Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №19 формирование структуры дипломатических отношений в конце XVII векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря о конце XVII века, мы говорим о поствестфальском мире, т.е. о мироустройстве, сформировавшемся после Вестфальского мирного договора 1648 года. Вестфальским миром история дипломатии начинает обычно историю европейских конгрессов. Он был заключен после длительных переговоров, которые начались еще в 1644 г. в городах Оснабрюке и Мюнстере в Вестфалии.
Для Вестфальской системы международных отношений характерны следующие принципы: 1) приоритет национальных интересов; 2) принцип баланса сил; 3) приоритет государств-наций; 4) принцип использования международного права и дипломатии; 5) принцип государственного суверенитета, а именно невмешательство во внутренние дела, равенство европейских государств и выполнение договоров.
Вестфальский мир стал результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Война положила конец системе отношений, допускавших существование в Европе гегемонии одного из государств. Из сферы внешней политики был изъят идеологический компонент. Религия перестала быть важным фактором внешней политики. Международные отношения лишились идеологического стержня. Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть — того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами. Распад лагеря Контрреформации, возглавляемого испанскими и австрийскими Габсбургами, а также крах идеи возрождения «универсальной» христианской империи деидеологизировали международные отношения. И хотя рецидивы религиозного обоснования некоторых внешнеполитических акций отдельных государств имели место в XVIII в., идеологические мотивы внешней политики потеряли прежнее значение. Планы создания вселенских монархий уступили место стремлению ведущих государств к преобладанию на региональном уровне. Внешнеполитические цели стали более реалистическими, коалиции держав строились теперь на светской, а не на религиозной основе. Среди последствий Вестфальского мира следует выделить следующие как наиболее важные для последующего развития системы международных отношений: 1. Деидеологизация международных отношений; 2. Замена идеи вселенских монархий на стремление создать национальные государства на уровне регионов (Европа, Северная Америка, Передняя Азия и т.д.) 3. Переход к реалистичным внешнеполитическим целям; 4. Создание коалиций на светской основе, а не конфессиональной; 5. Бессистемность
Итак, Вестфальский мир привел к формированию первой модели международных отношений, которая получила название Вестфальской и просуществовала почти полтора века, вплоть до Великой Французской революции. Претерпевая довольно серьезные изменения в течение своего существования, эта модель не только структурировала межгосударственные отношения, но и меняла их характер, привнося новые тенденции. В XVII-XVIII вв. централизованные государства-нации заняли ведущее место в международных отношениях, став их главным действующим лицом и одновременно основным элементом. Именно такие государства - Франция, Швеция, Голландия, Англия, а позже Россия и Пруссия - составили опору Вестфальской системы. После Вестфальского мира на международной арене не осталось места для внешнеполитических действий городов, торговых компаний или профессиональных объединений. Средневековые конгломераты, вроде Священной Римской империи, Речи Посполитой, Османской империи, с их слабеющими внутренними связями и растущими противоречиями, вынуждены были шаг за шагом отступать перед натиском крепнущих соседей. Таким образом, поствестфальская система международных отношений являлась в основе своей европоцентристской — перераспределение баланса сил происходило прежде всего в Европе, которая выступала центром этой системы. Одновременно шло формирование осознанных, долгосрочных государственных интересов, борьба за реализацию которых превращается в главную силу развития международных отношений. Еще политические мыслители в XVI - первой половине XVII вв. (Николо Макиавелли, Жан Боден, Гуго Гроций, Томас Гоббс), развивая идею государства как высшего начала, принципом политики провозгласили служение государственному интересу. Этот «интерес», как правило, выражался в следующем: «борись за новые территории и укрепляй границы». Именно к этому призывал кардинал Ришелье, который и ввел в оборот понятие «государственные интересы». В эпоху абсолютных монархий государственные интересы представляли собой, чаще всего, интересы и личные взгляды монарха, на которые зачастую оказывали влияние интриги фаворитов и приближенных к царствующей особе министров, поэтому говорить о формировании относительно целостной концепции государственных интересов ведущих держав было рано. Однако достигнутый уровень развития общественной мысли, характер знаний и представлений о сущности государства и межгосударственных отношений создавали благоприятную интеллектуальную среду для усвоения постулата о необходимости упорядочить и регламентировать поведение государств на международной арене. Появляются новые политико-дипломатические и правовые понятия: о «политическом равновесии сил», о «естественных границах государства», о «праве войны и мира», о «свободе морей», о «незыблемости международного договора». Политики придавали этим понятиям значение международных правил, хотя они весьма часто нарушались. Однако, справедливым будет заметить, что систематичность этих нарушений при повышенной конфликтности и нестабильности международных отношений того времени вызывала потребность в некой норме. Так развивались принципы и институты международного права. Хотя в мировой практике продолжали господствовать силовые методы решения внешнеполитических задач, интенсификация международных связей способствовала дальнейшему развитию дипломатии. 1. Бессистемность дипломатических взаимодействий, имевшая место до середины XVII в., сменилась известной стабильностью и предсказуемостью. 2. Во второй половине XVII—XVIII вв. заметно расширилась география международных отношений европейских стран. Вестфальская модель, поначалу включавшая в орбиту влияния лишь Западную и Центральную Европу, позже интегрировала в сферу воздействия Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Африку, Вест-Индию. 3. Еще в XVI в. произошло оформление дипломатической службы, центральных и местных учреждений, которые обеспечивали внешнюю политику государств. Так, в 1589 году четыре французских государственных секретариата, которые специализировались на отдельных направлениях внешней политики, были объединены, и был назначен Государственный секретарь по иностранным делам. 4. Сложился более или менее прочно институт постоянного дипломатического представительства, установилась строгая дипломатическая иерархия. Если раньше дипломатические связи устанавливались для решения одной определенной проблемы и разрывались после достижения поставленной цели, то в XVII веке всё больше государств стали содержать постоянные представительства на территории других. Также произошла 1) монополизация внешней политики государством и, соответственно, 2) её профессионализации. Однако развитие и распространение данного института задерживали следующие факторы: 1) низкий уровень развитости путей сообщения и их плохое качество, 2) большие расходы на содержание дипломатических представительств за рубежом, 3) отсутствие опытных дипломатов и дипломатических школ. 5. Уже в течение XVIII века во многих странах были созданы ведомства иностранных дел с четкой структурой и штатом чиновников, включавшем помимо дипломатов различных рангов переводчиков, шифровальщиков и архивистов. Так, например, 1) Министерство иностранных дел Швеции было создано в 1791 году, когда король Густав III создал кабинет короля для переписки с иностранными державами; 2) Коллегия иностранных дел Российской империи была образована в 1718 году из Посольского приказа, а в 1720 году получила особый регламент; 3) первый Форин-офис – английское внешнеполитическое ведомство - был создан в 1782 году. 6. Значительно увеличилось число постоянных дипломатических миссий, которые обзаводились специально подготовленным персоналом. 7. Более точно стал регламентироваться дипломатический церемониал, игравший немаловажную роль с точки зрения международных отношений. Дипломатический корпус состоял исключительно из лиц дворянского сословия, дипломаты различных стран рассматривали себя как членов своего рода закрытой аристократической корпорации и ревниво следили за поддержанием профессионального престижа. 8. Со времен кардинала Ришелье французские методы дипломатии являлись образцом для всей Европы; до этого их диктовала итальянская дипломатическая школа. Французский язык в XVIII в. стал общепринятым дипломатическим языком, вытеснив латынь. Труд французского дипломата Ф. де Комьера «О ведении переговоров с государями» (1716) считается и в наши дни классическим пособием по дипломатии. 9. XVII век – век так называемой «кабинетной политики». В абсолютистских государствах (особенно после ликвидации сепаратизма вельмож и их контактов с иностранными представительствами) информацией о ходе дипломатических переговоров владел лишь узкий круг приближенных к престолу. В раннебуржуазных государствах о том, как осуществляется внешняя политика страны, имела право быть осведомлена и верхушка правящих классов, которая, собственно, формировала общественные настроения. Это заставляло правительства и в Лондоне, и в Гааге всё чаще использовать политическую пропаганду для воздействия на представительные учреждения и общественное мнение.
Overall, формирование структуры дипломатических отношений: 1. Смена бессистемных контактов между странами на стабильные, постоянные и предсказуемые; 2. Резкое расширение географии международных контактов; 3. Появление постоянных дипломатических представительств; 4. Появление дипломатической иерархии; 5. Появление дипломатического персонала; 6. Открытие министерств иностранных дел; 7. После Ришелье Франция стала образцом для развития дипломатии в Европе. Важная роль французского языка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.008 с.) |