Нормативные показатели успешности тонкой координации движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные показатели успешности тонкой координации движений



Временные значения выполнения задания (t, c) Баллы
216 – 196 195 – 176 175 – 155 154 – 135 134 - 115  

 

Оборудование. Для выявления ловкости рук используют специальное приспособление - мерную пластину (220 ´ 42 мм) с многочисленными отверстиями для палочек-вкладышей. К углам пластины прикреплены четыре ножки (высота 15 мм). Круглые отверстия в пластине имеют диаметр 3 мм. Слева от середины пластины в два ряда расположены 43 пары отверстии. Справа также расположено 40 пар отверстий, но здесь они разделены на две группы по 20 пар в каждой с промежутком без отверстий (соответствующим трем срединным парам отверстий слева). Вкладыши - их 120-130 - представляют собой палочки диаметром 2,5 мм и длиной 40 мм. Для работы нужен также секундомер. И наконец, каждый испытуемый заранее заготавливает форму для записи экспериментальных данных (форма 36а).

ПРОТОКОЛ ЗАНИТИЯ

(записи ведет экспериментатор)

 

Опыт 1. Успешность тонкой координации движений рук Форма 36а

Проба Время выполнения (t, c) Баллы
     
М:    

 

Порядок работы. Для выполнения задания студенческая группа разделяется на пары: экспериментатор и испытуемый, которые в последующем меняются ролями, с тем чтобы каждый студент побывал в той и другой роли. Экспериментатор располагает на столе доску методики так, чтобы длина ее была перпендикулярна краю стола, за которым сидит испытуемый. Верхний край пластины должен быть удален от края стола, за которым сидит испытуемый, на 150-200 мм. Коробку с палочками-вкладышами ставят слева от доски на уровне ее верхней половины на расстоянии 200 мм. После того как рабочее место оборудовано, экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «По моему сигналу вы приступите к работе. Одновременно правой и левой руками будете брать из коробки по одной палочке и вставлять их в отверстия пластины, заполняя вертикальные ряды сверху вниз. Работайте как можно быстрее. Однако одновременно в руках у вас не должно быть больше двух палочек. Если какая-нибудь палочка упала, то не поднимайте ее, а продолжайте выполнять задание».

Экспериментатор учитывает время, затраченное на вставление всех палочек-вкладышей, и заносит эти данные в протокол.

Обработка результатов. Сопоставьте полученные в опыте результаты со среднестатистическими значениями, приведенными в табл. 9.10.1.

Анализируя полученные результаты, сделать вывод об уровне развития ручной умелости у данного испытуемого.

Опыт 2

Манипуляционный тест

«монтаж - демонтаж»

Монтажные операции характерны для самых разных профессий радиоэлек­тронной, оптической промышленности, а также в системах гибкого авто­матизированного производства. Манипуляционный тест «монтаж-демон­таж» выявляет способности человека к тонкодвигательной координации. В отличие от теста Давлетшина, при выполнении данного теста в качестве оценки успешности работы принимают количество смонтированных и де­монтированных деталей в заданные отрезки времени, а именно при монтаже за 90 с, а при демонтаже - за 60с. В табл. 9.10.2 приве­дены среднестатистические значения для выполнения операций «монтаж» и «де­монтаж», рассчитанные по данным массового исследо­вания. Сопоставление с ними позволяет оценивать тонкодвигательную коорди­нацию испытуемого в дан­ном опыте.

Таблица 9.10.2

Нормативные значения успешности выполнения

манипуляционного теста «монтаж-демон­таж»

Испытуемые Количество блоков
смонтированных демонтированных
Мужчины Женщины   17,5 19,0

 

Оборудование. В качестве прибора для выявления тонкой двигатель­ной координации используют специальную доску-панель (30 х 20 см). В верхней части доски-панели в пять вертикальных рядов по десять штук в каждом расположены гнезда (диаметр их 3 мм), в которые вставлены заклепки (длина 10 мм, диаметр 2,5 мм). В нижней части доски имеются такие же, но свободные от заклепок гнезда. Слева в доску вмонтирован штырь, на который нанизаны шайбы для заклепок. Испытуемый должен продемонстрировать наибольшую скорость выполнения операции монтажа, а именно надевание шайб на заклепки при одновременной перестановке смонтированных деталей, а также скорость выполнения обратной операции - демонтажа. Для работы необходимо заготовить форму для протокола (форма 36б).

 

Опыт 2. Количество смонтированных Форма 36б

И демонтированных блоков

Проба Монтаж Демонтаж
     
М:    

 

Порядок работы. Перед началом работы студенческая группа делится на пары: экспериментатор и испытуемый, которые затем меняются ролями. Экспериментатор устанавливает доску-панель на столе перед сидящим испытуемым таким образом, чтобы стержень с шайбами находился слева от него. Испытуемому предстоит выполнить две рабочие операции: монтаж и демонтаж деталей. Перед каждой из них экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Вы должны взять двумя пальцами правой руки заклепку из нижнего гнезда крайнего слева ряда верхней части панели. Пользуясь двумя пальцами левой руки, снимите со штыря шайбу и наденьте ее на заклепку. Вставьте заклепку с шайбой в соответствующее гнездо нижнего ряда панели. Работайте как можно быстрее, заполняя вертикальные ряды снизу вверх. Можете пользоваться наиболее удобными для вас способами, но всегда работайте только двумя пальцами каждой из рук. Закончите монтаж по моему сигналу. На выполнение задания вам дается 90 с».

После того как выполнена работа, экспериментатор подсчитывает количество вставленных с шайбами заклепок и вписывает данные в протокол. Затем испытуемый и экспериментатор приступают ко второму этапу работы - демонтажу.

Инструкция испытуемому для демонтажа: «По моему сигналу вы приступите к выниманию заклепок из гнезд, начиная снизу, при этом снимайте с них шайбы, нанизывая их на столбик, а штырьки возвращая в свои гнезда в верхней части доски. На эту операцию вам отводится 60 с».

Экспериментатор учитывает количество размонтированных блоков и эту цифру заносит в протокол.

Обработка данных. Сопоставьте полученные результаты с нормативами. Анализируя результаты опыта, сделайте вывод об уровне развития тонкой ручной умелости испытуемого.

Опыт 3

Изучение рабочих движений рук на тренажере

Вводные замечания. Для изучения рабочих движений рук, их структуры, скоростных и точностных характеристик применяют тренажеры, моделирующие различные рабочие операции. В данном занятии используется тренажер, моделирующий операцию переноса и вставления катодов, используемую при монтаже блоков радиоламп. В реальных производственных условиях данная операция выполняется работницей на конвейерной линии. Монтажница пинцетом берет катод из гнезда и вставляет в соответствующее отверстие блока радиолампы.

Тренажер позволяет вычленить и оценить основные составляющие параметров данной рабочей операции. Показателями скорости служат: продолжительность латентного периода, собственно рабочее время, т. е. время, в течение которого испытуемый держит пинцетом деталь, нерабочее время, т. е. время, в течение которого пинцет разомкнут, и общее время, затраченное на операцию переноса и вставление 20 катодов (т. е. общее время - это сумма всех перечисленных выше показателей). Показателем успешности работы является так называемый коэффициент полезного времени (КПВ). Его вычисляют по следующей формуле:

КПВ = ×100,

где Т р - рабочее время; Т об - общее время; то и другое, измеряемые в секундах. Точность выполнения данной рабочей операции определяется по количеству ошибок (ошибками считается падение катодов или дрожание пинцета). Естественно, что чем меньше ошибок, тем выше точность выполняемых операций. Процесс обучения и тренировки подобным рабочим операциям должен быть направлен на сокращение всех временных затрат, увеличение КПВ и точности движений.

Оборудование. Тренажер оборудован рабочей панелью. Панель тренажера имеет два одинаковых рабочих поля: правое и левое. В обоих полях просверлены отверстия диаметром 1,5 мм. Они расположены в два ряда по 10 отверстий в каждом. В отверстия правого поля вставлены 20 катодов (диаметром 1 мм, длиной 20 мм). Отверстия в левом поле пусты. В единую электрическую цепь с рабочим полем тренажера подключен пинцет, с помощью которого испытуемый выполняет монтаж. Секундомеры регистрируют следующие показатели: 1-й секундомер - латентный период реакции, 2-й - рабочее время, 3-й - общее время (т. е. от начала до конца работы). Специальный счетчик тренажера фиксирует все ошибки испытуемого в процессе работы.

До начала работы каждый студент должен заготовить форму для протокольных записей (см. форму 36в).

Опыт 3. Показатели времени (в секундах) Форма 36в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.013 с.)