Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

Поиск
  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Ликвидирована должность Вице-президента Российской Федерации (ранее статья 121-7 Конституции 1978 года предусматривала, что Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается вице-президент Российской Федерации);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2012 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же <за исключением поправок к главам 1, 2 и 9> + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • Нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI Конституции 1978 года)
  • Отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
  • Принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались отдельной главой Конституции (одиннадцатой)
  • Государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее герб и флаг были установлены непосредственно Конституцией (соотв. статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), поскольку Съезд народных депутатов России отказался рассматривать беловежское соглашение (и, в частности, отменять формальное действие Конституции и законов СССР)
  • Отменено право приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

8. Формирование новой политической системы в РФ (конец 1993- сер. 1996 гг.)
9. I Государственная Дума РФ.
10. Особенности взаимодействия крупного российского капитала и исполнительных структур государственной власти РФ в политической истории России конца 1990-х гг.

11. Роль II Государственной Думы в политическом развитии России в 1996 -1999 гг.
Парламентские выборы 1995 г.17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ 2-го созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избирательных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюллетень, 5%-ный барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом — Россия» (НДР, 10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объединения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР - 50, НДР - 45, «Яблоко» — 31. Кроме этих фракций в Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовластие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 че­ловека). Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом проголосовавших по партийному списку и по одно­мандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Представитель КПРФ — Г. Н. Селезнев — был избран председателем Думы, его первым заместителем — А. Н. Шохин (НДР).

За все время существования нижней палаты она рассмотрела и приняла огромное количество законов. Всего за 1996 – 1999 годы в Государственную Думу было внесено 3583 законопроекта. Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу, было ратифицировано 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.

Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов.

«Нынешняя Дума оставляет депутатам следующего созыва внушительный портфель законодательных инициатив, среди которых особое место занимает инициатива об укреплении международной системы безопасности»,

— заявил журналистам РИА «Новости» на пресс-конференции спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. По его мнению, Государственной думе третьего созыва в приоритетном порядке предстоит рассмотреть вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Думе также предстоит принять Земельный кодекс РФ и завершить работу над общей частью Налогового кодекса.

В связи с чередой правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства. Депутаты этого созыва предприняли попытку начать процедуру импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение. На время работы палаты пришелся дефолт 1998 года. Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс (о государственной символике, о реорганизации правительства, о положении в АПК, об объявлении 4 марта днем памяти защитников конституции, о перезахоронении тела В.И. Ленина и т.д.).

Одной из наиболее явных тенденций в законодательной деятельности Госдумы, связанных с наличием в ней левого большинства, являлось то, что основная масса, утвержденных законопроектов была связана с социальными вопросами или же носила репрессивный характер. Неизменную поддержку большинства депутатов получали законы, связанные с увеличением размеров пенсий, пособий, расширением категорий населения, получающих те или иные льготы. Легко принимались законы, вводящие новые положения в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие нормы ответственности и расширяющие круг наказуемых деяний (на каждом пленарном заседании принимался как минимум один закон о внесении изменений или дополнений в какой-либо из этих кодексов). При этом крайне тяжело проходило утверждение экономических законов; те же из них, которые все же принимались, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) или же принимались в результате жесткого давления со стороны правительства. Госдума второго созыва в фактически принимала законы, увеличивающие государственные расходы, блокируя принятие законов, способствующих росту доходов, и вводила новые репрессивные нормы.

Политическая жизнь Государственной думы второго созыва была очень бурной. В связи с чередой правительственных кризисов в течение созыва Думе пришлось 9 раз голосовать по утверждению предложенного президентом главы правительства (летом 1996 по кандидатуре В.Черномырдина после президентских выборов, трижды в апреле 1998 по утверждению С.Кириенко, трижды в сентябре-августе 1998, сначала по утверждению В.Черномырдина, а затем Е.Примакова, в мае 1999 по утверждению С.Степашина и в августе 1999 по утверждению В.Путина), причем ситуация весны и осени 1998 была настолько острой, что вполне реальной была перспектива роспуска Государственной думы и назначения досрочных выборов.

10 августа 1996, после избрания Б.Ельцина президентом России на второй срок, Государственная Дума утвердила предложенную им кандидатуру В.Черномырдина на пост председателя правительства («за» – 314, «против» – 85). Осенью 1996 с началом обсуждения проекта бюджета на 1997 отношения президента и Государственной думы вновь обострились. В течение 1997 – начала 1998 между Госдумой и правительством шла перманентная борьба по предложенному «молодыми реформаторами» вице-премьерами правительства Б.Немцовым и О.Сысуевым пакету реформ (жилищно-коммунальная реформа, налоговая и т.д.).

В апреле 1998 после увольнения президентом Ельциным правительства Черномырдина и внесения им на пост премьер-министра кандидатуры бывшего министра топлива и энергетики С.Кириенко понадобилось три тура голосования чтобы заставить Госдуму утвердить данную кандидатуру. Утверждение кандидатуры стало возможно только благодаря тому, что было принято решение о проведении тайного голосования с помощью бюллетеней, на которое думское большинство пошло, чтобы, с одной стороны, избежать потери политического лица, а с другой – досрочных выборов.

В августе 1998 после дефолта и последовавшей затем отставки правительства С.Кириенко президент Ельцин вновь предложил Госдуме кандидатуру В.Черномырдина. В ситуации политического и экономического кризиса было очевидно, что и при третьем голосовании Черномырдин не будет утвержден, в этой ситуации президент РФ пошел на компромисс и внес предложенную рядом депутатов (в частности лидером ЯБЛОКА Г.Явлинским) кандидатуру министра иностранных дел Е.Примакова. 11 сентября 1999 Е.Примаков подавляющим большинством был утвержден на посту главы правительства.

Отношения думского большинства с правительством Примакова были наиболее конструктивными, на работу в правительство пригласили ряд депутатов Государственной думы. Е.Примаков и лидеры депутатских объединений продемонстрировали абсолютное согласие по ряду позиций, вплоть до внесения поправок в Конституцию РФ. Была выработана формула, согласно которой поправки вносились в Конституцию без ее кардинального изменения и только с согласия всех ветвей власти. Было принято решение о необходимости внесения поправки о невозможности отставки правительства без согласия Госдумы и отчета правительства перед депутатами. Е.Примаков обещал убедить Б.Ельцина в допустимости внесения поправок в Конституцию. Лидеры всех фракций в Госдуме и Е.Примаков согласились с необходимостью формирования правительства из думского большинства и внесения изменений в законодательство о выборах. Растущий политический рейтинг Примакова как потенциального кандидата в президенты РФ с одновременным развитием в Госдуме процесса импичмента против президента РФ вызывал все большую обеспокоенность президента РФ. Б.Ельцина.

В результате 12 мая 1999 президент Б.Ельцин принял решение от отставке правительства Е.Примакова и предложил на пост премьера назначенного перед этим первым вице-премьером бывшего министра внутренних дел и министра юстиции С.Степашина. Кандидатура С.Степашина на пост премьер–министра, вопреки прогнозам многих экспертов, была утверждена Государственной думой с первой попытки 19 мая 1999 электронным голосованием.

Столь же единодушно занятые подготовкой к парламентским выборам декабря 1999 депутаты поддержали внесенную вместо уволенного через три месяца 9 августа 1999 Степашина кандидатуру В.Путина на пост главы правительства.

Перманентный правительственный кризис 1998–1999 происходил одновременно с процессом импичмента против президента РФ Б.Ельцина. После президентских выборов и последующей болезни президента (операция шунтирования) противники Б.Ельцина в Госдуме предпринимали попытки создать механизм прекращения полномочий президента на основе «стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». В частности, был разработан проект закона о Государственной медицинской комиссии, которая смогла бы констатировать недееспособность президента, однако, ни один из этих проектов не был принят. 19 мая 1998 на заседании фракции КПРФ было принято решение о начале процедуры импичмента, в тот же день это решение подтвердило постановление президиума НПСР. 20 мая 1998 депутаты из фракции КПРФ собрали 177 подписей за начало процедуры импичмента президенту. 19 июня 1998 была создана специальная комиссия Госдумы по отрешению президента от должности. К февралю 1999 спецкомиссия Госдумы завершила подготовку заключения по пяти пунктам обвинения депутатами главы государства:

1. Подготовка, заключение и реализация Беловежских соглашений. Признаки преступления, предусмотренного ст. 64 УК РСФСР (заговор с целью неконституционного захвата власти).

2. События сентября – октября 1993. Заговор с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР, ст. 278 УК РФ), превышение полномочий, сопряженное с насилием, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 102 УК РСФСР, ст. 105 УК РФ).

3. Организация военных действий на территории Чечни. Превышение полномочий, совершенное с применением оружия, с причинением тяжких последствий (ст. 171 УК РСФСР, ст. 2 и 286 УК РФ).

4. Ослабление обороноспособности и безопасности России. Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ст. 285 УК РФ).

5. Действия, приведшие к геноциду российского народа. Злоупотребления должностными полномочиями, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы (ст. 285 и ст. 357 УК РФ).

16 марта 1999 Совет Госдумы назначил датой начала рассмотрения Госдумой вопроса об импичменте 15 апреля 1999, однако вскоре Госдума перенесла дату своего заседания по отрешению президента РФ от должности на 13 мая. 21 апреля 1999 Госдума одобрила поправки к своему регламенту, конкретизирующие процедуру импичмента. Голосовать за отрешение Бориса Ельцина было решено открыто именными бюллетенями, подписанными каждым получившим его парламентарием. Рассмотрение вопроса об импичменте состоялось 13–15 мая, 15 мая 1999 состоялось голосование, в ходе которого не один из пяти пунктов обвинений не получил необходимого большинства в 300 голосов. Наибольшее число голосов собрал третий пункт обвинения (по войне в Чечне) – 284 голоса.

По второму пункту обвинений (государственный переворот в октябре 1993) «за» проголосовало 263 депутата, по первому и четвертому пунктам (Беловежские соглашения и развал армии) импичмент поддержал 241 депутат, по пятому (геноцид российского народа) – 237 депутатов.

Правительство Примакова не воздействовало на депутатов с целью прекращения процедуры импичмента, что послужило одной из причин отставки кабинета Примакова, последовавшей одновременно с голосованием в Думе по импичменту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.016 с.)