Система и источники экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и источники экологического права.



Как и всякая другая отрасль права, экологическое право образовано правовыми институтами, которые, в свою очередь, состоят из норм экологического права – первичного элемента правовой системы.

В то же время, в отличие от большинства других отраслей, экологическое право разделено не на две (Общую и Особенную), а на три части (Общую, Особенную и Специальную).

Общая часть экологического права включает такие институты, как право собственности на природные объекты; право природопользования и его виды; государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды; экологические права и обязанности граждан; юридическая ответственность за экологические правонарушения, и др.

В Особенную часть входят следующие институты: правовой режим особо охраняемых природных объектов; экологическая безопасность РФ; правовая охрана окружающей среды в процессе осуществления различных видов деятельности; правовая охрана природной среды в городах и иных населённых пунктах; правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций, и др.

Специальная часть включает в себя международно-правовой механизм регулирования охраны окружающей природной среды.

Основные виды источников экологического права – это международный договор и нормативный акт.

1) Международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, входят в правовую систему РФ и обладают более высокой юридической силой, чем нормативные акты любого уровня (см. ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

К таким международным договорам относятся:

- Стокгольмская Декларация, принятая на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 г.

- Декларация РИО, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

2) Нормативные акты. В систему источников экологического права входят законы и подзаконные нормативные акты как федерального, так и регионального уровня, а также местные (муниципальные) подзаконные нормативные акты.

Высшей юридической силой обладает Основной закон – Конституция РФ, содержащая основополагающие принципы экологического права, важнейшие экологические права и обязанности.

Наибольшее количество норм экологического права содержится в федеральных Законах РФ. К этой группе относятся:

- Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 октября 1991 г. в редакции 1993 г.;

- Федеральный Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

- Федеральный Закон «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г.;

- Федеральный Закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

- Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. в редакции 1998 г.;

- Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 г.;

- Федеральный Закон «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г.;

- Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. в редакции 1998 г.;

- Водный кодекс РФ 1995 г.;

- Лесной кодекс РФ 1997 г.;

- Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. в редакции 1995 г.;

- Федеральный Закон «О радиационной безопасности» от 9 января 1996 г.;

- Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 2 апреля 1999 г.;

- Федеральный Закон «О плате за землю»??????

- Федеральный Закон «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г.;

- Федеральный Закон «О землеустройстве» от 24 мая 2001 г.;

- Федеральный Закон «О государственном земельном кадастре» от 24 ноября 1999 г.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Следовательно, источниками экологического права являются также законы субъектов РФ, которые действуют только на территории соответствующего субъекта РФ и не должны противоречить международным договорам РФ, Конституции и федеральному законодательству.

Кроме того, к числу источников экологического права относятся подзаконные нормативные акты различных уровней: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и распоряжения глав субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и др.

Понятие, предмет, метод и принципы земельного права.

Земельное право – это отрасль права, регулирующая имущественные и неимущественные правоотношения по обороту и использованию земель и деятельности государственных органов по управлению и контролю за охраной и использованием земель (земельные правоотношения).

Именно эти правоотношения составляют предмет земельного права.

При этом имущественными признаются те правоотношения, в которых земля выступает именно как материальное благо (объект недвижимости), и прежде всего – отношения собственности на землю.

Неимущественные правоотношения – это такие отношения, в которых земля выступает как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не объект недвижимости. Пример таких правоотношений – отношения по организации и ведению земельного кадастра.

Субъектами земельных правоотношений являются:

1) Физические и юридические лица.

2) Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управленческие и охранительные полномочия.

3) Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты государственной и муниципальной собственности.

Объектом земельных правоотношений выступает только земля как поверхностный слой земной коры, включающий почвенный слой, голую породу, поверхность дна водоёмов и др.

Другие объекты недвижимости, в том числе и прочно связанные с землёй (здания, сооружения и т.д.), не являются объектами земельного права.

Заметим также, что объектами имущественных земельных правоотношений служат индивидуально определённые земельные участки, в то время как объектом неимущественных отношений в подавляющем большинстве случаев выступает земля в целом как природный объект.

В содержание земельного правоотношения, как и в других отраслях права, входят субъективные права и обязанности его участников.

Выделяют общие права и обязанности, свойственные всем субъектам правоотношений (право самостоятельно хозяйствовать на земле, обязанность воздерживаться от нанесения ущерба окружающей природной среде, и др.), и специальные права и обязанности, которыми субъект наделяется в силу своего особого земельно-правового статуса (права и обязанности собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора и т.д.).

Метод земельного, как и метод экологического права, имеет двойственный характер и включает в себя одновременно публично-правовой и частно-правовой методы (см. § 1). Различие состоит в том, что в земельном праве, которое является частным, предпочтение отдаётся именно частно-правовому методу.

Принципы земельного права.

Являясь составной частью системы российского права, отрасль земельного права регулирует правоотношения, образующие её предмет, на основе общих и отраслевых принципов права.

К отраслевым принципам земельного права относятся:

1) Принцип приоритета экологического благополучия окружающей природной среды при использовании земель. Этот принцип означает, что земля должна использоваться способами, не нарушающими экологической обстановки; при эксплуатации земель должны создаваться все необходимые условия для поддержания устойчивых ландшафтов; строительство, проектирование и эксплуатация новых объектов, внедрение новых технологий требует обязательных мероприятий по охране окружающей среды, а в необходимых случаях – и обязательного проведения экологической экспертизы; необходимой и обязательной мерой остаётся мониторинг земель.

2) Принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию (закреплён в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

3) Принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения (реализуется через обеспечение нужд сельского хозяйства в первоочередном порядке, а также через запрет на предоставление сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, кроме исключительных случаев, оговорённых в законе, и через формирование перечня особо ценных земель для данного региона, которые не подпадают под действие даже исключительных случаев).

4) Принцип учёта многоаспектности земли как компонента окружающей среды, природного ресурса, средства производства, пространственного базиса, объекта недвижимости и др.

5) Принцип сочетания частных и публичных интересов при охране и регулировании использования земли.

6) Принцип целевого использования земельных участков: целевое назначение каждого участка земли фиксируется в правоустанавливающих документах на земельные участки и не может самовольно изменяться собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами.

7) Принцип рационального использования земли, т.е. необходимо достижение максимального эффекта от использования земли с минимальными затратами и с соблюдением всех требований по её охране.

8) Принцип платного использования земель. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков обязаны платить соответствующие налоги либо арендную плату. Платность использования земель стимулирует их рациональное использование, создание инфраструктуры в населённых пунктах, создание фондов финансирования по охране земель и т.д.

9) Принцип приоритета особо ценных и особо охраняемых земель означает ограничение или запрет в законодательном порядке на изъятие земель данных категорий.

10) Принцип устойчивости права на землю сельскохозяйственного назначения: государственные гарантии собственнику земли и другим субъектам прав на землю в незыблемости этих прав обеспечивает рациональное использование земли, заботу о сохранности и повышения её плодородия.

11) Принцип равноправного положения всех форм собственности на землю.

12) Принцип дифференцированного подхода к использованию земель. Означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о предоставлении, передаче или изъятии земель необходимо учитывать все возможные экологические, экономические, социальные последствия, перспективу использования данной конкретной территории и её недр.

13) Принцип государственного контроля за использованием земель: планирование использования земель устанавливают специальные государственные органы в пределах компетенции, установленной законом. В случае нарушения в процессе землепользования собственником земли или другим субъектом прав на землю каких-либо законодательных предписаний к нему применяются принудительные меры вплоть до изъятия земельного участка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.013 с.)