Методика оценки платежеспособности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки платежеспособности предприятия



В условиях рыночных отношений платежеспособность предприятия считается важнейшим условием его хозяйственной деятельности. Этот показатель характеризует его возможности осуществлять очередные платежи и выполнять денежные обязательства за счет наличных денег, легкомобилизуемых денежных средств и активов. К платежным средствам относятся суммы по таким статьям баланса, как денежные средства, ценные бумаги, товары отгруженные, готовая продукция, расчеты с покупателями и другие легкореализуемые активы из третьего раздела баланса. В состав платежей и обязательств входят задолженность по оплате труда, краткосрочные и просроченные кредиты банка, поставщики и другие кредиторы, первоочередные платежи.

Уровень платежеспособности предприятия оценивают по данным баланса об основных характеристиках ликвидности оборотных средств, т.е. с учетом времени, необходимого для перевода их в денежную наличность. Наиболее мобильной частью оборотных средств являются денежные средства и ценные бумаги. Менее мобильны средства в расчетах, готовой продукции, товарах отгруженных и пр. Наибольшего времени ликвидности требуют производственные запасы и затраты. Исходя из этого в экономической литературе определяют три уровня платежеспособности предприятия, которые оценивают соответственно с помощью трех коэффициентов: денежной, расчетной и ликвидной платежеспособности. Наиболее обобщающим показателем платежеспособности предприятия является коэффициент ликвидной платежеспособности, в числителе которого отражаются все оборотные средства, а в знаменателе - заемные и собственные источники их формирования. Значение коэффициента ликвидной платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что предприятие имеет задолженность, превышающую уровень его оборотных средств. Иначе говоря, оно является банкротом и может быть ликвидировано, а его имущество реализовано.

Все три коэффициента платежеспособности свидетельствуют о том, что платежеспособность предприятия заметно повысилась и является реально обеспеченной. Предприятие отвечает параметрам, необходимым для осуществления с ним кредитных и других финансовых взаимоотношений.

Повышение уровня платежеспособности предприятия зависит прежде всего от улучшения результатов его производственной и коммерческой деятельности. Вместе с тем надежное финансовое состояние определяется также рациональной организацией и использованием финансовых ресурсов. В связи с этим в условиях рыночной экономики важное значение имеют не только оценка активов и пассивов баланса, но и углубленный ежедневный анализ состояния и использования хозяйственных средств. Такой анализ производится по данным управленческого учета.

Различают текущую и ожидаемую платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам. Ожидаемая платёжеспособность определяется на определённую предстоящую дату сопоставлением платёжных средств и первоочередных обязательств на эту дату.

Платёжеспособность предприятия сильно зависит от ликвидности баланса. Вместе с тем на платёжеспособность предприятия значительное влияния оказывают и другие факторы - политическая и экономическая ситуация в стране, состояние денежного рынка, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом, финансовое состояние предприятий - дебиторов и другие.

Исследование проблемы показало, что в практике финансового менеджмента существует несколько основных подходов к оценке платежеспособности предприятия:

1 метод денежных потоков;

2 метод оценки платежеспособности предприятия через показатели ликвидности;

3 анализ ликвидного денежного потока;

4 построение факторных моделей на основе дискриминантного анализа.

Первый метод, определенный как метод денежных потоков, ориентируется в большей мере на управленческие аспекты финансовой деятельности. Посредством анализа, прогнозирования и планирования составляется план движения денежных средств.

На практике используются два метода расчета денежных потоков - прямой и косвенный.

Прямой метод имеет более простую процедуру расчета. Превышение поступлений над выплатами как по предприятию в целом, так и по отдельным видам деятельности означает приток средств, а превышение выплат над поступлениями - их отток. В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежных потоков дает возможность оценить уровень ликвидности предприятия. В оперативном управлении финансами прямой метод может использоваться для контроля за формированием выручки от реализации продукции (работ, услуг) и выводов относительно достаточности денежных средств для платежей по финансовым обязательствам. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает взаимосвязи полученного финансового результата (прибыли) и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия.

Косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств.

Расчет денежных потоков косвенным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми ее корректировками на статьи, не отражающие движение реальных денег по соответствующим счетам.

Таким образом, метод имеет высокую практическую значимость, так как управление отдельными составляющими денежных потоков имеет в качестве непосредственной цели обеспечение текущей платежеспособности предприятия и косвенно влияет на платежеспособность в стратегическом плане.

Второй метод, определенный как метод оценки платежеспособности через показатели ликвидности, имеет качественно иную основу.

Показатели ликвидности, используемые подавляющим большинством методик, представляют собой соотношение различных статей актива и пассива баланса. По сути своей показатели ликвидности демонстрируют способность активов предприятия превращаться в денежные средства - максимально ликвидную форму активов. Чем выше скорость превращения активов в денежные средства, тем более ликвидным считается данная группа активов. В соответствии с принятыми методиками оценки ликвидности производится сравнение расчетных значений с нормативными, а также с фактически достигнутыми ранее, с плановыми, с уровнем данных показателей других предприятий, имеющих аналогичные параметры деятельности. Подобные сравнения в динамике дают возможность оценить реальное финансовое состояние предприятия и его потенциальную платежеспособность.

С учетом того, что при описании платежеспособности предприятия используются коэффициенты ликвидности, фактически происходит замена показателя платежеспособности на другие показатели. В случае стабильного функционирования предприятия трендовый анализ показателей ликвидности действительно может дать реальное представление о платежеспособности.

Третьим методом анализа денежных потоков определим анализ ликвидного денежного потока. Этот метод позволяет оперативно рассчитать поток денежных средств на предприятии и может быть использован как экспресс-диагностика финансового состояния.

Ликвидный денежный поток (ЛДП), или изменение в чистой кредитной позиции, является показателем избыточного или дефицитного сальдо денежных средств предприятия, возникающего в случае полного покрытия всех его долговых обязательств по заемным средствам.

Формула для расчета следующая:

ЛДП = (ДК1+КК1-ДС1) - (ДК0+КК0-ДС0) (1)

где ДК - долгосрочные кредиты

КК - краткосрочные кредиты

Отличие показателя ЛДП от других измерителей ликвидности состоит в том, что последние отражают способность предприятия погашать свои обязательства перед внешними кредиторами. ЛДП характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от эксплуатационной деятельности предприятия, поэтому является более «внутренним» показателем, выражающим результативность его работы.

Четвертым методом определено построение факторных моделей на основе дискриминантного анализа:

- субъективный подбор показателей факторной модели;

- оценка весовых коэффициентов показателей не является универсальной для всей экономики, так как проводится на основе анализа статистической выборки из определенного круга предприятий в конкретном историческом и экономическом контексте, что заставляет сомневаться в широкой применимости подобных моделей как при переносе их на условия другого государства, другого экономического уклада, так и в рамках той же совокупности объектов исследования, но в другом временном периоде;

Все приведенные выше методы имеют свои достоинства и недостатки. Использование их в комплексе дает финансовому менеджменту предприятия возможность эффективного управления денежными потоками с целью обеспечения платежеспособности [3, с. 90].


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При прохождении практики у ИП Михайлов А.В мною была изучена тема индивидуального задания: особенности составления бухгалтерской отчетности в организации и ведение налогового учета. В данную тему вошли пункты: Характеристика предприятия, бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, проведение анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. Это позволило мне получить наиболее полное представление о данном предприятии и составить отчет о главных аспектах деятельности предприятия и его финансовом состоянии.

Анализируя проделанную мной работу можно сделать выводы, что предприятие развивается. Реализация готовых товаров так же имеет тенденцию к увеличению.

Практика, действительно, является одной из самых важных составляющих учебного процесса, так как только в ходе практической работы можно применить свои теоретические знания и умения, сравнить их с реальной хозяйственной деятельностью, скорректировать в зависимости от деятельности предприятия, а так же приобрести навыки работы бухгалтера в организации.

Цель производственной практики достигнута, формирование компетенций в соответствии с требованиями программы практики:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

Рекомендации для большего улучшения качества работы предприятия ИП Михайлов А.В.: Так как на качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина необходимо проводить повышение квалификации кадров.

С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле.

Изучать ассортимент и структуру товарооборота, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос покупателей на отдельные товары в различные периоды года, а так же улучшать качество торгового обслуживания, что повлечет за собой увеличение товарооборота.

Постоянно следить за рыночной конъюнктурой, переключаться на торговлю новыми, пользующимися спросом товарами. Тогда ИП Михайлов А.В. будет успевать за запросами своих клиентов.

Одним из предлагаемых видов дополнительных услуг ИП Михайлов А.В. сделать доставку товаров покупателям. Конечно, это требует определенных затрат, однако некоторым покупателям нужны подобного рода услуги, и они готовы за них платить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.016 с.)