Вопрос 20. Род и община в истории первобытного общества - основные типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Род и община в истории первобытного общества - основные типы.




 

Вопрос 21. Первобытная община охотников и собирателей - характеристика основных признаков на примере локальной группы охотников и собирателей (аборигены Австралии, бушмены Южной Африки, индейцы бассейна Амазонки и т.п.).

 

Локальная группа – население определённой территории, непостоянное по составу и являющееся составной частью рода.

 

Во-первых, присваивающее хозяйство и высокая горизонтальная мобильность. // Экологическая ниша, занимаемая группой, существенно не расширяется, так как искусственных способов её расширения нет.

Социальная дифференциация минимальная, однако тут свои тонкости:

- Астралийские аборигены – ярко выражено неравенство мужчин и женщин, юношей и представителей старших поколений.

- Пигмеи, бушмены и хадза в Африке, наоборот, признают в принципе равенство всех членов общины.

Община – маленькая, не более 20-30 человек в группе, однако поддерживают между собой регулярную связь.

Большинство групп – экстенсивные и бродячие (т.е. развитие идёт по количественному, а не качественному направлению из-за нехватки ресурсов – в Северной Америке индейцы также являлись охотниками и собирателями, но из-за богатства территории стали оседлыми и селения стали вмещать до нескольких сотен человек, развился институт политического контроля и имущественной дифференциации).

 

В ряде районов (близь рек) отходничество и собирательство дополняется рыболовством.

 

Труд – не простая форма кооперации, а совместные трудовые затраты для более или менее однородных работ. (Разделение по гендерному признаку стандартное: мужчина – охотник или рыболов, женщина – собирательница и «хранительница очага»).

 

Племена Тасмании и Австралии, Филиппин, ведды Шри-Ланки, бушмены Калахари, огнеземельцы, часть эскимосов и племена бассейна Амазонки – племена мезолитического облика, но в культуре многих из них сохранились и верхнепалеолитические традиции.

Умеют шить.

 

Во-вторых, им характерна коллективная собственность и уравнительное распределение. Главное средство производства – промысловая территория земли. – Это у аборигенов Австралии, однако у хадза Восточной Африки не было собственности на промысловую территорию, и поэтому считается, на стадии раннепервобытной общины собственность угодий не фиксировалось.

В том числе собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, жилища и огонь. Личное владение – топоры, копья, луки и украшения + бытовая утварь. // Происходит знаменитый процесс «ДАРООБМЕНА». И целые общины, и частные лица могли обмениваться дарами.

 

У аборигенов Австралии группы половозрастные формализованы, поэтому переходу из группы в группу придаётся большое значение – обряды, называющиеся «инициацией». В разных обществах проходит по разному, но по сути – всегда приобщение подростка к какой-либо стороне жизни полноправных членов общины. (Женские инициации всегда менее суровы и получили меньше развитие, чем мужские.)

 

БРАК.

В раннепервобытной общине не могло быть отношений господства и подчинения, поскольку мужчины и женщины заняты в разных сферах деятельности. У аборигенов Австралии существовала геронтократия (власть старших), но можно спорить, приложимо ли это к первобытности.

В вопросах брака придерживаются «брачных классов» дабы не допускать кровосмешения. Брак этот с самого начало был унилокальным и индивидуальным («понятие группового брака давно пора выбросить на помойку»).

Вступление в брак (парно-групповой) не закрепляется сложным образом, существует «гетеризм» (перед выходом за муж девушка поочерёдно спит с каждым из членов общины) и «гостеприимный гетеризм» (т.е. при посещении гостей мужчина имеет право на жену/дочь хозяина).

Каждый из супругов и их дети продолжают оставаться членами в первую очередь не своей семьи, а родовой группы.

 

ВЛАСТЬ.

Власть – старшее поколение группы имеет авторитет, который важен. У аборигенов Австралии – из советов старших мужчин выдвигаются «большие мужчины», самые старые. Там «большие женщины» руководят женской частью общества. [Важнейшая заповедь по время инициации – послушание старшим.]

Разделения властей – нет, однако существуют особые знахари и колдуны, имевшие большое влияние на общинников и сородичей; на время войн появлялись «военные вожди», а в мирное время правили «старейшины». Если полномочия совмещались, то власть очень крепка.

Но главари продолжают участвовать в производстве и не имеют льгот в потреблении.

 

ДУХ.

Аборигены Австралии, бушмены и прочие – обладают солидным запасом знаний в прикладной географии, астрономии, зоологии, ботанике, минералогии и проч. Дабы поддерживать существование – вынуждены знать всё это. Эмпирически накапливаются зачатки химических и физических знаний.

Медицины получала большое развитие. (Бушмены, скажем, делают опасный парализующий яд, а знахари способны лечить многие внешние заболевания путём трав, заговоров и проч., научились помогать при родах.) // Существует работающая психотерапия (окончание лечения – «иди, работай!).

Письменности нет, но у аборигенов Австралии появилась пиктография (рисуночное письмо).

Музыка, танец, дощечки ритуальные и маски – в наличии. Особое место занимают священные мифы, рассказывающие происхождение человека, явлений природы и человеческих установлений. Она не далека от религии.

Главное – люди тождественны с природой и не отдаляют себя от неё.


 

Вопрос 22. Родовая община мотыжных земледельцев тропической зоны - характеристика основных признаков на примере папуасов Новой Гвинеи


 

Вопрос 23. Позднепервобытная (гетерогенная, соседско-большесемейная) община - характеристика основных признаков на примере американских индейцев, меланезийцев, африканцев).

Вариант 1 (К.Фокин)

Характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев скотоводов в одних случаях и высокоспециализированными высшими охотниками, рыболовами и собирателями – в других. В итоге привело к появлению избыточного продукта, а тот привёл к разложению первобытно-общинного строя.

Собственно говоря, позднепервобытная община – община периода неолитической революции.

Труд остаётся кооперативным, однако его разделение становится не только половозрастным, но и индивидуально-специализированным. Появляется межобщинное и межплеменное разделение труда – закрепление определённых занятий между группами людей.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Первоначальное земледелие и скотоводство сперва были менее продуктивны, чем присваивающее хозяйство, а успех охоты или рыболовства не мог быть предсказан заранее: коллективная собственность и уравнительное распределение сохраняется. Причём собственность на землю – коллективная родовая.

Внутри рода земля, часто обрабатываемая, является не только предметом, но и продуктов труда – передаётся во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным сородичам.

Предметы потребления и средства производства, создаваемые индивидуально, могли отчуждаться, ибо были собственностью личной.

Тем не менее уравнительное распределение вытесняется трудовым, когда особенно преуспевший в чём-то человек делится только с теми, с кем хочет, а «уравниловка» остаётся для экстремальных ситуаций или групп близких родственников.

Появляется престижная экономика.

У меланезийцев Тробрианских островов – обычай «кула», продолжавшийся дарообмен, и в нём даритель приобретает уже не просто сохранение связи, а общественный престиж. Церемониальность дарообмена, однако, ведёт к неправомерным затратам (вечные пиры, ибо отказаться-то от гостей нельзя!).

Престиж этот же порождает имущественное и общественное расслоение.

 

ДЕМОГРАФИЯ.

Прирос населения (по сравнению с раннепервобытной общиной) увеличился не менее, чем в 100 раз. По сути дела, эта «демографическая революция» была следствием, которое впоследствии эволюционировало в причину продолжения неолитической революции.

Повышена плотность населения. Рождаемость теперь не лимитируется (а раньше следили, дабы дети рождались не чаще, чем раз в 3 года). Отмечено стремление к многодетности. Уровень жизни повышается, повышается средняя её продолжительность.

 

ПОЛ И БРАК.

Наибольшее значение по-прежнему у мужских групп, «мужские дома» играют роль. «Женские дома» встречаются намного реже; только дом, в котором жила женщина с детьми, рассматривалась как совместная мужская и женская, остальное – только мужская или только женская.

Парный брак по-прежнему господствует, однако развивается практика «добавочных» жён или «добавочных» мужей. Широко сохраняется система добрачных связей, т.к. девушка должна доказать способность к деторождению. Браки остаются кросскузенными, но с расширением связей – кросскузенность перестаёт быть обязательной, а затем и вовсе исчезает – браки перестают быть ОБМЕНОМ.

Свадебная обрядовость началась – церемонии похищения невесты или жениха (хоть подлинного похищения никогда и не существовало).

// Муж и жена всё чаще и чаще работают вместе, у них появляется общее имущество, и сама церемония свадьбы – совместная трапеза новобрачных. Разводы становятся всё более и более редкими. Парные семьи превращаются в моногамные.

Чем более крепкими остаются общинно-родовые связи, тем слабее семья, а чем больше крепнет семья – тем слабее родовая община.

 

ОБЩИННО-РОДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Наряду с культовыми мужскими домами отдельных родов появляются мужские дома для общинных собраний – стремление к интеграции межобщинной. Потребности в широкой кооперации труда, обмене и защите от врагов требует установлению связей на межобщинном уровне.

Регулярный дарообмен – «свиные праздники» папуасов. Укрепление межобщинных отношений способствует развитию по большей части зародившихся уже раньше институтов: гостеприимство, побратимство, адопция. Родовые связи усложняются. Роды делятся на внутриродовые группы, появляются «кланы», внутриродовые группы – субкланы. // Сегментарная организация линиджей сопрягалась с такой же организацией общин.

Появляются и усложняются Фратрии – у индейцев ирокезом, например, из 8-ми радов – 2 Фратрии, а вместе они – племя сенека. Между ними поделены функции. Фратрии имеют свои религиозно-знахарские братства с особыми ритуалами посвящения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ.

Сохраняет начала первобытного народовластия. Все важнейшие вопросы – на собраниях общинников или сородичей под присмотром совместно избранного главы. Но при этом многое зависит от глав и уважаемых людей коллектива, от их авторитета. / Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а главы таких советов – советы фратрий или племён.

Каждый уровень подобной иерархии – своя компетенция. Совет племени – высшие интересы соплеменников, скажем.

Появление избыточного продкута и личных богатств привели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.

«Бигмены» - эволюция «больших людей» (см. выше), которые стараются иметь всего и побольше. Бигмен создаётся благодаря авторитету и престижу – владение также играет роль, но и природные качества тоже – храбрость, мудрость и проч.

Главенство не наследуется, но предпосылки для этого уже складываются. Ибо при живом отце-бигмене его сыновья имеют бОльший «начальный капитал» и вероятность обзавестись несколькими жёнами + наследство.

Развивается кровная (родовая) месть. Нарушение экономического равновесия внутри группы, однако, - более тяжкое преступление, чем убийство. Родоплеменная организация жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона всё, что находилось за рамками высшего звена племени.

 

ДУХ.

Усложнение духовной культуры. Меланизийцы острова Новая Ирландия уже умеют выращивать множество разновидностей продуктов, ирокезы – также. Агротехнические приёмы открывают. Контролируют разведение скота.

// Развитие престижной экономики – стимулирует накопление арифметики.

Осознание пространства теперь – радиальное, статическое. Появляются первые карты, развивается сильно пиктография (знаменитая «Валам олум» североамериканских индейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками всё от начала мира до появления колонизаторов).

Появляются отдифференцированные от мифов сказки, которые становятся отдельным жанром творчества. Появляются песни половозрастных групп и в особенности – мужских объединений. Песни сопровождает музыкальный инструмент обычно.

Мифы о браке Земли-женщины и мужчины-Неба – становятся наиболее популярными. Религия таким образом эволюционирует. Появляются представления о борьбе зла с добром. На анимистической основе начал складываться культ природы, который олицетворяется в образах духов животных и проч. и проч.

Вера в культ предков.

Появилась практика эндоканнибализма по отношению к собственным, наиболее выдающимся родичам или – например – съесть сердце или печень противника. «Мана» получает развитие, и поэтому каннибализм – ибо передаётся от плоти.

 

Вариант 2 (А.Малькова)

Стадия позднепервобытной общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев- скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов, собирателей – в других. В регионах с благоприятными природными условиями первая форма хозяйства постепенно вытесняла вторую: она являлась важнейшей предпосылкой к разложению первобытного и складыванию классовых обществ.

Основные производственные достижения на стадии позднепервобытной общины:

· Становление земледелия и скотоводства. Скотоводство возникло в палеолите (верхнепалеолитический человек приручил собаку и использовал ее на охоте). IX- VIII тыс. до н.э., Передняя Азия (Палестина, Сирия, Ю-В Турция) – окультуривание растений: пшеница, ячмень, чечевица. (При использовании плодов и семян диких растений какая-то их часть оставалась неиспользованной и давала всходы вблизи жилища.) Сперва приручены овца и коза (животные, в поведении которых отсутствует боязнь человека), позднее – крупный рогатый скот, осел, лошадь, верблюд. Необходимость доместикации животных, вероятно, объясняется нестабильностью охотничьего хозяйства (перемены климата, периодический голод). 2 гипотезы возникновения производящего хозяйства:

1. Н.И. Вавилов: прерывистое очаговое происхождение земледелия как в Старом, так и Новом Свете.

2. Непрерывность процесса введение растений в культуру, отсутствие локальной приуроченности возникновения земледелия.

· Усовершенствование техники обработки камня (сверление, пиление, шлифование – мезолит). Использование наряду с прежними новых пород минералов – нефрит, обсидиан.

· Появление более совершенных орудий труда: мотыги и серпы- в земледелии; ловушки, капканы, силки – охота; гарпуны, сети, удочки с крючками – рыболовство.

· Первые попытки мелиорации почв (ирригация в Передней Азии, дренаж на Новой Гвинее)

· Широкое распространение лодок- долбенок, на севере – саней и лыж.

· Увеличение оседлости – примитивные хижины сменяются полуземлянками и землянками, затем – наземными домами.

· Изобретение керамики, ткачества (неолит)

 

На стадии позднепервобытной общины произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен. Развивается межплеменной обмен.

Ранние земледельцы и земледельцы- скотоводы широко представлены этнографическими аналогами в Ю- В Азии, Африке, Океании, Северной и Южной Америке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.029 с.)