Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, основные отрасли клинической психологии. Значение клинической психологии для общей психологии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психогенная импотенция Э ректорная функция излишне опосредствована социальными значениями и личностными смыслами, особенно в европейском обществе. Эрекция - символ мужской состоятельности в целом. Избыточность опосредствования ухудшает произвольную регуляцию, то есть в нее вкладывается очень много смысла. Поэтому пропорционально личностной значимости ситуации сексуального контакта, высота притязаний и тревога оказывается не соответствующим высоким ожиданиям. Доказательством служат такие факты, что при приеме алкоголя симптом регрессирует, а также данный симптом менее выражен в других страх. В принципе ту же логику можно проследить и при анарексии, например. Основные выводы:
Предмет, задачи, основные отрасли клинической психологии. Значение клинической психологии для общей психологии. Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины: - психические проявления различных расстройств; - роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств; - влияние различных расстройств на психику; - нарушения развития психики; - разработка принципов и методов исследования в клинике; - психотерапия, проведение и разработка методов; - создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Разделы клинической психологии: - нейропсихология (психология + нейрохирургия) Значение клинической психологии для общей психологии:
5 ) Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика. Их значение. 1) Позитивная. Используеся для выявления личностных особенностей психики, особенностей протекания психических процессов у конкретного индивида и пр. Полученные данные могут применяться в прикладных сферах: экспертиза, консультирование, иное. 2) Негативная. Цель – выявление патологий и постановка диагноза. Применяется при нарушении психического и соматического здоровья. Результаты используются в психиатрии, нейропсихологии и пр.
Виды экспертизы Цель любого вида экспертизы - выявить и описать индивидуально-психологические особенности личности на профессиональном уровне (клинический психолог/психиатр). Экспертиза: Военно-врачебная Цель: определение годности/негодности к военной службе. Возможно, наложение ограничений на службу в определённых родах войск (подводный флот, танковые войска и т.д.) Судебная Главные вопросы: - имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности, которые могли бы повлиять на акт и характер совершения преступления? (внушаемость, характер установок, мотивы) - можно ли говорить о вменяемости в данном случае (было ли поведение адекватным)? Важно рассмотреть не только психологические особенности сами по себе, но и ситуацию, в которой произошло преступление: была ли ситуация новой или привычной, были ли предъявляемые к человеку требования адекватными или неадекватными. Врачебно-трудовая Цель: определить, насколько утрачена работоспособность; установить инвалидность при необходимости. По возможности выявляются причины утраты работоспособности и программа реабилитации. Медико-педагогическая Задачи: проверка знаний ребёнка на соответствие паспортному возрасту; прогноз на дальнейшее обучение; выбор возможных путей трудового обучения (профориентация).
Вопрос 7. Основные методологические проблемы клинической психологии. Специфические методологические проблемы клинической психологии: · Понимание нормы – патологии · Определение «болезни» и «здоровья» · Классификация расстройств Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии). Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология). Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет? Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы. Классификация расстройств Цель любой классификации – упорядочить явления и выявить закономерности. Две классификации, которые нам нужно знать: международная классификация болезней, глава 5 (F) (МКБ), Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM). Особенности этих классификаций: · Категориальная классификация Диагноз – это тип; при этом четких границ между типами не существует · Операциональная диагностика ü Диагноз ставится по каталогу критериев ü Симптомы, которые должны быть в наличие ü Симптомы, которые не могут быть в наличие ü Из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х · Многоосевая диагностика – описание индвида по нескольким осям ü Каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием ü Позволяет более дифференцировано и комплексно описать индивида ü Учитывать одновременно несколько аспектов, а не только основной диагноз ü Имеет значение для прогноза Оси DSM-IV (в DSM-III первоначально была введена многоосевая система). Только оси I-III содержат официальные диагнозы. Ось I. Клинические расстройства (основные психиатрические расстройства) Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития Ось III. Соматические болезни. Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования Оси МКБ-10 Ось I: психические расстройства (включая расстройства личности) и соматические расстройства/заболевания. Ось II: ограничения социальных функций Ось III: влияния, зависящие от окружения и ситуаций, жизненные проблемы и их преодоление За что критикуют МКБ и DSM? Во-первых, у них нет никакого теоретического обоснования, все основано на коллегиальном и экспертном мнении (голосование за симптомы), во-вторых нет связи с этиологией (воедино не сведены различные аспекты заболевания: этиология, течение, синдромология, степень тяжести...), кроме того, подход сплошь описательный, низкая надежность классификационных категорий, и на закуску: при применение диагностического ярлыка теряется уникальность индвида (принципам гуманизма). Еще в программе курса написано о проблеме дефекта и компенсации: Выготский: Компенсация - возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций. 2 типа компенсации дефекта. 1. Компенсация дефекта происходит на внутрисистемном уровне и осуществляется за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур. 2. Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур. Чаще всего наблюдаются сразу два типа компенсации дефекта. Теория компенсации дефекта по А. Адлеру: В основе принцип единства психологической жизни личности, отведение ведущего I места социальному фактору в психическом развитии человека. Формирование личности индивидуума происходит в первые 5-6 лет жизни.. Человек биологически не приспособленное существо. (Исходя из этого у него возникает ощущение своей неполноценности, которое усугубляется наличием у ребенка какого-либо психического или физического дефекта. В то же время осознание собственной неполноценности становится в будущем для человека постоянным стимулом к развитию. Человек, стремясь преодолеть свой дефект и самоутвердиться в социуме, актуализирует все свои прочие возможности.) Л. С. Внготежий: компенсаторные возможности полностью реализуются в том случае, если дефект является осознанным. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторный путь людей во включении их в активную деятельность.
Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология). Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет? Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.
12. Объект, предмет, (в сопоставлении с предметом и методами психиатрии), предпосылки возникновения дисциплины патопсихология. ПСИХИАТРИЯ Предмет психопатологии (психиатрии) – изучение этиологии (причин), патогенеза (механизм развития), клиники (симптомы и синдромы, закономерности их проявления) и распространенности психических болезней, разработка методов их диагностики, лечения и профилактики, методов экспертизы и реабилитации психически больных. Объект психиатрии – расстройства психики с точки зрения медицины. Понятия: этиология, патогенез, эпидемиология и др. Метод медицины – клиникоописательный.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения личности при разных видах патологии мозговой деятельности (вызванной психическими или соматическими заболеваниями) в сопоставлении с протеканием психической деятельности в норме. Объект патопсихологии – человек с психическими заболеваниями. Понятия: ВПФ, мышление, восприятие и др. Метод: экспериментально-психологический (эксперимент, проективные методики, опросники и др.) Задачи: описать (диагностировать) изменения возникающие в психике больных страдающих психическими заболеваниями в сравнении со здоровым человеком Актуальность: проверка новых теорий на основе накопленных знаний в психопатологии, появление смежных дисциплин Нарушения восприятия Агнозии Восприятие при агнозиях нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности, т. е. при агнозиях нарушается смысловая сторона восприятия 2. Псевдоагнозии при деменции Деменция — органическое психическое расстройство, проявляющееся расстройствами памяти, снижением интеллекта, изменением личности и не сопровождающееся нарушением сознания. В отличие от умственной отсталости, при которой нарушения отмечают с рождения, деменция — это приобретённое расстройство. При псевдоагнозиях выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов внимания. По мнению Г. В. Биренбаум, это связано с нарушениями оптического внимания. Больные, случайно выхватывая из изображения и описывая отдельные предметы, не могли уловить общего изображения картинки. Например, больной остро торчащие уши лошади ошибочно принял за птицу, при этом он сначала правильно описал изображенную рядом телегу. 3. Нарушение мотивационного компонента восприятия. Изменение мотивационного компонента восприятия приводит к изменению структуры перцептивной деятельности. Поэтому можно в ряде случаев некоторые нарушения восприятия являются проявлением нарушения мотивационной сферы. Исследование больных с лобным синдромом. У этих больных выражены нарушения подконтрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью. Такие лица с трудом узнают предметные, силуэтные, рисованные пунктиром или затушеванные рисунки. Они не могут передавать смысл картин, изображающих последовательные события.
Нарушения памяти 1. Нарушение непосредственной памяти. Корсаковский синдром - данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти несуществовавшими событиями) в отношении текущих событий и их дезориентировке в месте и во времени. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет. Прогрессирующая амнезия - это такое нарушение памяти, когда расстройство распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий. Характерной становится дезориентировка во времени и в пространстве. При амнестической дезориентировке прошлые профессиональные навыки могут быть перенесены в настоящее время. 2. Нарушение опосредованной памяти. Снижение эффективности опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным. Опосредствованная память связана с мыслительными операциями. Если по рисунку испытуемый плохо или неправильно воспроизводит слова, то смысл запоминания не соответствует смыслу опосредствующих знаков. Смысл рисунка должен соответствовать смыслу слова, в противном случае это означает, что испытуемый не выделяет смысла слова. По воспроизводимому рисунку можно определить и актуализацию испытуемым латентных свойств предметов. 3. Нарушение динамики мнестической деятельности. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Органические заболевания часто сопровождаются аффективным состоянием больного и аффективной дезорганизацией его деятельности. Это проявляется в забывчивости, неточности усвоения, сохранения и воспроизведения материала. На состояние, мнестической деятельности оказывает влияние и эффективная захваченность больного, что приводит к недифференцированном восприятию и удержанию материала. Нарушения мышления 1. Нарушения операционной (операциональной) стороны мышления Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явления. При искажении процесса обобщения больные в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Например, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Так, больной объединяет в одну группу вилку, стол и лопату по принципу "твердость". 2. Нарушения динамики мышления Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания, т. е. чередованием адекватных и неадекватных решений. Инертность мышления -выраженная затрудненность переключения с одного способа работы на другой. 3. Нарушения личностного компонента мышления Р азноплановость, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Резонерство определяется как бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения. 4. Нарушения критичности мышления О критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям) Типы соматонозогнозий
1. Тип нормальный. Нормосоматонозогнозии - это такой тип личностного реагирования на соматическое страдание, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективу, их оценка совпадает с трактовкой врачей. Отношение к болезни адекватное. Больной позитивно относится к лечебно-диагностическим и реабилитационным воздействиям. Он проявляет активность в борьбе с болезнью, стремясь найти наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации, преодолеть ее или приспособиться к ней. Соответствие всем 4-м параметрам · Оценка прогнозирования болезни · Отношение к болезни · Адаптация к болезни · Активность, направленная на лечение 2. Гиперсоматонозогнозия - это такой тип личностной реакции на соматическое страдание, при котором больные склонны переоценивать значимость как отдельных симптомов, так и болезни в целом, ее последствий, что не соответствует объективной опасности заболевания.
· Оптимистический тип - для него характерны элементы тревоги, паники, сниженности настроения, прикованность мыслей и внимания к болезни. Переоценивая тяжесть состояния, больные, однако, не считают его безнадежным, проявляют большую активность в плане обследования и лечения, стремясь внести коррективы в назначения врача и в то же время не всегда пунктуальны в их выполнении. Они мечутся в поисках более «квалифицированного», по их мнению, врача, в приобретении новейших лекарственных средств (не всегда, однако, имеющих для них достаточно обоснованные показания). Много читают специальной медицинской литературы
· Пессимистический тип – для него свойственны, сниженность настроения, но без налета тревожности, апатичность, монотонность. Все мысли и внимание прикованы к болезни, свой прогноз они оценивают пессимистически. Утверждая бесцельность лечебно-диагностических процедур, больные в то же время неукоснительно выполняют все предписания врача, скрупулезно принимают медикаменты. Они ловят каждое его слово, беспрерывно сопоставляя высказывания медицинского персонала с субъективными ощущениями. 3. Гипосоматонозогнозия - это такой тип личностного реагирования на соматическое заболевание, при котором выявляется недооценка больным тяжести и серьезности болезни в целом и ее отдельных признаков (а также последствий), находящаяся в противоречии с объективными данными.
4. Диссоматонозогнозия - это такой тип личностной реакции на соматическое заболевание, когда больные отрицают наличие болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или под влиянием страха перед ее последствиями. Хотя диссоматонозогнозии и приближаются к гипосоматонозогнозиям, они, однако, имеют качественные различия. В первом случае речь идет о полном непризнании болезни, во втором - ее недооценке. Это, конечно, не исключает возможности переходных форм между ними. Диссоматонозогнозические реакции могут быть различными. Так, наблюдается непризнание болезни при слабой выраженности объективных признаков, таящих, однако, угрозу для здоровья и даже жизни больного (онкологические заболевания, туберкулез и др.). Сюда же должны быть отнесены случаи умышленного сокрытия такого заболевания, как сифилис. Несмотря на наличие объективных признаков, представляя опасность для окружающих, такие больные по мотивам «позорности» заболевания отказываются от лечения, госпитализации, продолжая поддерживать интимные связи. Порой в связи с отрицательным отношением окружающих больные скрывают снижение слуха и зрения.
Страх перед последствиями заболевания ведет к вытеснению из сознания мыслей о болезни, выражается в нежелании говорить о болезни, в ее отрицании, как это бывает.
Во всех случаях диссоматонозогнозии сохраняется осознание болезни, ее исхода. Кроме того, при диссоматонозогнозиях возможна коррекция не только утверждений и суждений больных о болезни, но и нормализация поведения. Основные понятия в отечественной психологии аномального развития: гетерохрония, сензитивный период, возрастной симптом.
Роль Л.С. Выготского в развитии психологии аномального развития · формирование основ специальной психологии, · выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах, · диагностика недостатков развития. Формирование основ специальной психологии 3. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах, первичном и вторичных дефектах (по Л.С. Выготскому)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.016 с.) |