Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Основные методологические проблемы клинической психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфические методологические проблемы клинической психологии: · Понимание нормы – патологии · Определение «болезни» и «здоровья» · Классификация расстройств Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии). Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология). Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет? Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы. Определение «болезни» и «здоровья» Важно понимать, что болезнь и здоровье это не два полюса одного качества и ни одно из них нельзя определять через другое. Т.е., для определения понятия здоровья необходимо выделить то положительное, что несет в себе здоровая нормальная личность и создать положительное определение здоровья, например «состояние полного благополучия – физического, душевного, социального» (ВОЗ). Болезнь и здоровье – две независимые величины (можно чувствовать себя здоровым, несмотря на наличие болезни и наоборот). Шесть критериев психологического здоровья (Ягода, 1958) · Позитивная установка по отношению к собственной личности · Духовный рост и самореализация · Интегрированная личность · Автономия, самодостаточность · Адекватность восприятия реальности · Компетентность в преодолении требований окружающего мира (культурно обусловленное выделение!) Классификация расстройств Цель любой классификации – упорядочить явления и выявить закономерности. Две классификации, которые нам нужно знать: международная классификация болезней, глава 5 (F) (МКБ), Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM). Особенности этих классификаций: · Категориальная классификация Диагноз – это тип; при этом четких границ между типами не существует · Операциональная диагностика ü Диагноз ставится по каталогу критериев ü Симптомы, которые должны быть в наличие ü Симптомы, которые не могут быть в наличие ü Из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х · Многоосевая диагностика – описание индвида по нескольким осям ü Каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием ü Позволяет более дифференцировано и комплексно описать индивида ü Учитывать одновременно несколько аспектов, а не только основной диагноз ü Имеет значение для прогноза Оси DSM-IV (в DSM-III первоначально была введена многоосевая система). Только оси I-III содержат официальные диагнозы. Ось I. Клинические расстройства (основные психиатрические расстройства) Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития Ось III. Соматические болезни. Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования Оси МКБ-10 Ось I: психические расстройства (включая расстройства личности) и соматические расстройства/заболевания. Ось II: ограничения социальных функций Ось III: влияния, зависящие от окружения и ситуаций, жизненные проблемы и их преодоление За что критикуют МКБ и DSM? Во-первых, у них нет никакого теоретического обоснования, все основано на коллегиальном и экспертном мнении (голосование за симптомы), во-вторых нет связи с этиологией (воедино не сведены различные аспекты заболевания: этиология, течение, синдромология, степень тяжести...), кроме того, подход сплошь описательный, низкая надежность классификационных категорий, и на закуску: при применение диагностического ярлыка теряется уникальность индвида (принципам гуманизма). Еще в программе курса написано о проблеме дефекта и компенсации: Выготский: Компенсация - возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций. 2 типа компенсации дефекта. 1. Компенсация дефекта происходит на внутрисистемном уровне и осуществляется за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур. 2. Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур. Чаще всего наблюдаются сразу два типа компенсации дефекта. Теория компенсации дефекта по А. Адлеру: В основе принцип единства психологической жизни личности, отведение ведущего I места социальному фактору в психическом развитии человека. Формирование личности индивидуума происходит в первые 5-6 лет жизни.. Человек биологически не приспособленное существо. (Исходя из этого у него возникает ощущение своей неполноценности, которое усугубляется наличием у ребенка какого-либо психического или физического дефекта. В то же время осознание собственной неполноценности становится в будущем для человека постоянным стимулом к развитию. Человек, стремясь преодолеть свой дефект и самоутвердиться в социуме, актуализирует все свои прочие возможности.) Л. С. Внготежий: компенсаторные возможности полностью реализуются в том случае, если дефект является осознанным. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторный путь людей во включении их в активную деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.009 с.) |