Конституционные характеристики Российского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные характеристики Российского государства.



Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство как социальное, а ст. 14 – как светское.

Демократическое государство. В переводе с греческого, демократия – власть народа. Понятие демократия можно рассматривать в двух аспектах. В первом случае это реальная представительная демократия, т.е. свободное участие народа в осуществлении государственной власти через выборные учреждения, участие в референдумах. Во втором случае проявляется тесная связь с политическим режимом, только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, освобождаются от чрезмерной опеки государства (право на защиту своих прав и свобод, свобода слова и вероисповеданий, многообразие, плюрализм в политической системе и т.д.).

Федеративное государство. Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили необходимость использования структуры федеративного устройства для формирования системы государственной власти.

Конституция РФ закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа, 6 – края, 49 – области, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Субъекты РФ взаимодействуют с органами власти РФ на основе Конституции и отдельных договоров о разграничении полномочий. Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству. Несмотря на определенные трудности, эта форма на данном этапе исторического развития наиболее полно учитывает специфику многонационального государства, сглаживая в некоторой степени, неизбежные в переходный период противоречия.

Правовое государство. (См. Лекцию 1).

Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанности заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Социальное государство призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, распределять доходы через бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум, минимальную заработную плату, пенсию, содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, осуществлять социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов), заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и т.д. Помимо этого в обязанности социального государства входит провозглашение социально-экономических прав граждан, а также обеспечение реального механизма реализации этих прав граждан.

Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В противовес светскому государству, устанавливающемуся в большинстве развитых странах (США, Франция), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, мусульманство в исламских странах Ближнего и Среднего Востока. Даже в тех странах где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии. В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм и др.). Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания. Официальные лица государства, хотя и в праве исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. Помимо этого государство не должно заниматься пропагандой атеизма, либо каким-либо другим способом препятствовать свободной деятельности религиозных организаций.

Вместе с тем ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и в праве проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и в пропаганде вероучения.

Республиканская форма правления. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известно три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламента становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. (Италия, ФРГ).

В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не в праве выносить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. (США, Мексика).

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. (Франция, Польша).

Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика.

Приоритет прав человека.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего было невозможным изменение гражданства, выезд за границу власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей науки и культуры, за выступления в защиту демократии.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип этих отношений. В этом состоит гуманистическая сущность современной российской Конституции.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Основные обязанности государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (суперпринцип основ конституционного строя) не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерб обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей. Разница в правовом статусе человека и гражданина заключается в том, что гражданин имеет право участвовать в политической жизни государства (избираться и быть избранным и т.д.). Преимущество гражданина также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Конституция РФ установила, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.007 с.)