Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 24. Возникновение расс. Антропологическая классификация народов мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под термином "раса" понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой. Это конечно, не единственное из возможных определений - суть понятия можно уточнять, описывать при помощи терминов фенетики и генетики. Например, можно сказать иначе: раса - это система популяций, обладающих достаточным фенотипическим и генетическим сходством, позволяющим отличить их от других подобных систем; расы - открытые генетические системы, в результате обмена генами между которыми могут возникать смешанные популяции.К важнейшим расовым и р и знака м относятся следующие. . форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и ИЗВИЛИСТОСТЬ. Площадь сечения жесткого волоса вдвое больше, чем мягкого. По ИЗВИЛИСТОСТИ волосы разделяют па прямые, шпроковолнпстые, у.зковолннстые. курчавые разных степенен. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые имеют овальное сечение. • Третичный волосяной покров, ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ в период полового созревания. Его развитие оценив.к i ся в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При ВТОМ учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин. • Цвет кожи: изменяется в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого п почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей I Центральной Африки. • Цвет волос: принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие. • Цвет глаз (окраска радужной оболочки): темные глаза — черные, карпе, желтые: глаза смешанных пли переходных цветов — желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, Голубые, синие. • Рост: средняя длина тела составляет 165 см у мужчин и 154 см у женщин. Расы: Негроидные (африканские) расы: негры, негрилли, бушмены и готентоты. Европеоидные (евразийские) расы: северные (ксантохрои), переходные формы, южные (меланохрои). Монголоидные (азиатско-американские) расы: американские расы, азиатская ветвь монголоидных рас, континентальные монголоиды, арктическая раса (эскимосы и палеоазиаты), тихоокеанские (восточноазиатские) расы. Австралоидные (океанийские) расы: веддоиды, австралийцы, айны, папуасы и меланезийцы, негритосы.
Эволюция семейства гоминид создала благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции-возникновение современного вида. Древний представитель рода неандерт. Человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы – большой нос, подвижную руку, устойчивую походку, выпрямленной положение. Но строение его мозга характеризовалось наличием примитивных признаков, а подвижность руки могла быть ограничена, что с ужало его возможности, поэтому их коллектив имел малые потенциальные возможности в развитии общественных форм жизни. Наиболее вероятная теория факторов появления человека современного вида исходит из преимуществ современного человека как социального существа. Увеличение высоты черепной коробки и выпрямление лобной кости привели в конце концов к уменьшению рельефа лобной кости и исчезновению надбровного валика, Возможно это оказало какое-то влияние и на перестройку лицевого скелета (совершенствование речи и перестройку речевого аппарата). Острая дискуссия развернулась по вопросу о месте формирования человека современного вида. Считается, что расы людей произошли от рас неандер. И таким образом весть Старый Свет можно назвать их прародиной. Согласно этой гипотезы (Полицентризма 1939г. Китай Франц Вайденрайх). В пользу этой гипотезы приведены археологические данные. Другая гипотеза (Моноцентрическая 1947г. Я.Я.Рогинский) исходит из отсутствия связи между современными расами и расами неандер. Тип современного человека сложился в центре ойкумены (передняя Азия и средиземноморье) вследствие интенсивного смещения различных представителей неандер. типа. В общем проблема далека от своего решения. К числу признаков относится широкое низкое лицо, низкие орбиты, удлиненная форма черепной коробки. Возможно она отражает неполную завершённость в формировании морфологического типа современного человека на ранних этапах его истории.
РАСОГЕНЕЗ Расширение первоначальной ойкумены способствовало расовой дифференциации. Находки черепов говорят о том, что основные особенности деления человечества существующих в настоящее время уже были выражены в эпоху позднего палеолита, достаточно отчётливо. Европеоидная раса – в Европе, монголоидная – в Азии, негроидная – Африка, Австралия. Классические представители негроидной расы имеют тёмную кожу. Курчавые волосы, очень широкий нос, толстые как бы вывернутые губы. Этот комплекс пример приспособления к тем условиям среды. В которой живут негроиды (высокая температура, большая влажность). Тёмный цвет кожи образуется у них благодаря наличию меланина. Курчавые волосы создают вокруг головы воздушную прослойку. Монголоидная раса (жаркий и сухой климат, сухой ветер и степной ландшафт). Это тоже вызвало ряд защитных приспособлений. Лицо покрыто слоем жира, глаза характеризуются узким разрезом и наличием во внутреннем углу глаза эпикантуса. Европеоидная раса (сильно выступающий нос) как результат воздействия климата. В Европе сравнительно сухой климат и сильно выступающие носовые полости предохраняют организм человека от переохлаждения. Наряду с явно полезными признаками все ныне существующие расы характеризуются более или менее нейтральными признаками. По-видимому в сложении всех этих особенностей велика роль случайной изменчивости и изоляции. Внутри европеоидной расы выделяются северная и южная ветви. Внутри монголоидной- азиатская и американская ветви. Внутри негроидной расы – африканская и австралийская.
Вопрос 25. Возникновение общинно-родового строя. Характеристика родового строя. Ранняя первобытная община охотников, собирателей, рыболовов: уровень развития производительных сил, социально-экономические отношения. Наступление верхнего палеолита ознаменовано крупными сдвигами в развитии производительных сил, о которых будет подробно сказано дальше. Эти сдвиги повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее сравнительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу. Поэтому праобщина неизбежно должна была уступить место более прочной форме общественной организации. Характер новой общественной организации определялся несколькими основными обстоятельствами. Во-первых, при очень низком уровне развития того общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Во-вторых, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В-третьих, как при нестабильности гаремных семей, так и при неупорядоченности полового общения, а следовательно, неопределенности отцовства отношения родства, по-видимому, должны были начать осознаваться как родство между потомками одной матери, т. е. строиться по материнской, женской, линии. В силу всего этого той упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, вероятно, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род.Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу.аком. Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер. Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти. Всякая социальная власть — это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия. Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом (принципом и нормами права) как формой свободы индивидов — членов государства. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть
Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта. Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т. е. матри-линейно (матрилинейная организация рода) *. В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в заботе о детях, поддержании огня, ведении хозяйства. Все это явилось, основой высокого общественного положения женщин и вместе с матрилиней-ным счетом родства обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода. Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась. Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался. Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета. В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи. Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.008 с.) |