Вопрос 27. Отношения родства и их роль в первобытном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27. Отношения родства и их роль в первобытном обществе.



 

Существует два типа систем родства (но ни те, ни другие не выражены в чистом виде):

- классификационные, или классификаторские (характерны для первобытных обществ; одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определеннных возрастных и брачных классов, или категорий)

- описательные (характерны для классовых обществ; имеются термин для отдельных родственников — «отец», «мать», «сын», «дочь» и т.д.)

. В раннепервобытной общине (раннеродовой): ранний род, как и всякий род, был коллективом людей, осознававших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. Родство в нем было не предковым, или вертикальным (возведение себя к общему родоначальнику), а горизонтальным. Предполагается, что первоначальное родство осознавалось только в форме связи с общеродовым покровителем — тотемом. Родство было явлением не столько биологическим, сколько социальным: не естественная, кровная близость определяла общность интересов, а наоборот. Однако уже вскоре стала осознаваться связь с этим коллективом через одного из родителей, и горизонтальное родство приняло форму филиации (от лат. Filius, Filia — сын, дочь: установление родства через одного из родителей).

В позднепервобытной (позднеродовой) общине: родовые связи и родовая организация на этой стадии стали более сложными. На этом основании часть ученых полагает, что род вообще возник только в это время. В действительности же он теперь стал лишь более выраженным. С ростом народонаселения и сопутсвующим ему почкованием родов родовая организация стала более разветвленной. Роды разделились на внутриродовые группы, те в свою очередь — на еще меньшие группы сородичей и т. д. С усложнением родовой организации изменился сам характер родства: из горизонтального оно быстро превращалось в вертикальное, или предковое. Такое родство называют еще линейностепенным.

Дуальная экзогамия и фратриальная система. Понятие экзогамии введено Мак-Леннаном. Это запрещение брачного общения внутри рода. Основной признак рода. Строгая кара за несоблюдение. Дуальная экзогамия — это когда два племени договариваются об экзогамии между собой. Путь к избеганию конфликтов между племенами.

Причины (много версий): боязнь дефлорационной крови; охотничий образ жизни; инстинктивное отвращение к кровосмесительству; для предотвращения конфликтов между племенами.

Суть: на основе экзогамии создается род. Рудименты двух объединившийся родов внутри одного рода — фратрии (Морган). Дуальная система универсальна. На основе дуальной экзогамии кросс-кузенный брак.

Данные этнографии свидетельствуют об универсальном распространении в прошлом человечества родовой организации, а тем самым и родовой агамии (нет особых предписаний с условиями вхождения в брак). Агамный запрет был фундаментальным, основным принципом поведения людей родового общества. Он рассматривается или как способ нейтрализации какой-то неведомой и поэтому особо страшной опасности, нависшей над человеческой группой и угрожавшей самому ее существованию.

Матрилинейный и патрилинейный счет родства. Матрилинейный первоначальный по отношению ко второму.

Вопрос 28. Проблема власти в первобытном обществе – старейшины и вожди.

 

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества

РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля всех ее взрослых членов. Особый авторитет имели зрелые, умудренные опытом люди, очень часто — старшее поколение группы. Из их среды обычно выходили главари (старейшины, вожди), руководившие повседневной хозяйственной, общественной и идеоло­гической жизнью коллектива. Они могли быть молчаливо признанными или выборными, а их деятельность — относительно самостоятельной или направляемой другими органами власти.

Простейшая организация власти - старшие по возрасту члены общины руководят другими общинниками. К этому близка организация, описанная у части канад­ских эскимосов. Их общины возглавлял старший из трудоспособных мужчин, который принимал решения, лишь посоветовавшись со всеми взрослыми охотниками. В то время как он руководил охотниками, его жена ведала распределением охотничьей добычи. Несколько более сложной была организация власти у аборигенов Австралии. У них существовали советы старших мужчин, выдвигавшие из своей среды старейшин. Обычно это был самый старший, но если он не обладал нужными качествами или дряхлел, то создавалось нечто вроде двоевластия номинального и фактического главаря. Наряду с такими «большими мужчинами» имелись «большие женщи­ны», руководившие женской частью общины. Бывало, что в раннепер­вобытной общине имелось несколько главарей, например, глав сезонных хозяйственных групп, на которые периодически распадалась община, или отдельных родов в многородовой общине. В этих случаях кто-нибудь мог выделяться личными качествами и авторитетом, но формального соподчинения не было.

Власть вождя или совета старейшин основывалась на их опыте, примере образцовых действий, интеллектуальном и эмоциональном превосходстве, умении убеждать, то есть на их индивидуальном или групповом авторитете. Формально она не имела обязательной силы, но редко случалось, чтобы к их советам или распоряжениям не прислушались. Важнейшей заповедью, внушавшейся молодежи во время инициации, являлось послушание старшим. Еще важнее другое: власть вождя служила интересам всей группы. В отношении абори­генов Австралии хорошо известно, что ослушавшегося, если он не успевал скрыться, ждала расправа. У андаманцев, как сообщал о них их исследователь А.Р. Рэдклифф-Браун, непокорному пришлось бы иметь дело с большинством туземцев, в том числе со многими из своих собственных друзей. Такой порядок, равно как и продолжавшееся участие самих вождей в трудовой жизни общины, позволяет говорить об организации управления на данной стадии как о примитивном наро­довластии, а не как об отделенной от народа власти профессиональных правителей.

В раннепервобытной общине еще не было разделения власти на хозяйственную, военную и судебную. Во время мелких военных столкновений предводительствовали те же главари. Они же были хранителями и блюстителями обычаев группы. У аборигенов Австралии существо­вали особые знахари и колдуны, также имевшие большое влияние на общинников и сородичей. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой.

Как правило, вожди не только продолжали участвовать в произ­водстве, но и не имели никаких льгот в потреблении. Однако, как показывают данные по низшим охотникам, рыболовам и собирателям, для всей главенствовавшей прослойки старших мужчин все же имелись определенные бытовые льготы. Там, где практиковалась полигиния, преимущественно старшие мужчины претендовали на самые лучшую часть добычи. Такие льготы определялись не столько обычаем, сколько естественным ходом вещей. Это в особенности относится к полигамии: тот, кто больше прожил, имел возможность вступить в большее количество браков.

ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных предприятий, проступков, военных конфлик­тов) решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общественных отношений способствовало иерархизации органов кол­лективной власти. Появились и новые механизмы приобретения лич­ного главенства.

В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, Все чаще эти собрания проходили в мужских домах, участие принимали только взрослые мужчины. Решения принимались сообща. Большое значение при­давалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не простое подчинение воле большинства. Многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия.

Соподчинение органов власти достигалось путем представительства глав домохозяйств в советах общинн и родов, а глав таких советов — в советах фратрий[11] и племен. Но принцип представительства только начал вытеснять принцип всеобщего участия. Так, у ирокезов в советы родов входили все взрослые, а в советы фратрий и племени — только главы родов. Каждый уровень этой иерархии обладал своей сферой компетенции. На советах домохозяйств решались их внутренние вопросы, на родовых советах—общеродовые вопросы хозяйственной, обще­ственной и идеологической жизни, на советах племени — вопросы, связанные с взаимоотношениями родов и отношениями с другими племенами. Совет племени утверждал родовых глав и мог смещать их даже вопреки желанию рода, улаживал межродовые конфликты, отправлял и принимал посольства, объявлял войну и координировал действия отдельных отрядов во время крупных военных походов, заключал мир и устанавливал межплеменные союзы. Совет племени собирался нечасто.

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей счи­тались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способно­сти, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. Например, у меланезийцев острова Добу все функции руко­водства принадлежали одному лицу, у ирокезов были обычные главы — «сахемы»—и военные предводители, у кубео Южной Америки — обычные главы и колдуны. Бывало, что особое значение придавалось какому-нибудь определенному виду деятельности, например, военной или культовой. Тогда при выборе «универсального» главы в первую очередь принимались во внимание его способности именно в этом виде деятельности, а при наличии «дифференцированных» глав наиболее высокий статус получал один из них.

Имелись и другие факторы, влиявшие на выбор глав. В той или иной мере принимался во внимание возраст претендента. В условиях мно­городовых общин было важно, чтобы вождь принадлежал к наиболее многочисленной группе. В условиях разрастания общинно-родовых коллективов некоторые преимущества приобретали группы первопоселенцев. Так обозначалось закрепление главенства за определенными родами или входившими в них линиджами[12].

Постепенно институт главенства стал испытывать воздействие имуще­ственных факторов. У ряда племен Меланезии, Юго-Восточной Азии, а в менее выраженной форме также Северной Америки и Африки появился особый вид лидеров —так называемые большие, или значи­тельные, люди. В международной научной терминологии за ними закрепилось название бигменов. Это были мужчины, выделявшиеся богатством и щедростью, выдвигавшими их на первый план в условиях развития престижной экономики. Бигмен стремил­ся иметь как можно больше жен, чтобы они, а в какой-то мере и их родственники на него работали. Бигмена не выбирали — он становился им благодаря своему престижу и множеству сторонников из числа сородичей и сообщников. Были бигмены помельче и покруп­нее. Чтобы стать настоящим крупным бигменом, надо было обладать не только богатством и щедростью, но и другими силой, умом, умением организовать и убедить людей, разносторонними, в том числе магическими, знаниями. Имя такого бигмена звучало, как говорили папуасы-мбовамб, «на все стороны света».

На стадии позднепервобытной общины главенство еще не наследовалось. Лидер либо, как ирокезский сахем, избирался, либо, как папуасский бигмен, добивался как можно более широкого признания. Для этого он стремился отличиться, часто соперничая с другими претендентами, вербовал сторонников, устраивал престиж­ные пиры, старался привлечь к себе внимание на собраниях общинно-родовых групп, во время военных действий и т. д. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Приобрести их неоходимые для вождя качества легче было тому, кто чаще всех общался с лидером, — сыну или племяннику. При главенстве типа бигменства сюда добавлялись возможность уже при жизни отца обза­вестись несколькими женами и доставшиеся по наследству богатства. Подсчитано: у папуасов-мбовамб три четверти сыновей крупных и половина сыновей мелких бигменов также становились бигменами.

Не до конца ясен вопрос о властном статусе женщин. Сторонники матриархальной концепции всегда указывали, что если бродячее охотничье хозяйство могло вы­двинуть на первый план мужчин, то земледельческая оседлость давала преимущества женщинам, но даже здесь матриархату препятствовала высокая социальная роль муж­чин. В любом случае, сообщения о власти женщин немногочисленны и неоднознач­ны. В качестве примера чаще всего приводят овачиры ирокезов и их соседей — гуронов. Ж.Ф. Лафито в 18 в. писал, что здесь властвовали женщины. В их руках были поля, урожай, сами дома. Мужчины были изолированы и ограничены и даже их дети были им чужими. В то же время, по другим сообщениям, ирокезские правительницы овачир должны были делить власть со своими старшими братьями. Имеются известия, что у гуронов каждый род возглавлялся четырьмя женщинами и одним мужчиной и даже совет племени на четыре пятых состоял из женщин.

Применять свою власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру приходилось не так часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали обеспе­чивать соблюдение установленных порядков. Конфликты имели в основном межгрупповой характер. Возникали ссоры из-за несоблюдения правил дарообмена, полового и брачного соперничества. Как и раньше, главенствовало групповое начало, но в новых условиях оно зависело от степени сплоченности втянутых в конфликт групп. Члены линиджа, рода, общины могли заступиться за своего, пусть даже и виновного, члена, но могли и выдать его обиженным. Значительно чаще заступались, а в случае его смерти мстили. С появлением богатств участились случаи, когда виновныеоткупались от потерпевших. Нарушение экономического равновесия внутри группы местами стало рассматриваться как более тяжкое преступление, чем даже убийство. У папуасов описано немало случаев, когда человек, убивший близкого сородича, подвергался лишь символическому нака­занию, так как иначе родственный коллектив был бы еще больше обескровлен.

Родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчи­няла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации — племени.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.033 с.)