ТОП 10:

ИССЛЕДОВАНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ КРЕПЕЛИНА



 

Вводные замечания. В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость) умственной работоспособности и психического темпа.

Цель занятия. Определение умственной работоспособности и выявление утомляемости.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина) (см. прил. 12.2.1), карандаш и секундомер.

Порядок работы. Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок». Больного предупреждают отом, что он должен производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экспериментатор дает такой сигнал через каждые 20 с. Протокол занятия вест не обязательно.

Обработка и анализ данных. Отмечая, сколько правильных сложений выполнил больной и сколько допустил ошибок за каждые 20 с, можно построить график работоспособности.

Например, больной за первые 20 с выполнил 17 сложений без ошибок, а за вторые 20 с - 15 сложений и допустил две ошибки, далее 16, 12, 12, 11 сложений и одно из них ошибочное, затем 10 и 7. График выполнения методики в этом случае (рис. 12.2.1) свидетельствует о наличии истощаемости внимания и снижении работоспособности даже при столь небольшой нагрузке.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб) как отношение суммы правильно выполненных сложении последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S1), т. е. Краб= S2/S1. Если отношение приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

 

Рис. 12.2.1. График работоспособности.

По оси абсцисс – количество строк, по оси ординат – количество сложений в строке,

заштрихованные столбики – ошибки.

 

Больные различными нервно-психическими заболеваниям имеют свои особенности выполнения таблицы Крепелина:

- при органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) - невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок;

- при неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточной (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга;

- при шизофрении с апато-абулическим синдромом больные показывают крайне низкую работоспособность (2-4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Крепелина больные этой группы нуждаются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Контрольные вопросы

1. Для каких целей используется методика Крепелина?

2. Как выполняют задание больные различных нозологических групп?

Приложение 12.2.1

Таблица Крепелина

 

3 а н я т и е 12.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ

Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурией. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями.

Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление набора не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы. Испытуемому даетсяинструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе (форма 53) он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯФорма 53

Фамилия, имя, отчество ........................................................................…………………………………………………

Дата .................................................………………………… Возраст ..................................…………………………..

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.004 с.)