Тема 4: осуществление сестринского процесса, наблюдение и уход за больными с нарушениями функций системы органов дыхания. Простейшая физиотерапия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: осуществление сестринского процесса, наблюдение и уход за больными с нарушениями функций системы органов дыхания. Простейшая физиотерапия.



ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений по сбору информации о больном снарушениями функций системы органов дыхания. Способствовать формированию умений по использованию плевательницы и ее санитарно-гигиенической обработке; по подсчету дыхательных движений и графической их записи; по оказанию первой помощи при приступе непродуктивного кашля; использованию ингалятора, оказанию первой помощи при удушье; по постанове банок, горчичников, компрессов, грелки и пузыря со льдом; по даче больному увлажненного кислорода; по оказанию первой помощи при легочном и носовом кровотечениях.

ЗАДАЧИ: познакомиться с 5 этапами сестринского процесса у больных с нарушением функций дыхательной системы. Познакомиться на практике с основными симптомами, характерными для заболеваний органов дыхания. Познакомиться с особенностями ухода за больными с нарушениями функций органов дыхания. Изучить методы простейшей физиотерапии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

I. До изучения темы: Особенности анатомического строения и функции органов дыхания.

II. После изучения темы:

1. Порядок сбора информации о больном с заболеваниями органов дыхания: расспрос – сбор жалоб, анамнез morbi и vitae, общий осмотр.

2. Что такое кашель, одышка, удушье, оказание первой помощи при них.

3. Симптомы кровохарканья, легочного кровотечения. Срочная доврачебная помощь.

4. Собирание мокроты. Дезинфекция плевательницы. Направление мокроты в лабораторию.

5. Общий уход за больными с нарушением функций органов дыхания.

6. Правила постановки горчичников, банок, компрессов.

7. С какой целью проводится плевральная пункция.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Собирать информацию о больном с заболеваниями органов дыхания.

2. Пользоваться плевательницей и провести ее санитарно-гигиеническую обработку.

3. Подсчитать число дыхательных движений, произвести их графическую запись.

4. Оказать первую помощь при приступе непродуктивного кашля.

5. Пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больному (закрепление навыков).

6. Пользоваться ингалятором.

7. Дать больному увлажняющий кислород.

8. Собрать мокроту и направить ее в лабораторию

9. Оказать первую доврачебную помощь при легочном кровотечении и носовом кровотечении.

10. Оказать первую помощь при удушье.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какие основные симптомы, характерные при заболеваниях органов дыхания Вы знаете? Каков механизм их возникновения?
  2. Какова первая помощь при непродуктивном кашле?
  3. Какова первая помощь при одышке и удушье?
  4. Что такое кровохарканье?
  5. Как дезинфицировать плевательницу?
  6. Какие способы применения кислорода Вы знаете?
  7. Какие осложнения оксигенотерапии Вы знаете?
  8. Каков механизм действия горчичников?
  9. Каков механизм действия банок?
  10. Каковы показания и противопоказания к применению банок?
  11. Каковы правила постановки банок?R
  12. Каков механизм действия согревающего компресса?
  1. Каковы показания и правила постановки компресса?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Продолжительность занятия 4 часа.

  1. Организационная часть: 5 мин
    • Проверка внешнего вида присутствующих
    • Наличие дневников
  2. Контроль исходного уровня знаний студентов

(проведение фронтального опроса) 40 мин

  1. Самостоятельная работа у постели больного и выполнение

врачебных назначений. Сдача зачетных манипуляций. 110 мин

4. Определение итогового уровня знаний.

Решение ситуационных задач. Тестовый контроль. 10 мин

5. Заполнение дневников. 10 мин

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом. 5 мин

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Собрать информацию о больном с нарушениями функций дыхательной системы.
  2. Провести кормление тяжелобольного.
  3. Подготовить банку к сбору мокроты для анализа и предупредить больного.
  4. Провести обработку плевательницы.
  5. Поставить горчичники, банки и согревающий компресс.
  6. Подсчитать число дыхательных движений у больного и графически записывают их в температурный лист.
  7. Измерить температуру тела больного и сделать отметку в температурном листе.
  8. Присутствовать при плевральной пункции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Ослопов В.Н., Богоявлинская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Издательство группы «ГЭОТАР - Модеа», 2006. – 400 с.

Дополнительная:

1. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: Учебник.- М.: товарищество научных изданий КМК, 2007. – 550 с.

2. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии: практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов-на-Дону. «Феникс», 2002. - 352 с.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас». Ростов-на-Дону, Феникс,2000. – 512 с.

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры № 2 от 3.09.13 г.

 

 

Заведующий кафедрой д.м.н. профессор Вознесенский Н.К.

 

РЕШИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. К рентгенологическим методам исследования дыхательной системы относятся

а) бронхография

б) бронхоскопия

в) флюорография

г) томография

д) спирография

е) а,в,г

ж) все

  1. Признаки, характерные для болей в грудной клетке, связанных с поражением плевры:

а) усиление болей при глубоком дыхании и кашле

б) усиление болей при положении на больном боку

в) уменьшение болей при положении на больном боку

г) усиление болей при надавливании на грудную клетку

д) а,в

е) а,б

  1. Для уменьшения упорного сухого кашля целесообразно назначать следующие процедуры:

а) дренаж бронхов с изменением положения тела

б) теплое щелочное питье, отхаркивающие и противокашлевые средства

в) банки, горчичники

г) а,б,в

д) б,в

  1. Накапливать мокроту в течение 1-3 суток необходимо для:

а) исследования на наличие атипичных клеток

б) исследования на наличие микобактерий туберкулеза

в) посева мокроты с целью выявления микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам

  1. Кровохарканьем могут сопровождаться следующие заболевания:

а) острый бронхит

б) крупозная пневмония

в) бронхиальная астма

г) бронхоэктатическая болезнь

д) рак легкого

е) б,в,г

ж) б,г,д

  1. Признаки легочного кровотечения:

а) кровь алая пенистая

б) кровь темная, сгустками типа «кофейной гущи»

в) выделяющая кровь имеет щелочную реакцию

г) выделяющая кровь имеет кислую реакцию

д) выделение крови с кашлевыми толчками

е) а,б,д

ж) а,в,д

  1. При возникновении легочного кровотечения необходимо принять следующие меры:

а) назначит полный покой

б) положить пузырь со льдом на область грудной клетки

в) ввести викасол и хлористый кальций

г) а,б,в

д) применить ингаляции кислорода

е) все верно

  1. Острая дыхательная недостаточность характерна для следующих заболеваний:

а) острый бронхит

б) эмфизема легких

в) закупорка трахеи и крупных бронхов инородным телом

г) тромбоэмболия легочной артерии

д) отравление наркотическими веществами

е) в,г,д

ж) все верно

  1. Экспираторная одышка характеризуется следующими признаками:

а) затруднение выдоха

б) затруднение вдоха

в) затруднение вдоха и выдоха

  1. При оксигенотерапии проводят увлажнение кислорода с целью:

а) предотвращение его излишней потери

б) соблюдение правил техники безопасности

в) предупреждение токсического действия кислорода на организм

  1. Укажите значение плевральной пункции:

а) удаление жидкости из плевральной полости с диагностической целью

б) удаление жидкости из плевральной полости с лечебной целью

в) введение в плевральную полость лекарственных средств

г) разъединение плевральных сращений

д) все верно

е) а,б,в

12.При инспираторной одышке затруднен:

а) вдох

б) вдох и выдох

в) выдох

ОТВЕТЫ: 1е, 2 д, 3 д, 4б, 5ж, 6ж, 7г, 8е, 9а, 10в, 11е, 12а.

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ, РЕШАЯ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1

Пациент Т., 70 лет, поступил в стационар с диагнозом «рак легкого».

При сестринском обследовании выявлены жалобы на кашель с отделением мокроты слизистого характера, боли в грудной клетке, резкая слабость, периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр.

Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Пациент пониженного питания, температура 36,7оС, ЧДД 20 в минуту, пульс 82 в минуту удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм.рт.ст.

Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что отец умер от такого же заболевания.

Пациенту назначено лечение.

Задания:

1.Определите неудовлетворенные потребности пациента, выявите его проблемы.

2.Определите приоритетную проблему, поставьте цели.

3.Составьте план необходимой помощи пациенту (сестринских вмешательств) с обоснованиями.

Задача 2

Пациент И., 45 лет, страдает туберкулезом легких.

При опросе пациент предъявляет жалобы на небольшой кашель с отделением мокроты с прожилками крови, выраженную слабость, повышение температуры до субфебрильных цифр по вечерам в течение 2 недель, выраженную потливость по ночам.

Объективно: состояние пациента средней тяжести, кожные покровы бледные, глаза блестящие. ЧДД 22 в минуту, пульс 88 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм.рт.ст., пониженного питания, температура тела 37,6оС.

Пациент испытывает чувство страха по поводу исхода заболевания.

Задания:

1. Определите неудовлетворенные потребности пациента.

2. Выявите его проблемы.

3. Определите приоритетные проблемы.

4. Поставьте цели.

5.Составьте план необходимой помощи пациенту (сестринских вмешательств с обоснованиями).

Задача 3

При посещении на дому с целью введения обезболивающих средств у пациента 75 лет с диагнозом «рак легкого IV». Внезапно во время сильного приступа кашля изо рта начала выделяться алая пенистая кровь. Медицинская сестра провела обследование.

Объективно: состояние пациента тяжелое. При кашле выделяется алая пенистая кровь. Пациент истощен, кожные покровы землистого цвета. ЧДД 28 в минуту, пульс 100 в минуту, слабый, АД 100/60 мм.рт.ст.

Задания:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте план неотложной помощи.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.029 с.)