Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты интеллектуальной пробы

Поиск
Времен-ные проме- жутки, Т, мин Стимул – тройки чисел Ответы испытуемого Характеристики внимания
номер тройки чисел простых (a) четных (b) Общее число правиль- ных (m) В том числе Скорость выбора (S) Коэффи- циент распреде-ления (С)
простые числа четные числа
               

Порядок работы. Занятие групповое. Преподаватель или его помощник-экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны расположенные в случайной последовательности числа от 1 до 29. Среди них встречаются идущие подряд по три простых и по три четных числа. Как только вы обнаружите на слух любую тройку таких чисел, запишите их в протоколе. Если вы обнаружите другое количество чисел (большее или меньшее), их записывать не следует. По сигналу экспериментатора "Черта!" вы делаете соответствующие пометки в протоколе у той цифры, у которой вас застал сигнал».

Затем экспериментатор приступает к чтению цифрового материала, регулируя его скорость по секундомеру. Через каждую минуту он подает команду «Черта!». Эксперимент заканчивается после прочтения всего бланка.

Обработка результатов

1. Сверить ответы испытуемого с программным бланком экспериментатора.

2. По отметкам - вертикальным линиям, сделанным испытуемым в протоколе, определить временные промежутки выполнения задания (Т1...Т10).

3. Определить общее количество правильно зарегистрированных троек чисел (m) на протяжении всего опыта.

4. Вычислить скорость выбора (S) для каждого временного промежутка по формуле, приведенной в занятии 6.2 (см. также занятие 6.2).

Анализируя результаты эксперимента, произведите качественный анализ показателя С по схеме, приведенной в вводных замечаниях к заданию. Сделайте выводы о влиянии характера стимульного материала на характеристики произвольного внимания.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение произвольного внимания.

2. Какие характеристики произвольного внимания исследуются в данном эксперименте?

3. Какая измерительно-оценочная шкала используется в процедуре опыта?

4. Как вы думаете, в каких видах практической деятельности может быть использована данная методика?

 

Занятие 6.4 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ (С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ В МОДИФИКАЦИИ МАРИЩУКА, СЫСОЕВА И ДР.)

Вводные замечания. Экспериментальное исследование переключения внимания является одним из важных для практики направлений исследования характеристик внимания. Специалистами установлено, что в ряде профессий (например, при пилотировании самолетов или многостаночном обслуживании) быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективности деятельности. Варьирование экспериментальных приемов исследования переключения внимания основывается на разнообразии стимульного материала и способов работы с ним испытуемого. Однако во всех случаях задача испытуемого заключается в совмещенном выполнении двух или более заданий экспериментатора. Затем проводится сопоставление показателей скорости выбора (см. вводные замечания к занятию 6.1) в условиях совмещенного выполнения действий (S сов) и без него (S бс). Эту величину рассматривают в качестве условного показателя переключения внимания:

Стимульным материалом в данном задании служат таблицы Э. Шульте в модификации В. Марищука и И. Сысоева, т. е. черно-красные таблицы с буквенными символами. Задачей испытуемого является одновременный счет чисел двух цветовых рядов: одного в возрастающей последовательности и другого - в убывающей.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 22

Результаты выбора символов

Этап опыта Программа (стимул) Количество правильных выборов чисел (m) Время выбора чисел (Т), с Скорость выбора чисел (S) Условный показатель переключения (П)
общее черных красных черных красных чер- ных крас- ных
I   II   III Черные числа Красные числа Черные + красные числа         - - S ¢бс   -   S ¢сов -   S ¢бс   S ¢сов      

 

Оснащение эксперимента. Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь заранее составленные таблицы Шульте с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число имеет свой символ - букву латинского или русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24i, 25j и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола (форма 22).

Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его или преподаватель, или его помощник-экспериментатор. Задание выполняется в три этапа.

Инструкция испытуемому для I этапа: «Найдите в таблице числа черного цвета, причем в возрастающей последовательности (от 1 до 25), и запишите в протокол их символы».

Инструкция испытуемому для II этапа: «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности и также запишите их символы в протокол».

Инструкция испытуемому для III этапа: «В таблице 25 черных - от 1 до 25 и 24 красных числа - от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные - в убывающей». То есть на III этапе испытуемый должен выполнять обе процедуры одновременно.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе и сообщает его испытуемому.

Обработка результатов

1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

2. Подсчитать количество правильно найденных чисел (т) на I, II и III этапах задания отдельно для черных чисел и красных чисел.

3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (T); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.

4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.

5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.

Анализируя результаты эксперимента, следует указать степень трудности осуществления переключения внимания при осуществлении совмещенных заданий.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение переключения внимания.

2. Каким обозом измеряется степень трудности переключения внимания?

3. Какая измерительно-оценочная шкала используется в данном задании?

4. Как вы думаете, какие недостатки методики измерения переключения внимания имеются в данном задании?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.009 с.)