Протекционизм в отношении родственников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протекционизм в отношении родственников




‘Усман назначил на ответственные должности следующих своих родственников: Му‘ауийу, ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн Абу ас-Сарха, аль-Уалида ибн ‘Укбу, Са‘ида ибн аль-‘Аса, ‘Абдуллаха ибн Амира.

Обвинители считают это назначение несправедливым, поскольку, по их мнению, оно было обусловлено скорее родством, нежели компетентностью указанных лиц.
Однако давайте посмотрим на остальных наместников ‘Усмана. Это Абу Муса аль-Аш‘ари, аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр, Джабир аль-Музани, Хабиб ибн Масляма, ‘Абду-р-Рахман ибн Халид ибн аль-Уалид, Абу аль-Ауар ас-Сулями, Хаким ибн Саляма, аль-Аш‘ас ибн Кайс, Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали, Утайба ибн ан-Наххас, Малик ибн Хабиб, ан-Нусайр аль-Аджали, ас-Саиб ибн аль-Акра, Са‘ид ибн Кайс, Сальман ибн Раби‘а, Хунайс ибн Хубайш.
Даже при беглом взгляде на имена людей, занимавших ответственные должности в период правления ‘Усмана, становится очевидно, что людей, которых не связывало с ‘Усманом родство, среди них было намного больше, чем родственников ‘Усмана. Не стоит забывать и о том, что сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) назначал людей из бану Умаййа (род ‘Усмана) на ответственные должности чаще, чем других.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: " Мы не знаем курайшитского рода, кроме бану Умаййа, из которого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) назначил бы столько наместников. Представители этого рода были многочисленны, благородны и уважаемы ". Ибн Таймийя "Минхадж ас-Сунна", (6/192).
К бану Умаййа принадлежали следующие пять сподвижников, назначенных посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) на ответственные посты: ‘Аттаб ибн Усайд, Абу Суфйан ибн Харб, Халид ибн Са‘ид, ‘Усман ибн Са‘ид и Абан ибн Са‘ид.
‘Усман также назначил пять человек из бану Умаййа на ответственные посты. Более того, все они были назначены ‘Усманом в разное время.
Например, он назначил аль-Уалида ибн ‘Укбу, а затем сместил его и назначил на его место Са‘ида ибн аль-‘Аса.
Таким образом, они занимали свои должности не в одно время.
Стоит также добавить, что незадолго до своей гибели ‘Усман сместил и Са‘ида ибн аль-‘Аса. Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/445).
На момент кончины ‘Усмана в числе наместников остались только три человека, которых связывали с ‘Усманом узы кровного родства. Это Му‘ауийа, ‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу ас-Сарх и ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Курайз. Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/445).

Необходимо обратить внимание на то, что ‘Усман сместил аль-Уалида ибн ‘Укбу и Са‘ида ибн аль-‘Аса с поста наместника Куфы, то есть с того же поста, с которого в своё время ‘Умар сместил Са‘да ибн Абу Уаккаса и Ибн Масуда.
А ‘Усман сместил с этой должности Абу Мусу, аль-Уалида и других.

Куфа - город, на жителей которого ‘Али призывал кару Всевышнего.
Куфа - город, жители которого предали аль-Хасана, сына ‘Али.
Куфа - город, жители которого нарушили договор, который заключили с Муслимом ибн ‘Акылем.
И, наконец, Куфа - город, жители которого убили аль-Хусайна, сына ‘Али!

Это город, жители которого не были довольны ни одним из многочисленных наместников, которого назначал для них глава Исламского государства.
Следовательно, отстранение этих наместников говорит не против них, а против жителей города, к которым они были отправлены.
Также возникает вопрос: " Доказали ли упомянутые наместники свою компетентность? ". Да. И по этому поводу приводятся соответствующие сообщения, передаваемые от авторитетных учёных.

К тому же, ‘Али ибн Абу Талиб тоже назначал своих родственников на ответственные посты, однако никто не ставил ему это в вину. Он назначил ‘Абдуллаха, ‘Убайдуллаха, Кусама и Тамама, сыновей аль-‘Аббаса, а также своего воспитанника Мухаммада ибн Абу Бакра и ‘Абду-р-Рахмана ибн Хубайру, сына его сестры Умм Хани. См. "Тарих Халифа", стр. 200-201.

Если это порицаемое деяние, то оно должно быть таковым, как в отношении ‘Усмана, так и в отношении ‘Али. А если в этом нет ничего предосудительного, когда речь идёт об ‘Али, тогда нет оснований ставить это в вину ‘Усману, особенно если учесть, что назначенные ‘Усманом были лучше назначенных ‘Али, за исключением ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.

Если выдвигающий подобное обвинение против ‘Усмана является суннитом, то он либо считает, что назначенные ‘Усманом люди были некомпетентны, не подходили для своих должностей и ‘Усман назначил их только потому, что они были его родственниками. Либо он убеждён в том, что ‘Усман считал этих людей компетентными и подходящими и потому назначил их.
Очевидно, что о таких людях, как ‘Усман, мы должны думать хорошее прежде плохого. В любом случае, чтобы выбрать правильное из двух упомянутых мнений, мы должны обратиться к жизнеописанию назначенных ‘Усманом людей и послушать, что говорят о них авторитетные учёные.

 

 

_________________________________

1 - Му‘ауийа ибн Абу Суфйан

Среди мусульман нет разногласий относительно того, что Му‘ауийа был одним из лучших наместников и жители Шама очень любили его, да будет доволен им Всевышний Аллах. ‘Умар ибн аль-Хаттаб назначил его наместником Шама.
Что же касается ‘Усмана, то он всего лишь оставил Му‘ауийу на той должности, на которую назначил его ‘Умар и отдал под его управление некоторые дополнительные территории.
Му‘ауийа записывал откровения при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и прекрасно справлялся с обязанностями наместника. А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Лучшими из ваших правителей являются те, которых вы любите и которые любят вас, на которых вы призываете благословение и которые призывают благословение на вас ". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1855.
А Му‘ауийа был именно таким правителем.

_________________________________

2 - ‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу ас-Сарх

Он был одним из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), потом отрёкся от религии Всевышнего Аллаха, но спустя некоторое время раскаялся и вернулся, чтобы присягнуть посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
‘Усман тогда сказал: " О посланник Аллаха, прими его присягу, ибо, поистине, он пришёл с покаянием ".
Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) не стал принимать его присягу. ‘Усман повторил свою просьбу во второй и в третий раз и, в конце концов, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) протянул руку и принял его присягу. Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4359.
‘Абдуллах искренне раскаялся в своём прошлом вероотступничестве и был впоследствии одним из лучших наместников. Кроме того, он известен как человек, открывший африканские земли для ислама.
Аз-Захаби сказал о нём: " После своего возвращения в ислам он не совершал ничего предосудительного и заслуживающего порицания. Он отличался острым умом и щедростью ". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/34).
Именно под его началом мусульманская армия одержала в Африке множество побед.

_________________________________

3 - Са‘ид ибн аль-‘Ас

Он был одним из лучших сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Аз-Захаби сказал о нём: " Он был благородным и великодушным предводителем, о котором отзывались с похвалой, выдержанным, достойным, решительным и разумным. Он подходил для того, чтобы стать халифом ". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/445).

_________________________________

4 - ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Курайз

Это он открыл для ислама земли Хосроя и Хорасан и именно благодаря ему во времена ‘Усмана пришёл конец государству персов. Он завоевал Сиджистан, Карман и другие области. Аз-Захаби сказал о нём: " Один из величайших правителей арабов, отличавшийся смелостью и великодушием ". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/21).

_________________________________

5 - Аль-Уалид ибн ‘Укба

Ат-Табари передаёт, что, когда в присутствии аш-Ша‘би упомянули о Хабибе ибн Масляме и его джихаде и славных подвигах, он сказал: " Если бы вы застали аль-Уалида и увидели его походы и его наместничество ". Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (2/610).
Аль-Уалид был наместником Куфы в течение пяти лет, причём в его доме не было двери и любой желающий мог прийти к нему и поговорить с ним и люди любили его. Однако жителям Куфы было свойственно то, о чём уже сказано немало.

Против аль-Уалида выдвинули два обвинения:

1. Утверждают, что именно о нём были ниспосланы Слова Всевышнего:

" О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте,
чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном
"
Сура 49 "Комнаты", аят 6


Авторы тафсиров утверждают, что этот аят был ниспослан в связи с тем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) отправил аль-Уалида собирать садакат с Бану аль-Мусталик после того как они приняли ислам. Он отправился в путь. Увидев же, что они вышли навстречу и направляются к нему, он испугался за свою жизнь и повернул обратно.
Вернувшись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), он сказал: " Они хотели убить меня! ". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) разгневался на них и послал к ним Халида ибн аль-Уалида. Однако после этого Всевышний Аллах ниспослал этот аят и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел своим сподвижникам убедиться в том, что у бану аль-Мусталик действительно были подобные намерения в отношении аль-Уалида.
Они сказали: " Мы пришли не для того, чтобы сражаться. Мы прибыли с тем, что с нас причитается, после того как увидели, что посланец посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) к нам задерживается ".

2. Утверждают, что аль-Уалид совершал утреннюю молитву в состоянии опьянения, совершил четыре рак‘ата вместо положенных двух и ещё спросил: " Добавить вам? ". Люди сказали ему: " Ты уже переборщил ", после чего отправились к ‘Усману и пожаловались на него, и ‘Усман велел подвергнуть его установленному шариатом наказанию за употребление вина.
В " Сахихе " Муслима упоминается о том, что ‘Усман велел бичевать его за употребление вина. Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1707.

Что касается первого обвинения, то в тафсирах действительно говорится, что упомянутый аят был ниспослан относительно аль-Уалида ибн ‘Укбы [приводит имам Ахмад в "Муснаде", (4/279)], однако это не означает, что он нечестивец, потому что в этом аяте Всевышний Аллах приводит норму, общую для всех, кто приносит какое-либо известие.
Даже если Аллах и назвал его нечестивцем, то разве из этого следует, что он останется таковым до конца жизни?

Всевышний Аллах сказал:

" Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно.
Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный
"
Сура 24 "Свет", аяты 4–5


Даже если этот аят действительно был ниспослан об аль-Уалиде, то разве это означает, что он не может покаяться?!

Что же касается употребления вина, то, во-первых, только Всевышний Аллах знает, было это или не было и это вовсе не стоит расценивать как намёк на то, что история, передаваемая Муслимом, недостоверна.
В " Сахихе " Муслима говорится, что аль-Уалид ибн ‘Укба был подвергнут наказанию, которому подвергают в соответствии с нормами шариата за употребление спиртного. Однако сам по себе этот факт не является доказательством того, что аль-Уалид действительно пил вино.
Когда аль-Уалид был наместником Куфы, два человека из числа жителей Куфы отправились к ‘Усману в Медину и сказали: " Мы видели, как аль-Уалид ибн ‘Укба совершал утреннюю молитву, будучи пьяным ". Один из них также сказал: " Я видел его пьяным ". А второй сказал: " Я видел, как его рвало вином ".
Там же присутствовали ‘Али, его сын аль-Хасан, а также ‘Абдуллах ибн Джа‘фар (да будет доволен Аллах ими всеми), и ‘Усман велел бичевать аль-Уалида, после чего сместил его с должности наместника Куфы.

Однако некоторые учёные усомнились в словах свидетелей (а не в достоверности самой истории).
Действительно, в " Сахихе " Муслима говорится, что аль-Уалид был подвергнут наказанию, после того как против него засвидетельствовали двое.
Однако это не означает, что свидетели обязательно говорили правду. Они ведь могли и солгать, то есть попросту оклеветать аль-Уалида с целью, известной сейчас только одному Аллаху.
Кто желает исследовать этот вопрос более подробно, может обратиться к книге " Аль-ауасым мин аль-кауасым " под редакцией Мухиббуддина аль-Хатыба. Он доказывает, что упомянутые свидетели были ненадёжными и, как следствие, есть все основания сомневаться в правдивости их свидетельства. Ибн аль-Араби "Аль-ауасым мин аль-кауасым", (107-108). С помощью Аллаха книга переведена на русский язык и ждет своей очереди выйти на свет.

Даже если предположить, что всё так и было, то вины ‘Усмана здесь нет.
Он поступил так, как должен был поступить в подобной ситуации. Два человека засвидетельствовали, что аль-Уалид пил вино и ‘Усман подверг его установленному шариатом наказанию.

Ошибся ли ‘Усман, сделав это? Нет, не ошибся.
Это был не проступок, а достоинство. Ведь ‘Усман подверг установленному наказанию и отстранил от должности человека, с которым его связывало кровное родство. Он не посмотрел на это, а выполнил свой долг главы государства.
Аль-Уалид ибн ‘Укба не защищён от грехов, как и остальные люди. Мы уже говорили в начале, что не приписываем непогрешимость никому из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Во времена ‘Умара (да будет доволен им Аллах) имел место подобный случай. Ибн Маз‘ун пил вино, истолковав Слова Всевышнего в соответствии со своим пониманием:

" На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро "
Сура 5 "Трапеза", аят 93


‘Умар объяснил ему истинный смысл аята, после чего сместил его с должности, которую он занимал.

В случае же с наместниками ‘Усмана лишь одному из них можно поставить в вину совершение предосудительного деяния. Это аль-Уалид.
Однако это не даёт нам права обвинять в чём-либо назначившего его ‘Усмана. Если кто-то и заслуживает упрёка во всей этой истории, то это аль-Уалид.

 

Обвинение второе

 

Ссылка Абу Зарра в Рабзу


Версия этой истории, приводимая ат-Табари, передаётся путём Сейфа ибн ‘Умара.
Согласно этой версии, между Му'ауией и Абу Зарром возник конфликт и Му‘ауийа послал к ‘Усману гонца сказать, что " Абу Зарр портит людей, настраивая их против нас ".
‘Усман велел ему послать Абу Зарра к нему.
Му‘ауийа передал ему веление ‘Усмана и, когда Абу Зарр прибыл к ‘Усману, тот упрекнул его за это и Абу Зарр уехал в Рабзу. Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/335).
Это версия Сейфа ибн ‘Умара.
Как мы уже говорили, в противовес подобным ненадёжным версиям у нас имеются достоверные версии. Эту же историю приводит аль-Бухари.

Зейд ибн Уахб передаёт: " Однажды проезжая через Рабзу, я повстречал Абу Зарра. Я спросил: "Почему ты поселился здесь?". Он ответил: "Когда я был в Шаме, у нас с Му‘ауией возникли разногласия относительно тех, кто накапливает золото и серебро. Му‘ауийа утверждал, что этот аят был ниспослан о людях Писания, а я сказал: "Это было ниспослано о нас и о них" *.
Мы поспорили из-за этого, и он написал ‘Усману, пожаловавшись на меня, что я высказываюсь по этому вопросу и будоражу людей.
Тогда ‘Усман написал мне, велел прибыть к нему в Медину и я подчинился. Люди собрались вокруг меня так, словно никогда не видели меня раньше.
Я рассказал об этом ‘Усману и он сказал мне: "Если хочешь, можешь переселиться в другое место, оставаясь при этом поблизости".
Именно поэтому я здесь. И если бы надо мной был поставлен эфиоп, я бы слушал и повиновался"
". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 1406. | *

Мазхаб Абу Зарра в этом вопросе хорошо известен.
Он считал, что у человека не должно оставаться ничего сверх необходимого. Однако абсолютное большинство сподвижников придерживались противоположного мнения.
Сейчас можно утверждать, что в этом вопросе существует подобие согласного мнения мусульман. Они считают, что человек имеет право владеть золотом и серебром, при условии что он выплачивает закят с этих ценностей.
Поэтому аль-Бухари включил в свой " Сахих " главу " То, с чего выплачивается закят, не относится к накопительству ". В этой главе он и привёл упомянутое сообщение.
Таким образом, Абу Зарр настаивал на том, что человек должен раздавать все излишки, то есть всё, кроме самого необходимого, не оставляя у себя ничего, а Му‘ауийа не соглашался с ним в этом.


Таким образом, ‘Усман ибн ‘Аффан не сослал Абу Зарра в Рабзу и Му‘ауийа не унижал его, посылая из Шама в Медину. Всё это ложь и наговор на ‘Усмана и Му’ауийу и история переселения Абу Зарра, приводимая в " Сахихе " аль-Бухари - лучшее тому подтверждение.

Отправляясь в Рабзу, Абу Зарр сказал: " Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Когда строения дойдут до Саль‘а, выходи оттуда " ". Ибн Саад "ат-Табакат", (4/266).
Это было веление посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Передают также, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Да помилует Аллах Абу Зарра. Он ходил в одиночестве, умрёт в одиночестве и будет воскрешён в одиночестве ". Этот хадис приводит аль-Хаким в "аль-Мустадраке", (3/50) и назвал его достоверным. С ним аз-Захаби не согласился.
Да будет доволен им Аллах!

 

 

Обвинение третье

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.031 с.)