Государственная власть и власть в родоплеменном (первобытном) обществе: общее и особенное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть и власть в родоплеменном (первобытном) обществе: общее и особенное.



Предмет и метод ТГП.

Предмет ТГП – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

ТГП изучает государство и право как центральные явления общественной жизни.

Методология ТГП – обусловленная мировоззрением совокупность теоритических принципов и категорий, логических приемов и подходов исследования государственно-правовых явлений.

Любая наука или учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений. Различают общий (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний и учебным дисциплинам и частные методы.

Общие методы:

1. Материалистическая диалектика (использует такие категории, как анализ и синтез, качество и количество, форма и содержание, борьба противоположностей).

2. Историзм (исследование явлений в хронологическом порядке, начиная от их возникновения, с учетом влияния исторических фактов определенной эпохи).

Частные (частнонаучные) методы:

1. Сравнительный (основан на сравнении государственно-правовых институтов различных стран с целью использования наиболее прогрессивного мирового опыта);

2. Социологический (обобщает правотворческую и правоприменительную деятельность государства, устанавливает критерии ее эффективности путем проведения опросов и анкетирования);

3. Формально-юридический (изучает государство и право в «чистом виде», без связи с другими социальными явлениями);

4. Логический (включает в себя средства и способы логического изучения государства и права);

5. Системный (исследование правовых и государственных институтов в целом, а также отдельных их частей, выявление общих закономерностей всей системы и составляющих ее частей) и т.д.

Функции ТГП – основные направления деятельности данной науки, обусловленные целями и задачами, стоящими перед ней и отражающими ее предмет и метод.

1. Онтологическая (познание сущности государственно-правовых явлений);

2. Эвристическая (открытие новых закономерностей в развитии и становлении государства и права);

3. Методологическая (определение пути исследования отраслевых и специальных юридических дисциплин);

4. Политическая (разработка принципов управления государством, осуществления государственной власти, определение направления деятельности государства и т.д.);

5. Идеологическая (обоснование и признание роли правосознания, правовой культуры);

6. Организаторская (поиск решений и подходов к массе острых социально-правовых проблем);

7. Прогностическая (научное предвидение тенденций развития государственно-правовых процессов, основанное на определенных данных).

2. Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина.

ТГП принадлежит к группе общественных наук, изучающих социальные явления в обществе.

Как наука ТГП представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками.

ТГП отводится место базовой, фундаментальной науки для всех отраслей системы юридических наук, которая делится на три группы:

1. Общетеоретические и исторические науки (ТГП, история политических и правовых учений, история государства и права);

2. Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право и т.д.);

3. Специальные юридические науки (криминалистика, криминология и т.д.).

Специфика ТГП в системе юридических наук:

1. Формулирует общие законы существования и развития отдельных государственно-правовых явлений, без осознания которых невозможно исследование отдельных аспектов жизни и деятельности государства и права, являющихся предметами отраслевых и специальных юридических наук.

2. ТГП не ограничена в своих исследованиях изучением одной страны, исторической эпохи, что позволяет создать наиболее качественный методологический материал для других юридических наук.

Как учебная дисциплина ТГП – система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений. ТГП как учебная дисциплина, во-первых, базируется на ТГП как науке, во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки ТГП как науки, т.к. в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного и существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна.

ТГП, имея свой особый предмет, занимает и специфическое место в системе других социальных наук.

Государственная власть и власть в родоплеменном (первобытном) обществе: общее и особенное.

В науке период, когда человечество существовало без государства и права, принято называть первобытным обществом. В истории развития первобытного общества выделяют три периода:

1. Период т.н. присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда примитивны (палки и камни), власть как в стаде животных.

2. Период производящей экономики (кроме охоты, рыболовства и собирательства, человек начинает заниматься скотоводством, земледелием, ремеслом). Разделение труда между мужчинами и женщинами. Более развитые орудия труда. Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

3. Разложение родовой общины. Период прямого правления, т.е. источником власти была вся община. Высшая власть – общее собрание всех взрослых членов рода. Повседневное управление делами осуществляет старейшина (в любой момент может быть заменен другим, его власть не является наследственной, участвует в производственной деятельности общины). Власть опирается на авторитет, уважение, обычаи.

 

4. Предпосылки образования государства и права.

Предпосылки возникновения государства сложились еще в первобытном обществе.

Признаки:

1. В сфере экономики (разделение труда, совершенствование орудий труда, рост производительности труда, появление избыточного продукта);

2. В сфере общественных отношений (присвоение избыточного продукта, имущественное расслоение общества и появление антагонистических кланов, укрепление и распространение моногамной семьи, раскол и противостояние интересов, распространение принуждения как основной гарантии выполнения социальных задач, эксплуатация рабов и соплеменников);

3. В сфере власти – управления (неэффективность родо-племенных институтов, основанных на уважении старших и авторитете вождя, закрепление и освящение отношений господства и подчинения, ликвидация первобытной демократии и контроля народа над выборной властью, переход от выборной власти к авторитарной, осуществление власти в интересах имущей, руководящей верхушки).

4. В сфере социальных регуляторов (неэффективность первобытной морали, обычаев, традиций для регулирования новых отношений, появление права как закрепленной воли господствующего класса, расслоение и совершенствование социальных норм, фиксация права и обязывание к его насильственному осуществлению всеми, гарантирование новых регуляторов с помощью силовых структур, увеличение сферы правового регулирования).

5. В сфере духовных отношений (раскол духовного единства общества, появление антагонизмов, усиление религиозных начал и прямое их использование в интересах господствующего класса, воля и интересы господствующего класса навязываются всему обществу, идеологию и ценности жизни определяет господствующий класс).

 

Механизм государства.

Механизм государства – это структурно оформленная система государственного воздействия на общественные процессы.

Элементы: государственные органы, публичные службы и корпорации, процедуры принятия государственных решений, ресурсное обеспечение, государственные служащие.

Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил приводит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов. Реформы чаще всего направлены на изменение отдельных элементов государственно механизма. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма.

Признаки механизма государства: наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата; сложная структура; взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом; решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: органы представительной власти; органы исполнительной власти; судебные органы; контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:


Понятие и признаки права.

Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Естественное право – совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а так же в иных источниках права.

Естественное право возникло до государства и может существовать без него, а позитивное право является результатом правотворческой деятельности и вне государства немыслимо.

Праву присущи следующие признаки:

1. Нормативность (право состоит из нормативных установок);

2. Обеспеченность государством (защищается государством;

3. Справедливость (право выражает идеи справедливости и свободы);

4. Общеобязательность (обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства);

5. Формальная определенность (устанавливаются государством в официальных актах);

6. Системность (нормы права отличаются внутренним единством, согласованностью, логической взаимосвязью, образуя систему права);


 

 

Деформация правосознания

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.

Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

[1] Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько про-бельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

[2] Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

[3] Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

 

 

Предмет и метод ТГП.

Предмет ТГП – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

ТГП изучает государство и право как центральные явления общественной жизни.

Методология ТГП – обусловленная мировоззрением совокупность теоритических принципов и категорий, логических приемов и подходов исследования государственно-правовых явлений.

Любая наука или учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений. Различают общий (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний и учебным дисциплинам и частные методы.

Общие методы:

1. Материалистическая диалектика (использует такие категории, как анализ и синтез, качество и количество, форма и содержание, борьба противоположностей).

2. Историзм (исследование явлений в хронологическом порядке, начиная от их возникновения, с учетом влияния исторических фактов определенной эпохи).

Частные (частнонаучные) методы:

1. Сравнительный (основан на сравнении государственно-правовых институтов различных стран с целью использования наиболее прогрессивного мирового опыта);

2. Социологический (обобщает правотворческую и правоприменительную деятельность государства, устанавливает критерии ее эффективности путем проведения опросов и анкетирования);

3. Формально-юридический (изучает государство и право в «чистом виде», без связи с другими социальными явлениями);

4. Логический (включает в себя средства и способы логического изучения государства и права);

5. Системный (исследование правовых и государственных институтов в целом, а также отдельных их частей, выявление общих закономерностей всей системы и составляющих ее частей) и т.д.

Функции ТГП – основные направления деятельности данной науки, обусловленные целями и задачами, стоящими перед ней и отражающими ее предмет и метод.

1. Онтологическая (познание сущности государственно-правовых явлений);

2. Эвристическая (открытие новых закономерностей в развитии и становлении государства и права);

3. Методологическая (определение пути исследования отраслевых и специальных юридических дисциплин);

4. Политическая (разработка принципов управления государством, осуществления государственной власти, определение направления деятельности государства и т.д.);

5. Идеологическая (обоснование и признание роли правосознания, правовой культуры);

6. Организаторская (поиск решений и подходов к массе острых социально-правовых проблем);

7. Прогностическая (научное предвидение тенденций развития государственно-правовых процессов, основанное на определенных данных).

2. Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина.

ТГП принадлежит к группе общественных наук, изучающих социальные явления в обществе.

Как наука ТГП представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками.

ТГП отводится место базовой, фундаментальной науки для всех отраслей системы юридических наук, которая делится на три группы:

1. Общетеоретические и исторические науки (ТГП, история политических и правовых учений, история государства и права);

2. Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право и т.д.);

3. Специальные юридические науки (криминалистика, криминология и т.д.).

Специфика ТГП в системе юридических наук:

1. Формулирует общие законы существования и развития отдельных государственно-правовых явлений, без осознания которых невозможно исследование отдельных аспектов жизни и деятельности государства и права, являющихся предметами отраслевых и специальных юридических наук.

2. ТГП не ограничена в своих исследованиях изучением одной страны, исторической эпохи, что позволяет создать наиболее качественный методологический материал для других юридических наук.

Как учебная дисциплина ТГП – система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений. ТГП как учебная дисциплина, во-первых, базируется на ТГП как науке, во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки ТГП как науки, т.к. в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного и существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна.

ТГП, имея свой особый предмет, занимает и специфическое место в системе других социальных наук.

Государственная власть и власть в родоплеменном (первобытном) обществе: общее и особенное.

В науке период, когда человечество существовало без государства и права, принято называть первобытным обществом. В истории развития первобытного общества выделяют три периода:

1. Период т.н. присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда примитивны (палки и камни), власть как в стаде животных.

2. Период производящей экономики (кроме охоты, рыболовства и собирательства, человек начинает заниматься скотоводством, земледелием, ремеслом). Разделение труда между мужчинами и женщинами. Более развитые орудия труда. Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

3. Разложение родовой общины. Период прямого правления, т.е. источником власти была вся община. Высшая власть – общее собрание всех взрослых членов рода. Повседневное управление делами осуществляет старейшина (в любой момент может быть заменен другим, его власть не является наследственной, участвует в производственной деятельности общины). Власть опирается на авторитет, уважение, обычаи.

 

4. Предпосылки образования государства и права.

Предпосылки возникновения государства сложились еще в первобытном обществе.

Признаки:

1. В сфере экономики (разделение труда, совершенствование орудий труда, рост производительности труда, появление избыточного продукта);

2. В сфере общественных отношений (присвоение избыточного продукта, имущественное расслоение общества и появление антагонистических кланов, укрепление и распространение моногамной семьи, раскол и противостояние интересов, распространение принуждения как основной гарантии выполнения социальных задач, эксплуатация рабов и соплеменников);

3. В сфере власти – управления (неэффективность родо-племенных институтов, основанных на уважении старших и авторитете вождя, закрепление и освящение отношений господства и подчинения, ликвидация первобытной демократии и контроля народа над выборной властью, переход от выборной власти к авторитарной, осуществление власти в интересах имущей, руководящей верхушки).

4. В сфере социальных регуляторов (неэффективность первобытной морали, обычаев, традиций для регулирования новых отношений, появление права как закрепленной воли господствующего класса, расслоение и совершенствование социальных норм, фиксация права и обязывание к его насильственному осуществлению всеми, гарантирование новых регуляторов с помощью силовых структур, увеличение сферы правового регулирования).

5. В сфере духовных отношений (раскол духовного единства общества, появление антагонизмов, усиление религиозных начал и прямое их использование в интересах господствующего класса, воля и интересы господствующего класса навязываются всему обществу, идеологию и ценности жизни определяет господствующий класс).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.064 с.)