Предледняковая эпоха ледниковая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предледняковая эпоха ледниковая



Железный век.

Для датировки используются различные методы естественных наук. Археологическая периодизация дает широкие возможности для абсолютной и относительной датировки:

калий-аргонный (время распада радиоактивных элементов)

геохронологический (по годичным слоям ленточных глин).

Дендрохронологический(по кольцам деревьев)

Архиомагнитный

Научный синтез.

А начиная с бронзового появляеться клендарная истенная датрвка на основе памятников древних цивилизаций соседствовавших с первобытными обществами.

Синхронизация исторических эпох с геологическими периодами истории земли.

Время существования человека (четвертичный период)

Предледняковая эпоха ледниковая

Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной степени мезолиту, а неолит уже время голоцена.

Археологическая периодизация из глобальной превратилась в совокупность региональных.

Вопрос 4. Антропологические, лингвистические, письменные и естественно-научные источники. Их характеристика и роль в изучении первобытной истории.

Антропология - это наука о биологических особенностях человека и его предков. Палеоантропология - подразделение антропологии, изучающий остатки древних людей.Палеоантропологические источники рядом с археологическими являются прямыми свидетелями далекого прошлого. Без них трудно представить себе физический облик человека в течение его эволюции к современному типу. Кроме того, антропологические останки позволяют решить еще целый ряд вопросов, связанных с происхождением человека: о возникновении и развитии мышления и речи, расселения человека на земном шаре, происхождение человеческих рас.Материалы могильников делают решения отдельных вопросов палеодемографии (рождаемость, смертность, средний возраст людей по эпохам, половой и возрастной состав популяций и др.) и позволяют составить представление о социальной структуре первобытной общины. Опираясь на знание фонетических соответствий внутри каждой языковой семьи и внутренних законов развития языка, языковедение проделало колоссальную работу по восстановлению конкретной истории отдельных языков. В отличие от других наук кроме археологии лингвистика располагает методом абсолютного датирования, который правда нельзя считать достаточно строгим. Американский лингвист мориссводеш выделили около сотни лексем базового словаря. Количество письменных источников 6ыстро растет в процессе арх раскопок. Но они на долгие годы останутся второстепенными по сравнению с данными др дисциплин. Все же письменные источники снабжают нас уникальной информацией. Например, геродот когда пишет о скифах, сообщает о бытующих в их обществе обычаях и легендах. Но часто эти сведения фантастичны и содержат очевидные недоразумения изза непонимания увиденных обычаев или неосведомленности информаторов. Информатика позволяет разработать формализованную классификацию для создания банков данных, использовать научное моделирование для познания процессов динамики первобытного общества.

Вопрос 5. Идеи и гипотезы о происхождении человека и общности, накопление знаний об эпохе первобытности от античности до XVIII

Изложение предыстории любой науки начинается чаще всего с появления письменных памятников, в основном с античной традиции. Например, геродот(скифы, сарматы, кесарийцы), тацит (германцы). же создатель атомистики Демокрит (V в. до н. э.) представлял себе прошлое современного человечества звероподобным, люди, в соответствии с его учением, в древности напоминали зверей, подобно зверям боролись друг с другом за средства к существованию, и только эта борьба за существование и вывела их из животного состояния.Каков был взгляд на первобытное общество во всех этих системах? Наиболее интересными аспектами являются общая характеристика первобытности и попытка расчленения развития первобытного общества на составлявшие его этапы. С познавательной и исторической точек зрения интересно отметить, что в общей характеристике первобытности XVIII век принципиально не шагнул дальше идеи «доброго дикаря», несмотря на значительное увеличение объема известной информации. Огромный авторитет Руссо и Дидро как мыслителей и колоссальная популярность их сочинений в Европе обусловили живучесть идеи «счастливого детства» человечества, его жизни в райских условиях непотревоженной человеком природы, бесконфликтности первобытного человечества. В бытовом сознании подобный взгляд оказался необычайно устойчивым и перешел не только в XIX век, но и в современность. Факт отсутствия отношений собственности у многих первобытных народов также способствовал укреплению этих идиллических представлений, так как с появлением собственности многие авторы не без основания справедливо связывали возникновение войн, развитие конфликтных ситуаций и вообще, всего или почти всего того, что можно назвать общественным злом. Однако, как ни была распространена и популярна теория первобытной идиллии, исторически интереснее и значительнее были попытки вскрыть динамические явления в жизни первобытного общества, иными словами, поиск и аргументация первых схем, говоря современным языком, его периодизации. Фергюссон, Кондорсе и Тюрго, наверное, пришли к идее трехчленной периодизации, хотя и вкладывали в понятие ступеней разное содержание: Фергюссон и Тюрго писали об охотниках-рыболовах, скотоводах и земледельцах, Кондорсе не противопоставлял земледельцев скотоводам, а в качестве третьей, наиболее высокой ступени развития, выделял дальнейшее развитие земледельческого хозяйства. Фергюссону же принадлежит сопоставление выделенных ступеней развития с формами собственности: охотники-рыболовы, как и отдельные группы собирателей, не имели частной собственности, зарождение ее падает на общество скотоводов и связано с пастушеским хозяйством, полного развития она достигает у земледельцев. Замечено, что именно у Фергюссо-на мы находим дошедшую через Моргана и Энгельса до современности терминологию — дикость (охотники и рыболовы), варварство (скотоводы), цивилизация (земледельцы).

 

Вопрос 6. Становление науки о первобытной истории - первая половина - середина ХIХ в. Становление естественных и гуманитарных наук о человеке. эволюционная теория и ее содержание.

Эволюционная теория Дарвина

Предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина

Научные предпосылки. Эволюционная теория Ч. Дарвина была изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (вышла в свет в 1859 г.). К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

 

Предпосылки и движущие силы эволюции по Ч.Дарвину

Понятие об изменчивости и ее формах. В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции — борьба за существование и естественный отбор. При создании эволюционной теории Ч. Дарвин многократно обращается к результатам селекционной практики. Он показал, что в основе многообразия сортов и пород лежит изменчивость. Изменчивость — процесс возникновения отличий у потомков по сравнению с предками, которые обусловливают многообразие особей в пределах сорта, породы. Дарвин считает, что причинами изменчивости являются воздействие на организмы факторов внешней среды (прямое и косвенное), а также природа самих организмов (так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды).

 

Сходства и различия между естественным и искусственным отбором

Искусственный и естественный отбор имеют определенные черты сходства (см. табл. 4.1). Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.

 

Основные результаты эволюции по Ч.Дарвину

Главным результатом эволюции является совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания, что влечет за собой совершенствование их организации. В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Дарвин приводит множество доказательств повышения приспособленности организмов к условиям среды, обусловленной естественным отбором. Это, например, широкое распространение среди животных покровительственной окраски, делающей их менее заметными в местах обитания: ночные бабочки имеют окраску тела, соответствующую поверхности, на которой они проводят день; самки открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик) имеют окраску оперения, почти не отличимую от окружающего фона; на Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (куропатки, медведи) и т. д.

 

Вопрос 7. Вопрос 6. Рождение науки о первобытности (сер.Х1Х-нач.ХХвв.: Эволюционная теория и её содержание (Ч.Дарвин, Т.Гекели, О.Геккель)

Предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина

Научные предпосылки. Эволюционная теория Ч. Дарвина была изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (вышла в свет в 1859 г.). К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

Предпосылки и движущие силы эволюции по Ч.Дарвину

Понятие об изменчивости и ее формах. В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции — борьба за существование и естественный отбор. При создании эволюционной теории Ч. Дарвин многократно обращается к результатам селекционной практики. Он показал, что в основе многообразия сортов и пород лежит изменчивость. Изменчивость — процесс возникновения отличий у потомков по сравнению с предками, которые обусловливают многообразие особей в пределах сорта, породы. Дарвин считает, что причинами изменчивости являются воздействие на организмы факторов внешней среды (прямое и косвенное), а также природа самих организмов (так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды).

Сходства и различия между естественным и искусственным отбором

Искусственный и естественный отбор имеют определенные черты сходства (см. табл. 4.1). Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.

Основные результаты эволюции по Ч.Дарвину

Главным результатом эволюции является совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания, что влечет за собой совершенствование их организации. В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Дарвин приводит множество доказательств повышения приспособленности организмов к условиям среды, обусловленной естественным отбором. Это, например, широкое распространение среди животных покровительственной окраски, делающей их менее заметными в местах обитания: ночные бабочки имеют окраску тела, соответствующую поверхности, на которой они проводят день; самки открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик) имеют окраску оперения, почти не отличимую от окружающего фона; на Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (куропатки, медведи) и т. д.

 

Вопрос 9.

РАСОГЕНЕЗ

Расширение первоначальной ойкумены способствовало расовой дифференциации. Находки черепов говорят о том, что основные особенности деления человечества существующих в настоящее время уже были выражены в эпоху позднего палеолита, достаточно отчётливо.

Европеоидная раса – в Европе, монголоидная – в Азии, негроидная – Африка, Австралия.

Классические представители негроидной расы имеют тёмную кожу. Курчавые волосы, очень широкий нос, толстые как бы вывернутые губы. Этот комплекс пример приспособления к тем условиям среды. В которой живут негроиды (высокая температура, большая влажность). Тёмный цвет кожи образуется у них благодаря наличию меланина. Курчавые волосы создают вокруг головы воздушную прослойку.

Монголоидная раса (жаркий и сухой климат, сухой ветер и степной ландшафт). Это тоже вызвало ряд защитных приспособлений. Лицо покрыто слоем жира, глаза характеризуются узким разрезом и наличием во внутреннем углу глаза эпикантуса.

Европеоидная раса (сильно выступающий нос) как результат воздействия климата. В Европе сравнительно сухой климат и сильно выступающие носовые полости предохраняют организм человека от переохлаждения.

Наряду с явно полезными признаками все ныне существующие расы характеризуются более или менее нейтральными признаками. По-видимому в сложении всех этих особенностей велика роль случайной изменчивости и изоляции.

Внутри европеоидной расы выделяются северная и южная ветви. Внутри монголоидной- азиатская и американская ветви. Внутри негроидной расы – африканская и австралийская.

 

Вопрос 25. Возникновение общинно-родового строя. Характеристика родового строя. Ранняя первобытная община охотников, собирателей, рыболовов: уровень развития производительных сил, социально-экономические отношения.

Наступление верхнего палеолита ознаменовано крупными сдвигами в развитии производительных сил, о которых будет подробно сказано дальше. Эти сдвиги повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее сравнительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу. Поэтому праобщина неизбежно должна была уступить место более прочной форме общественной организации.

Характер новой общественной организации определялся несколькими основными обстоятельствами. Во-первых, при очень низком уровне развития того общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Во-вторых, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В-третьих, как при нестабильности гаремных семей, так и при неупорядоченности полового общения, а следовательно, неопределенности отцовства отношения родства, по-видимому, должны были начать осознаваться как родство между потомками одной матери, т. е. строиться по материнской, женской, линии. В силу всего этого той упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, вероятно, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род.Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу.аком.

Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер. Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.

Всякая социальная власть — это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.

Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом (принципом и нормами права) как формой свободы индивидов — членов государства. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть

 

Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т. е. матри-линейно (матрилинейная организация рода) *.

В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в заботе о детях, поддержании огня, ведении хозяйства. Все это явилось, основой высокого общественного положения женщин и вместе с матрилиней-ным счетом родства обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода.

Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины.

 

Железный век.

Для датировки используются различные методы естественных наук. Археологическая периодизация дает широкие возможности для абсолютной и относительной датировки:

калий-аргонный (время распада радиоактивных элементов)

геохронологический (по годичным слоям ленточных глин).

Дендрохронологический(по кольцам деревьев)

Архиомагнитный

Научный синтез.

А начиная с бронзового появляеться клендарная истенная датрвка на основе памятников древних цивилизаций соседствовавших с первобытными обществами.

Синхронизация исторических эпох с геологическими периодами истории земли.

Время существования человека (четвертичный период)

Предледняковая эпоха ледниковая

Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной степени мезолиту, а неолит уже время голоцена.

Археологическая периодизация из глобальной превратилась в совокупность региональных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.036 с.)