Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация власти – сохранение начал первобытного народовластияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· Все важные вопросы решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы · Начало иерархизации органов коллективной власти · Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Должны были быть наделены соответствующими качествами (трудолюбие, организаторские способности, знание обычаев….) В частных случаях глава должен был владеть воинским искусством или культовыми знаниями. У меланезийцев острова Добу все функции руководства принадлежали одному лицу, у ирокезов были обычные главы и военные предводители, у кубео Юж. Америки – обычные главы и колдуны. · У ряда племен Меланезии, ЮВ Азии особый вид лидеров – бигмены: мужчины, отличавшиеся богатством и щедростью. · Лидер или же бигмен должен был заслужить признание. Для этого он старался отличиться на собраниях, во время военных действий, устраивал престижные пиры и т.п. · Складывались предпосылки наследственного главенства (у папуасов- мбовамб ¾ сыновей крупных и ½ сыновей мелких бигменов также становились бигменами). · Сообщения о власти женщин немногочисленны (в качестве редкого примера- ирокезы и гуроны). Духовная культура Новые пласты полезных знаний в различных областях (хозяйство, арифметика- пользование при дарообмене различными бирками, камнями и тп., механика) Языковое и этническое состояниеДальнейшее расселение носителей праязыковых совокупностей и образование отдельных языковых семей. «Ранние прародины». · Афразийская семья- первоначально Сиро- Палестинская область, позднее Северная и Восточная Африка · Индоевропейская семья- предположительно, север Передней Азии, позднее- вплоть до Восточной Европы · Картвельская – первоначально южная граница Кавказа, затем Закавказье · Эламодравидская – из Ирана в Индию · Уральская – из Северного Ирана и Средней Азии на север и восток · Алтайская – так же, как и уральская семья.
Можно говорить о первом из исторических типов этнических общностей – племени (очень раннем, с только намечающейся культурно- языковой общностью).
Вопрос 24. Первобытные брак и семья по данным этнологии. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА Сведений о браке и семье в первобытном обществе немного, поэтому все наши представления о них строятся в основном на результатах этнологических исследований. С возникновением родовой организации в первобытном обществе возник брак - особый институт, регулирующий отношения между полами. Одновременно (по другой точке зрения -несколько позже) возник институт семьи, регулирующий отношения как между супругами, так и между родителями и детьми. По данным этнологии, начальная форма брака – групповой брак, позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и семьи. Л.Г. Морган наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи: 1. Кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения) 2. Пуналуальная (такая же общность с исключением из нее родных братьев и сестер) 3. Парная (непрочное, лишенное экономической основы соединение двух супругов) 4. Промежуточная патриархальная (семья с выраженной властью мужа) 5. Моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника). Существует два типа систем родства: классификационные и описательные. Ни те, ни другие не выражены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников — «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для первобытных обществ, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определенных возрастных и брачных классов, или категорий. Таким образом, наблюдается групповое родство. Именно его сторонники концепции исторического приоритета группового брака рассматривают как важнейший аргумент в пользу своих взглядов. Второй аргумент: система так называемых брачных классов аборигенов Австралии. У австралийцев Западной Виктории племя разделено на две половины — Белого и Черного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины, так же обстоит дело и с женщинами. Более сложна система четырех или восьми классов. Мужчины и женщины берут из предназначенного им класса мужа или жену и в определенных случаях (например, на некоторые праздники или находясь вдали от дома) имеют право вступать в половую связь со потенциальными женами или мужьями. Это не просто внебрачные связи, которые также широко практикуются, а именно браки, вступление в которые оформляется соответствующим обрядом. Большая часть ученых считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у низших охотников, рыболовов и собирателей обнаружены парный брак и семья. Кроме того, археологи на этой стадии также достаточно широко фиксируют небольшие одноочажные жилища. В них, как и в многоочажности крупных общинных жилищ, можно видеть косвенное доказательство в пользу исконности парного брака и семьи. Тем не менее, расхождения во взглядах не так уж велики. Один из учеников Л.Г. Моргана Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многоженства и многомужества, а как обязанность брачных групп поставлять друг другу супругов, совместная жизнь которых могла быть более или менее длительной. Таким образом, спор идет о том, что следует называть первобытным браком: регуляцию отношений между самими супругами или между их взаимобрачными группами. Предметом споров остается также вопрос о локализации первоначального брака. Современные сторонники идеи первичности группового брака считают, что он был дислокальным, т. е. супруги не селились совместно, а оставались жить в своих группах, встречаясь где-нибудь (например, в лесу). Напротив, сторонники идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальный, ведущий к совместному поселению супругов и образованию ими семьи. Гипотезе дислокальности недостает доказательности, и скорее можно считать, что брак с самого начала был унилокальным и брак и семья возникли одновременно. У низших охотников, рыболовов и собирателей наряду с матрилокальным (уксорилокальным) встречается патрилокальный (вирилокальный) брак. Это зависело от того, насколько отдалялись друг от друга брачные группы при бродячем образе жизни. Живя по соседству, супруги имели возможность встречаться, оставаясь в своих группах. Оказываясь разобщенными большими расстояниями, они должны были поселяться вместе. Бывало, что при этом матрилокальность переплеталась с патрилокальностью, приводя к амбилокальности. Одним из правил, регулировавших заключение брака, была экзогамия – запрет на вступление в брак внутри своей группы. Для обществ низших охотников, рыболовов и собирателей характерна дуально-фратриальная экзогамия в форме кросскузенного брака, т.е. мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Такие браки были удобны, так как позволяли брачным группам сбалансированно обмениваться супругами. Их практиковали аборигены Австралии, но в очень своеобразной форме, при которой регулирующую роль также играли брачные классы. Существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей между людьми, не принадлежавшими к кругу потенциальных мужей и жен. Важнейшим был обычай избегания: запрещение разговаривать и приближаться друг к другу. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание между братом и сестрой и очень ярко выраженное — между зятем и тещей. Особенностью парного брака была его аморфность и недолговечность соединения в нем супругов. Сама парность этого брака была относительной, потому что совмещалась с «дополнительными браками».Практиковалась полигиния (многоженство), в том числе в форме сорората (брак с несколькими сестрами) и левирата (сожительство с женой брата). Наряду с этим или как альтернатива бытовала полиандрия (многомужество). Часто люди на протяжении своей жизни меняли несколько «основных» супругов. Допускались, а иногда и поощрялись добрачные и внебрачные половые связи, как ритуальные, так и бытовые. Ритуальные: искупительный гетеризм - порядок, по которому девушка перед вступлением в брак должна была поочередно отдаваться многим мужчинам. Бытовые — гостеприимный гетеризм, т.е. право мужчины на своих потенциальных жен при посещении им другой группы и право гостя на жену или дочь хозяина. Экономические связи в парной семье были крайне слабыми. Мужчины и женщины в основном раздельно и раздельно же пользовались продуктами своего труда; при этом они чаще делились со своими сородичами, чем с родственниками по браку. Общесемейная собственность существовала скорее как исключение. Дети воспитывались не только и даже не столько родителями, сколько всей близкой родней. Вообще, каждый из супругов и их дети продолжали оставаться членами в первую очередь не своей семьи, а всей группы.
ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше, он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. У племен с ранним производящим хозяйством чаще практиковалась полигиния, потому что большое значение труда женщин в земледелии делало многоженство выгодным. Напротив, у племен высших охотников, рыболовов и собирателей большее распространение имела полиандрия, так как здесь основным добытчиком был мужчина. Местами полигиния сочеталась с полиандрией. По-прежнему свобода добрачных связей, так как девушка должна была доказать свою способность к деторождению. Браки утратили обменный характер и потребовали возмещения за рабочую силу женщин, вначале в форме отработки, позже - главным образом в форме брачного выкупа. В брачном выборе стала возрастать роль близкой родни, помогавшей платить выкуп. Начала развиваться практика сговора о браке между несовершеннолетними и даже малолетними детьми. Иногда договаривались о браке еще не родившихся детей (утробный сговор) или младенцев (колыбельный сговор). Стала развиваться свадебная обрядность. Если раньше мужчина и женщина просто объявляли о своем желании стать мужем и женой или как-нибудь давали об этом знать, то теперь появился обычай оформлять их союз более или менее сложными церемониями. Центральное место в них занимал обмен дарами между родней обеих сторон. Такой церемонией могло быть и обрядовое похищение невесты, реже жениха. Локализация брачного поселения в позднепервобытной общине была как матрилокальной, так и патрилокальной. У племен Америки в больших семьях матрилокальность встречалась в 2—3 раза чаще. У племен Океании одинаково часто встречались как матрилокальность или патрилокальность, так и амбилокальность. Возникновение трудового распределения повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а по мнению других, укрепление парной семьи. Муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Постепенно более редкими становились разводы. Отцы все чаще старались передать личное имущество детям. Таким образом, наблюдались зачатки превращения парной семьи в позднейшую малую, или моногамную. Хотя хозяйственные и социальные функции парной семьи расширились, она по-прежнему имела несоизмеримо меньшее значение, чем общинно-родовая организация. У нее не было отдельной собственности на землю, совместное движимое имущество супругов чаще всего было невелико. Если мужу или жене случалось нанести ущерб имуществу другого супруга, они должны были рассчитаться с пострадавшими или с их родней. На наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи, которые чаще всего одерживали верх. При матрилокальном поселении мужчина, переходя в группу жены, не порывал хозяйственных связей с собственной родней и работал как бы «на два дома». При патрилокальном поселении женщине в какой-то мере приходилось делать то же самое. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и община находились в состоянии усиливавшегося противоборства. Чем более крепкими оставались связи с общиной, тем слабее была семья, а чем более укреплялась семья, тем слабее становилась община. Существовали также большие материнские семьи (домохозяйства). Они описаны у земледельцев — меланезийцев Тробрианских островов и ирокезов, высших охотников — алгонкинов, высших рыболовов —тлинкитов. Для них были характерны матрилокальность, часто дислокальность или амбилокальность. Костяк составляли женщины со своими детьми, крепкими были связи с братьями и дядьями по матери. Все плоды своего труда мужчина отдавал замужней сестре, сам он кормился в основном тем, что его жена получала от своего брата. Воспитателем детей также был не столько отец, сколько дядя по матери; такая связь получила название авункулата. Большие материнские семьи трудно назвать семьями в привычном нам смысле этого слова. Одни этнологи относят их к этой категории, другие считают просто подразделениями рода. Сами же аборигены не рассматривали их как семьи в нашем понимании. Меланезийцы острова Добу словом «сусу» обозначали только родню по матери, а для ячейки, включавшей отца, слова не было совсем. В отечественной этнологии для них предложено название «родья». В историческом плане большие материнские семьи, возможно, предшествовали парным. В дальнейшем они сохранялись не как пережиток, а как параллельный вариант развития. В них также шли процессы постепенного экономического обособления от общины, но медленнее, чем в парных семьях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.009 с.) |