Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Организационная структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача менеджеров состоит в выборе той структуры, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию её стратегии (т.к. стратегия меняется со временем, то и структура тоже). Последовательность действий при разработке организационной структуры: 1. Осуществляется деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующим важным видам деятельности (по стратегии) и разделение видов деятельности между линейными и штабными подразделениями. 2. Устанавливаются соотношения полномочий различных должностей, устанавливается цепь команд и производится деление на более мелкие организационные подразделения для эффективного использования специализации и избежание перегрузок руководства. 3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, поручается их выполнение конкретным лицам. В настоящее время организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и регулярно изменяют их в соответствии с внешними условиями. Управленческая структура – это упорядоченная совокупность субъектов управления (подразделений и должностей), а также связей между ними. Факторы, влияющие на управленческую структуру: - масштаб и структура организации, - особенности специализации производства, - технологии, - затраты на управление, - наличие людей, имеющих необходимую квалификацию и навыки, - неформальные связи - характер деятельности организации, - территориальное размещение подразделений. Виды структур организации: - организационная – совокупность подразделений, - управленческая – совокупность органов управления - социальная – совокупность работников, объединенных по принципу пола, возраста, профессии, образования - коммуникационная – совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией - технологическая – совокупность оборудования, материалов и энергетических потоков. Норма управляемости – число работников, которыми может эффективно управлять руководитель; зависит от содержания работ и уровня управления; влияет на число подразделений и число уровней управления (высший уровень руководства – 3-5 человек; средний – 10-12; низший – 25-30).
Для учёта и отражения специфики организации (размер, сфера деятельности, характеристики потребителей и т.д.) в задачах, в стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Департаментализация – это процесс деления организации на отдельные блоки (отделы, сектора, отделения). Децентрализованная структура управления дает возможность ниже стоящим руководителям самим принимать важное решение. Преимущества: - улучшение взаимодействия и обмена информацией руководителей разных уровней - повышение эффективности процесса принятия решений - усиление мотивации деятельности руководителей. Условия применения: - высокая изменчивость внешней среды (рынки, технология, конкуренция) - рост размеров и сложности организации. Централизованная структура управления: Преимущества: - экономически эффективное использование персоналом - высокая степень координации и контроля за специализированными видами деятельности. Для эффективного использования преимуществ специализации нужна эффективная интеграция организации. - для организации, действующих в стабильной среде и использующих технологии массового производства подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур и иерархическими структурами управления - для других организации подходит интеграция путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы комитетов. Бюрократия – первая систематическая разрабатываемая модель организационной структуры (классическая или традиционная организационная структуры). Характеристика рациональной бюрократии (М.Вебер): - четкое разделение труда, ведущее к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности, - иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач, - дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности, - осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, защищенность работников от произвольных увольнений, - объективный характер принимаемых решений. Недостатки бюрократии: - неспособность к внедрению новшеств, - отсутствие достаточной мотивации сотрудников. Функциональная структура организаций: (простейший вариант бюрократической структуры) основана на объединении видов деятельности по родственным группам (функциям) Совет директоров Президент Вице-президент……………..Вице-президент………. Президент (маркетинг)………Президент (персонал)…………. Начальник отдела маркетинга в Европе………и т.д.
Элементы функциональной структуры: 1. Производственные подразделения (основные, вспомогательные, обслуживающие, экспериментируемые) 2. Социальные подразделения (поликлиника, столовая, клуб, база отдыха) 3. Управленческие подразделения (информационные, административные, научно-исследовательские, сервисные, совещательные). Принципы создания подразделений в организации: Подразделение – официально-созданная группа работников, выполняющая действия по достижению поставленной частной цели. - количественный, т.е. по числу людей, необходимых для осуществления деятельности (например, Артель - бригады) - временной, т.е. по числу людей, необходимых для выполнения работ за определенный период (экипаж судна - вахты) - технологический, т.е. по числу людей, необходимых для обслуживания технологического процесса (промышленное предприятие - цеха) - профессиональный, т.е. по числу людей одной профессии, необходимых для выполнения данной работы. Преимущества функциональной структуры управления: - стимуляция деловой и профессиональной специализации, - сосредоточение важнейших решений на высшем уровне, - стратегическая направленность работы и возможность проведения единой политики во всех сферах деятельности - четкость, рациональность, отсутствие дублирования функций - экономичность процесса управления. Недостатки: - слабая координация деятельности подразделений - нечувствительность к НТП -негибкость (большая длина цепи команд). Вывод: подходит для управления крупными предприятиями, стабильно выпускающими однородную продукцию и требующими решения стандартных управленческих задач. Управленческая коммуникация – взаимодействие между элементами управленческой структуры. - административная (передача полномочий, координация, контроль) - информационная (обмен сведениями, необходимыми для подготовки и принятию решения) - техническая (обмен деятельностью в процессе проведения управленческих мероприятий). Выбор дивизиональной структуры основывается на важности фактора с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов организации и достижения её целей. Цель дивизиональной структуры – обеспечить наиболее эффективную реакцию организации на тот или иной фактор окружающей среды. Принципы создания подразделений в рамках дивизиональной структуры: - Рыночный, т.е. для удовлетворения потребностей в продукции и услугах определенной группы клиентов - территориальный, т.е. удовлетворение потребностей в продукции и услугах клиентов на определенной территории - продуктовый, т.е. удовлетворение потребностей клиентов в продукции и услугах данного вида - инновационный, т.е. освоение и производство принципиально новой продукции и услуг. Дивизионально - продуктовая структура организации: - используется производителями потребительских товаров с диверсифицированной продукцией - полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, ответственному за данный тип продукции (руководители вторичных функциональных служб: производственной, технологической и сбыта отчитывается перед руководителем по этому продукту) - быстрая реакция на изменение условий конкуренции, технологии и потребительского спроса (контроль прибыли, затрат, графика отгрузки продукции) - улучшение координации работ по продукту (т.к. только один руководитель) - повышение затрат из-за дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. Дивизионально - рыночная (ориентированная на потребителя) структура организации - используется издевательствами (учебники, литература для детей, подростков, взрослых, банками (индивидуальные клиенты, юридические лица, другие банки, международные финансовые организации, фирмы, торгующие оптом и в розницу, университеты и т.д.)) - цель - удовлетворение потребителей так же хорошо, как и организация, обслуживающая всего одну группу потребителей Достоинства и недостатки – аналогичны дивизионально-продуктовой. Дивизионально – региональная (территориальная) организационная структура - используется сбытовыми организациями крупных фирм, Государственным Департаментом США (консульства и посольства), налоговой службой, бухгалтерскими и консультативными фирмами - Упрощает связь организации и клиентами и между членами организации. Достоинства и недостатки – аналогичны дивизионально-продуктовой. Адаптивные (органические) организационные структуры – структуры, которые быстро приспосабливаются к требованиям внешней и внутренней среды и внедряют новую технологию. Реальные структуры реальных организаций обладают признаками механистических (бюрократических) и органических структур. Виды адаптивных структур: - проектные, - матричные, - программно-целевые - фрагментарные - адхократические. Проектная организационная структура – временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (строительство плотины). Проект – группа видов деятельности, направленных на решение разовой задачи. Типы проектных структур: - чистая (группа специалистов представляет собой уменьшенную копию постоянной функциональной структуры данной организации, а руководителю проекта подчиняются все члены группы и все выделенные ресурсы) (используются для решения крупномасштабных задач (запуск) ракеты на Луну). - смешанная (руководитель проекта является консультантом высшего руководства фирмы (которые координирует реализацию проекта в рамках обычной организационной структуры)). Достоинства проектной организационной структуры: - высокая целевая ориентация - спецификация - концентрация необходимых ресурсов на выполнение поставленной задачи. Недостатки: - связанность ресурсов до завершения работ - трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам из-за их уникальности. Матричная организационная структура – совокупность временных рабочих групп (проектов) в рамках организации или подразделения. - используются средними по размеру фирмами (химическими, фармацевтическими, банками, страховые компании, производство электроэнергии и ВТ, больницы, государственные учреждения). Достоинства: - дебюрократизация - позволяет быстро маневрировать ресурсами (адаптивность) - большая возможность координации работ - обеспечивает высокую целевую ориентацию работ Недостатки: - громоздкость - трудность в формировании и управлении (нарушение принципа единоначала) - чрезмерные расходы - непригодность для работы в критических ситуациях. В матричной структуре управления руководитель каждого проекта обладает проектными полномочиями (от линейного до штабного) и отвечает в целом за интеграцию видов деятельности и ресурсов, относятся к данному проекту, планирование проекта. Программно-целевая организационная структура – совокупность подразделений, связанных с выполнением целевых комплексных программ. Если только по данной программе, то это разновидность проектной структуры. Если по программе в качестве дополнения к основной деятельности, то – матричной. Фрагментарная организационная структура – совокупность автономных и полуавтономных подразделений, работающих самостоятельно над несвязанными друг с другом проблемами инновационного характера. Адхократическая организационная структура – совокупность подразделений, объединяющих особо квалифицированные виды деятельности, выполняемые специалистами (научный центр, ВУЗ, больница). Организационная структура конгломератного типа – организация рассматривается как совокупность основной фирмы и дочерних компаний, рассматриваемых в качестве отдельных экономических центов. Основная (материнская) фирма покупает и продает дочерние фирмы в соответствии со своей стратегией роста. Руководство материнской фирмы отвечает за разработку стратегии политики, координацию и контроль действий в рамках всей организации. Руководство дочерних фирм автономной политики оперативных решений. Они подчинены основной компании в вопросах финансов, но самостоятельно выбирают наиболее подходящую им организационную структуру, нет взаимозависимости с другими дочерними фирмами. Используются в наукоемких отраслях, где нужно быстро переходить к новым видам продукции и прекращать выпуск старых. Тема 9 Мотивация
Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её. Менеджеров часто назначают исполнительными руководителями, т.к. главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной деятельности. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные теории мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы и предают ей направленность, ориентированную на достижении целей, т.е. это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности оказываются сложными и трудными для воздействия, если не всем понятна природа мотивации. Приемы намеренного воздействия на людей для успешного выполнения целей организации: - метод кнута и пряника (обычно пряник маленький и несъедобный). Школа научного управления усовершенствовала этот метод, определив понятие «достаточная дневная выработка» и предложив оплачивать труд пропорционально выработке продукции. - методы психологии (Элтон Мэйо) – эксперимент на прядильной фабрике. (Хотторнский эксперимент) – человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, серьезно влияют на производительность индивидуального труда (легли в основу школы человеческих отношении), но точно не определяют, что побуждает человека к труду. Исследование поведения человека в труде дает общие объяснения мотивации сотрудника на рабочем месте. Современные теории мотивации: - содержательные (основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать так, а не иначе) – работы Абрахама Маслоу, Девида МакКлелланда, Фредерико Герцберга и др. - процессуальные (основываются на том, как ведут себя люди с учетом на восприятия или познания) – теории ожидания, справедливости, модель Портера – Лоулера и др.
Суть содержательного подхода к мотивации: Потребности (движущая сила деятельности людей) Осознание Желание удовлетворить потребности Интерес Возможность удовлетворить потребности Мотив действий
Суть процессного подхода к мотивации: Потребности Поведение личности Восприятие ситуации Ожидание развития ситуации Оценка своих возможностей и выбор того или иного типа поведения Оценка вознаграждения других Решение об активных действиях (эффективная работа или бездействие) Потребность – это физиологическое или психологическое ощущуение недостатка чего-либо. Содержательные теории мотивации представляют собой попытки классифицировать общие человеческие потребности по определенным категориям. Классификация потребностей: 1. Естественные и социальные. 2. Врожденные (в общении) и приобретенные (в обучении). 3. Первичные и вторичные. 4. Материальные и не материальные. Первичные потребности – физиологические по природе и врожденные (в пище, в воде, в воздухе, в сне и сексуальные) – заложены генетически. Вторичные потребности – психологические по природе (в успехе, в уважении, в привязанности, во власти, в принадлежности к кому-либо) – приобретаются с опытом. Так как люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. О существовании потребности можно судить лишь по поведению людей, так как они служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность, т.е. это поведенческое проявление потребности, сконцентрированных на достижение цели. Уровни удовлетворения потребностей: - минимальный (обеспечений, выживание) - нормальный - уровень роскоши (удовлетворение потребностей становятся самоцелью). Цель – нечто, что осознается как средство удовлетворения потребностей. Когда человек достигает целей, его потребность оказывается удовлетворенной, не удовлетворенной или частично удовлетворенной. Степень удовлетворения, получаемая при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Согласно закону результата, люди стремятся повторить поведение, которая ассоциируется у них с удовлетворением потребностей и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Таким образом, руководители должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Но создание рабочих мест с более сложными задачами и ответственностью имеет положительный эффект для многих, но не для всех работников. Руководитель всегда должен иметь в виду элемент случайности, так как для мотивации нет одного лучшего способа. Природа организации усложняет практическую реализацию теорий мотивации (взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах деятельности отдельных работников). Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя. Понятия ценностей у людей специфичны, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с внутренним и внешним вознаграждением. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, т.е. чувства достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважение, дружба, общение. Способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условии работы и точная постановки задач. Внешние вознаграждения возникают не от самой работы, а дается организацией (например, повышение заработной платы, продвижение по службе, символ служебного статуса и престижа, похвалы и признание, дополнительные льготы). Для определения пропорции применения внутренних и внешних вознаграждений в целях мотивации, администрация должна установить потребности ее работников (это цель содержательной теории мотивации). Содержательные теории мотивации пытаются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объёма и содержания работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.180.254 (0.01 с.) |