Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От индивидуальных правовых актов (приговоров и решений суда, постановлений следователя, ненормативных указов и распоряжений Президента РФ и др.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальные правовые акты являются общеобязательными, обеспечиваются мерами государственного принуждения, но источниками права не признаются, поскольку не содержат правовых норм. В отличие от правовых норм, предписания индивидуальных правовых актов относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям и рассчитаны на одноразовое применение. 3) От источников правоведения (например, в отличие от кодекса, сборник законов – это не нормативный акт, а простое механическое соединение вошедших в него нормативных актов – законов, и т.д.). Нормативные акты не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему. Прежде всего, все без исключения нормативные акты в РФ делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Закон – это принятый в особом порядке акт правотворчества законодательных органов государственной власти, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Подзаконный нормативный акт – нормативно-правовой акт компетентного органа, изданный на основе и во исполнение закона. Законы. Признаки законов: а) принимаются высшими законодательными органами государства или самим народом в результате референдума; б) принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни; в) принимаются в особом законодательном порядке. Принятие закона включает четыре обязательные стадии: - внесение законопроекта в законодательный орган; - обсуждение законопроекта; - принятие закона; - опубликование (обнародование) закона. Порядок принятия закона в результате референдума также жёстко регламентирован; г) обладают высшей юридической силой, что проявляется в следующем: - все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить; - закон не нуждается в каком-либо дополнительном утверждении другими органами, помимо законодательных; - никто не имеет права отменить закон, кроме органа, его издавшего. Виды законов в РФ (в порядке уменьшения юридической силы): а) Конституция РФ. Конституция – основной закон государства, устанавливающий наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но Конституция РФ является актом прямого действия, и её нормы могут действовать и без дополнительного регулирования. б) Федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы отличаются от федеральных законов тем, что: - принимаются по отдельным вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ; - принимаются в особом порядке, установленном ч. 2 ст. 108 Конституции РФ. В ч. 3 ст. 76 Конституции РФ указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Следовательно, в иерархии источников права ФКЗ занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. в) Конституции и уставы субъектов РФ. г) Законы субъектов РФ. Две последние из перечисленных категорий законов обладают рядом особенностей. Они: - принимаются высшими органами законодательной власти субъектов РФ в пределах их компетенции; - действуют только на территории соответствующего субъекта федерации; - не должны противоречить федеральному законодательству, а также конституции (уставу) соответствующего субъекта федерации. 2. Подзаконные нормативные акты – нормативно-правовые акты компетентных органов, издаваемые на основе и во исполнение законов. а) Общие подзаконные акты – это нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Как и действие федеральных законов, их действие распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Среди подзаконных нормативных актов они обладают наивысшей юридической силой. К этой категории относятся: - Нормативные указы Президента РФ. Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными. Ненормативные указы – это индивидуально-правовые акты, они не являются нормативными актами, а следовательно, и источниками права. - Постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ должны соответствовать Конституции РФ, федеральным Законам и указам Президента РФ. Подобно указам Президента, не все постановления Правительства имеют нормативный характер и относятся к числу источников КП. б) Местные. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их действие ограничено территорией, подвластной данным органам. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам соответствующего субъекта РФ, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. в) Ведомственные. Это приказы и инструкции министерств и ведомств. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. г) Внутриорганизационные (локальные). Они издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам соответствующего субъекта РФ, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, а также соответствующим ведомственным нормативным актам. Понятие и признаки правоотношения. В процессе жизни в обществе люди вступают между собой в разнообразные отношения, которые называют общественными отношениями. Это могут быть экономические, политические, моральные, религиозные и т.п. отношения. Некоторые из них объективно нуждаются в правовом регулировании в силу своей особой важности для общества и государства. Волевые общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правовыми отношениями. Как следует из вышесказанного, не всякое общественное отношение приобретает характер правового. Нормами права регулируются только те общественные отношения, которые наиболее важны для общества и государства. Кроме того, общественное отношение может стать правовым только в том случае, когда оно связано с актами поведения (действие или бездействие). Мысли и чувства людей всегда носят индивидуальный, а не общественный, характер, и какому-либо регулированию, включая правовое, не подлежат. В отличие от других общественных отношений, правоотношения имеют следующие признаки: 1. Складываются на основе норм права и регулируются ими. 2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями, а сам круг таких участников ограничен правовыми нормами. 3. Имеют сознательно-волевой характер, т.е. складываются не объективно, как экономические отношения, а по воле конкретных субъектов (государства в лице правотворческих органов, а также самих участников правоотношения). 4. Правоотношения, возникающие на основании юридических норм, гарантируются и охраняются государством, а в необходимых случаях обеспечиваются мерами государственного принуждения. Состав правоотношения. В состав правоотношения (иногда называемый структурой правоотношения) всегда входят три элемента: субъекты, объект и содержание правоотношения. 1) Субъекты (участники) правоотношений – это отдельные индивиды и их объединения, которые на основании правовых норм обладают субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами правоотношений, согласно нормам российского права, могут быть: а) физические лица – это отдельные индивиды; к ним относятся не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. б) юридические лица – это объединения индивидов (предприятия, учреждения, организации), характеризующиеся организационным единством, обладающие обособленным имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности, самостоятельно нести юридическую ответственность и выступать в качестве истцов и ответчиков в судебных заседаниях. в) государство РФ, субъекты РФ и муниципальные образования на территории РФ – это также субъекты некоторых правоотношений. Не за всеми индивидами и их объединениями нормы права признают возможность быть субъектами правоотношений; существуют и такие правоотношения, в которых не может участвовать государство. Это обусловлено объективными физиологическими, психологическими, экономическими факторами. Малолетние дети, душевнобольные, объединения, прекратившие своё существование, не могут участвовать в правоотношениях, поскольку не обладают правосубъектностью, т.е. правовые нормы не признают их субъектами права. Правосубъектность включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность. Только при наличии обоих элементов лицо может выступать субъектом конкретного правоотношения. Правоспособность – это признанная государством способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Дееспособность – это признанная государством способность субъекта самостоятельно, своими активными действиями, приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Для юридических лиц правоспособность и дееспособность фактически неотделимы: если юридическое лицо правоспособно, то оно и дееспособно, и наоборот. В отношении физических лиц понятия правоспособности и дееспособности особенно важно различать, т.к. круг правоспособных и круг дееспособных индивидов не совпадают. В РФ правоспособность физических лиц возникает с момента рождения, а дееспособность различных степеней (полная, частичная, ограниченная) – по достижении определённого возраста или по решению компетентного государственного органа. Суд также может признать физическое лицо недееспособным, если оно страдает психическим заболеванием, не позволяющим ему осознавать характер своих действий и руководить ими. В уголовном праве вместо понятия «дееспособность» существует термин «вменяемость», который в других отраслях права не используется. Вменяемость – это психическое состояние лица, при котором оно способно сознавать значение своих действий и руководить ими в момент совершения преступления. В отличие от дееспособности, вопрос о вменяемости конкретного лица связывается с моментом совершения преступления и решается каждый раз, когда данное лицо обвиняется в совершении преступления. Вменяемость не ставится в зависимость от гражданской или иной дееспособности: дееспособное лицо может быть признано невменяемым и наоборот. Некоторые элементы, близкие по сути к элементам гражданской дееспособности, реализованы в уголовном праве в понятии «возраст уголовной ответственности», но сам термин «дееспособность» там не используется. 2) Объект правоотношения – это то, на что воздействует правоотношение, то, по поводу чего оно складывается. Это может быть: а) поведение людей; б) материальные и духовные ценности. 3) Содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей. Субъективное право – право данного субъекта, вид и мера его возможного поведения. Это «возможное поведение» означает следующие возможности: - возможность собственных активных действий; - возможность требования определенного поведения от обязанных лиц; - возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения, обеспеченные мерами государственного принуждения. Выражается она в следующих разновидностях: - необходимость совершать активные действия в пользу других лиц; - необходимость воздержания от действий, запрещённых нормами права. В любых правоотношениях действует принцип единства прав и обязанностей: каждому субъективному праву одного участника правоотношения соответствует юридическая обязанность другого. Поэтому в правоотношении обычно выделяют две стороны: управомоченную и обязанную. При этом на одной или на каждой стороне могут находиться несколько лиц. Основания правоотношений. Основаниями правоотношений являются юридические факты. Только при их наличии возможно возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Все юридические факты делятся на события и действия. К событиям относятся обстоятельства, протекающие независимо от воли человека. Например, стихийное бедствие, рождение и смерть человека, истечение определенного промежутка времени и т.д. Действия совершаются по воле человека. Например, заключение договора, исполнение обязательства, создание произведения, принятие наследства и т.д. Действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Неправомерные действия (правонарушения) противоречат требованиям закона или других нормативных актов. Поэтому совершение неправомерного действия влечет за собой применение предусмотренных законодательством санкций к правонарушителю. Правомерные действия соответствуют требованиям законодательства. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические поступки — это такие правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Например, авторское правоотношение возникает в момент создания писателем произведения в доступной для воспроизведения форме независимо от того, стремился ли он при написании произведения к приобретению авторских прав или нет. Находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК РФ). Юридические акты — это такие правомерные действия, которые специально совершаются субъектами с целью вступления их в определённые отношения. Это могут быть индивидуальные акты компетентных органов и сделки. Таким образом, юридические факты в гражданском праве могут быть подвергнуты следующей классификации:
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.252 (0.009 с.) |