Африканские походы 27 года от хиджры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Африканские походы 27 года от хиджры



Часть третья

 

Правление ‘Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) (23–35 гг. х.)

_____________________________________

 

Скачать статью в док формате:

http://vk.com/doc195761095_376074561

Читать на сайте:

https://bibliotekaislama2.wordpress.com/2015/03/21/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%83%d1%81%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b1%d0%bd-%d0%b0%d1%84%d1%84%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%b4%d0%b0-%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b5/

Глава первая


История совета (шура)

Смертельно раненный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) выбрал шесть человек, каждого из которых он согласен был видеть своим преемником.

Это:
1. ‘Усман ибн ‘Аффан,
2. ‘Али ибн Абу Талиб,
3. Тальха ибн ‘Убайдуллах,
4. аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам,
5. ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф
6. и Са‘д ибн Абу Уаккас.


Историю назначения ‘Усмана ибн ‘Аффана халифом приводит в " Сахихе " аль-Бухари.
Аль-Бухари приводит также длинный хадис о гибели ‘Умара. В нем упоминается о том, что ему сказали: " О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника ".
‘Умар сказал: " Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) был доволен до самой своей смерти ". И он назвал ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, Тальху и ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа.
‘Умар сказал: " ‘Абдуллах ибн ‘Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са‘д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я не отстранял его по причине слабости или вероломства ". [‘Умар (да будет доволен им Аллах) снял Са‘да ибн Абу Уаккаса с должности наместника Куфы]

После погребения избранные им шесть человек собрались, и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал: " Вручите правление собой трём из вас ".
Аз-Зубайр сказал: " Вручаю себя ‘Али * ". | * Отсюда становится очевидно, что аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) не питал ненависти к ‘Али. Он добровольно отказался претендовать на власть в пользу ‘Али. К тому же, аз-Зубайр был сыном Сафиййи бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тёти ‘Али, то есть их связывало кровное родство.
Тальха сказал: " Вручаю себя ‘Усману ".
А Са‘д сказал: " Вручаю себя ‘Абду-р-Рахману ибн ‘Ауфу ".
Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались ‘Али, ‘Усман и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф.

Абду-р-Рахман сказал ‘Усману и ‘Али: " Кто из вас согласится, чтобы мы поручили ему это дело, и он будет отвечать перед Аллахом и исламом? ". Они молчали.
Тогда ‘Абду-р-Рахман сказал: " Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом. Я сам должен выбрать лучшего из вас? ". Они ответили: " Да ".
Тогда он взял за руку ‘Али и сказал: " Ты - родственник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу ‘Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему ".
Потом он остался наедине с ‘Усманом и сказал ему то же самое.
Взяв с них это обещание, он сказал: " Подними руку, о ‘Усман! " - и присягнул ему. ‘Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему. Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3700.

Это история избрания ‘Усмана ибн Аффана, которая приводится в " Сахихе " аль-Бухари. В других достоверных версиях этой истории упоминаются некоторые подробности этого события.
Например, сообщается, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф в течение трёх дней опрашивал мухаджиров и ансаров, чтобы выяснить, кого они желают видеть своим правителем. Он сказал: " Клянусь Аллахом, я не пропустил ни одного дома мухаджиров и ансаров. Я опросил всех и обнаружил, что они не знают равного ‘Усману ". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 7207.
Из этого сообщения следует, что присяга ‘Усману состоялась не сразу после кончины ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Три дня было потрачено на опрос сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), и таким путём был избран новый халиф мусульман - ‘Усман ибн ‘Аффан.
С величайшим сожалением замечу, что сегодня многие авторы исторических трудов, описывая данное событие, используют не версию аль-Бухари, а недостоверную версию Абу Михнафа из " Истории " ат-Табари.

А в этой версии говорится следующее:


Когда ‘Умара смертельно ранили, ему сказали: " О повелитель верующих, было бы хорошо, если бы ты назначил преемника ".
Он спросил: " А кого мне назначить? Если бы ‘Убайда ибн аль-Джаррах был жив, я бы назначил его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: "Я слышал, как Твой пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) говорил, что он - доверенное лицо этой общины". Если бы Салим, сын и вольноотпущенник Абу Хузайфы, был жив, я назначил бы его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: "Я слышал, как Твой пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) говорил, что Салим очень любит Аллаха" ".
Тогда один человек сказал: " Я подскажу тебе, кого выбрать. Это ‘Абдуллах ибн ‘Умар ".
‘Умар сказал в ответ: " Да погубит тебя Аллах! Не ради Аллаха сказал ты это! Горе тебе! Как я назначу своим преемником человека, который не мог даже дать развод жене?! Нет нам нужды заниматься вашими делами. Не славное это занятие, и я не желаю никому из членов моей семьи заниматься этим. Если это благо, то мы уже взяли из него, а если это зло, то мы отдалим его от семейства ‘Умара. Достаточно того, что один человек из семейства ‘Умара будет спрошен о делах общины Мухаммада. Поистине, я усердствовал сам и лишал многого членов своей семьи, и если удастся мне спастись так, чтоб не осталось ни награды, ни грехов, то я буду счастлив. Если я назначу преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня (то есть Абу Бакр), назначил преемника. А если я оставлю вас без преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня (то есть посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)) оставил вас без преемника. А Аллах не оставит Свою религию без защиты ".

 

 

И они вышли от него, но потом снова зашли и сказали: " О повелитель верующих! Может быть, ты оставишь завет? ".
Он сказал: " После разговора с вами я всё обдумал и решил назначить своим преемником самого достойного из вас, который поможет вам придерживаться истины ". С этими словами он указал на ‘Али.
Затем он продолжил: " Я впал в забытье ненадолго и мне привиделся человек, который вошёл в свой сад, который он сам посадил, и стал собирать плоды, как зрелые, так и незрелые, прижимать к себе, а потом собирать около себя, и я понял, что Аллах сделает, что пожелает, и упокоит ‘Умара. Я не желаю возлагать эту ответственность ни на живого, ни на покойного. Вы должны обратиться к тем, о ком посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал, что они станут обитателями Рая. Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфайль из них, но я не включаю его в их число. Я имею в виду шестерых: ‘Али и ‘Усмана - двоих сынов ‘Абд Манафа, ‘Абду-р-Рахмана и Са‘да - двух родственников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) по материнской линии, аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама - апостола посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и его двоюродного брата - и Тальху ибн ‘Убайдуллаха. Выберите правителя из их числа, а когда выберете, помогайте ему должным образом и поддерживайте его, и если он доверит нечто одному из вас, оправдывайте его доверие ".
Они вышли, и аль-‘Аббас сказал ‘Али: " Не входи с ними ".
‘Али сказал в ответ: " Я не хочу разногласий ".
Аль-‘Аббас сказал: " Значит, ты увидишь нечто неприятное ".
Утром ‘Умар позвал к себе ‘Али, ‘Усмана, Са‘да, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа и аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама и сказал им: " Я посмотрел и обнаружил, что вы являетесь предводителями людей, и это дело должно быть поручено именно вам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) скончался, будучи довольным вами. Поистине, я не боюсь, что люди причинят вам вред, если только вы будете следовать прямым путём. Однако я боюсь, что вы впадёте в разногласия, и люди впадут в разногласия из-за вас. Поэтому сейчас отправляйтесь к дому ‘Аиши, если она разрешит вам, посоветуйтесь и выберите одного из вас ".
Затем он сказал: " Не входите в дом ‘Аиши, но будьте возле неё ". С этими словами он опустил голову, потому что его рана начала кровоточить.
Они пошли и стали советоваться. Когда они повысили голоса, ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: " Преславен Аллах! Повелитель верующих ещё не умер ".
Услышав их, ‘Умар пришёл в сознание и сказал: " Вы все прекратите это. Когда я умру, советуйтесь в течение трёх дней, и пусть молитвы с людьми проводит Сухайб. И пусть к четвёртому дню у вас непременно будет правитель. Пусть ‘Абдуллах ибн ‘Умар участвует в совете, однако он не имеет прав на власть. И пусть Тальха будет вашим соучастником. Если он появится в течение этих трёх дней, пусть он будет вместе с вами. Если же он не появится в течение трёх дней, то решайте ваше дело без него. Кто заменит мне Тальху? ".
Са‘д ибн Абу Уаккас сказал: " Я заменю его для тебя, и он не будет против, если будет на то воля Аллаха ".

 

‘Умар сказал: " Я надеюсь, что он не будет против, если будет на то воля Аллаха. Однако я думаю, что правителем станет один из этих двоих - либо ‘Али, либо ‘Усман. Если это будет ‘Усман, то ему свойственна мягкость, а если ‘Али, то он любит шутить, и он больше подходит для того, чтобы побуждать людей следовать путём истины. Если же они изберут Са‘да, то он подходит для этого. А если получится иначе, то пусть правитель прибегает к его помощи. Поистине, я не отстраняю его из-за вероломства или слабости. А ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф - прекрасный человек, к мнению которого стоит прислушиваться, благоразумный и дальновидный, и есть у него от Аллаха хранитель. Прислушивайтесь же к его словам ".
Абу Тальхе аль-Ансари сказали: " О Абу Тальха, поистине, Всевышний Аллах даровал исламу могущество посредством вас. Избери же пятьдесят человек из числа ансаров, и пусть они выберут одного из них в качестве правителя ".
Он же сказал аль-Микдаду ибн аль-Асуаду: " Когда положите меня в мою могилу, тогда собери их, и пусть выбирают одного из них ".
А Сухайбу он сказал: " Совершай молитву с людьми в течение трёх дней, и собери ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, и Тальха, если он прибудет к тому времени, и пригласи ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, однако последний не имеет никаких прав на власть. Стой возле них, и когда все пять соберутся и выберут кого-то, а один не согласится с их выбором, отруби ему голову. И если четверо из них изберут кого-то, а двое не согласятся с их выбором, отруби голову этим двоим. А если трое выберут одного, а трое других - другого, то пусть третейским судьёй будет ‘Абдуллах ибн ‘Умар. В пользу какой группы он примет решение, из той и выбирайте правителя. Если же они не удовольствуются решением ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, то будьте с той группой, в которой будет ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, а остальных убейте, если они пойдут против того, относительно чего согласятся люди ". Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк" (3/292).

 

__________________
Эта версия Абу Михнафа явно противоречит версии аль-Бухари. К тому же она содержит добавления, которые не могут быть приняты.
Например, ‘Умар, как следует из этой версии, считал дозволенным проливать кровь тех, о ком он сам сказал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) скончался, будучи довольным ими!

Преславен Аллах!

Неужели возможно такое, что ‘Умар действительно не усматривал ничего предосудительного в том, чтобы отрубить головы таким благородным сподвижникам как ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф и Са‘д ибн Абу Уаккас?
Уже один этот факт позволяет нам понять, что данная версия этой истории недостоверна.
Да и кто бы решился исполнить это веление?
И что бы постигло того, кто решился бы?

Цель этой версии очевидна - дать нам понять, что ‘Али якобы был наиболее достойным кандидатом и именно он должен был занять место ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его кончины.
На самом же деле наиболее достойным кандидатом был тот, кому и досталось по праву это место, то есть ‘Усман ибн ‘Аффан. Он был лучшим из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) после Абу Бакра и ‘Умара.
О чём сказано в хадисе Ибн ‘Умара: " Мы не знали равных Абу Бакру, а после него - ‘Умару, а после него - ‘Усману. Что же касается остальных сподвижников, то мы не выделяли никого из них ". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3697.
А в другой версии хадиса имеется добавление: " И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) слышал наши слова, но не осуждал нас ". Ат-Табарани "аль-Муджам аль-Кабир", (12/13132); аль-Халлял "ас-Сунна", (398); Ибн Абу Асим "Ас-Сунна", (553). аль-Альбани назвал его достоверным.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал, рассказывая о присяге ‘Усману: " Нашим правителем стал высочайший из нас ". Аль-Халлял "ас-Сунна", (320).
Поэтому имамы Аййуб ибн Абу Тамима ас-Сахтийани, Ахмад и ад-Даракутни сказали: " Кто превозносит ‘Али над ‘Усманом, тот выказывает презрительное отношение к мухаджирам и ансарам ".

‘Усману присягнул весь народ, а не отдельные люди. Имам Ахмад сказал: " Присяга ‘Усману была всеобщей и несомненной. Это было единогласное мнение мусульманской общины ". Аль-Халлял "ас-Сунна", (320).

Ахлю-с-Сунна считают, что человек, считающий, что ‘Али имел больше прав стать правителем, чем Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, является заблудшим приверженцем нововведений.
Что же касается того, кто считал, что после ‘Умара правителем должен был стать ‘Али, а не ‘Усман, то он ошибается.
Такого человека Ахлю-с-Сунна не считают ни заблудшим, ни приверженцем нововведений, хотя есть некоторые из Ахлю-с-Сунна, которые отозвались о таком человеке достаточно жёстко, сказав: " Кто утверждает, что после ‘Умара халифом должен был стать ‘Али, а не ‘Усман, тот как будто утверждает, что сподвижники посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) поступили вероломно, избрав ‘Усмана вместо ‘Али, да будет доволен Всевышний Аллах ими обоими ".

 

 

Глава вторая


Краткая биография ‘Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Его звали ‘Усман ибн ‘Аффан ибн Абу аль-‘Ас ибн Умаййа ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф. У них с пророком (да благословит его Аллах и приветсвует) был общий предок ‘Абд Манаф.

Его матерью была Аруа бинт Курайз ибн Раби‘а ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф.
Его бабушкой была Умм Хаким бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тётя посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) со стороны отца. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/235).

У него было прозвище " Зу-н-нурайн " - " Обладатель двух светов ", потому что сначала ‘Усман был женат на дочери посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) Рукаййе, а когда она скончалась, он женился на другой дочери посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) Умм Кульсум. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/245).
У него была кунья Абу ‘Абдуллах и Абу ‘Амр. Он принял ислам одним из первых от Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). Ибн Хаджар "аль-Исаба фи тамииз ас-сахаба", (2/455).
Переселился сначала в Эфиопию, а потом в Медину.

У ‘Усмана было несколько жён:
1. Рукаййа, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
2. Умм Кульсум, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
3. Фахита бинт Газуан.
4. Умм ‘Амр бинт Джундуб.
5. Фатыма бинт аль-Уалид ибн ‘Абд Шамс.
6. Умм аль-Банин бинт Уйайна.
7. Рамля бинт Шейба ибн Раби‘а.
8. Наиля бинт аль-Фарафиса.

У ‘Усмана было много детей.
Сыновья: ‘Абдуллах, ‘Абдуллах-младший, Халид, Абан, ‘Умар, Са‘ид, ‘Абду-ль-Малик, ‘Анбаса.
Дочери: Марйам, Умм Са‘ид, ‘Аиша, Марйам, Умм аль-Банин.

А теперь упомянем о достоинствах ‘Усмана.
1. ‘Абду-р-Рахман ибн Самура (да будет доволен им Аллах) передаёт, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) снаряжал войско для похода на Табук, ‘Усман ибн ‘Аффан принёс ему тысячу золотых динаров, завёрнутых в одежду, и высыпал их на колени посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Тот стал перебирать их, приговаривая: " Что бы ни делал Ибн ‘Аффан после этого дня, ему это уже не повредит ". И он повторил эти слова несколько раз. Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (5/63). аль-Альбани назвал его хорошим хадисом. См. "Мишкатуль масабих", № 6064.
2. Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды ‘Усман пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветсвует) и попросил разрешения войти, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Открой ему и обрадуй его вестью о Рае, который ждёт его после тяжкого испытания ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3695; Муслим, № 2403.
3. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялся на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: " Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе - пророк, правдивейший и два мученика ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3675; Муслим, № 2417.
4. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: " Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) вышел к нам и сказал: " Недавно мне приснилось, что мне были даны ключи и весы. И меня поставили на одну чашу весов, а мою общину - на другую, и я перевесил. Затем привели Абу Бакра, и он также перевесил их, потом привели ‘Умара, и он перевесил их, потом привели ‘Усмана, и он перевесил их. А потом весы убрали ". Один человек спросил: "А где же мы?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) ответил: " Вы там, куда вы сами себя поместите " ". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (2/76). Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным, № 5469.

 

Вспомним некоторые подтверждения пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует), имеющие отношения к ‘Усману (да будет доволен им Аллах).
Мурра ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) упомянул о грядущих смутах и подробно описал их, а в это время мимо проходил человек, завернувшийся в свою одежду. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " В те времена этот человек будет следовать правильным путём ". Мурра ибн Ка‘б сказал: " И я подошёл к нему, и оказалось, что это ‘Усман ". Этот хадис приводит ат-Тирмизи, № 3704 с достоверным иснадом.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " О ‘Усман, если Аллах приведёт тебя к власти и лицемеры захотят, чтобы ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах [то есть, станут требовать, чтобы ты добровольно отказался от власти], не снимай её ". Этот хадис приводит Ибн Маджа, № 112.

Период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана считается золотым периодом правления праведных халифов, несмотря на все попытки невежд, заблудших и клеветников исказить эту истину. Во время правления ‘Усмана ислам распространился и укрепился. В государстве царило благополучие и безопасность. Государство оказывало существенную материальную помощь своим гражданам.
Этот период продолжался около двенадцати лет. Позже, в 35 году от хиджры началась смута. Восставшие против ‘Усмана ворвались в его дом и убили его, когда он читал Коран.

 

Глава третья

Важнейшие события в эпоху ‘Усмана (да будет доволен им Аллах)

Во время правления ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) для ислама было открыто много новых земель. Поскольку этот процесс продолжался двенадцать лет, границы исламского государства при ‘Усмане существенно расширились. В этот период Му‘ауийа предпринял поход на Кипр.
‘Умар запрещал мусульманам предпринимать морские военные походы, а ‘Усман, став халифом, разрешил это.
В период его правления был открыт для ислама Азербайджан, Армения, Кабул, Сиджистан и многие другие области. В эти годы был предпринят поход, оставшийся в истории под названием " похода Зат ас-сауари ".
Именно при ‘Усмане произошло самое масштабное распространение ислама за весь период правления праведных халифов. Также имело место расширение мечети пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) в Медине и Заповедной мечети в Мекке.

Повторное собрание Корана


Оно было осуществлено тремя курайшитами (‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Са‘ид ибн аль-‘Ас и ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Харис) и одним ансаром (Зейд ибн Сабит).
Когда список Корана был готов, его разослали во все концы Исламского государства. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) не только послал в города список Корана, чтобы люди могли обращаться к нему в случае возникновения разногласий и спорных вопросов, он ещё и отправил с каждым экземпляром опытного чтеца, который учил мусульман правильно читать Коран по этому единому свитку:

Зейду ибн Сабиту ‘Усман поручил обучать жителей Медины,
‘Абдуллаха ибн ас-Саиба он послал к жителям Мекки,
Аль-Мугира ибн Шихаб отправился в Шам,
‘Амир ибн ‘Абду-ль-Кайс - в Басру,
Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями - в Куфу.

Шестой экземпляр ‘Усман оставил у себя в Медине. Он был назван главным (" мусхаф имам ").

 

Глава четвёртая


Начало смуты

Смута началась в 34 году от хиджры, когда некоторые невежды попытались выступить против ‘Усмана, однако попытка не удалась. Они были схвачены, но ‘Усман только упрекнул их и отпустил. Однако они не желали останавливаться.
После более тщательной подготовки они предприняли новую попытку в 35 году от хиджры. Они вышли из своих земель, делая вид, что намереваются совершить хадж, но проходя мимо Медины, города посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), они окружили дом ‘Усмана и убили его после сорокадневной осады, во время которой его лишили почти всего, в том числе и возможности совершать молитвы в мечети.

А теперь поговорим о причинах смуты.

Причина первая. Главной причиной был иудей ‘Абдуллах ибн Саба. Ранние учёные согласны в том, что ‘Абдуллах ибн Саба - историческая личность, а его последователи именуются сабаитами. Их объединяли определённые убеждения. Хотя некоторые отрицали существование этой личности, в том числе и Муртада аль-Аскари, о чём он упомянул в своей книге " ‘Абдуллах ибн Саба и другие мифы ". См. книгу "Абдуллах ибн Саба, хакика ам хаиал".
Сторонником этого мнения был и Таха Хусайн, о чём упоминается в его книге " ‘Али, его сыновья и другие ". В этой книге он, по своему обыкновению, отрицает очевидные факты.
То же самое можно сказать и о его книге, посвящённой " доисламской поэзии ". Стр. 22.
Там он отрицает, что Каабу построили Ибрахим и Исма‘иль (мир им обоим). Он пишет: " Конечно, в Коране упомянуто об этом, однако это не означает, что всё действительно так и было ". Ему свойственно подвергать сомнению всё, даже очевидное и доказанное.
Что же касается аль-‘Аскари, то он хотел ввести людей в заблуждение. Он утверждал, что использует в своих исследованиях научные методы и что он собрал хадисы и сообщения, содержащие упоминание об Абдуллахе ибн Саба и обнаружил, что все они якобы передаются путём Сейфа ибн ‘Умара, который признан лжецом. Следовательно, никакого ‘Абдуллаха ибн Саба не было.

Однако его утверждения не выдерживают критики по нескольким причинам.
1. Ибн Асакир приводит путём ‘Аммара ад-Духни от Абу ат-Туфайля и путём Шубы от Салямы от Зейда ибн Уахба сообщение о том, как ‘Абдуллаха ибн Саба привели к ‘Али. Как мы видим, это сообщение передаётся не путём Сейфа ибн ‘Умара. Ибн ‘Асакир "Тарих мадинат Димашк", (29/6), "Биография Ибн Саба".
2. Признанные шиитские историки и учёные утверждали, что ‘Абдуллах ибн Саба действительно существовал. Например, ан-Нобахти пишет в " Фирак аш-ши‘а ", после того как приводит слова Ибн Саба: " Эта группа именуется сабаитами. Они являются последователями ‘Абдуллаха ибн Саба ". Ан-Нобахти "Фирак аш-ши‘а", стр. 22.
А ан-Нобхати скончался в третьем веке от хиджры.
Шиит аль-Кашши приводит в своей книге сообщение Абу Джафара (мир ему) [так у шиитов] о том, что ‘Абдуллах ибн Саба называл себя пророком и утверждал, что повелитель верующих ‘Али - Аллах. Он приводит ещё более пяти сообщений от Джа‘фара ас-Садика, в которых упоминается ‘Абдуллах ибн Саба. Аль-Кашши "Риджаль аль-Кашши", стр. 98.
О существовании ‘Абдуллаха ибн Саба утверждали также Ас-Садук в своей книге " Ман ля йахдуруху аль-факых " [предание № 955], ат-Туси [его прозвище " Шайх ат-тайфа ", в его книге "Риджаль ат-Туси", стр. 1], аль-Маджлиси [в его книге "Бихаруль ануар", (51/210), (42/146)], ан-Нури ат-Табарси [в его книге "Мустадрак аль-усайл", (18/169)] и другие авторитетные шиитские учёные.
3. Если говорить об историках из числа Ахлю-с-Сунна, то все они, описывая соответствующий исторический период, упоминали об Абдуллахе ибн Саба. Таким образом, отрицали существование ‘Абдуллаха ибн Саба только поздние шиитские авторы, примеру которых, к несчастью, последовали и некоторые сунниты.

‘Абдуллах ибн Саба - йеменский иудей, который сделал вид, что принял ислам, а потом стал сторонником (шиитом) ‘Али. По его имени названа группа сабаитов, которые обожествляли ‘Али.
Они пришли к ‘Али и сказали ему: " Ты и есть Он ". Он спросил: " Кто он? ". Они ответили: " Ты - Аллах ". Тогда он велел своему вольноотпущеннику Канбуру вырыть яму и развести в ней огонь, после чего сказал:

" Я увидел, что это дело порицаемое,
А потому развёл огонь и кликнул Канбура!
"
Корень этого хадиса приводит имам аль-Бухари в "Сахихе", № 9622. Ибн Хаджар, раскрыл все подробные события


Затем он сказал: " Кто не откажется от своих слов, того я сожгу в огне! ".
И он действительно сжёг многих из них, а некоторые сбежали [то есть, скрылись и уехали далеко].
Среди сбежавших был и ‘Абдуллах ибн Саба. Согласно другим утверждениям, он был среди убитых.

У Ибн Саба обнаружились некоторые убеждения, указывающие на его приверженность иудаизму, в том числе о грядущем возвращении ‘Али в этот мир и о преемнике. Он также утверждал, что правителями могут быть только Ахлю-ль-бейт.
‘Абдуллах ибн Саба использовал бедуинов и стал распространять среди них ложь, утверждая, что ‘Усман сделал то-то и то-то, приписывая ему скверные деяния. Он и его приспешники писали письма от имени аз-Зубайра, ‘Али, Тальхи и ‘Аиши.
В этих письмах они осуждали ‘Усмана и других сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Эти письма запечатывались поддельными печатями.
Хитрый смутьян прибегнул к таким методам, поскольку в те времена не было средств массовой информации, которые можно использовать для достижения подобных целей. Он хотел создать видимость осуждения ‘Усмана и его политики виднейшими сподвижниками, дабы уронить его авторитет в глазах людей.
Простодушные бедуины принимали всё за чистую монету, не подозревая, что их обманывают самым низким образом. К нему примкнули многие лицемеры и смутьяны.
‘Абдуллах ибн Саба говорил молодым и неопытным людям: " Меня удивляют люди, которые утверждают, что ‘Иса вернётся в этот мир, и при этом не верят в возвращение Мухаммада, несмотря на то, что Всевышний Аллах сказал:

" Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения "
Сура 28 "Рассказ", аят 85

... ведь Мухаммад более достоин возвращения, чем ‘Иса ".

Он также говорил: " В прошлом было тысяча пророков, и у каждого пророка был преемник, и ‘Али - преемник Мухаммада ".
У него появилось много последователей. Одни поняли его цели и начали помогать ему, призывая людей к тому же, к чему призывал он сам, а другие в силу своей наивности и скромности своих познаний в религии поверили в его ложь и поддерживали его призыв со всей искренностью.
В числе последователей и распространителей его призыва оказались аль-Гафикы ибн Харб, ‘Абду-р-Рахман ибн Удайс аль-Бальуи, Кинана ибн Бишр, Саудан ибн Хамран, ‘Абдуллах ибн Зейд ибн Уарка, ‘Амр ибн аль-Хумк аль-Хузаи, Хуркус ибн Зухейр, Хаким ибн Джабаля, Кутайра ас-Сакуни и другие. См. аль-Алюси "Мухтасар ат-тухфа аль-исна ашрийа", стр. 318. Если говорить о поддельных письмах, то Масрук передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: " Они оставили ‘Усмана подобным чистой одежде, на которой нет никакой грязи, а потом зарезали его, как режут барана ".
Масрук сказал: " Но ведь это твоих рук дело. Ты велела людям выступить против ‘Усмана в своём письме ".
‘Аиша сказала: " Клянусь Тем, в Кого веруют верующие и не веруют неверующие, я ничего не писала им, до тех самых пор пока не села здесь сейчас ". Аль-А‘маш сказал: " Они считали, что это было написано с её слов ". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/204) и сказал: " Иснад безупречный ".

Подобных писем от имени различных сподвижников было написано немало и в каждом таком послании содержалось порицание ‘Усмана и осуждение якобы совершённых им действий.

У ‘Абдуллаха ибн Саба были последователи в разных областях, с которыми он вёл переписку. Они также поддерживали связь друг с другом.
Они писали друг другу сообщения вроде: " По приказу ‘Усмана наместник сделал с нами то-то и то-то ", " Мы приехали в Медину, и ‘Усман сделал с нами то-то и то-то ", " ‘Усман сделал со сподвижниками Мухаммада то-то и то-то ", " Мы получили письмо от аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама ", " Мы получили послание от ‘Али ибн Абу Талиба ", " Мы получили письмо, написанное ‘Аишей ".
Не приходится сомневаться в том, что в конце концов подобные действия начали оказывать ожидаемое воздействие на бедуинов, которые знали о религии Всевышнего Аллаха лишь немногое. Недовольство ‘Усманом росло. Обстановка накалялась с каждым днём.

Причина вторая. Ею было благополучие и благоденствие, которое было послано мусульманской общине в качестве испытания в этот исторический период.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: " Редкий день обходится без раздачи людям различных благ. Только и звучит: "О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю мёда!", "О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю денег!" ". Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/360).
А всё потому, что во времена ‘Усмана джихад вёлся в самой активной форме.
Как следствие, было много военной добычи и люди жили сыто и благополучно. А следствием такого положения обычно и становятся нарекания, высокомерие, неблагодарность и иные недуги.

Причина третья. Это различия в характерах ‘Умара и ‘Усмана (да будет доволен Аллах ими обоими).
Если ‘Умар был человеком строгим и сильным духом, то ‘Усман был мягкосердечным и кротким. Однако при этом он не был слабым, в чём необоснованно обвиняют его многие. Просто ему были присущи кротость и терпеливость.
Поэтому когда повстанцы окружили его дом, ‘Усман сказал: " Знаете, что позволило вам осмелеть до такой степени и проявить подобную дерзость? Это моя кротость ". Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/364).
‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: " Клянусь Аллахом, ‘Усману ставили в вину такие поступки, что если бы их совершил ‘Умар, никто не посмел бы и слова сказать ".
Так почему же они решились выступить против ‘Усмана? Потому что он был выдержанным, терпеливым, кротким и великодушным. Он прощал недругов и не подвергал их наказанию. Да будет доволен им Аллах!

Причина четвёртая. Она заключалась в том, что некоторым племенам откровенно не нравилось то, что власть принадлежала курайшитам.
Особенно это касалось тех арабских племён, которые отреклись от религии Аллаха, а потом вернулись в её лоно, после того как против них были посланы войска.
Одни искренне раскаялись и стали верующими, другие вернулись в ислам лишь на словах, оставшись в душе неверующими, а третьи, хоть и вернулись в ислам, но затаили в сердцах злобу и вынашивали планы мести. Им казалось несправедливым, что правитель всегда должен избираться из племени Курайш.
Ибн Хальдун сказал в связи с этим: " Некоторые арабские племена имели зуб на курайшитов и питали к ним неприязнь, и в итоге стали очернять правителей ". Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/365).
Они поняли, что мягкость ‘Усмана поможет успешному осуществлению их планов.

Таковы основные причины смуты.
Разумеется, были и другие причины, менее значимые, которые я не стал упоминать, чтобы не растягивать эту тему.

 

Глава пятая


Обвинения, выдвинутые против ‘Усмана



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.052 с.)