того, за что подростков выделяют взрослые.

«Лидер поневоле». Учитель назначает кого-то, скажем, старостой класса.

Ребенок не умеет и не любит командовать, ему чужда формальная власть. Как правило, такие дети стремятся достичь поставленных перед ними целей при помощи просьбы или уговоров, часто предпочитая солидарность со сверстниками, а не с учителем.

Судьба такого ребенка может повторить судьбу свергнутого наместника. Падение он будет воспринимать как несправедливое, неожиданное. Если даже он формально и останется «у власти», то фактически уже не будет ею обладать. Мало того, его отвергнут, и ему будет трудно найти себе друзей среди своих бывших «подчиненных».

«Правая рука». Это тип лидера, внешне близкий к только что описанному. Однако в отличие от него «правая рука» учителя — обычно ребенок, у которого действительно есть определенные организаторские способности. Иногда из таких детей получаются «бессменные» общественники.

Случается так, что наделенный сильной волей и разнообразными средствами психологического воздействия (робкого - подбодрить, сильному - выразить солидарность, где прикрикнуть, где упросить), такой ребенок или подросток может действительно неплохо организовать коллектив для достижения различных целей.

«Обладатель собственного мнения». Эта роль далеко не всегда лидерская. Почти в каждом коллективе есть мальчик или девочка, а иногда и несколько ребят, которые независимо от того, уместно это или нет, выражают (нередко весьма активно, даже агрессивно) собственное мнение, в том числе и идущее вразрез с мнением класса или учителя.

Это обычно дети с очень развитым чувством собственного достоинства. Иногда они оказываются выразителями как бы подавленного мнения коллектива. В этом случае у них есть шанс занять, по крайней мере, на время, позицию «неформального лидера».

«Поборник справедливости». Эта роль очень близка к предыдущей, но она отличается, тем, что чаще принимает уродливые формы. Например, такие «поборники справедливости» могут быть завзятыми ябедами, у которых доносительство является своеобразной формой борьбы за справедливость.

С равным усердием они могут шефствовать над малышами, не давая их в обиду, и следить за тем, чтобы никто не увильнул от малоприятного мероприятия. Если в младших классах такие дети и могут пользоваться некоторым уважением, то впоследствии товарищам, как правило, удается их «раскусить», увидеть стоящие за таким поведением зависть и мелочное тщеславие.

«Террорист». Разумеется, эта роль только условно может быть названа лидерской. Как правило, ее носитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением сверстников. Однако он может заставить себя бояться, и в этом смысле можно говорить о его определенной власти над одноклассниками. В младших классах «террористами» практически не бывают дети с высоким интеллектом, коммуникабельные, хорошо адаптированные к школе. Гораздо чаще это мальчики, не обладающие никакими иными способами повышения самооценки, кроме физического насилия над другими.

В школе может возникнуть феномен, подобный «дедовщине» в армии и имеющий те же корни.

«Частичный лидер». Это наиболее распространенная лидерская роль в детских и подростковых группах. «Частичными лидерами» обычно являются дети, чья компетентность признается в определенной области или небольшой группкой ребят. Например, лучший математик класса (если во время контрольных он помогает другим), лучший рассказчик и т. п.

Чаще всего «частичный лидер» - это лидер по совокупности в небольшой группке детей. В каждой группке в зависимости от интересов и свойств характера ее членов выделяется свой лидер, а иногда и несколько. Обычно это наиболее активные дети с хорошей самооценкой, достаточно успешно справляющиеся с превратностями жизни.

Несбывшиеся лидеры:

В среднем круге существует несколько типичных ролей, исполнители которых не имеют устойчивых позиций в коллективе.

«Фаворит». Эта роль в чистом виде встречается в младших классах: любимчик учителя, мальчик, а чаще девочка, обладающие такими качествами, как послушание, аккуратность и обаяние.

В отличие от «правой руки» «фаворит» необязательно используется учителем как постоянный помощник. Такой ребенок, как правило, получает послабление там, где для других действует строгое правило; учительница его чаще хвалит, ее особые чувства к этому ребенку проявляются нередко неосознанно, обычно на нем чаще останавливается одобряющий взгляд, ему она чаще улыбается.

«Шестерка». Чаще всего «шестерка» состоит при «террористе» (он - «слабый мальчик»). «Шестерка», как говорят, ходит гоголем, потому что а в случае чего, обидчик знает, что будет иметь дело с Витькой - грозой класса… Реже «шестерка» пристраивается при «фаворите» - обычно малоспособная девочка при девочке-«фаворите» («а я зато с Леной дружу, а она отличница»).

Эти дети в глубине души обычно низкого мнения о своих силах и способностях, перед лицом взрослых чувствуют себя беззащитными и интуитивно ищут сильного покровителя. Потеряв покровителя, утрачивают «почву под ногами» и легко «скатываются в «аутсайдеры».

Роль «шестерки» необходимо отличать от дружбы ребенка со сверстником, обладающим лидерскими чертами. Подобная дружба позволяет им стать более свободными, раскрепощенными. В отличие от «шестерок» эти дети не ведут себя агрессивно по отношению к другим ребятам, их дружба носит более партнерский характер.

«Пижон». Эта роль обычно принимается мальчиком-подростком в силу особенности его воспитания, резко отличающегося от своих сверстников.

На признание со стороны сверстников и не умея его получить, он может тешить свое самолюбие, выделяясь теми способами, которые ему под силу: благодаря одежде, особенно модной, красивой или экстравагантной, язвительному остроумию, эрудиции.

Позиция «Я выше всех» порождает большую дистанцию между ним и его сверстниками. Однако сама эта дистанция нужна часто именно потому, что он боится быть отвергнутым.

В этом отношении весьма недальновидно ведут себя некоторые учителя, прямо указывающее такому ребенку на его заносчивость и высокомерие, подчеркивающие то, в чем его обошли, где больше преуспели другие ребята.

«Принцесса». Это женский вариант «пижона» - часто хорошенькая девочка либо чрезмерно, не по заслугам захваленная родителями, а, возможно, прошедшая через роль «фаворитки» в начальных классах, а затем резко утратившая свои позиции. В подростковом же возрасте такая девочка снова «выныривает» за счет своей привлекательности, но уже с грузом уязвленного самолюбия.

«Большинство»

Каждый человек отличается от другого. Среди детей тоже не найдешь одинаковых. Однако «большинство» имеет все же общие свойства, определяемые уровнем психоэмоционального развития, типичным для данного возраста.

«Камчатка»:

Этим словом называют обычно детей, выпадающих из «большинства» как бы за нижнюю черту. Речь идет о группах плохо адаптированных детей, не пользующихся уважением ни со стороны сверстников, ни со стороны учителей, а чаще всего - и со стороны родителей. Основной способ повышения самооценки у таких ребят - это консолидация с группой, в которой можно не чувствовать себя отверженными. Ребенок, который чувствует себя хуже других, может подобрать себе общество таких детей, хуже которых он не является.

«Аутсайдеры» («изгои»):

Здесь речь пойдет о неадаптированных одиночках. Самый неблагополучный вариант статуса ребенка в детском коллективе.

Можно выделить несколько в той или иной мере «аутсайдерских» ролей.

«Жиртрест». Так обычно дразнят полных детей. Однако здесь имеется собирательный образ ребенка с выраженным физическим недостатком: сильной близорукостью, застенчивостью (слабостью), очень маленьким ростом.

Надо заметить, что, как правило, причиной попадания в «аутсайдеры» является не сам недостаток, а целый комплекс личностных черт ребенка, как бы «сцепленных» с этим недостатком.

Так, например, полный, рыхлый ребенок не может бегать, как другие дети, не может дать сдачи

«Недоумок». Это жертва критики учителя, ребенок, который имел несчастье быть избранным вечным «козлом отпущения». Под влиянием грубой, беспощадной критики учителем его умственных способностей и у самого ребенка, и у его сверстников формируется его образ как существа, ни на что не способного.

«Девчонка». Астеничный, кроткий мальчик, отвечающий на все обиды тихими слезами. Рядом с ним любой ребенок чувствует себя сильным и умелым.

«Клоун»: о н пытается хотя бы на короткое время привлечь к себе снисходительное внимание одноклассников. В ход идет все: кривлянье, шутки, иногда злые, если это может кому-то понравиться.

Такой ребенок готов получить наказание, плохую отметку, если можно таким образом вызвать одобрительный смех одноклассников. Там, где другой почувствовал бы себя оскорбленным, он готов весело смеяться.

Такой ребенок может производить впечатление совершенно лишенного собственного достоинства. Однако это не так. Его шутовство и фиглярство часто отчаянная и с негодными средствами попытка именно вернуть себе самоуважение и уважение сверстников.

«Псих». Такой ребенок подвержен эмоциональным взрывам при малейшей обиде или несправедливости (действительной или мнимой). Он тут же разражается бранью, угрозами или злыми слезами, а нередко лезет в драку, причем дерется безрассудно и жестоко, наносит удары куда попало, а сам словно не чувствует боли. Как правило, это дети, которые действительно нуждаются в консультации, может быть, лечении психоневролога. Для таких детей характерно чувство постоянной угрозы. И, следовательно, готовности к обороне. Само же это чувство может быть вызвано неблагополучной домашней обстановкой, агрессивным поведением родителей, побоями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.009 с.)