Лекция 1. Государство и право. Их роль в жизни общества. (Тема 1)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Государство и право. Их роль в жизни общества. (Тема 1)



Лекция 1. Государство и право. Их роль в жизни общества. (Тема 1)

Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытнообщинного строя

1. Территориальная организация населения в пределах определенных границ (в отличие от кровно-родственного признака).

2. Наличие публичной власти, не совпадающей с волей населения (власть официальная, политическая, представленная армией, полицией судом, тюрьмами, т.е. особый аппарат принуждения и особый слой управляющих – чиновников.

3. Налоги, займы, различные обложения, которые стали собирать с населения на содержание публичной власти, т.е. налоговая система.

4. Наличие права, законов, которые пришли на смену норм родового общества.

5. Суверенитет, т.е. независимость на международной арене и верховенство над собственным населением.

6. Государство представляет собой политико-территориальную организацию, объединяющую население в рамках четко очерченных границ.

Суммируя сказанное, следует отметить, что государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Типы государства

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Формационный подход определяет тип государства на основе общественно-экономической формации, типа производственных отношений. Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства, в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, являющему собой более высокую ступень развития. Это положение в настоящее время признано ошибочным.

Цивилизационный подход включает в себя два основных направления.

Согласно первому из них (основоположник Уолт Ростоу), государство и общество развиваются под воздействием научно-технического прогресса. Все общества можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

В основу другого направления (А. Тойнби и др.) положены культурно-исторические типы цивилизаций (древневосточные государства; древнеафинское государство; древнеримское государство; средневековое государство; современное государство). Это не стадии развития одного и того же общества, а самостоятельные общества, изолированные друг от друга. Каждый из культурно-исторических типов цивилизаций характеризуется своей системой ценностей (для древневосточного государства высшая ценность – само государство, для средневекового – религиозные догмы, для античного и современного государства – личность), что существенным образом влияет на государство и право в том или ином обществе.

Формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки классической монархии:

1) Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок передачи верховной власти;

3) представительство монархом государства по своему усмотрению;

4) юридическая безответственность монарха.

Монархия имеет свои разновидности:

1) Абсолютная монархия – верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу, и эта власть ничем и никем не ограничена.

Пример абсолютных монархий в современном мире – Саудовская Аравия, Оман, Катар.

2) Ограниченная (конституционная) монархия – власть монарха ограничена в значительной степени представительным органом, ограничение обычно отражено в конституции, которую монарх не вправе изменять.

Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на:

а) Парламентарную монархию

Пример парламентарных монархий – современные Великобритания, Дания, Швеция, Япония.

б) Дуалистическую монархию.

Дуалистическая монархия практически изживает себя. В настоящее время она продолжает существовать лишь в немногих развивающихся странах (например, в Марокко). Наиболее яркий исторический пример дуалистической монархии – кайзеровская Германия 1871–1918 гг.

И при парламентарной, и при дуалистической монархии, в отличие от абсолютной, в принципе существует разделение властей. Исполнительную власть осуществляет правительство, а законодательную – парламент. Разница состоит в том, что при дуалистической монархии основной объём политической власти принадлежит монарху. При парламентарной монархии роль монарха почти полностью исчерпывается исполнением церимониально-представительных функций; реально же наиболее влиятельным органом власти является парламент.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республики:

1) Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти.

2) Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.

3) Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

4) Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республики могут быть парламентарными либо президентскими.

Примеры парламентарных республик – Италия, ФРГ, Австрия.

Классический пример президентской республики – США; к этой же форме относится большинство стран Африки и Латинской Америки.

Различие между президентской и парламентарной республикой – в балансе полномочий законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках как формирование правительства, так и избрание президента осуществляется парламентом; правительство подотчётно парламенту и в случае утраты его доверия обязано уйти в отставку. В президентских республиках президент избирается населением без участия парламента, правительство формируется, а в большинстве случаев и возглавляется, президентом, и подотчётно ему, а не парламенту.

В научной литературе также часто выделяют смешанную (полупрезидентскую) республику, которая сочетает черты президентской и парламентарной. К таковым можно отнести Францию. Попытки назвать РФ смешанной республикой, часто предпринимаемые в литературе, абсолютно безосновательны: по всем признакам она является президентской республикой с жёсткой президентской властью.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарные государства поделены на административно-территориальные единицы (области, департаменты, округа), не обладающие никакими признаками государственного суверенитета. Примеры унитарных государств – Франция, Япония, Финляндия, Китай.

Федеративное государство (федерация) – добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство. При этом они сохраняют некоторые атрибуты государственности (своя система законодательства, наличие гражданства субъекта федерации наряду с федеральным гражданством, и т.д.).

Федерации бывают административно-территориальными (границы территорий субъектов федерации обозначены без учёта компактного проживания разнообразных этнических групп) – например, США, ФРГ, – и национально-территориальными, как правило, предоставляющими субъектам федерации бóльшую самостоятельность. РФ по форме государственного устройства является национально-территориальной федерацией. Субъекты РФ (регионы) – это республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (всего 89 субъектов).

Иногда к формам государственного устройства ошибочно относят конфедерацию. Это неверно, поскольку государства – члены конфедерации сохраняют все признаки государственного суверенитета как во внутренних, так и во внешних делах. По существу, конфедерация – не государственное, а надгосударственное образование.

Политический режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и антидемократические политические режимы.

Демократический режим построен на признании приоритета личности перед обществом, а права перед государством; в демократическом государстве существует реальное разделение властей, власть ответственна перед населением, а каждый человек без исключения обладает реальными правами и свободами, включая политические, и способен оказывать влияние на политическую жизнь общества.

К антидемократическим режимам относятся тоталитарные и авторитарные.

Различие между ними в том, что авторитарный режим оставляет населению относительную свободу, ущемляя преимущественно политические права граждан, и все эти ущемления служат единственной цели сохранения власти; тоталитарный же стремится контролировать все сферы жизни человека и требует от него активной поддержки власти, используя жёсткие репрессивные меры в отношении инакомыслящих.

Возникновение права.

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. Обычаями регламентировались все сферы жизни первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления, и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Переход к «производящей» экономике настолько повысил производительность труда, что монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение.

Поскольку товарно-денежных отношений в первобытном обществе не существовало, а мерой стоимости выступал товар, индивид для удовлетворения своих жизненных потребностей совершал обмен произведенного им товара с другими товаропроизводителями. Интересы каждого собственника, участника такого товарообмена, должны быть гарантированны от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.

В роли подобного гаранта выступали лица, облеченные властными полномочиями (вожди и другие властные органы первобытнообщинного строя, а впоследствии и церковь).

Такое условие не всегда устраивало стороны, возникала необходимость создания более жесткой процедуры осуществления товарно-рыночных отношений. Впервые в обществе возникла острая необходимость в праве, которое бы жестко регламентировало основные сферы общественной жизни.

Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые не только бы защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом избранных.

Совокупность интересов, фиксирующихся в юридических нормах, принадлежит лицам, осуществляющим экономическое и политическое господство в обществе.

Таковым было право впервые возникшее, однако право в современном понимании не должно быть «орудием» правящего класса. В современных условиях государство призвано закреплять и защищать в виде правовых предписаний обобщенную государственную волю. Но содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес, в противном случае право превращается в узаконенный произвол.

Основные отличия права от обычаев:

1. Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.) и под его контролем.

2. Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных и личных интересов членов общества.

3. Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

4. Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Понятие и сущность права.

Право, как и государство, возникает в процессе общественного развития. На определённом этапе этого развития обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место нормам права.

Тесная взаимосвязь государства и права проявляется в следующем:

1) Право объективно необходимо.

2) Является регулятором общественных отношений.

3) Представляет собой форму государственного руководства обществом.

4) Является показателем развития культуры общества.

Следует различать право в субъективном смысле (субъективное право) и в объективном смысле.

Субъективное право – это гарантированные государством вид и мера возможного поведения конкретного лица (субъекта), предусмотренные юридической нормой.

Объективное право– это выраженная в системе юридических норм общеобязательная воля господствующей социальной группы или всего общества.

В курсе правоведения под правом понимается, прежде всего, объективное право. Оно обладает следующими признаками:

1) Это система общеобязательных норм, определяющих меру возможного и должного поведения всех субъектов.

Из всех систем социальных норм только система норм права обязательна для всего населения той или иной страны.

2) Эти нормы исходят от государства.

Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются общественными организациями либо возникают путём постепенного признания общественным мнением, укореняясь в привычках людей.

3) Они сформулированы в специальных государственных документах – нормативных актах.

Общеобязательную силу имеет только тот нормативный акт, который принят компетентными государственными органами и официально опубликован.

4) Они охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами государственного принуждения.

Если требования правовых норм не исполняются добровольно, компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).

Таким образом, право – это система общеобязательных норм, правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, сформулированы в специальных государственных документах – нормативных актах и выражают общие и индивидуальные волю и интересы определённых слоёв населения либо большинства общества.

Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.

Функции права можно классифицировать по различным основаниям:

1) Поскольку право неразрывно связано с государством, его функции во многом совпадают с функциями государства. Поэтому можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права в полном соответствии с идентичными функциями государства.

2) В зависимости от основных направлений воздействия на общественные отношения выделяют:

а) Регулятивную функцию (позитивную).

Это направление правового воздействия призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Регулятивная функция права реализуется следующими путями:

- путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества;

- путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию.

б) Охранительную функцию (негативную).

Это направление правового воздействия, ориентированное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. По существу, охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Охранительная функция права реализуется через:

- установление запретов на совершение противоправных деяний;

- определение юридических санкций за совершение таких деяний;

- непосредственное применение юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Принципы права.

Принципы права – это исходные руководящие начала, которые отражают сущность права.

Принципы права подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

I) Общие принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.

К числу общих принципов относятся:

Принцип социальной свободы.

Предоставление субъектам правоотношений максимальной свободы в их деятельности, возможности делать всё, что не запрещено законом, т.е. всё, что не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Принцип демократизма.

Означает признание народа источником власти, предоставление гражданину широкого круга политических прав и свобод и т.д.

Принцип гуманизма.

В цивилизованном государстве человек с его правами и свободами является высшей ценностью, государство существует для человека, а не человек для государства. Человеку гарантируются его естественные и неотъемлемые права и свободы: право на жизнь, здоровье, свободу и личную неприкосновенность и т.д.

Принцип равноправия.

Означает равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности, языка, социального происхождения, политических и иных убеждений, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.

Принцип законности.

Выражается в требовании строгого и неукоснительного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права, включая государство.

II) Межотраслевые принципы.

Это руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства).

III) Отраслевые принципы.

Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания.

Частное и публичное право.

Все отрасли права группируются в две большие сферы, которые иногда называют «суперотраслями». Это частное и публичное право. Такое деление права впервые предложено римским юристом Ульпианом (II – III в.в. н.э.) и до настоящего времени признаётся в большинстве государств мира. В СССР такого деления не проводилось, т.к. считалось, что частное право – чисто буржуазное понятие, не отвечающее условиям «социалистической действительности», в которых даже личные интересы могут быть реализованы только под контролем государства. С провозглашением в РФ человека и его прав и свобод высшей ценностью признание классификации отраслей на отрасли частного и публичного права стало неизбежным и необходимым.

Естественные основания разграничения частного и публичного права:

1) По характеру интересов, защищаемых правом. Это основание имело большое значение для римского права, но в настоящее время является во многом устаревшим. Считалось, что публичное право защищает интересы государства и общества в целом, а частное – интересы отдельных лиц. Но при современном уровне взаимопроникновения частного и публичного права такое противопоставление следует признать условным. Так, конституционное право, как станет ясно из следующих оснований разграничения, безусловно является публичным, но оно включает целый раздел о правах человека (случай охраны частных интересов публичным правом), а гражданское право – наиболее яркий пример частного права, но даже оно содержит прямой запрет на заключение фиктивных сделок, которые соответствуют частным интересам сторон, но противоречат общественным и государственным интересам (случай охраны публичных интересов частным правом).

От других источников права.

В отличие от них, нормативный акт:

а) создаётся в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность (правотворчество) – это государственная деятельность по изданию новых, совершенствованию и отмене устаревших норм права через подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов;

б) оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти) и др.;

в) нормы права группируются в нём по определённым структурным образованиям: разделам, главам, статьям и др.

Законы.

Признаки законов:

а) принимаются высшими законодательными органами государства или самим народом в результате референдума;

б) принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни;

в) принимаются в особом законодательном порядке. Принятие закона включает четыре обязательные стадии:

- внесение законопроекта в законодательный орган;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- опубликование (обнародование) закона.

Порядок принятия закона в результате референдума также жёстко регламентирован;

г) обладают высшей юридической силой, что проявляется в следующем:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить;

- закон не нуждается в каком-либо дополнительном утверждении другими органами, помимо законодательных;

- никто не имеет права отменить закон, кроме органа, его издавшего.

Виды законов в РФ (в порядке уменьшения юридической силы):

а) Конституция РФ.

Конституция – основной закон государства, устанавливающий наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но Конституция РФ является актом прямого действия, и её нормы могут действовать и без дополнительного регулирования.

б) Федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы отличаются от федеральных законов тем, что:

- принимаются по отдельным вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ;

- принимаются в особом порядке, установленном ч. 2 ст. 108 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 76 Конституции РФ указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Следовательно, в иерархии источников права ФКЗ занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.

в) Конституции и уставы субъектов РФ.

г) Законы субъектов РФ.

Две последние из перечисленных категорий законов обладают рядом особенностей. Они:

- принимаются высшими органами законодательной власти субъектов РФ в пределах их компетенции;

- действуют только на территории соответствующего субъекта федерации;

- не должны противоречить федеральному законодательству, а также конституции (уставу) соответствующего субъекта федерации.

2. Подзаконные нормативные акты – нормативно-правовые акты компетентных органов, издаваемые на основе и во исполнение законов.

а) Общие подзаконные акты –это нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Как и действие федеральных законов, их действие распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Среди подзаконных нормативных актов они обладают наивысшей юридической силой. К этой категории относятся:

- Нормативные указы Президента РФ.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными. Ненормативные указы – это индивидуально-правовые акты, они не являются нормативными актами, а следовательно, и источниками права.

- Постановления Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ должны соответствовать Конституции РФ, федеральным Законам и указам Президента РФ.

Подобно указам Президента, не все постановления Правительства имеют нормативный характер и относятся к числу источников КП.

б) Местные.

Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их действие ограничено территорией, подвластной данным органам. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам соответствующего субъекта РФ, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

в) Ведомственные.

Это приказы и инструкции министерств и ведомств. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

г) Внутриорганизационные (локальные).

Они издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам соответствующего субъекта РФ, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, а также соответствующим ведомственным нормативным актам.

Состав правоотношения.

В состав правоотношения (иногда называемый структурой правоотношения) всегда входят три элемента: субъекты, объект и содержание правоотношения.

1) Субъекты (участники) правоотношений – это отдельные индивиды и их объединения, которые на основании правовых норм обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъектами правоотношений, согласно нормам российского права, могут быть:

а) физические лица – это отдельные индивиды; к ним относятся не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

б) юридические лица – это объединения индивидов (предприятия, учреждения, организации), характеризующиеся организационным единством, обладающие обособленным имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности, самостоятельно нести юридическую ответственность и выступать в качестве истцов и ответчиков в судебных заседаниях.

в) государство РФ, субъекты РФ и муниципальные образования на территории РФ– это также субъекты некоторых правоотношений.

Не за всеми индивидами и их объединениями нормы права признают возможность быть субъектами правоотношений; существуют и такие правоотношения, в которых не может участвовать государство. Это обусловлено объективными физиологическими, психологическими, экономическими факторами. Малолетние дети, душевнобольные, объединения, прекратившие своё существование, не могут участвовать в правоотношениях, поскольку не обладают правосубъектностью, т.е. правовые нормы не признают их субъектами права.

Правосубъектность включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность. Только при наличии обоих элементов лицо может выступать субъектом конкретного правоотношения.

Правоспособность –это признанная государством способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Дееспособность – это признанная государством способность субъекта самостоятельно, своими активными действиями, приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность фактически неотделимы: если юридическое лицо правоспособно, то оно и дееспособно, и наоборот.

В отношении физических лиц понятия правоспособности и дееспособности особенно важно различать, т.к. круг правоспособных и круг дееспособных индивидов не совпадают. В РФ правоспособность физических лиц возникает с момента рождения, а дееспособность различных степеней (полная, частичная, ограниченная) – по достижении определённого возраста или по решению компетентного государственного органа. Суд также может признать физическое лицо недееспособным, если оно страдает психическим заболеванием, не позволяющим ему осознавать характер своих действий и руководить ими.

В уголовном праве вместо понятия «дееспособность» существует термин «вменяемость», который в других отраслях права не используется.

Вменяемость– это психическое состояние лица, при котором оно способно сознавать значение своих действий и руководить ими в момент совершения преступления.

В отличие от дееспособности, вопрос о вменяемости конкретного лица связывается с моментом совершения преступления и решается каждый раз, когда данное лицо обвиняется в совершении преступления. Вменяемость не ставится в зависимость от гражданской или иной дееспособности: дееспособное лицо может быть признано невменяемым и наоборот.

Некоторые элементы, близкие по сути к элементам гражданской дееспособности, реализованы в уголовном праве в понятии «возраст уголовной ответственности», но сам термин «дееспособность» там не используется.

2) Объект правоотношения – это то, на что воздействует правоотношение, то, по поводу чего оно складывается. Это может быть:

а) поведение людей;

б) материальные и духовные ценности.

3) Содержание правоотношения– это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъективное право – право данного субъекта, вид и мера его возможного поведения.

Это «возможное поведение» означает следующие возможности:

- возможность собственных активных действий;

- возможность требования определенного поведения от обязанных лиц;

- возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения, обеспеченные мерами государственного принуждения.

Выражается она в следующих разновидностях:

- необходимость совершать активные действия в пользу других лиц;

- необходимость воздержания от действий, запрещённых нормами права.

В любых правоотношениях действует принцип единства прав и обязанностей: каждому субъективному праву одного участника правоотношения соответствует юридическая обязанность другого.

Поэтому в правоотношении обычно выделяют две стороны: управомоченную и обязанную. При этом на одной или на каждой стороне могут находиться несколько лиц.

Основания правоотношений.

Основаниями правоотношений являются юридические факты. Только при их наличии возможно возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм.

Все юридические факты делятся на событияидействия. К событиям относятся обстоятельства, протекающие независимо от воли человека. Например, стихийное бедствие, рождение и смерть человека, истечение определенного промежутка времени и т.д. Действия совершаются по воле человека. Например, заключение договора, исполнение обязательства, создание произведения, принятие наследства и т.д.

Действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Неправомерные действия (правонарушения) противоречат требованиям закона или других нормативных актов. Поэтому совершение неправомерного действия влечет за собой применение предусмотренных законодательством санкций к правонарушителю. Правомерные действия соответствуют требованиям законодательства.

По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступкии юридические акты. Юридические поступки — это такие правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Например, авторское правоотношение возникает в момент создания писателем произведения в доступной для воспроизведения форме независимо от того, стремился ли он при написании произведения к приобретению авторских прав или нет. Находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК РФ). Юридические акты — это такие правомерные де



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.048 с.)