ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация власти – сохранение начал первобытного народовластия



· Все важные вопросы решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы

· Начало иерархизации органов коллективной власти

· Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Должны были быть наделены соответствующими качествами ( трудолюбие, организаторские способности, знание обычаев….) В частных случаях глава должен был владеть воинским искусством или культовыми знаниями. У меланезийцев острова Добу все функции руководства принадлежали одному лицу, у ирокезов были обычные главы и военные предводители, у кубео Юж. Америки – обычные главы и колдуны.

· У ряда племен Меланезии, ЮВ Азии особый вид лидеров – бигмены: мужчины, отличавшиеся богатством и щедростью.

· Лидер или же бигмен должен был заслужить признание. Для этого он старался отличиться на собраниях, во время военных действий, устраивал престижные пиры и т.п.

· Складывались предпосылки наследственного главенства (у папуасов- мбовамб ¾ сыновей крупных и ½ сыновей мелких бигменов также становились бигменами).

· Сообщения о власти женщин немногочисленны ( в качестве редкого примера- ирокезы и гуроны).

Духовная культура

Новые пласты полезных знаний в различных областях ( хозяйство, арифметика- пользование при дарообмене различными бирками, камнями и тп., механика)

Языковое и этническое состояниеДальнейшее расселение носителей праязыковых совокупностей и образование отдельных языковых семей. «Ранние прародины».

· Афразийская семья- первоначально Сиро- Палестинская область, позднее Северная и Восточная Африка

· Индоевропейская семья- предположительно, север Передней Азии, позднее- вплоть до Восточной Европы

· Картвельская – первоначально южная граница Кавказа, затем Закавказье

· Эламодравидская – из Ирана в Индию

· Уральская – из Северного Ирана и Средней Азии на север и восток

· Алтайская – так же, как и уральская семья.

 

Можно говорить о первом из исторических типов этнических общностей – племени ( очень раннем, с только намечающейся культурно- языковой общностью).


 

Вопрос 24. Первобытные брак и семья по данным этнологии.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества

РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

Сведений о браке и семье в первобытном обществе немного, поэтому все наши представления о них строятся в основном на результатах этнологических исследований.

С возникновением родовой организации в первобытном обществе возник брак - особый институт, регулирующий отношения между полами. Од­новременно (по другой точке зрения -несколько позже) возник институт семьи, регулирующий отношения как между супругами, так и между родителями и детьми. По данным этнологии, начальная форма брака – групповой брак, позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и семьи.

Л.Г. Морган наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи:

1. Кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения)

2. Пуналуальная (такая же общность с исключением из нее родных братьев и сестер)

3. Парная (непрочное, лишенное экономической основы соединение двух супругов)

4. Промежуточная патриархальная (семья с выраженной властью мужа)

5. Моногамная (прочное соединение суп­ругов с властью мужа как частного собственника).

Существует два типа систем родства: классификационные и описательные. Ни те, ни другие не выра­жены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников — «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для первобытных обществ, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определенных возрастных и брачных классов, или категорий. Таким образом, наблюдается групповое родство. Именно его сторонники концепции исторического приоритета группового брака рассматривают как важнейший аргумент в пользу своих взглядов.

Второй аргумент: система так называемых брачных классов абориге­нов Австралии. У австралийцев Западной Виктории племя разделено на две половины — Белого и Черного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины, так же обстоит дело и с женщинами. Более сложна система четырех или восьми классов. Мужчины и женщины берут из предназначенного им класса мужа или жену и в определенных случаях (например, на некоторые праздники или находясь вдали от дома) имеют право вступать в половую связь со потенциальными женами или мужьями. Это не просто внебрач­ные связи, которые также широко практикуются, а именно браки, вступление в которые оформляется соответствующим обрядом.

Большая часть ученых считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у низших охотников, рыболовов и собирателей обнаружены парный брак и семья. Кроме того, археологи на этой стадии также достаточно широко фиксируют небольшие одноочажные жи­лища. В них, как и в многоочажности крупных общинных жилищ, можно видеть косвенное доказательство в пользу исконности парного брака и семьи.

Тем не менее, расхождения во взглядах не так уж велики. Один из учеников Л.Г. Моргана Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многоженства и многомужества, а как обязанность брачных групп поставлять друг другу супругов, совместная жизнь которых могла быть более или менее длительной. Таким образом, спор идет о том, что следует называть первобытным браком: регуляцию отноше­ний между самими супругами или между их взаимобрачными группами.

Предметом споров остается также вопрос о локализации первона­чального брака. Современные сторонники идеи первичности группо­вого брака считают, что он был дислокальным, т. е. супруги не селились совместно, а оставались жить в своих группах, встречаясь где-нибудь (например, в лесу). Напротив, сто­ронники идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальный, ведущий к совместному поселению супругов и обра­зованию ими семьи. Гипотезе дислокальности недостает доказательности, и скорее можно считать, что брак с самого начала был унилокальным и брак и семья возникли одновременно.

У низших охотников, рыболовов и собирателей наряду с матрилокальным (уксорилокальным) встречается патрилокальный (вирилокальный) брак. Это зависело от того, насколько отдалялись друг от друга брачные группы при бродячем образе жизни. Живя по соседству, супруги имели возможность встречаться, оставаясь в своих группах. Оказываясь разобщенными большими расстояниями, они должны были поселяться вместе. Бывало, что при этом матрилокальность переплеталась с патрилокальностью, приводя к амбилокальности.

Одним из правил, регулировавших заключение брака, была экзогамия – запрет на вступление в брак внутри своей группы. Для обществ низших охотников, рыболовов и собирателей характерна дуально-фратриальная экзо­гамия в форме кросскузенного брака, т.е. мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Такие браки были удобны, так как позволяли брачным группам сбалансированно обмениваться супругами. Их практиковали абори­гены Австралии, но в очень своеобразной форме, при которой регулирующую роль также играли брачные классы. Существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей между людьми, не принадлежа­вшими к кругу потенциальных мужей и жен. Важнейшим был обычай избегания: запрещение разговаривать и приближаться друг к другу. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание между братом и сестрой и очень ярко выраженное — между зятем и тещей.

Особенностью парного брака была его аморфность и недолговечность соединения в нем супругов. Сама парность этого брака была относительной, потому что совмещалась с «дополнительными браками» .Практикова­лась полигиния (многоженство), в том числе в форме сорората (брак с несколь­кими сестрами) и левирата (сожительство с женой брата). Наряду с этим или как альтернатива бытовала полиандрия (многомужество). Часто люди на протяжении своей жизни меняли несколько «основных» супругов. Допускались, а иногда и поощрялись добрачные и внебрач­ные половые связи, как ритуальные, так и бытовые. Ритуальные: искупительный гетеризм - порядок, по которому девушка перед вступлением в брак должна была поочередно отдаваться многим мужчинам. Бытовые — госте­приимный гетеризм, т.е. право мужчины на своих потенциальных жен при посещении им другой группы и право гостя на жену или дочь хозяина.

Экономические связи в парной семье были крайне слабыми. Мужчины и женщины в основном раздельно и раз­дельно же пользовались продуктами своего труда; при этом они чаще делились со своими сородичами, чем с родст­венниками по браку. Общесемейная собственность существовала скорее как исключение. Дети воспитывались не только и даже не столько родителями, сколько всей близкой родней. Вообще, каждый из супругов и их дети продолжали оставаться членами в первую очередь не своей семьи, а всей группы.

 

ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше, он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. У племен с ранним производящим хозяйством чаще практиковалась полигиния, потому что большое значение труда женщин в земледелии делало многоженство выгодным. Напротив, у племен высших охотников, рыболовов и собирателей большее распространение имела полиандрия, так как здесь основным добытчиком был мужчина. Местами полигиния сочеталась с полиандрией. По-прежнему свобода добрачных связей, так как девушка должна была доказать свою способность к деторождению.

Браки утратили обменный характер и потребовали возмещения за рабочую силу женщин, вначале в форме отработки, позже - главным образом в форме брачного выкупа. В брачном выборе стала возрастать роль близкой родни, помогавшей платить выкуп. Начала развиваться практика сговора о браке между несовершеннолетними и даже малолетними детьми. Иногда договаривались о браке еще не родившихся детей (утробный сговор) или младенцев (колыбельный сговор). Стала развиваться свадебная обрядность. Если раньше мужчина и женщина просто объявляли о своем желании стать мужем и женой или как-нибудь давали об этом знать, то теперь появился обычай оформлять их союз более или менее сложными церемониями. Центральное место в них занимал обмен дарами между родней обеих сторон. Такой церемонией могло быть и обрядовое похищение невесты, реже жениха.

Локализация брачного поселения в позднепервобытной общине была как матрилокальной, так и патрилокальной. У племен Америки в больших семьях матрилокальность встречалась в 2—3 раза чаще. У племен Океании одинаково часто встречались как матрилокальность или патрилокальность, так и амбилокальность.

Возникновение трудового распределения повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а по мнению других, укрепление парной семьи. Муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Постепенно более редкими становились разводы. Отцы все чаще старались передать личное имущество детям. Таким образом, наблюдались зачатки превращения пар­ной семьи в позднейшую малую, или моногамную.

Хотя хозяйственные и социальные функции парной семьи расширились, она по-прежнему имела несоизмеримо меньшее значение, чем общинно-родовая организация. У нее не было отдельной собственности на землю, совместное движимое имуще­ство супругов чаще всего было невелико. Если мужу или жене случалось нанести ущерб имуществу другого супруга, они должны были рассчитаться с пострадавшими или с их родней. На наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи, которые чаще всего одерживали верх. При матрилокальном поселении мужчина, переходя в группу жены, не порывал хозяйственных связей с собственной родней и работал как бы «на два дома». При патрилокальном поселении женщине в какой-то мере приходилось делать то же самое. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и община находились в состоянии усиливавшегося противоборства. Чем более крепкими ос­тавались связи с общиной, тем слабее была семья, а чем более укреп­лялась семья, тем слабее становилась община.

Существовали также большие материнские семьи (домохозяйства). Они описаны у земледельцев — меланезийцев Тробрианских островов и ирокезов, высших охотников — алгонкинов, высших рыболовов —тлинкитов. Для них были характер­ны матрилокальность, часто дислокальность или амбилокальность. Костяк составляли женщины со своими детьми, крепкими были связи с братьями и дядьями по матери. Все плоды своего труда мужчина отдавал замужней сестре, сам он кормился в основном тем, что его жена получала от своего брата. Воспи­тателем детей также был не столько отец, сколько дядя по матери; такая связь получила название авункулата. Большие материнские семьи трудно назвать семьями в привычном нам смысле этого слова. Одни этнологи относят их к этой категории, другие считают просто подразделениями рода. Сами же аборигены не рассматривали их как семьи в нашем понимании. Меланезийцы острова Добу словом «сусу» обозначали только родню по матери, а для ячейки, включавшей отца, слова не было совсем. В отечественной этнологии для них предложено название «родья». В историческом плане большие материнские семьи, возможно, предшествовали парным. В дальнейшем они сохранялись не как пережиток, а как параллельный вариант развития. В них также шли процессы постепенного экономического обособления от общины, но медленнее, чем в парных семьях.


 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.01 с.)