Разложение первобытного общества, возникновение частной собственности и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разложение первобытного общества, возникновение частной собственности и государства



 

1. Предпосылки разложения родового строя

2. Изменения в социальной структуре и брачно-семейных отношениях

3. Возникновение частной собственности и эксплуатации

4. Становление государства

5. Первобытное общество и цивилизация

На протяжении позднего неолита, а также на разных стадиях эпохи раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения. Это были не единичные быстротечные явления, а сложные длительные процессы, затрагивающие все аспекты действительности.

Получают развитие интенсивные формы земледелия, в частности ирригационное и пашенное. Выводятся новые сорта съедобных растений, развивается садоводство. В связи с усложнение земледельческой техники увеличивается доля мужского труда, появляется необходимость в организации достаточно масштабных общественных работ, повышается урожайность.

С дальнейшим развитием скотоводства связано появление молочного хозяйства и шерстоткачества. Одомашнивание таких животных, как осел, верблюд и лошадь, а также появление колесных повозок способствует эффективному решению транспортных проблем. В некоторых областях создаются предпосылки для возникновения кочевнического хозяйства.

Значительный подъем производства был связан с развитием обработки металлов. Использование самородных металлов, известное еще в каменном веке, сменяется плавкой рудной меди, затем появлением бронзы. Хотя эти металлы и уступали кремнию в твердости, зато обладали большей пластичностью. Дальнейшее развитие металлургии связано с обработкой железа. По сравнению с цветными металлами он обладало большей твердостью, было значительно шире распространено, хорошо поддавалось ковке. Правда, отличалось более высокой температурой плавления – 1530o (бронза – 750-900о), что требовало изобретения доменных печей.

Появление металлургии способствовало выделению ремесла в отдельную отрасль хозяйства. Вслед за кузнецами, от сельского хозяйства начинают отделяться гончарство, ткачество и др. Как правило, ремесленники играли в обществе более значимую роль, чем земледельцы. Развитие ремесел способствовало развитию обмена и, хотя натуральный характер преобладал, «первобытные деньги» получали все более широкое распространение. Развитие обмена, в свою очередь, нередко вело к появлению неравенства и скоплению в руках верхушки племени наиболее престижных предметов.

Процесс разложения первобытного общества чаще всего происходил в форме перехода к патриархату. Больше всего данные изменения коснулись брачно-семейных отношений. Кросскузенный брак сменяется ортокузенным, экзогамия постепенно уступает место эндогамии. Парный брак постепенно трансформируется в моногамный, роль женщины в семейной и общественной жизни понижается. Смена материнского рода отцовским характеризовался таким явлениями, как авункулат, кувада, компромиссные формы счета родства и т.д.

Основной хозяйственной ячейкой становится большая семья, объединение родственных больших семей получило название патронимия. Род по-прежнему остается верховным собственником земли, хотя фактически она поделена между семьями. Еще одной формой, характеризующей переход к патриархату, становятся мужские тайные союзы, фактически контролировавшие жизнь общества.

Другой формой разложения родоплеменных отношений был поздний матриархат. В области семейных отношений он выразился в большем ослаблении связей между супругами и укреплении большесемейных материнских коллективов. Статус женщин здесь оставалось достаточно высоким.

Родовая община постепенно сменяется первобытной соседской общиной, состоящей из объединенных общей территорией и ведущих самостоятельное хозяйство больших семей.

Экономика данного периода характеризовалась возрастанием роли распределительных процессов. Редистрибуция создавала условия для имущественного неравенства, а в дальнейшем – отношений зависимости и эксплуатации. Несмотря на различные способы решения проблем нарушения первобытного коллективизма, постепенно происходит обособление родо-племенной верхушки, превращения ее в нетрудовую часть населения. Одним из главных препятствий окончательного закрепления частной собственности была коллективная собственность на землю.

Среди форм ранней эксплуатации можно назвать рабство, внутриобщинную эксплуатацию (расходы на содержание вождей, аренда и т. д.) и данничество. Как правило, на ранних ступенях становления государства параллельно развиваются все три формы, а впоследствии одна из них становится ведущей.

Еще более возрастает роль военных конфликтов, что приводит к появлению союзов племен и такому явлению, как вождество. Согласно этнографическим данным, можно говорить о трех путях политогенеза: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический (самый ранний). Обоснование происходящих в обществе перемен нередко происходило с помощью сакрализации власти. Окончательное становление государства характеризовалось появлением аппарата управления, налогообложения, законодательства, административного деления и рядом других признаков.

Неравномерное развитие всемирно-исторического процесса вело к тому, что первые государства фактически были маленькими островками в океане множества обществ, находящихся на разных ступенях разложения родоплеменных отношений. Контакты первобытной периферии и классовых обществ могли носить хозяйственный, политический, социальный и духовно-идеологический характер. Пережитки первобытности, сохранялись на протяжении долгого времени, некоторые из них сохранились до сих пор. Сюда можно отнести такие остаточные структуры и представления, как племя, соседская община, семейная община, тайные союзы, искусственное родство, кровная месть, семейно-брачные отношения, суеверия и традиции.

Термины:

Авункулат, агнатное родство, аталычество, бигмен, билинейность, билокальность, военная демократия, данничество, дислокальность, избыточный продукт, когнатное родство, кувада, моногамный брак, матронимия, ортокузенный брак, патриархат, патронимия, плутократия, политогенез, потлач, редистрибуция, соседская община, тайные союзы, филиация, эндогамия.

 

Литература:

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

2. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978

3. Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1974.

4. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995

5. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972.

6. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000.

 

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Культура первобытного общества

Семинар 1.

1. Зарождение первобытного искусства

2. Наскальная живопись и декоративно-прикладное искусство

3. Мегалитическая архитектура

4. Развитие рациональных знаний. Происхождение письменности

Первый семинар посвящен проблемам первобытной материальной культуры. В первую очередь следует рассмотреть вопрос о происхождении искусства, назвать основные гипотезы. Необходимо обратить внимание на датировку самых ранних свидетельств проявления художественного творчества, его синкретический характер; проследить путь от «неискусства» к искусству: «макароны» и их изобразительные возможности, теория руки, сочетание природных форм и человеческой фантазии и т.д.

Отвечая на второй вопрос, студентам необходимо выявить особенности палеолитической наскальной живописи: датировка, основные сюжеты, стили, используемые краски и т.д. Следует рассмотреть также скульптурные изображения людей и животных. Далее необходимо проследить изменения, характерные для эпохи неолита: переход к условной манере исполнения. Обратить внимание на развитие декоративно-прикладного искусства: орнаментация керамики и т.д. Отметить, какие изменения в данной сфере появляются в эпоху раннего металла.

Третий вопрос касается мегалитической архитектуры. В первую очередь следует рассмотреть основные ее типы, такие как мегалиты, дольмены, кромлехи, алиньеманы, сейды и др. В своих ответах нужно коснуться и таких памятников, как циклопические постройки и монументальная скульптура.

Студентам необходимо знать наиболее известные памятники первобытного искусства, как на территории России, так и за рубежом. Студентам специальности «Туризм» следует обратить внимание на такой момент, как доступность памятника для туристов.

Последний вопрос связан с развитием рациональных знаний. Следует обратить внимание на способы измерения расстояния и исчисления времени, развитие математики и астрономии (первые календарные системы). Проанализировать, какие новые области знаний получили распространение в связи с зарождением производящего хозяйства. Рассмотреть вопрос об уровне медицины. Проследить основные этапы развития письменности: пиктография, идеогpафия, появление иероглифического письма и.д.

Семинар 2.

1. Особенности первобытного мировоззрения. Аниматизм. Анимизм.

2. Первобытная культовая практика. Магия. Умилостивительные

действия. Шаманизм.

3. Социоструктурные культы. Тотемизм и культ предков.

4. Хозяйственные культы

5. Первобытная мифология.

Первый вопрос посвящен особенностями первобытного мышления, такими как эмоциональность, консервативность, синкретичность и т.д. Студентам следует обратить внимание на такое явление, как коллективные представления, рассмотреть особенности восприятия пространства и времени. Необходимо проанализировать такие понятия как аниматизм и анимизм, выявить основные представления о душах (душа-кровь, душа-дыхание, душа-тень и т.д.).

Второй вопрос связан с развитием культовой практики, в частности способам общения с мифологическим пространствам и его обитателями. Следует рассмотреть основные классификации магии (по Д. Фрезеру и С.А. Токареву), выявить основные типы умилостивительных действий (жертвоприношений), проанализировать экстатический способ общения с духами (шаманизм).

Одним из наиболее ранних комплексов представлений, отражающих структуру общества и подчеркивающих кровнородственные связи внутри определенного коллектива, был тотемизм. Студентам следует обратить внимание на проблему происхождения тотемизма и его характерные черты, рассмотреть основные типы, в том числе нагуализм, определить, чем тотемизм отличается от зоолатрии и фитолатрии. Дальнейшее развитие социоструктурных культов – культ предков, характерный для патриархальных обществ.

Первым видом хозяйственных культов был охотничий. Следует обратить внимание на обряды, должные способствовать удачной охоте или рыбной ловле, а также на представления о духах – хозяевах зверей. Переход к производящему хозяйству способствовал появлению аграрных и скотоводческих культов. Необходимо рассмотреть вопросы о персонификации духов земледелия, а также обрядах, влияющих на плодородие.

Последний вопрос посвящен становлению первобытной мифологии. Вопрос достаточно обширен, поэтому, в первую очередь следует обратить внимание на существующие классификации мифов. Кроме того, необходимо проанализировать дальнейшее развитие мифологии, в частности зарождение таких жанров, как героического эпос и волшебная сказка.

Термины:

Алиньеманы, анимизм, аниматизм, антропоморфизм, артефакт, дольмены, зоолатрия, зооморфизм, идеография, иероглифы, кромлех, культурный герой, магия, мана, мегалиты, менгиры, нагуализм, палеолитическая венера, петроглиф, пиктография, сейд, табу, торевтика, тотемизм, трикстер, фетишизм, фитолатрия, шаманизм.

Литература:

1. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

2. Воеводина Л. Мифология и культура. М., 2002.

3. Геннеп ван А. Обряды перехода. М., 1999.

4. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использование. М., 2003.

5. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной Новосибирск, 1988.

6. Мифы народов мира: в 2 т. М., 1980,1982.

7. Ранние формы искусства. М., 1972.

8. Пространство и колдовство. М., 2010

9. Семенов В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. М., 2008

10. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.

11. Спиридонова Е.В. От мифа к сказке. Ярославль, 2009

12. Спиридонова Е.В. Первобытные религиозные верования. Ярославль, 2005.

13. Станкевич И.Л. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика. Ярославль, 1994.

14. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

15. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры. М., 2010

16. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

17. У истоков творчества. Новосибирск, 1978

18. Формозов А.А. Наскальные изображения и их изучение. М., 1987.

19. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.,1986.

20. Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.019 с.)