Развитие международных отношений в Европе в XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие международных отношений в Европе в XVI в.



Развитие международных отношений в Европе в XVI в.

1. Новая эра международных отношений:

С конца XV в. Европа вступила в новую эру международных отношений, главной особенностью которой было формирование национальных государств. Изменяется политическая карта Европы, К началу XVI в. Англия, Франция, Испания, Португалия, Дания и Швеция уже достигли значительных успехов в складывании государственного единства. Во второй половине XVI в. в ходе национально-освободительного движения в Нидерландах родилась Республика Соединенных провинций. В то же время XVI век был свидетелем возникновения и распада многонациональной державы Карла V Габсбурга. Время, когда государи-сеньоры еще не делали различия между государством и поместьем, между публично-правовыми и частноправовыми функциями, уходило в прошлое. Высшим мерилом в политике становился "государственный интерес", который возводится на уровень "общего блага". Ведущие европейские государства перестают ограничиваться рамками отношений с отдельными, по преимуществу соседними, государствами, распространяя свою внешнеполитическую активность на всю Европу.

2. Оформление дипломатической службы:

Интенсивность международных связей уже в первой половине XVI в. вызвала переход к новой системе организации посольской службы — постоянного дипломатического представительства. К середине XVI в к этой практике перешло большинство европейских государств. Большую роль в установлении межгосударственных связей сыграла появившаяся в XVI в. почтовая служба. В свою очередь, дипломатическая переписка требовала определенной культуры. Под влиянием гуманистов вырабатывался стиль дипломатических депеш и донесений, который становился обязательным для каждого дипломата. С формированием института постоянного дипломатического представительства устанавливалась дипломатическая иерархия, в основе которой — значение государства, пославшего своего посла. Право назначать послов признавалось не за всеми государями. Находившийся в зависимости от другого крупного монарха государь мог иметь при нем только простого агента. Помимо постоянных дипломатических представительств продолжали сохранять свое значение чрезвычайные посольства, снаряженные, например, по случаю восшествия на престол нового государя. Одновременно с оформлением дипломатической службы складывался новый дипломатический протокол. Почести, оказываемые послам при въезде и приеме, получают установленный порядок.

3.Причины политических и военных конфликтов:

Борьба национальных государств за свои четко осознаваемые интересы порождала торговые войны, борьбу за овладение морскими путями, рынками сырья и сбыта, за монопольную эксплуатацию колоний. Серьезной помехой развитию национальных государств оставался средневековый династический принцип, в силу которого путем браков или наследования под властью одного государя могли оказаться страны и области, различные в этническом отношении и разобщенные территориально (пример — империя Карла V). Пограничный вопрос — неопределенность границ между отдельными странами, сохранение политической самостоятельности некоторыми пограничными областями разных государств с родственным по языку и культуре населением превращали пограничные области в объекты ожесточенной борьбы. На первый план выступают противоречия между большими государствами, к которым примыкали средние и мелкие страны. Столкновения между государствами перерастали в общеевропейские конфликты, в которых, однако, не допускалось преобладания какой-либо одной страны. Усиление одной монархии за счет другой вызывало ответное движение со стороны соседних государств, которые старались сохранить прежнее соотношение сил.

4.Очаги международных конфликтов:

В XVI в. в Европе сложилось три основных узла международных противоречий, грозивших войнами: 1) столкновение торговых и колониальных интересов Испании, с одной стороны, и Франции и Англии — с другой, вылившееся в конце XV — первой половине XVI в. в Итальянские войны, а во второй половине XVI в. — в войну между Испанией и Англией; 2) взаимоотношения между европейскими государствами и Османской империей; 3) борьба между странами Северной Европы за господство на Балтике. В основе франко-габсбургских и англо-испанских противоречий лежали, с одной стороны, притязания императора Карла V на гегемонию в Европе, а с другой — интересы национальных государств Франции и Англии. Император Карл V стремился расширить свое влияние посредством династических браков и военного вмешательства. Франция стремилась прорвать окружение в самом слабом его звене — в Италии, там, где можно было воспользоваться раздробленностью, внутренними раздорами, наконец, династическими притязаниями. Кроме того, Италия сулила французскому дворянству и купечеству богатую добычу. Противоречия между интересами Габсбургов и Франции, их борьба за гегемонию в Европе привели к Итальянским войнам (1494—1559) Со стороны Франции военные походы в Италию носили захватнический характер. Итальянские войны втянули в борьбу почти все европейские государства, помимо Габсбургов и Франции в них участвовали итальянские государства, папство, Англия, Дания, а также Османская империя. В ходе войн заключались многочисленные союзы, которые регулировали сохранение политического равновесия. Исход Итальянских войн, если не считать военной добычи, полученной в ходе временной оккупации, не принес Франции ни военной славы, ни других ожидаемых результатов. Ее притязания на итальянские земли успехом не увенчались. По миру в Като-Камбрези (1559) Франция присоединила к себе три лотарингских еписхопства (Мец, Туль в Верден). Пока многие европейские государства участвовали в итальянской войне, на Пиренеях созревал конфликт между Испанией и Португалией. Тордесильяссхий договор (1494) был нарушен был нарушен; корабли испанской экспедиции Магеллана подошли в 1521 г. к Молуккским островам и возник вопрос, кому они должны принадлежать. Испания сделала попытку обосноваться на спорных островах: в 1527 г, там появился испанский форт. Однако этот конфликт был улажен мирными средствами, поскольку новый путь для сношений с Молукками при полном отсутствии промежуточных баз в Тихом океане оказался крайне неудобным» В 1529 г. по Леридскому договору Испания отказалась в пользу Португалии от притязаний на Молуккские острова, которые были включены в состав приданого за сестрой Карла V, ставшей королевой Португалии. Демаркационная линия в Тихом океане была проведена на 17° к востоку от Молуккских островов, что однако не помешало испанцам в 1565 г. завоевать открытые Магелланом и находившиеся к западу от этой линии Филиппинские острова.

Турецкий вопрос во время итальянских войн.

Инициаторами большинства антитурецких акций и планов в XVI—XVII вв. выступали Габсбурги и римские папы. Но даже Габсбурги, которых турецкий вопрос затрагивал сильнее других европейских государей, не поступались интересами западноевропейской политики ради изгнания турок. Европейские государства, участвовавшие в Итальянских войнах, заключали между собой союзы, в которых время от времени звучали антитурецкие лозунги. Однако на деле они не заходили так далеко. Более того, европейские государства стали обращаться к турецкому султану за помощью против своих противников в Итальянских войнах. Так, 1510 г. император Максимилиан I предложил султану Селиму I выступить против Венеции, а в 1513—1514 гг. уже Венеция просила султана о помощи против своих европейских противников. Таким образом, с начала XVI в. Порта выступила перед европейскими государствами не только как враг, но и как их потенциальный союзник в европейских конфликтах.

Вестфальский мир.

Мир стал результатом навязанного или вынужденного компромисса, который внес существенные коррективы в систему европейских государств и в ситуацию в Германии.
По Вестфальскому миру Швеция получила всю Западную Померанию с портом Штеттин и небольшую часть Восточной Померании, острова Рюген и Волин, а также право на Померанский залив со всеми прибрежными городами. В качестве герцогов Померанских шведские короли стали имперскими князьями и получили возможность прямого вмешательства в имперские дела.

Франция Она получила Эльзас (кроме лишь юридически не вошедшего в ее состав Страсбурга), Зундгау и Хагенау, подтвердила свои уже столетние права на три лотарингских епископства — Мец, Туль и Верден. Под опекой Франции оказались 10 имперских городов.
Республика Соединенных провинций получила международное признание своей независимости, как и Швейцарский союз. Германия, формально оставаясь союзом государств во главе с избираемым монархом и постоянными рейхстапами, после Вестфальского мира на деле превращалась не в конфедерацию, а в едва связанный конгломерат "имперских чинов". Статус официально признанной религии получил в империи наряду с лютеранством и католицизмом также и кальвинизм.

 

Австрия

Австрия в XVI в.

Уже задолго до рассматриваемого периода Австрия заметно выделялась среди других княжеств империи и была одной из наиболее мощных ее частей. Австрия была наследственным герцогством и ее правители могли сами назначать себе наследников как по мужской, так и — в случае отсутствия наследников-мужчин — по женской линии. Империи не могли принадлежать лены в Австрии. Австрийский герцог был фактически освобожден от участия в военных предприятиях империи, если только они не затрагивали Австрию. Ему принадлежали исключительные судебные права в австрийских владениях и никто из его подданных не мог обратиться в имперский суд, которому и сам герцог был неподвластен. В XV в. Австрия не вносила никаких сборов в имперские учреждения, в ней не взимались имперские налоги. С XV в. все члены австрийского дома Габсбургов стали носить титул эрцгерцогов, что должно было подчеркнуть их самый высокий статус среди князей империи.

 

Реформы Фердинанда I.

Фердинанд продолжил начатую Максимилианом I реформу центрального управления. В 1527 г, была восстановлена деятельность Придворного совета как высшего судебного и административного органа. Наиболее важные дела, касавшиеся династических и внешнеполитических вопросов, решались в Тайном совете, состоявшем из ближайших советников эрцгерцога — императора.Был создан Военный совет, который ведал военными делами не только Австрии, но и присоединенных королевств. Возобновила работу Придворная палата (казна) и были сформированы казначейства

 

Англия

Экономическое развитие.

В течение всего XVI в, в Англии наблюдался устойчивый рост населения. Если в начале века его численность составляла приблизительно 2,5—3 млн человек, то к концу — уже около 4,1 млн. Особенно быстро росло население городов. Лондон превратился в один из мегаполисов Европы того времени, его население увеличилось с 50 тыс. в 1500 г. до почти полумиллиона к середине XVII в. За столицей следовали крупные ремесленные и торговые центры — Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Йорк, Глостер, и порты — Бристоль, Ньюкасл. Их обслуживали мелкие рыночные городки и сельская округа, специализировавшиеся на поставках продовольствия и всего необходимого для жизни большого города. Бурный подъем текстильного производства объяснялся возникновением мануфактур. Рабочую силу для подобных предприятий вербовали из крестьян, пришедших в город на заработки, детей бедняков, женщин и разорившихся городских ремесленников. Англия превратилась в крупнейшего экспортера олова и свинца в страны Европы. изготовление пороха, стекла, зеркал, бумаги, мыла, сахара, селитры развивалось быстрыми темпами

 

Королевская реформация.

Важным шагом в укреплении абсолютизма в Англия стала церковная реформация, начатая по инициативе Генриха VIII.Евангелические идеи стали распространяться здесь в 20-е годы XVI в. благодаря влиянию французских и немецких реформаторов.Лютеранство было популярно преимущественно в бюргерской среде, благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, откуда в английские порты тайно ввозилась протестантская литература. Однако в это время требование реформы церкви еще не вылилось в Англии в широкое общественное движение.Официальные власти заняли антилютеровские позиции: Генрих VIII лично выступил против "немецкой ереси" с трактатом ш защиту семи таинств, за что получил от папы почетный титул "защитника веры". Однако отношение короля к Реформации резко изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшегося из-за бракоразводного процесса Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской. Папа отказался дать развод Генриху, опасаясь испанского короля, брата Екатерины Арагонской.
Это привело к открытому конфликту с Римом и так называемой "королевской реформации". По настоянию государя заседавший с 1529 по 1536 г. "парламент реформации" принял ряд статутов, направленных на создание в Англии независимой от Рима национальной церкви, подчиненной королю. Это были законы об ограничении уплаты папе аннатов и "пенни Св. Петра" — церковной десятины, о запрете апеллировать в Рим и об отмене папской юрисдикции над английским духовенством. Итогом этой деятельности стал Акт о супре-матии (1534), провозглашавший Генриха VIII верховным главой церкви Англии, именовавшейся отныне "англиканской". Его власть объявлялась имперской -— исключающей подчинение другому суверену, в том числе и главе римско-католической церкви. Колоссальные земельные владения церкви обогатили казну; часть их король передал в награду своим ближайшим сподвижникам, часть — получади придворные аристократы и дворянство, некоторое количество земель было сдано в аренду. Политическим итогом королевской реформации стало подчинение церкви государю и включение ее в систему государственных институтов

 

Это тоже Англия

Развитие международных отношений в Европе в XVI в.

1. Новая эра международных отношений:

С конца XV в. Европа вступила в новую эру международных отношений, главной особенностью которой было формирование национальных государств. Изменяется политическая карта Европы, К началу XVI в. Англия, Франция, Испания, Португалия, Дания и Швеция уже достигли значительных успехов в складывании государственного единства. Во второй половине XVI в. в ходе национально-освободительного движения в Нидерландах родилась Республика Соединенных провинций. В то же время XVI век был свидетелем возникновения и распада многонациональной державы Карла V Габсбурга. Время, когда государи-сеньоры еще не делали различия между государством и поместьем, между публично-правовыми и частноправовыми функциями, уходило в прошлое. Высшим мерилом в политике становился "государственный интерес", который возводится на уровень "общего блага". Ведущие европейские государства перестают ограничиваться рамками отношений с отдельными, по преимуществу соседними, государствами, распространяя свою внешнеполитическую активность на всю Европу.

2. Оформление дипломатической службы:

Интенсивность международных связей уже в первой половине XVI в. вызвала переход к новой системе организации посольской службы — постоянного дипломатического представительства. К середине XVI в к этой практике перешло большинство европейских государств. Большую роль в установлении межгосударственных связей сыграла появившаяся в XVI в. почтовая служба. В свою очередь, дипломатическая переписка требовала определенной культуры. Под влиянием гуманистов вырабатывался стиль дипломатических депеш и донесений, который становился обязательным для каждого дипломата. С формированием института постоянного дипломатического представительства устанавливалась дипломатическая иерархия, в основе которой — значение государства, пославшего своего посла. Право назначать послов признавалось не за всеми государями. Находившийся в зависимости от другого крупного монарха государь мог иметь при нем только простого агента. Помимо постоянных дипломатических представительств продолжали сохранять свое значение чрезвычайные посольства, снаряженные, например, по случаю восшествия на престол нового государя. Одновременно с оформлением дипломатической службы складывался новый дипломатический протокол. Почести, оказываемые послам при въезде и приеме, получают установленный порядок.

3.Причины политических и военных конфликтов:

Борьба национальных государств за свои четко осознаваемые интересы порождала торговые войны, борьбу за овладение морскими путями, рынками сырья и сбыта, за монопольную эксплуатацию колоний. Серьезной помехой развитию национальных государств оставался средневековый династический принцип, в силу которого путем браков или наследования под властью одного государя могли оказаться страны и области, различные в этническом отношении и разобщенные территориально (пример — империя Карла V). Пограничный вопрос — неопределенность границ между отдельными странами, сохранение политической самостоятельности некоторыми пограничными областями разных государств с родственным по языку и культуре населением превращали пограничные области в объекты ожесточенной борьбы. На первый план выступают противоречия между большими государствами, к которым примыкали средние и мелкие страны. Столкновения между государствами перерастали в общеевропейские конфликты, в которых, однако, не допускалось преобладания какой-либо одной страны. Усиление одной монархии за счет другой вызывало ответное движение со стороны соседних государств, которые старались сохранить прежнее соотношение сил.

4.Очаги международных конфликтов:

В XVI в. в Европе сложилось три основных узла международных противоречий, грозивших войнами: 1) столкновение торговых и колониальных интересов Испании, с одной стороны, и Франции и Англии — с другой, вылившееся в конце XV — первой половине XVI в. в Итальянские войны, а во второй половине XVI в. — в войну между Испанией и Англией; 2) взаимоотношения между европейскими государствами и Османской империей; 3) борьба между странами Северной Европы за господство на Балтике. В основе франко-габсбургских и англо-испанских противоречий лежали, с одной стороны, притязания императора Карла V на гегемонию в Европе, а с другой — интересы национальных государств Франции и Англии. Император Карл V стремился расширить свое влияние посредством династических браков и военного вмешательства. Франция стремилась прорвать окружение в самом слабом его звене — в Италии, там, где можно было воспользоваться раздробленностью, внутренними раздорами, наконец, династическими притязаниями. Кроме того, Италия сулила французскому дворянству и купечеству богатую добычу. Противоречия между интересами Габсбургов и Франции, их борьба за гегемонию в Европе привели к Итальянским войнам (1494—1559) Со стороны Франции военные походы в Италию носили захватнический характер. Итальянские войны втянули в борьбу почти все европейские государства, помимо Габсбургов и Франции в них участвовали итальянские государства, папство, Англия, Дания, а также Османская империя. В ходе войн заключались многочисленные союзы, которые регулировали сохранение политического равновесия. Исход Итальянских войн, если не считать военной добычи, полученной в ходе временной оккупации, не принес Франции ни военной славы, ни других ожидаемых результатов. Ее притязания на итальянские земли успехом не увенчались. По миру в Като-Камбрези (1559) Франция присоединила к себе три лотарингских еписхопства (Мец, Туль в Верден). Пока многие европейские государства участвовали в итальянской войне, на Пиренеях созревал конфликт между Испанией и Португалией. Тордесильяссхий договор (1494) был нарушен был нарушен; корабли испанской экспедиции Магеллана подошли в 1521 г. к Молуккским островам и возник вопрос, кому они должны принадлежать. Испания сделала попытку обосноваться на спорных островах: в 1527 г, там появился испанский форт. Однако этот конфликт был улажен мирными средствами, поскольку новый путь для сношений с Молукками при полном отсутствии промежуточных баз в Тихом океане оказался крайне неудобным» В 1529 г. по Леридскому договору Испания отказалась в пользу Португалии от притязаний на Молуккские острова, которые были включены в состав приданого за сестрой Карла V, ставшей королевой Португалии. Демаркационная линия в Тихом океане была проведена на 17° к востоку от Молуккских островов, что однако не помешало испанцам в 1565 г. завоевать открытые Магелланом и находившиеся к западу от этой линии Филиппинские острова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.015 с.)