Эволюция системы Советов в РСФСР-РФ 1990-1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция системы Советов в РСФСР-РФ 1990-1991 гг.



Эволюция системы Советов в РСФСР-РФ 1990-1991 гг.

Период с мая 1989 г., когда начали работать Съезды народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, до декабря 1991 г., когда, после Беловежского соглашения, перестал существовать сам Советский Союз. Особое место внутри этого периода занимает этап истории страны, связанный с возрождением в России подлинно представительной власти - с деятельностью Съездов народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Именно со становлением (точнее - возрождением) парламентаризма в его советской форме были связаны процессы возрождения российской государственности, изменения ее политического, экономического социального устройства, создание качественно иной законодательной базы.


Периодизация - три основные этапа. Основанием для периодизации служит анализ деятельности Съездов и Верховного Совета РСФСР в контексте политического развития страны. Первый этап - со времени проведения выборов в марте 1990 г. до ноября 1990 г., до начала работы Второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР. Основное содержание этого этапа связано со становлением качественно новых институтов высшей представительной власти (советского типа) и попыткой создания единой для всего в СССР программы реформирования экономики. Второй этап - с ноября 1990 г. - Второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР до июля -августа 1991 г., когда произошли инаугурация Президента РСФСР (на Пятом (внеочередном) Съезде) и путч 19-21 августа 1991 г. Третий этап - с августа 1991 по декабрь 1991 г. Основное содержание этого этапа было связано с провалом попыток подписать новый Союзный договор и с созданием политико-правовых и экономических основ для осуществления в 1992 г. радикальной экономической реформы.


Суть: лозунг "Вся власть Советам" был обращен против КПСС - той политической силы, которая когда-то эффективно использовала его для прихода к власти. Уже на первом Съезде народных депутатов РСФСР ясно определилась тенденция к устранению КПСС от управления. Другой стороной лозунга "Вся власть Советам" стало противопоставление и конфликт между советскими органами Союза ССР и Россией. С момента принятия "Декларации о государственном суверенитете РСФСР", утвержденной абсолютным большинством депутатов - от радикальных сторонников "Демократической России" до членов ЦК компартии РСФСР - был заложен фундамент того явления, которое получило название "войны законов".

Одним из многих исторических парадоксов стало то, что Съезд и Верховный Совет РСФСР, которые были противопоставлены Лениным "буржуазному парламентаризму", стали колыбелью возрождения и становления парламентских процедур во всем их многообразии. Съезд, Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета уделяли постоянное внимание созданию строгих парламентских процедур, в острых спорах и конфликтах создавалась техника законотворческой работы.

Своеобразной формой нерасчлененности исполнительной и законодательной властей, проявлением советской природы власти стало подчинение Совмина РСФСР Съезду и Верховному Совету РСФСР. Руководство Верховного Совета РСФСР прямо и непосредственно вмешивалось в деятельность Совета Министров РСФСР, добиваясь создания экономической основы суверенитета России. Острая критика союзными ведомствами экономической политики российского правительства, как ни парадоксально, свидетельствует об эффективности этой политики.

Съезду и Верховному Совету РСФСР была отведена важная роль в подготовке законодательной базы для проведения экономической реформы. Именно там летом 1990 г. была принята Программа "500 дней", ставшая первой, хотя и нереализованной, попыткой осуществления реформ.

В экономической политике России исследуемого периода можно выделить два важнейших этапа: первый - это попытка соединить экономические принципы, проистекавшие из Декларации о государственном суверенитете, с осуществлением единой для всего СССР программой "500 дней"; второй - реализация программы перехода к рыночной экономике в масштабах только России, при условии острого конфликта с союзными ведомствами.

Принципиальные различия в понимании роли "союзного центра", существовавшие в руководстве СССР и РСФСР, предопределили провал этой программы.

Относительно самостоятельный период развития российской экономической стратегии перехода к рынку, в полной мере определившийся с октября 1990 г., ознаменовался подготовкой основательной законодательной базы, созданной для принципиально новых условий хозяйствования, а также появлением управленческих структур, ориентированных на деятельность в условиях рыночной экономики. В этом смысле он оказался плодотворным и во многом подготовил республику к действию в качественно новых условиях, возникших осенью 1991 г.

Верховный Совет РСФСР и Съезд подготовили основы законодательства о Президенте РСФСР, ставшие важным "предисловием" к реальному разделению законодательной и исполнительной властей. В России было установлено, что Президент руководит Советом Министров РСФСР, то есть является руководителем исполнительной ветви власти, именно в РСФСР был создан Конституционный суд с широкими полномочиями. Такой орган отсутствовал в СССР.

Вместе с тем, оставалась неизменной советская конструкция власти. Даже при наличии поста Президента России Съезд и Верховный Совет РСФСР обладали реально большими правами, чем исполнительная власть.

События второй половины 1991 г. стали свидетельством недооценки принятия новой Конституции с четко разделенными полномочиями ветвей власти. И Президент, и руководство Съезда и Верховного Совета РСФСР, и российское общество недооценивали роль Конституции. В стране, не знавшей не только реального, конституционно оформленного разделения ветвей власти, но и практического действия конституционных норм, отсутствовала конституционная культура. По крайней мере дважды - на втором и пятом Съездах народных депутатов РСФСР - была возможность принять новую Конституцию. Однако политическая целесообразность, конъюнктурные соображения "брали верх".

Цена этого была очень дорогой. Новую Конституцию пришлось принимать после тяжелейшего политико-конституционного кризиса 19921993 гг, после страшных событий осени 1993 г.

Подготовка и подписание Федеративного договора РФ 31 марта 1992 г.

Первый этап – 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап – 12 декабря 1993 г. Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап – 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап —конец 1994 г. Массовое подписание Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Пятый этап – 1999 г. – принятие Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до 21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.

Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента – Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

 

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ", и Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ". В Ф.д. входят также протоколы к двум первым из перечисленных договоров, причем Протокол ко второму Договору в соответствии с его ч. 2 ст. 7 рассматривается как неотъемлемая часть Ф.д.

Каждый из трехдоговоров, составляющих Ф.д., содержит исчерпывающее определение предметов ведения федеральных органов государственной власти, а также находящихся в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Ф.д. устанавливается, что все иные вопросы относятся к исключительному ведению субъектов РФ. По своему содержанию Ф.д. не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством,поскольку к моменту его заключения РФ уже сложилась как суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами стали новым шагом в развитии федерализма в России.

Ф.д. юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные (суверенные республики в составе РФ), административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные округа) образования.

Работа по подготовке Ф.д. началась в 1990 г. 17 июля 1990 г. Президиумом ВС РСФСР было принято постановление о Ф.д., определившее необходимость:

формирования СФ; разработки и согласования основных принципов государственного устройства РФ; обсуждения на очередном Съезде народных депутатов Декларации об основных принципах государственного устройства РФ: составления и заключения Ф.д. Работа над проектом Ф.д. велась совместно с разработкой проекта новой Конституции РФ: договор должен был служить основой для содержания будущей конституции в сфере государственного устройства и федеративных отношений. Проект договора был рассмотрен на III (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР в марте 1991 г., где было принято решение о его доработке совместно с представителями субъектов РФ и подготовке к подписанию.

Ф.д. был подписан 31 марта 1992 г. в Кремле полномочными представителями субъектов РФ, а от имени Федерации - Председателем ВС РФ Р.И. Хасбулатовым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Не подписали Ф.д. Республика Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. VII Договора между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ регулирование отношений по разграничению полномочий между ними допускалось и в иных, не связанных с подписанием Договора формах, в том числе на двусторонней основе, в соответствии с Конституциями РФ и республики в составе РФ.

10 апреля этого же года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил Ф.д. и включил его содержание в текст Конституции РСФСР 1978 г.\'

Принятие Конституции РФ 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции 1978 г. юридически не означало прекращения действия Ф.д. Частью 3 ст.11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ, Федеративным и иными договорами. Положения Ф.д. в этой части, с некоторыми изменениями были включены в текст Конституции РФ. Все остальные положения Ф.д. согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ действуют в части, не противоречащей Конституции РФ.

 

 

Начало

Чехарда началась 23 марта 1998 года, когда Президент России Борис Ельцин отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина. Некоторые считают, что причина отставки в том, что Ельцин уже тогда начал задумываться об уходе в отставку, и начал искать себе преемника.

Сергей Кириенко

Выбор пал на Сергея Кириенко, которому в тот момент было всего лишь 36 лет. В августе 1998 правительство Кириенко объявил о дефолт. Тогда Ельцин отправил в отставку и Кириенко, которого народ прозвал "Киндер Сюрприз" (шутки за триста).

Евгений Примаков

Затем новым премьером был назначен Евгений Примаков, который, надо сказать, преодолел самые тяжелые последствия дефолта. В России начался рост реального сектора экономики. Но президент отправил в отставку правительство Примакова в мае 1999 года. Это произошло вследствие конфликта Примакова с Ельциным и закулисной политической борьбы в российском руководстве.

Сергей Степашин

Вместо Примакова премьером стал Сергей Степашин. Его правительство считается самым коротким- оно продлилось всего 3 месяца. В ту пору началась операция "Преемник", и Ельцин остановил свой выбор на Владимире Путине, который в тот период был директором ФСБ. В августе правительство Степашина было отправлено в отставку.

Владимир Путин

Последним из чехарды премьеров стал Владимир Путин, который за месяц завоевал доверие россиян своими действиями в Чечне и Дагестане. По опросам, в декабре 1999 за Путина готовы были проголосовать 85% россиян.

Конец чехарды

Окончилась министерская чехарда 31 декабря 1999 года с уходом в отставку Ельцина. Указом нового президента Владимира Путина премьер-министром стал Михаил Касьянов.

Список премьер-министров

март-август 1998 - Сергей Кириенко

август 1998 - май 1999 - Евгений Примаков

май -август 1999 - Сергей Степашин

август-декабрь 1999 - Владимир Путин

IV Государственная Дума РФ.

Срок полномочий:

Дата начала: 7 декабря 2003 года. Избрана сроком на четыре года.

Дата окончания: 24 декабря 2007 года.

Председатель: Грызлов, Борис Вячеславович, фракция «Единая Россия». Избран 29 декабря 2003 года Постановлением Госудаственной Думы.

Первые заместители председателя ГД — Любовь Слиска (Единая Россия), Александр Жуков (Единая Россия)

Заместители председателя ГД — Георгий Боос (с 21 сентября 2005 года — Юрий Волков, Единая Россия), Артур Чилингаров (Единая Россия), Вячеслав Володин (Единая Россия), Владимир Пехтин (Единая Россия), Олег Морозов (Единая Россия), Валентин Купцов (КПРФ), Дмитрий Рогозин (Родина), Владимир Жириновский (ЛДПР).

За время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона, одобрила 25 федеральных конституционных законов. Из них подписаны президентом 1122 закона.

В Госдуму четвертого созыва (2003-2007) прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции. Впервые было сформировано большинство на основе одной партии "Единая Россия", что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание никакие возражения оппозиции.

Одной из отличительных черт Думы стал высокий уровень преемственности состава депутатского корпуса - 224 человека. В числе принятых законов - о монетизации льгот, референдуме, об изменении системы выборов, об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов и др. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлетнего бюджетного планирования.

Дума четвертого созыва запомнится избирателям и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени.

Государственная Дума продолжила разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти; корректировала проведение муниципальной реформы, изменила порядок наделения полномочиями глав регионов; обеспечила модернизацию Вооруженных сил; усилила правовую базу борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Такие решения, как создание Общественной палаты, повышение требований к политическим партиям, обновленное законодательство о некоммерческих и саморегулируемых организациях, были направлены на развитие в России институтов гражданского общества.

Законы о парламентском расследовании, о переходе на пропорциональную систему выборов, новый порядок «правительственных часов» с принятием постановлений палаты по их итогам — усилили позиции и эффективность парламента как представительного органа.

С самого начала своей работы Государственная дума четвертого созыва уделяла первостепенное внимание вопросам государственного строительства и укрепления российской государственности. Государственная дума поддержала инициативу президента Российской Федерации по усилению вертикали исполнительной власти, изменив порядок избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Также был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На усиление роли политических партий в обществе были направлены новый закон о переходе на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и изменения к Федеральному закону «О политических партиях» в части увеличения минимальной численности партий.

Осенью 2005 года депутаты внесли изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставив субъектам Российской Федерации возможность самим выбирать сроки реализации муниципальной реформы. Депутаты поддержали инициативу о снижении ставок единого социального налога, были законодательно облегчены условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, отменен налог на наследуемое имущество, принят закон, позволяющий путем налогообложения и увеличения пошлин изымать сверхприбыль, полученную российскими нефтяными компаниями от добычи полезных ископаемых.

В 2004 году Государственная дума приняла пакет законов по формированию рынка доступного жилья, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. В целях снижения уровня алкоголизации населения, особенно молодого поколения, был принят новый закон об ограничении рекламы пива. В 2005 году в связи с шестидесятилетием Победы в Великой Отечественной войне депутаты приняли поправки в налоговое законодательство, предусматривающие освобождение ветеранов войны от уплаты налогов на полученные ими подарки и различные виды материальной помощи.

Первостепенное внимание Государственная дума уделяла бюджетной политике государства. В федеральном бюджете на 2005 год была усилена социальная направленность бюджетных расходов, увеличено финансирование образования, здравоохранения, спорта, возросли расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Проект федерального бюджета на 2006 год Государственная дума впервые рассматривала в рамках трехлетнего бюджетного планирования. В весеннюю сессию 2007 года был принят закон о трехлетнем федеральном бюджете. В самом начале созыва, повысив налогообложение доходов нефтяных компаний, депутаты обеспечили финансовую прочность государства. Ресурсы страны были сконцентрированы в руках государства, что позволило приступить к реализации масштабных социально-экономических программ и создать институты экономического развития.

Реализуя на практике задачу поддержки наиболее конкурентоспособных отраслей, депутаты обеспечили создание государственных корпораций, в частности Российской корпорации нанотехнологий, корпораций «Ростехнологии», «Росатом», корпораций в авиационной промышленности и судостроении. Государственная дума добилась, чтобы сельское хозяйство России получило базовый закон и пятилетнюю государственную аграрную программу. Поддерживая ключевые отрасли, депутаты создавали дополнительные возможности для территориального развития. Одной из таких мер стало принятие законодательства об особых экономических зонах, которые призваны стать «точками экономического роста» в производстве, в инновациях, в туризме, в деятельности российских морских портов. Государственная Дума решала проблему развития современной инфраструктуры: был принят закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, обеспечен рост федеральных расходов на дорожное строительство. Депутаты работали над законодательным сопровождением приоритетных национальных проектов, на реализацию которых в 2007 году было выделено более 240 миллиардов рублей.

Проблема сокращения численности населения России начала решаться в рамках демографического проекта, в том числе через принятие законов о материнском капитале. Тема борьбы за здоровый образ жизни нашла воплощение в целом ряде законов, в том числе: о физической культуре и спорте, об ограничении рекламы пива и запрете его потребления в общественных местах. Депутаты отменили налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, повышали минимальный размер оплаты труда, зарплаты бюджетникам, детские пособия и стипендии, надбавки кандидатам и докторам наук, пенсии, решали проблемы ветеранов и пенсионеров-северян. В результате среднемесячная начисленная заработная плата по сравнению с 2003 годом выросла более чем в 2,3 раза. С начала 2004 года средний размер трудовой пенсии увеличился более чем в два раза. Государственная Дума значительно обновила трудовое законодательство, комплексные поправки в Трудовой кодекс вполне могут сравниться с его новой редакцией.

На протяжении всего созыва расширялись межпарламентские связи с другими странами, были ратифицированы важнейшие соглашения, конвенции, договоры. Депутаты Государственной Думы участвовали в работе крупнейших межпарламентских организаций и форумов. В 2004 году было ратифицировано Соглашение о формировании Единого экономического пространства, ратифицированное также парламентами Белоруссии, Казахстана и Украины. Кроме того, были ратифицированы Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре. Важным международно-правовым документом, направленным на повышение стабильности и укрепление безопасности в Европе, является Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), также ратифицированное Государственной Думой в 2004 году. Так как усилия России по ограничению обычных вооруженных силах в Европе не были поддержаны западными партнерами, депутаты Государственной думы в 2007 году приняли решение о выходе Российской Федерации из режима ограничений, предусмотренных ДОВСЕ. В 2004 году депутаты приняли Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», ратифицировали Киотский протокол.

В 2005 году Государственная дума ратифицировала Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, которое устранило спорные вопросы на большом участке линии границы между странами. В период весенней сессии 2005 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур». В декабре 2005 года был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Всего Государственной думой четвертого созыва было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов. Во многих случаях были разработаны принципиально новые законы, ликвидированы пробелы в тех сферах, где правовая база устарела или просто отсутствовала. Последнее пленарное заседание Государственной думы четвертого созыва состоялось 16 ноября 2007 года.

IV Государственная Дума РФ

7 декабря 2003 года - 24 декабря 2007 года.

Председатель: Б.В. Грызлов, фракция «Единая Россия».

Выборы в Гос.Думу четвертого созыва проходили в соответствии с новым избирательным законом от 20 декабря 2002 года, где депутаты избирались по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ) и по федеральному избирательному округу по партийным спискам.

По итогам голосования по федеральному избирательному округу партия «Единая Россия» 37% получила 120 депутатских мандатов, КПРФ 12% — 40, ЛДПР 11% —36, избирательный блок «Родина» 9% — 29.

На выборах по одномандатным округам наибольшего успеха добились: «Единая Россия»(102 кандидата), Народная партия Российской Федерации (17), КПРФ (12),«Родина»(8). Кандидаты, зарегистрированные по одномандатным округам в порядке самовыдвижения, получили 67 депутатских мандатов.

Четыре года в деятельности Думы стали периодом стабильности. Росло благосостояние граждан. ГД продолжала разграничивать полномочия между всеми уровнями власти, усилила правовую базу борьбы с терроризмом и экстремизмом.

С самого начала своей работы Государственная Дума уделяла внимание вопросам государственного строительства и укрепления российской государственности.Государственная Дума поддержала инициативу президента Российской Федерации по усилению вертикали исполнительной власти, изменив порядок избрания высших должностных лиц субъектов РФ. На усиление роли политических партий в обществе был направлен новый закон о переходе на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной думы.

Депутаты поддержали инициативу о снижении ставок единого социального налога, был также отменен налог на наследуемое имущество. Кроме того, был принят закон, позволяющий налагать налог на сверхприбыль предприятий, полученную от добычи полезных ископаемых. Был принят закон о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда и доведение его до прожиточного минимума.

В 2004 году Государственная дума приняла пакет законов по формированию рынка доступного жилья,включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. В целяхснижения уровня алкоголизации населения, особенно молодого поколения, был принят новый закон обограничении рекламы пива. В 2005 году в связи с шестидесятилетием Победы в ВОВ депутаты приняли поправки в налоговое законодательство, предусматривающие освобождениеветеранов войны от уплаты налогов на полученные ими подарки и различные виды материальной помощи.

Первостепенное внимание Государственная дума уделяла бюджетной политике государства. ВФедеральном бюджете на 2005 год была усилена социальная направленность бюджетных расходов,увеличено финансирование образования, здравоохранения, спорта, возросли расходы на оборону,национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Реализуя на практике задачу поддержки наиболее конкурентоспособных отраслей, депутаты обеспечилисоздание государственных корпораций, в частности Российской корпорации нанотехнологий, корпораций«Ростехнологии», «Росатом», корпораций в авиационной промышленности и судостроении.Государственная дума добилась, чтобы сельское хозяйство России получило базовый закон и пятилетнююгосударственную аграрную программу.

Кроме того, депутаты создавали возможность для территориального развития страны. Одной из таких мер стало принятие законодательства об экономических зонах, которые призваны стать точками роста в производстве, инновациях, туризме.

Проблема сокращения численности населения России начала решаться в рамках демографического проекта (закон о материнском капитале). Повышались детские пособия и стипендии, зарплаты бюджетников(2,3 раза), размер пенсии увеличился в 2 раза, ограничивалась реклама пива.

Обновилось трудовое законодательство, были сделаны поправки в Трудовой кодекс. Расширялись межпарламентские связи с другими странами: ратифицирован Протокол об о порядке совместных антитеррористических мероприятий с СНГ и ШОС. В 2004 г. депутаты приняли федеральный закон «О присоединении РФ к договору о Дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», ратифицировали Киотский протокол (сокращение выбросов парниковых газов).

В 2005 г. Госдума ратифицировала соглашение между РФ и КНР о российско-китайской границе, которое устранило спорные вопросы.

Всего Госдумой было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062.

 

Выборы V Государственной думы в декабре 2007 г. «План Путина».

Выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ пятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий).

Наблюдателями от ОБСЕ и ПАСЕ, а также некоторыми оппозиционными российскими партиями и общественными деятелями выборы оценены как несвободные, несправедливые и прошедшие с многочисленными нарушениями; оппозиционные партии обвиняют власти в фальсификации их итогов. С другой стороны, наблюдатели от стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества оценивают выборы как свободные, честные и демократические. ЦИК РФ также не считает, что имели место фальсификации.

Согласно результатам голосования, сильных изменений в распределении мест в Государственной думе не произошло. «Единая Россия» получила квалифицированное большинство, достаточное для единоличного принятия любых решений в Госдуме без учёта мнения других депутатов.

Согласно информации Федеральной регистрационной службы только 15 политических партий соответствовали требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях». Не допущены к участию в выборах были Партия зелёных (Панфилов — Конеген — Семёнов), Партия мира и единства (Умалатова — Тырин — Ведута), Народный союз (Бабурин — Алкснис — Батанов). Отказались участвовать в выборах: Партия возрождения России (партия не подавала список кандидатов в депутаты и, таким образом, отказалась от участия в выборах)

Место Партия Федеральная часть списка Голоса % [3] Мест в Думе

1. Единая Россия Путин >> 64,30% 315

2. КПРФ Зюганов — Алфёров — Харитонов >> 11,57% 57

3. ЛДПР Жириновский — Луговой — Лебедев >> 8,14% 40

4. Справедливая Россия Миронов — Горячева[4] >> 7,74% 38

5. АПР Плотников — Брусникова — Шандыбин >> 2,30% 0

6. Яблоко Явлинский — Ковалёв — Иваненко >> 1,59% 0

7. Гражданская сила Барщевский — Рявкин — Похмелкин >> 1,05% 0

8. СПС Белых — Немцов — Чудакова >> 0,96% 0

9. Патриоты России Семигин — Селезнёв — Маховиков >> 0,89% 0

10. ПСС Подберёзкин — Лесков — Воротников >> 0,22% 0

11. ДПР Богданов — Смирнов — Гимазов >> 0,13% 0

Недействительные бюллетени 759 929 1,11 —

Всего (явка 59 %) 69 537 065

ЦИК принял решение резко сократить число иностранных наблюдателей. В частности, наблюдатели ОБСЕ ограничены числом в 70 человек (на предыдущих выборах присутствовало 500 наблюдателей от ОБСЕ). Пресс-служба ОБСЕ назвала эти ограничения «беспрецедентными».[

16 ноября 2007 года руководитель Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ Кристиан Строхал заявил, что наблюдатели ОБСЕ не будут принимать участие в мониторинге предвыборной компании и самих выборов из-за «задержек и ограничений», накладываемых российской стороной.

Наблюдатели от Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы назвали выборы «нечестными» и «недемократичными».

Наблюдатели от СНГ назвали выборы «свободными и транспарентными». По словам главы миссии Наурыза Айдарова, выборы прошли в «условиях высокой конкурентности». Глава миссии подчеркнул: «В ходе выборов были обеспечены все необходимые условия, исключающие какие-либо дискриминационные ограничения по отношению к партиям, принимающим в них участие»[34]. Наблюдатели отметили, что имевшие место нарушения не были серьёзными и не повлияли на общий итог голосования.

Миссия Шанхайской организации сотрудничества заявила, что выборы «были легитимными, свободными и открытыми и в целом соответствовали требованиям национального законодательства Российской Федерации и принятым международным обязательствам». При этом данное мнение относилось только к участку, где присутствовала сама миссия. Глава миссии Гао Юйшэнь отметил, что голосование проходило «в свободной, спокойной, деловой и хорошо организованной обстановке».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.095 с.)