Билет №18 Роль политики абсолютизма и меркантилизма в странах Европы в процессе формирования национальных рынков и национальных хозяйств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №18 Роль политики абсолютизма и меркантилизма в странах Европы в процессе формирования национальных рынков и национальных хозяйств



Теоретическая часть

Про меркантилизм.

Европа в XV - XVI вв. - это время Ренессанса и бурного развития науки. Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название «меркантилизм».

 

Будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы рассматривали деньги как абсолютную форму богатства. Отождествляя свои интересы с интересами государства, представители этой экономической школы утверждали, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. Накопление богатства (преимущественно в денежной форме) происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда следует утверждение, что только труд, занятый в сфере добычи благородных металлов является производительным. Теоретические исследования мало интересовали меркантилистов – основной акцент представители школы делали на рекомендациях к проведению экономической политики, и основным акцентом была необходимость увеличения притока благородных металлов – золота и серебра – в страну.

 

В рамках «эпохи меркантилизма» в зависимости от предлагаемых меркантилистами способов привлечения денег в страну различают два основных этапа: ранний (система денежного баланса) и поздний (мануфактурная система или система торгового баланса):

Представители раннего меркантилизма – с последней четверти XV в. до середины XVI в. - делали ставку на административные меры по удержанию благородных металлов в стране (иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить золото и серебро из страны, а вырученные от продажи товаров деньги предписывается тратить на территории данной страны). Такие суровые меры препятствовали развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма.

 

Суть политики позднего меркантилизма заключается в обеспечении увеличения благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами. К ним относятся все средства, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта над импортом товаров, ибо положительная разница в форме благородных металлов будет оставаться в стране.

 

™ Подробно эти средства были описаны Томасом Манном (1571—1641), влиятельным английским купцом, одним из директоров Ост-Индийской компании и наиболее известным представителем позднего меркантилизма. Томас Манн писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Для увеличения этого фонда Манн предлагал также обрабатывать земли под те сельскохозяйственные культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров (в частности, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров в питании и одежде путем введения законов о потреблении товаров собственного производства. Также Манн замечает, что не следует обременять слишком большими пошлинами отечественные товары, чтобы не делать их сравнительно более дорогими на иностранных рынках и не препятствовать этим их продаже за рубежом. Политика позднего меркантилизма была таким образом ориентирована на форсирование экспорта национальной продукции.

 

™ Экономическая политика, предлагаемая Томас Манн, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде политика протекционизма сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта, а также введению мер, способствующих достижению активного торгового баланса, как то протекционистских тарифов на импортируемые товары, квот, экспортных субсидий и налоговых льгот экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому представители как раннего, так и позднего меркантилизма считают само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы.

 

Итак, вкратце, меркантилизм -этоактивное вмешательство государства в экономику страны, часто выражавшееся в форме протекционизма - защите собственного производителя.

Поздний меркантилизм развивается со 2-й половины XVI века и достигает расцвета в XVII веке. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается с помощью:

1) вывоза готовых изделий своей страны;

2) посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег (золота и серебра) за границу для осуществления торговых сделок, посредничества и инвестирования за рубежом. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

 

С точки зрения поздних меркантилистов, основной задачей государства было завоевывать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары, а также перепродавая товары. При этом допускался импорт товаров, особенно дешевого сырья, если сохранялся активный торговый баланс в стране (профицит экспорта над импортом).

 

Политика меркантилизма заключалась в:

1) поощрении развития промышленности, особенно мануфактурной (с целью увеличения производства товаров для экспорта);

2) активном протекционизме;

3) поддержке экспансии торгового капитала, в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний;

4) развитии мореплавания и флота;

5) захвате колоний;

6) резком повышении налогообложения для финансирования всего вышеперечисленного.

 

Политика меркантилизма и тесно связанные с ней политика протекционизма и государственной регламентации хозяйства проводились в 15—18 вв. во всей Европе и способствовали 1) становлению и укреплению абсолютистских государств и 2) созданию национальных хозяйств и национальных рынков. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от государственной власти, которая содействовала накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту.

Про абсолютизм.

Абсолютизм - это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами.

Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем свое знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я).

Абсолютизм имеет следующие черты:

1) формирование институтов публичной власти — это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, аппарат насилия (полиция), судебная система, унифицированное государственное право;

2) эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, а сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти — это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России;

3) изменение отношений государства и церкви — государство деспотично подчиняет себе церковь;

4) персонификация власти монарха в период так называемого раннего абсолютизма, при котором монархи олицетворяли власть, а далее происходит переход к бюрократическому абсолютизму.


«Практическая» часть

I. Испания

Примером классического – раннего - меркантилизма являлся именно испанский меркантилизм. Испанские короли строго регламентировали денежное обращение:

1) Вывоз золота и серебра запрещался под страхом смертной казни. (Испания и Португалия обладали золотодобывающими колониями в Новом Свете);

2) Всякое судно, покидавшее Испанию с грузом товаров для иностранцев, должно было доставить эквивалент в денежной форме, а не в иностранных товарах;

3) Импорт ограничивался;

4) Испанию мог покинуть только тот иностранный корабль, который полученную в стране выручку тратил на приобретение испанских товаров.

Золото тратилось на войну, сберегалось в торговле. Ограничения в торговле. Отсюда экономическая отсталость Испании, исключенной из мирового товарооборота.

Абсолютная монархия в Испании сохранила только внешнее сходство с самодержавными государствами остальной Европы. В XVII в. от былого величия и могущества Испании не осталось и следа. Время царствования Филиппа III (1598—1621) было следующим этапом на пути ослабления и упадка испанской монархии.

Особенности испанского абсолютизма:

1) Города частично сохранили самоуправление;

2) Сложился послушный монарху бюрократический аппарат;

3) Отдельные провинции сохранили автономию;

4) Гранды сохранили экономическую мощь и расширили владения (гранды - высшая знать в средневековой Испании, с XVI века — дворянский титул);

5) Церковь находилась в зависимости от королевской власти;

6) Опора абсолютизма - средние и мелкие дворяне (идальго);

7) Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

 

II. Англия

По мере укрепления капиталистического уклада абсолютизм, основной задачей которого оставалось сохранение устоев феодального порядка, постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом дальнейшего развития капитализма.

Однако во влиянии абсолютизма было много положительных моментов. Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу так называемого первоначального накопления капитала, поддерживалась нарождавшейся в этот период буржуазией. Абсолютизм «играл на руку» буржуазии лишь потому, что это соотносилась с интересами дворянского сословия. Последнее получало от успешного экономического развития страны (которое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнительные доходы как в форме налоговых поступлений (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни.

 

Наиболее зрелой формой меркантилизма был именно английский меркантилизм. Причина такого положения вещей была в том, что процесс капиталистического развития начался в Англии раньше, чем в других странах.

Типичным представителем английского меркантилизма был упомянутый в теоретической части Томас Манн. В 1630 году он опубликовал свое главное сочинение с говорящим названием "Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор нашего богатства", ставшее «настольной книгой» меркантилистов многих стран на долгие годы.

В книге экономистом были выдвинуты следующие постулаты, ставшие основой английской экономической политики в XVII веке:

Необходимо "продавать ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем", для чего следует:

  1. Расширить сырьевую базу промышленности путем распашки пустырей;
  2. Сократить чрезмерного потребления импортных товаров;
  3. Усилить конкуренцию с помощью снижения цен, лишь бы не терять сбыта;
  4. Улучшить качества английских изделий;
  5. Обеспечивать роскошь только за счет английских товаров: "излишества богатых дадут работу бедным";
  6. Разрешить вывоз денег для торговых целей и отказаться от запрета вывоза, ибо обилие денег в стране вредно, и вызывает удорожание товаров.

В эпоху зарождения капитализма английское правительство после буржуазной революции 1640-1660 гг. придерживалось политики меркантилизма, т.е. приоритетного привлечения в страну иностранной валюты путём достижения положительного торгового баланса. Оно всячески поощряло экспорт путём снижения вывозных пошлин.

В первой половине XV в был принят закон об истрачивании монет. Согласно нему иностранные купцы должны были тратить в Англии всю выручку от продажи товаров, а экспортеры обязаны были часть своей выручки ввозить в страну наличными.

При Елизавете I система денежного баланса стала дополняться системой протекционизма, поощрявшей развитие национальной промышленности: запрещался вывоз отечественного сырья и ввоз иностранных товаров, которые могли производиться в стране. Жёсткое государственное регулирование нанесло серьёзный ущерб внешней торговле страны. В начале XVII в английский экспорт был меньше импорта. Это привело к созданию специальной комиссии по торговле. В неё вошёл и уже дважды упомянутый Томас Манн, продвигавший свою точку зрения о необходимости развития промышленности для того, чтобы ежегодно закупать иностранных товаров меньше, чем продавать за рубеж.

Вмешательство государства в экономику способствовало экономическому возвышению Англии на фоне других стран. Например, Навигационный акт Оливера Кромвеля 1651 года запрещал поставлять в Англию товары из Америки, Африки и Азии на судах, не принадлежащих подданным Английского королевства и, как следствие, способствовал развитию английской морской торговли. Во второй половине XVII в был введён запрет на торговлю английских колоний через порты континентальной Европы. Протекционистская политика государства являлась мудрым способом регулирования торговых отношений в интересах английских купцов и промышленников. Высокие таможенные пошлины защищали английские товары от конкуренции.

В целом политика меркантилизма в той форме, которую она приняла в Англии, + политика протекционизма сыграли ключевую роль в становлении национального рынка и национального хозяйства страны и способствовали её экономическому возвышению.

III. Голландия

После буржуазной революции 1566-1609 годов в Голландии экономическое и политическое господство полностью перешли к буржуазии: была создана первая крупная республика Нового времени, власть в которой сконцентрировалась в руки крупных торговцев.

Со стороны государства отсутствовала протекционистская политика. В условиях полного (!) отсутствия защиты национальной промышленности со стороны правительства и господства посреднической торговли, посредством которой Голландия достигла экономического процветания, особое значение для экономики Голландии играла торговая политика других европейских стран: любые протекционистские меры со стороны соседей, с которыми Республика Соединенных провинций вела торговлю, оказывали негативное влияние на состояние экономики страны. Заинтересованные в дальнейшем росте и развитии собственной индустрии, страны Европы, в первую очередь Англия и Франция, систематически проводили политику покровительства национальной промышленности. Например, вышеупомянутый Навигационный акт 1651 года Оливера Кромвеля, во-первых, способствовал развитию английской морской торговли, и, во-вторых, нанёс удар по интересам зависящей от торговли Голландии, так как подрывал её господство в осуществлении морских перевозок. Также препятствовала голландской торговле меркантилистская политика Жана Батиста Кольбера, о которой будет сказано в следующем пункте. Наибольший удельный вес в экономике Голландии играла имела именно торговля, поэтому её упадок имел следствием общее экономическое «увядание» страны и привел в конечном итоге к утрате Голландией первенства на международной арене.

Голландская купеческая олигархия, заинтересованная в получении прибыли, а не процветании национальной промышленности и вкладывавшая капиталы преимущественно в торговлю и финансовый сектор, а не в производство (что само по себе не способствовало развитию нидерландской промышленности), препятствовала введению протекционистских мер, необходимых промышленникам для защиты отечественной продукции от иностранных конкурентов. Так, например, для борьбы с упадком торговли наследственный штатгальтер Вильгельм IV предложил Генеральным штатам в 1751 году систему коренных реформ в торговой политике «ограниченное порто-франко», носивших, по мнению Э. Бааша, «явно протекционистский характер». Однако проект, как пишет Бааш, «вызвал много возражений» со стороны купеческой элиты. Такая позиция влиятельных торговых кругов оказывала отрицательное влияние на промышленный сектор страны.

Итак, посреднический характер торговли (и связанное с ним отсутствие политики протекционизма), характерный для Голландии и бывший до определенного момента источником её силы и богатства, стал одной из важнейший причин экономического упадка страны, так как одновременно способствовал постепенному падению голландской торговли и мешал развитию отечественной промышленности. В результате голландские товары оставались без защиты и проигрывали иностранным, что стало одной из причин экономического отставания Голландии в XVII в.

IV. Франция

Франция являлась в Европе эталоном абсолютизма. На протяжении многих веков государство выступало как высшая сила, главный арбитр, стоящий над гражданским обществом и, что важно для нашего билета, над экономикой.

Меркантилизм хорошо укоренился во Франции, оказавшейся экономически лучше подготовленной для его восприятия и проведения по следующим причинам:

1) Более прогрессивные формы оброков (а не барщина);

2) Развитие мануфактур;

3) Абсолютизм, как политическая сила, в пику феодалам мог осуществить политику меркантилизма.

Французский меркантилизм получает промышленное направление, освобождается от монетаризма, ориентируется на достижение активного торгового баланса, ускоряет экономическое развитие Франции. XVII век становится классической эпохой французского меркантилизма.

Уже политика Генриха IV носила меркантилистский характер и привела к широкому покровительству внешней торговли, заключению торговых договоров с Англией, Генуей, Испанией, запрету вывоза ценных видов сырья (шелк, шерсть) и ввоза текстильных товаров. Поощрялась колонизация Канады, насаждалось с помощью привилегий и субсидий мануфактурное производство шелковых тканей, гобеленов, фаянсовой посуды, стекла, зеркал, тонкого полотна.

С 1664 по 1683 гг. должность министра финансов занимал Жан Батист Кольбер, а его экономическая политика называлась по фамилии деятеля кольбертизма и носила ярко выраженный протекционистский характер.

Что сделал Кольбер для экономики Франции?

- предоставлял предпринимателям льготы:

  • Освобождение от цеховых регламентаций,
  • Монопольные права на производство,
  • Дотации,
  • Дворянские звания.

- ввёл систему протекционистских пошлин,

- сокращал импорт и увеличивал экспорт, т.е. всячески поощрял внешнюю торговлю, поскольку видел в ней источник «богатства нации и удовлетворение государям»,

- поощрял колонизацию новых земель,

-активно насаждал мануфактурное производство (приглашение иностранных мастеров, выдача государственных ссуд промышленникам, всевозможные льготы от освобождения от рекрутского набора до права веровать в какого угодно Бога и проч.);

Также государство стало инициатором строительства торгового и военного флотов Франции. Кольбер основал Ост-Индскую и Вест-Индскую компании (а также Левантийскую, Северную и др.).

Французский абсолютизм немало помог развитию капиталистических отношений, поскольку осуществил многие экономические и отчасти политические желания буржуазии. Протекционистские меры также помогали буржуазии. Учитывались и её интересы во внешней политике. Но с другой стороны, абсолютная монархия сохраняла феодальный строй, феодальные монополии, что противоречило тенденциями развития рыночной экономики, а это приводило к торможению процесса первоначального накопления капитала.

Рост промышленности шел в ущерб развитию сельского хозяйства, которое Кольбер рассматривал как источник финансовых средств для государства. Самый главный порок в политике Кольбера заключался в том, что она оставляла в неприкосновенности феодальные отношения, а они, как уже было сказано выше, сковывали экономическое и общественное развитие страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.031 с.)