Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация ограниченного доступа.

Поиск

В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы её представления потребителю стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Правовые проблемы информационной безопасности являются составной частью проблемы законодательства и правоприменения в сфере информационных технологий. Исследователи выделяют наличие, как минимум четырёх концептуальных проблем, без решения которых трудно говорить о эффективной деятельности в указанной сфере: это понятийный аппарат, информация как объект права, правовые подходы к криминализации правонарушений в сфере компьютерных технологий и промышленного шпионажа и проблема организационно-правового характера.

В любом объекте и отношении, в частности, в объекте гражданского права, можно выделить информационную составляющую. В одних объектах (например, вещах) данная составляющая по общему правилу, является вторичной, в других она доминирует (документы, ценные бумаги) или составляет сущность объекта (результаты интеллектуальной деятельности). Не все складывающиеся по поводу информационных объектов общественные отношения являются предметом правовой регламентации.

Всё ещё отсутствует общепринятое определение понятия «информация». Исследователи (проф. Трофименко А.В. и др.) справедливо утверждают, что единственно возможным путём построения дефиниции информации является перечисление возможных форм её существования применительно к той или иной области. Необходимо отметить свойства информации, имеющие значение для целей правового регулирования. Например, идеальность, универсальность, объективность, кроме этого, в частных случаях это системность, репродуцируемость, модифицируемость, устойчивость, стабильность потребляемый либо непотребляемый характер, определение индивидуальными или родовыми признаками, а также способность являться объектом исключительного права в случаях, установленного законом. Исходя из особенностей правового режима, среди информационных объектов выделяют: результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и приравненные к ним объекты; информационные объекты свободного и ограниченного доступа; комплексные информационные объекты.

Правовой режим свободного доступа к информационным объектам предполагает возможность доступа неопределённого круга лиц. Следует различать четыре разновидности информационных объектов ограниченного доступа: государственная тайна (Закон РФ от 21 июля 1993 №5485-1); частная тайна, в том числе персональные данные (Федеральный закон РФ «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006г.); коммерческую тайну (Федеральный закон РФ от 29 июля 2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»); служебная и профессиональная тайна. Экземпляры одного и того же информационного объекта могут быть отнесены к различным разновидностям объектов ограниченного доступа, в зависимости от того, кто является обладателем указанной информации. В федеральном законе от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст.2) дано понятие «информация». Это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» (ст.3) использует следующее понятие: коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Естественно, что данный закон использует отличное от ранее приведённого понятие «информация»: информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Режимом коммерческой тайны являются правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учётом положений Федерального закона «О коммерческой тайне» (ст.4,5).

Конституционно-правовые основы защиты права на информацию закладываются целым рядом норм Конституции РФ, в частности, п. 1.2 ст.13; п. 3.4.5 ст.29; ст.23,24,42; п. 1 ст.44; п. 1 ст.68 и другими. Подробный перечень и анализ конституционных норм приведён в работе А.В. Трофименко.

Система информационного законодательства формируется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Возникает всё острее потребность в защите интересов субъектов, использующих информацию в своей деятельности. Выделение информации как самостоятельного объекта гражданского права обусловлено не только её государственной значимостью, коммерческой ценностью и оборотом, но и необходимостью защиты информации как нематериального, свободно распространяемого (если нет ограничений, грифа «коммерческая тайна» и т.п.), легко доступного блага, необходимого человеку в его жизни и деятельности.

Обеспечение безопасности и защиты информации – специфический вид деятельности, который имеет вспомогательный характер, требует определённой специализации и подготовки сотрудников, выделенных для этой цели, чтобы эффективно противодействовать квалифицированным посягательствам. Меры по охране конфиденциальной информации, принимаемые её обладателям, должны, согласно ст.10 Закона «О коммерческой тайне», включать в себя: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну (перечень таких сведений дан в Указе Президента РФ от 6 марта 1997г. №188); ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; учёт лиц, получивших доступ к такой информации; регулирование отношений по использованию информации (на основании трудового договора и гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну).

Допуск к конфиденциальной информации (например, с грифом «коммерческая тайна») также осуществляется распоряжением руководителя предприятия, организации, фирмы, при этом должностное лицо (гражданин) может не иметь допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (грифы «особой важности», «совершенно секретно», «секретно», «для служебного пользования»).

По действующему законодательству Положение о защите информации на предприятиях можно отнести к трудовому распорядку, регулируемому местными правилами, оформленными в виде Инструкции по режиму конфиденциальности. Обязательство со стороны работника соблюдать режим конфиденциальности, оговаривается в трудовом договоре при поступлении на работу. В этом случае нарушителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности согласно Трудовому кодексу РФ. Материальная ответственность работника настает независимо от привлечения его за причиненный ущерб к другим видам юридической ответственности (административной, дисциплинарной и т.д.).

Многих предпринимателей волнует проблема сохранности коммерческих секретов после увольнения работника, допущенного к конфиденциальной информации, с данного предприятия, фирмы.

Зарубежный опыт и практика отечественного регулирования сохранения государственной тайны после увольнения сотрудника государственных и региональных органов власти и режимных предприятий подсказывают, что эту проблему следует также предвидеть заранее и оговаривать в трудовом договоре ряд условий, обеспечивающих безопасность интеллектуальной собственности предприятия. Как правило, эти условия касаются прав владения на данном предприятии производственными продуктами интеллектуального труда, сроков, ограничивающих использование их лицом, уволившимся с предприятия, условий найма на работу в конкурирующую фирму и т.п. В России также договоры встречаются редко.

Обеспечение безопасности коммерческой тайны реализуется посредством системы защиты, под которой принять понимать комплекс мер и средств, направленных на выявление, отражение и ликвидацию различных видов угроз деятельности организации. В соответствии с методами защиты выделяют три основные группы средств: организационно-правовые, инженерно-технические и информационно-технологические.

Организационно-правовые средства представляют собой результаты правотворческой деятельности (законы и подзаконные акты), регулирующие данную сферу правоотношений, в том числе правила допуска к конфиденциальной информации, порядок её использования, передачи, хранения, уничтожения, а также юридическую ответственность за разглашение, несанкционированное использование и т.п. (дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую). Основой такой деятельности является Доктрина информационной безопасности РФ (2000г.).

К инженерно-техническим средствам относятся физические, аппаратные, программные средства защиты. Эти средства обеспечивают блокирование возможных каналов утечки информации через технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности с помощью специальных технических средств, устанавливаемых на элементах конструкции зданий, помещений и технических средств, потенциально образующих возможные каналы утечки информации.

Информационно-технологические средства защиты предназначены для обеспечения безопасности информации в процессах сбора, передачи, приёма, обработки и хранения, вплоть до уничтожения.

В связи с переносом информационно-технологических процессов в компьютерные системы неуклонно возрастает доля безбумажного документооборота и отсюда возникли проблемы, связанные с предотвращением несанкционированного доступа к информации в компьютерных системах.

Различают технические средства пассивной, активной защиты и аппаратно-программных систем разграничения доступа к информации в автоматизированных системах с применением права разграничения доступа к информации ограниченного доступа.

К техническим средствам пассивной защиты относятся ограничители, средства развязки электрических и электромагнитных сигналов, систем защиты сетей электроснабжения, радиофикации и т.п.

К техническим средствам активной защиты информации относят различного типа датчики акустических шумов и электромагнитных помех («белый шум»). Практика соответствующих подразделений показывает, что необходимо защищать от несанкционированного получения конфиденциальной информации по следующим направлениям: защита от наблюдения (визуального, с помощью оптических приборов), от фото, видеозаписи, от аудиозаписи и прослушивания, от перехвата побочных электромагнитных излучений и наводок. Инженерно-технические средства защиты конфиденциальной информации включают в себя различные приборы, датчики, аппаратуру, устройства и системы для обнаружения и определения угроз, создания преград на пути их распространения и их ликвидации.

Из этого следует, что все эти средства можно разделить на три категории: средства обнаружения, средства отражения и средства ликвидации угроз.

Происходит совершенствование соответствующей правовой базы, в частности идёт работа над проектами федеральных законов «О праве на информацию», «О служебной тайне», «О защите нравственности» и др. Активная работа межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по информационной безопасности будет способствовать улучшению законотворческой деятельности по решению проблемы защиты информации в России, в том числе и содержащих коммерческую тайну. Предложен проект закона Саратовской области «О защите информации», который после его принятия будет способствовать повышению степени защиты информации ограниченного доступа. Регулирование с помощью правовых и технических средств этих сложных общественных отношений является не только потребностью государственных органов, коммерческих структур и граждан, но и составной частью построения в России правового демократичного государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.009 с.)