Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 41. Развитие знаний, религий, возникновение письменности. Е письменности).

Поиск

Подъем производительных сил, рост населения, бурные процессы классообразования—все это способствовало новому быстрому росту начатков полезных знаний, развитию искусства, возникновению новых форм религии. В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении умственного и физического труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации — письменности.Развитие земледелия, в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых работ, сроков полива и т. п., а тем самым и упорядочения астрономических и календарных знаний. Если меланезийцы не пошли дальше различения звезд и планет, то полинезийцам уже были известны многие отдельные звезды и созвездия. Возможно, что на рубеже классовых обществ началось применение простейших астрономических приборов: по крайней мере древние майя уже пользовались для фиксации точки наблюдения двумя перекрещенными палками. Первые календари обычно были лунными (воспоминание об этом сохранилось в часто одинаковых или сходных названиях Луны и календарного месяца — ср. греч.Mene мене и menмэн, русск. Месяц и месяц, англ. Moon и Month), т. е. основанными на изменении фаз «непостоянной» Луны, с усложнением же хозяйственной деятельности начался переход к более точным солнечным календарям. Но лунный месяц состоял приб­лизительно из 29,5 суток, лунный год был на 11 суток короче солнечного, и необходимость согласования лунного и солнечного года стимулировала развитие математических знаний.С практическими нуждами эпохи было связано развитие и других отраслей полезных знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов, постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. С возникновением выплавки рудных металлов зародились металловедение и в какой-то степени химия.Те же практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных растениях, домашних животных и особенно о самих людях. Рост народонаселения, его скученность в оседлых поселениях и развитие скотоводства увеличили опасность заразных заболеваний, эпидемий и эпизоотии. Религия: развивалась вера в личных покровителей. Культы плодородия, культ племенных покровителей, культ сакральных вождей => политеизм. Выделилась особая категория служителей культа - жрецов. Получила развитие особая форма религии – шаманизм. В эпоху классообразования религия впервые стала не только особым миропониманием, но и средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение средства графического закрепления речевой информации — письменности. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктографической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию*, или логографию*, в которой строго фиксированные знаки обозначали отдельные слова или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального картинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая*, письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев. Возникновение письменности со времени моргана считается как критерий перехода от первобытности к цивилизации.

 

Вопрос 45. Первобытная периферия классовых обществ в новое время.
ПЕРИФЕРИЯ ПЕРВОБЫТНАЯ (от греч. periphereia—окружность) —ареал первобытных обществ, сосуществующих и взаимодействующих с цивилизациями. Возникает с появлением на Земле первых классовых обществ и постепенно суживается в древности, в средние века и в новое время, занимая сейчас лишь небольшую часть ойкумены. Пространственно различаются ближняя, дальняя и внутренняя (т. е. расположенная в труднодоступных районах самих классовых обществ) по отношению к цивилизациям П. п.; исторически—первичная, развивавшаяся относительно спонтанно, и вторичная, иногда возникавшая в результате завоевания цивилизаций первобытными обществами; по степени культурной продвинутости — передовая и отстающая. Как правило, ближняя П. п. является в то же время и передовой, находящейся на стадии разложения первобытного общества и играющей посредствующую роль во взаимодействии дальней П. п. с цивилизациями. Возникновение- П. п. обусловлено общей неравномерностью исторического развития, в том числе трудностями освоения в процессе расширения первоначальной ойкумены окраинных, малодоступных и неблагоприятных для культурного процесса областей и последствиями культурной изоляции. Но изоляция почти никогда не была полной. Прямые или опосредованные воздействия цивилизаций часто передавались на огромные расстояния; в свою очередь П. п. обычно влияла на развитие классовых обществ, причем в разные исторические эпохи эти процессы обладали своей спецификой.
Антагонистическая сторона взаимодействия П. п. и классовых обществ достигла апогея в капиталистическую эпоху, когда развернулась небывалая эксплуатация почти на всей территории П. п. Были полностью истреблены тасманийцы, почти полностью — прибрежные племена Австралии, исчезло множество племен Латинской Америки и две трети индейского населения США, в результате одних только последствий работорговли погибло до 100 млн. африканцев. Остальное население было вывезено на плантации, загнано в резервации, резерваты или бантустаны, где они образовали особенно жестоко эксплуатируемые и дискриминируемые группы крестьянства, а позднее пролетариата. Часть населения, оставшаяся на своих землях, также стала объектом различных форм эксплуатации — от неэквивалентного обмена до прямого налогообложения. И лишь ничтожному меньшинству удалось изолироваться в труднодоступных джунглях, горах и пустынях (преимущественно в Амазонии, на Новой Гвинее и в Центральной Австралии). Капитализм как ни одна другая система разрушал П.п., трансформируя и интегрируя ее в особенно мучительной форме. Из-за огромного перепада в развитии он оказал на нее лишь ничтожное стимулирующее влияние и в то же время законсервировал ее отсталость истощением всех внутренних сил. В британских и нидерландских колониях эта отсталость консервировалась также искусственно системой непрямого, или косвенного, управления. Между тем для самого капитализма П.п. сыграла огромную стимулирующую роль в первоначальном накоплении капитала и в последующем развитии капиталистического способа производства

 

 

История первобытного общества.

Вопросы к экзамену для студентов 1 курса ИИП по специальности «история»

Предмет и задачи изучения первобытной истории.

2. Периодизация и хронология первобытной истории. Проблемы периодизации первобытности.

Источники по первобытной истории: археологические, этнографические, антропологические, письменные, естественнонаучные.

5. Идеи и гипотезы о происхождении человека и общества, накопление зна­ний от античности до XVII в.

Накопление знаний и новые идеи в осмыслении истории первобытных народов в эпоху Просвещения (XVIII- нач.ХГХвв.) Ж.Ж.Руссо, А. Т'юрго, К.Линней, Ж.-Б.Ламарк и др.

7.Рождение науки о первобытности (сер.Х1Х-нач.ХХвв.: Эволюционная теория и её содержание (Ч.Дарвин, Т.Гекели, О.Геккель), её воздействие на науки о человеке

8. Открытие орудийной деятельности "доисторического" человека (Мак-Инери, Перье, Б.де Перт);

Развитие взглядов на социальную организацию и семейно-брачные отношения у первобытных народов (Макк-Леннан, И.Бахофен и др.)..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.008 с.)