Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формализованная биографическая анкетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дата рождения..................…………….Место рождения..............................................................…………………… Отец: Фамилия, имя, отчество........................................................................................……………………………… Год рождения....................... ……………..Образование....................................................................………………… Профессия.......................................................................................................................……………………………….. Мать: Фамилия, имя, отчество.......................................................................................………………………….……. Год рождения.....................………………..Образование....................................................................………………... Профессия.......................................................................................................................………………………………... 1. Переезжали ли вы на новое место жительства?
2. Участвовали ли вы в деятельности общественных организаций?
3. Приходилось ли вам выступать по радио...............................................................………………………………… по телевидению.................................................…………………………………. в прессе...............................................................………………………………… на собраниях.......................................................………………………………... (Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз.)..............……………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 4. Участвовали ли вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите и укажите, в каком году.).......................................................................................………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………... 5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности.)
6. Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе и в каком году?.............………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………...
7. Перечислите ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было…………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 8а. Назовите ваши любимые литературные произведения.
Подчеркните названия тех произведении, над которыми вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете. 8б. Назовите ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные).
Подчеркните названия тех фильмов, которые произвели на вас наибольшее впечатление, о которых вы долго думали. 8в. Назовите ваши любимые театральные спектакли.
Подчеркните названия тех спектаклей, которые произвели самое сильное впечатление. 8г. Перечислите, какие художественные выставки вы посещали, в каком году это было. (Если вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите в какие годы.)..............……………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 9. Совершали ли вы поездки за пределы места жительства (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Если да, то укажите куда, с кем и в каком году.) ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 10. Когда, чем и как долго вы болели? Находились ли вы дома или в больнице? ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 11. Назовите хотя бы инициалы тех людей, с которыми вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше >; младше <; ровесник =.
12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые вы считаете счастливыми, и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему вы так расцениваете эти периоды. (Ориентировочно счастливый период можно понимать как отрезок жизни, когда все задуманное удавалось совершить, вы переживали чувство удовлетворения собой, делами, окружающим миром, у вас преобладало радостное настроение и вы жили насыщенной жизнью. Противоположное - как несчастливый период.) Напишите свое мнение по поводу счастливого и несчастливого периодов. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые вы считаете событиями. Укажите даты событий и отметьте, когда вы осознавали значимость этих событий для вашей судьбы - сразу же, спустя время или теперь? Напишите, что вы понимаете под событием. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………... 14. Каковы ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего? Как вы представляете учебу, карьеру, личную жизнь, досуг, быт и т. д.? Каковы пределы обозримости будущего для вас? На сколько месяцев (лет) вперед вы можете предвидеть свою судьбу в целом и по отдельным ее направлениям? Обратите внимание, что вопрос стоит не о ваших жизненных планах, а о вашем представлении и предсказаниях того хода жизни, который, вероятнее всего, будет иметь место в вашем будущем. ………………………………………………………………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………………………………………………...………………………………………………………………………………………………………………………………... Занятие 10.12 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. РАЗРАБОТКА ИНТЕРПРЕТАТОРОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
Вводные замечания. Прикладной подход к психодиагностике требует оформлять результаты тестирования в виде, доступном пользователю. Отсюда возникают требования к представлению этих результатов. Если в исследовательской психодиагностике достаточно цифровых данных, то в прикладной области эти данные должны быть представлены в понятном текстовом виде. Большинство разработанных методик тестирования имеют описание теоретической модели, на основе которой строился этот тест. Еще эти методики имеют, как правило, описание выборки, на которой проводилось исследование, описание качества или свойства, которое измерялось, а также среднее арифметическое (М) и среднеквадратическое (стандартное) отклонение (s). Реже дается описание полюсов полученных факторов. Людям, не оперирующим математическими терминами, довольно сложно понять следующую интерпретацию: «У вас в результате тестирования фрустрационная тревожность получилась (М+2s)». Поэтому для них требуется «перевести» математические и профессиональные психологические термины на доступный «русский» язык. Это называется разработкой интерпретатора. При индивидуальной работе (консультировании) у психолога всегда есть возможность объяснить тот или иной термин своему клиенту. При использовании компьютера в психодиагностике особенно важно говорить на «русском» языке, так как часто результатом такой диагностики является автоматическая интерпретация результатов в текстовом виде. И этот текст интерпретации результатов (характеристика) передается непосредственно испытуемому. Большинство существующих программ тестирования используют полярный избыточный и интервальный интерпретататоры. Полярный избыточный интерпретатор. Такой интерпретатор разбивает данные на две группы - высокие и низкие значения, т. е. описываются края (полюса) шкал (факторов). Характеристика, составленная программой с помощью такого интерпретатора обязательно подвергается стилистической правке. Для удобства психолога, осуществляющего правку, его делают избыточным, так как проще сокращать, чем дополнять текст. Избыточность интерпретатора обеспечивается тем, что в него включаются не только свойства, характеризующие данную шкалу, но и свойства, связанные (высоко коррелирующие) с ней. Например: фактор Л по Кэттеллу (табл.10.12.1). Таблица 10.12.1 Фактор А по Кеттеллу
Естественно, что, осуществляя правку, следует очень осторожно относиться к конкретным характеристикам шкал. В отношении «связанных свойств» допускается большая свобода. Интервальный интерпретатор. Разработка такого интерпретатора более сложная, чем разработка полярного. Необходимо очень точно и корректно передать постепенность перехода одного полюса шкалы к другому. Для психолога будет достаточным использование выражений: «крайняя степень качества», «выраженное качество», «тенденция к качеству», «среднее значение». Достаточность обусловливается тем, что психолог-профессионал четко представляет себе разницу между этими градациями. При подготовке характеристики для клиента особое внимание следует уделить «переводу» именно этих различий на доступный его пониманию язык. При разработке такого интерпретатора шкала разбивается на интервалы (в зависимости от модели распределения). Рассмотрим эту процедуру на примере разбиения шкалы на интервалы по 1 s для нормального распределения (рис. 10.12.1). Рис. 10.12.1. Разбиение шкалы на интервалы по 1 s для нормального распределения. 1-й интервал (от -1 s до +1 s) -среднее, 2-и и 3-й интервалы (от -1 s до -2 s и от +1 s до +2 s) - интерпретируются как тенденция, 4-й и 5-й интервалы (от -2 s до - 3 s и от +2 s до +3s) - интерпретируются как качество, 6-й и 7-й интервалы (<- 3 s и >+3 s) - интерпретируются как крайняя степень. Разбиение шкалы может осуществляться также по 0,5 s, 2/3 s, на децили, стены, квартили и т. д. Критерием выбора способа разбиения является четкость понимания разницы между соседними значениями. Еще раз подчеркнем, что оценки, которые получены испытуемым в результате тестирования, могут интерпретироваться по-разному, в зависимости от того, кто будет читать полученную характеристику. Это может быть психолог-диагност, начальник, родители, сам испытуемый (ребенок или взрослый) и т. д. Поэтому тексты интерпретаций для разных категории должны быть тоже разными, т. е. понятными для каждой из этих категорий. Цель занятия 1. Знакомство с принципами работы программы для обработки данных тестирования TULL. 2. Освоение практических навыков по разработке интерпретаторов. Материалы (оснащение). Компьютер, программа для обработки данных тестирования TULL. Порядок работы 1. Ознакомиться с программой обработки данных тестирования TULL (формат ввода данных, ключа, интерпретатора). Программа содержит следующие файлы: - tulkl - файл, в который вводится ключ методики; - tulil - файл, в который вводится интрерпретатор по шкалам методики; - d - файл, в который вводятся ответы испытуемого; - tul.dat - файл, поддерживающий работу программы; - tul.com - файл, запускающий программу. Все данные вводятся в режиме редактирования в Norton Commander. Формат вводимых данных должен быть таким же, как в методиках, уже введенных в программу. 2. Ввести методику с интерпретатором в программу TULL. 2.1. Выбрать методику (не менее 4 факторов) и продумать для нее модель интерпретатора. 2.2. Ввести ключ методики в файл tulkl, интерпретатор - в файл tulil. 2.3. Ввести ответы 3 испытуемых в файл d. 2.4. Обработать с помощью программы TULL ответы испытуемых по введенной методике и получить для них характеристики в текстовом формате. 2.5. Прочитать характеристики, проверить грамматическую и стилистическую согласованность текста. При обнаружении рассогласований откорректировать текст интерпретатора. 3. Откорректировать интерпретатор 16-факторного опросника Кеттелла. 3.1. Преобразовать полярный избыточный интерпретатор в интервальный (3-5 интервалов). 3.2. Ввести ответы двух испытуемых по 16-факторному опроснику Кеттелла в программу TULL. 3.3. Обработать с помощью программы TULL ответы испытуемых по методике Кетелла и получить характеристики для них в текстовом формате. 3.4. Прочитать характеристики, проверить грамматическую и стилистическую согласованность текста. При обнаружении рассогласований откорректировать текст интерпретатора. 4. В любом текстовом редакторе привести тексты характеристик в удобный для восприятия вид. Контрольные вопросы 1. Что такой полярный избыточный интерпретатор? 2. Что такое интервальный интерпретатор?
Занятие 10.13 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ПОМОЩЬЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «МОНАДА»
Вводные замечания. Психодиагностическая компьютерная система «Монада» была создана на основе многолетнего опыта работы в области психодиагностики, консультирования, отбора и подбора кадров. Эта система выполняет большинство функций, которые реализованы в компьютерных программах психологического тестирования: - проведение компьютерного тестирования с предъявлением вопросов и ответов на экране монитора; - ввод первичных результатов тестирования с бланка; - расчет шкальных оценок и их графический анализ; - ввод шкальных оценок; - хранение информации об обследуемых и их результатов тестирования в базе данных; - создание списка шкал, по которым проводится интерпретация и последовательность психологических блоков в характеристике; - генерация полной и непротиворечивой характеристики в трех видах (для психолога-диагноста, для предъявления обследуемому, для третьего лица); - отбор из базы данных людей по определенным биосоциальным признакам; - отбор из базы данных людей, удовлетворяющих заданным психологическим признакам; - выдача на экран и печать текстов интерпретации результатов тестирования; - возможность включения в систему новых методик тестирования, ввод вопросов, ответов, ключа и баллов; - ввод, редактирование и хранение норм, текстов интерпретации и списка противоречивых текстов интерпретации. При работе с кадрами часто бывает нужно отбирать кандидатов на вакантные места. Для этого нужно знать должностные требования, т. е. какими психологическими характеристиками должен обладать будущий работник. После тестирования кандидатов по нескольким методикам и расчета их шкальных оценок, можно отобрать из всех кандидатов несколько человек с заданными психологическими свойствами. Графически структуру программы можно представить следующим образом (см. рис. 10.13.1). Рис. 10.13.1. Графическая структура программы, где 1, 2, 3, 4 - пункты главного меню режимов программы; а 1.1, 1.2,.... 4.3, 4.4 - пункты соответствующих подменю.
Главное меню: 1. Данные об обследуемых. 2. Создание методики. 3. Работа с методикой. 4. Генерация характеристики. Меню режимов главного меню: 1. Данные об обследуемых: 1.1. Поиск и отбор по биосоциальным признакам. 1.2. Ввод и замена данных об обследуемых. 1.3. Поиск и отбор по психологическим признакам. 1.4. Вывод данных и списка обследуемых. 2. Создание методики: 2.1. Ввод ответов, вопросов и ключа. 2.2. Редактирование каталогов методик. 2.3. Ввод текстов интерпретации результатов. 2.4. Фиксация противоречий в интерпретациях. 3. Работа с методикой: 3.1. Выбор тестовой методики. 3.2. Ввод данных с бланка. 3.3. Тестирование на дисплее. 3.4. Анализ результатов. 4. Генерация характеристики: 4.1. Выбор плана генерации психологической характеристики. 4.2. Создание нового плана генерации. 4.3. Генерация непротиворечивой характеристики. 4.4. Формирование полной характеристики. Особенности диалога 1. Представление информации на экране. В верхнем окне на экране постоянно выводятся текущие настройки: - Ф. И. О. обследуемого, с данными которого работает программа; - название методики, на работу с которой настроена система; - текущий план генерации психологической характеристики. В нижней части экрана размещается окно, где выводится: -назначение «активного» окна или операции; - инструкция по вводу информации с клавиатуры; - сообщение о ходе работы системы. В правой части экрана представлены окна-клавиши с кратким обозначением операции, которую они выполняют. 2. Ввод информации. Диалог основывается на меню выбора. Меню имеет два уровня иерархии. Первоначально вы попадаете в главное меню из четырех основных режимов работы. Выбрав любой из них, можно войти в следующее меню, состоящее также из четырех режимов. Войдя в один из них, вы уже можете совершить определенные действия по вашей задаче. Используя клавиши управления курсором (стрелки) можно передвигаться от одного окна к другому. Для того чтобы сделать окно «активным» необходимо «войти» в него, нажав клавишу «Enter». Это общее правило взаимодействия с окном информации. Подробности работы с конкретным окном отражаются в окне «инструкция» в нижней части экрана. Цель занятия. Научиться с помощью психодиагностической системы «Монада» получать психологические характеристики. Материалы (оснащение). Компьютер, психодиагностическая система «Монада». Порядок работы 1. Запустить психодиагностическую систему «Монада» (в каталоге MONADA запускающий файл ps.bat). 2. Ввести биосоциальные признаки (ФИО, пол, дату рождения, образование и т. д.). Для этого: · выбрать в главном меню пункт «Данные об обследуемом»; · в следующем меню выбрать пункт «Ввод и редактирование данных об обследуемом»; · сделать активной операцию «новый» и ввести в пустые поля информацию о биосоциальных признаках обследуемого; · выбрать операцию «запись»; · перейти в главное меню, дважды используя операцию «выход». 3. Протестироваться с экрана монитора по пяти методикам (16 PF Кетелла, ОСТ, POI, Локус контроля, Шкала тревожности Тейлор). Для этого: · выбрать в главном меню пункт «Работа с методикой»; · в следующем меню выбрать пункт «Выбор тестовой методики»; · «войти» в окно с каталогами, выбрать «Полный список», в соседнем окне будет представлен список методик, включенных в данный каталог; · выбрать методику; · выйти из данного режима, используя операцию «Выход»; · в меню выбрать пункт «Тестирование на дисплее» и протестироваться по выбранной методике; · повторить все операции п. 3 по остальным методикам. 4. Получить характеристику. Для этого: · выбрать в главном меню «Генерация характеристики»; · в следующем меню выбрать пункт «Выбор плана генерации характеристики»; · выбрать план генерации, по которому должна быть сформирована характеристика (список шкал и последовательность психологических блоков для выбранного плана можно просмотреть в соответствующих окнах), затем выйти из режима; · выбрать пункт меню «Генерация полной характеристики»; · указать какой вид характеристики вы хотите получить (подробности в нижней части экрана), при нажатии клавиши «Enter» начнется генерация выбранной характеристики; · для сохранения характеристики во внешний файл выбрать операцию «вывод» и ввести название файла, в который будет записана характеристика. Файл будет сохранен в каталоге в подкаталоге ТХТ. 5. В любом текстовом редакторе оформить и подготовить для печати текст полученной характеристики. Контрольные вопросы 1. Что обозначают слова «да» и «нет», стоящие напротив названия методики в режиме «выбор методики»? 2. Что обозначают слова «да» и «нет», стоящие напротив названий факторов в режиме «выбор плана генерации характеристики»? 3. Какие психологические блоки включены в план генерации «кадровый резерв»?
Занятие 10.14 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. УСТРАНЕНИЕ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
Вводные замечания. При составлении характеристики, в нее включаются интерпретации тех шкальных оценок, которые получены в результате тестирования. В разных методиках могут встречаться похоже названные факторы. Но несмотря на сходные названия, смысловая нагрузка этих факторов различна. Следовательно, интерпретация результатов по этим факторам тоже будет различна и противоречить друг другу не будет. Для психолога эти различия понятны и очевидны. Но те люди, для которых составляется характеристика, не обязаны знать эти различия, и им может показаться противоречивым, что в тексте характеристики встречаются одновременно две «противоположные» интерпретации, например «спокойный, расслабленный, нефрустрированный (фактор Q4 - «фрустрационная тревожность» по Кэттеллу)» и «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации» («тревожность» по шкале Тейлор). При составлении характеристики для обследуемого или для какого-либо третьего лица, следует откорректировать текст таким образом, чтобы не возникало впечатления несогласованности, противоречивости информации. Коррекцию можно проводить двумя способами: 1) исключение из текста характеристики одного из «противоречий»; 2) составление альтернативного варианта, например: - «спокойный, расслабленный, нефрустрированный» (Кэттелл), - «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации»(Тейлор), - альтернатива: «готов довольствоваться малым, редко бывает заинтересован чем-либо, как правило, удовлетворен любым положением дел, при этом испытывает эмоциональное напряжение, связанное с ожиданием неприятностей даже в спокойной ситуации». То есть характеристика, предоставляемая обследуемому или какому-либо третьему лицу, должна быть написана доступным языком, без профессиональных терминов и кажущихся противоречий. Цель занятия. Научиться обнаруживать и фиксировать «противоречия», составлять альтернативные интерпретации. (Работа выполняется в паре.) Материалы (оснащение). Два рядом расположенных компьютера с установленными на них психодиагностическими системами «Монада», описание методик. Порядок работы 1. Ввести в психодиагностическую систему «Монаду» данные о «противоречиях» между факторами ОСТ и 16-факторного опросника Кэттелла. 1.1. Запустить на обоих компьютерах «Монаду». 1.2. Войти в режим «создание методики»/«ввод текстов интерпретации результатов». 1.3. На одном компьютере выбрать в качестве текущей методику Кэттелла, на втором - методику OCT. 1.4.Осуществить на обоих компьютерах одинаковый выбор в окнах «тип характеристики»,«пол»,«блок». 1.5. Выбирая на одном компьютере факторы Кэттелла, а на втором - шкалы ОСТ, поочередно просмотреть интерпретацию по каждому интервалу, войдя в окно «интервалы». 1.6. Зафиксировать в таблице значения интервалов для обнаруженных «противоречий» в интерпретациях (табл. 10.14.1). Таблица 10.14.1 Таблица анализа противоречий
Шкалы 16-факторного опросника Кэттелла: - фактор А: шизотимия - циклотимия; - фактор В - интеллектуальное развитие; - фактор С - эмоциональная неустойчивость-устойчивость; - фактор Е - конформность-доминантность; - фактор F: сдержанность-беспечность; - фактор G: моральный контроль поведения; - фактор Н: робость-смелость; - фактор I: жесткость-мягкость; - фактор L: доверчивость-подозрительность; - фактор М: практичность-мечтательность; - фактор N: наивность-проницательность; - факторО: самоуверенность - чувство вины; - фактор Q 1: консерватизм-радикализм; - фактор Q 2: зависимость от группы - самостоятельность; - фактор Q 3:самоконтроль; - фактор Q 4: фрустрационная тревожность (расслабленность-напряженность). Шкалы опросника ОСТ: - шкала «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса; - шкала «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте социальная активность; - шкала «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другую, выбор форм предметной деятельности; - шкала «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в социальные контакты; - шкала «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности; - шкала «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения; - шкала «Эмоциональность» - уровень чувствительности к результатам взаимодействия с внешней средой, уровень тревожности; - шкала «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной сфере. 1.7. На одном из компьютеров войти в режим «фиксация противоречий в интерпретациях» и перенести данные из таблицы в соответствующие окна. После ввода каждой пары необходимо выполнять операцию «запись». 2. Ввести альтернативные интерпретации для противоречивых фрагментов. 2.1. Ввести биосоциальные признаки на условного обследуемого: «Противоречия», «Между Кэттелл и ОСТ», «СПб», «текущая дата», «пол» - см. п.1.3, остальные данные на этого обследуемого - произвольные. 2.2. В режиме «работа с методикой»/«ввод данных с бланка» ввести шкальные оценки по Кэттеллу и ОСТ в соответствующее окно, таким образом, чтобы получить максимальное количество противоречий. 2.3. Перейти в режим «генерация непротиворечивой характеристики» и запустить генерацию характеристики для одного человека в пошаговом режиме. 2.4. При обнаружении противоречий компьютер подаст звуковой сигнал и выдаст на экран окно управления противоречиями. Выполнив операцию «выбор», активизировать окно «альтернативный текст интерпретации». С помощью операции «ввод» ввести текст альтернативной интерпретации. 2.5. Операцией «запись» набранный текст вносится в характеристику и фиксируется в базе данных системы. 2.6. При обнаружении следующего противоречия повторить п. 2.4 и п. 2.5. соответственно. 2.7. По окончании генерации непротиворечивой характеристики сохранить ее с помощью операции «вывод». 3. В любом текстовом редакторе оформить и подготовить для печати текст полученной характеристики. Контрольные вопросы 1. Почему не предусмотрена фиксация противоречий между психологическими блоками характеристики? 2. В каком из типов характеристик противоречий будет меньше? 3. Как использовать таблицу противоречий для личной характеристики при фиксации противоречий в характеристике для третьего лица?
Занятие 10.15 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА НАКОПЛЕННЫХ ДАННЫХ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Вводные замечания. В исследовательских и прикладных целях бывает необходимо проанализировать не только результаты тестирования конкретного, отдельно взятого человека, но и результаты по выборке опрошенных людей. Например, чтобы получить или откорректировать нормы опросника, установить какие-либо закономерности, проследить связи по группе испытуемых и т. д. В подобных случаях нужна возможность обработки данных тестирования группы (выборки) статистическими методами. Данные могут быть представлены либо в виде вектора (один показатель для всей выборки), либо в виде матрицы (несколько показателей). Ввести данные в программу статистической обработки можно вручную. Некоторые программы тестирования «умеют» хранить накопленные данные. В таких случаях «перенабивать» данные из одной программы в другую неэффективно. Можно воспользоваться функцией «экспорт-импорт», чтобы преобразовать данные из одного формата (тестового) в другой (статистический). Иногда это приходится делать через промежуточные форматы. Цель занятия 1. Провести исследование психологических закономерностей по накопленным данным. 2. Научиться переносить данные из одной компьютерной программы в другую. Материалы (оснащение). Компьютер, психодиагностическая система *Монада», статистическая программа «Statistica for Windows». Порядок работы 1. Поставить задачу на проведение исследования (придумать самостоятельно, имея в виду ограничения наличия материала, т. е. объектов и признаков в базе данных программы «Монада»). 2. Составить описание требований к выборке и данным, т. е. сформулировать предмет исследования (что исследовать) и требования к составу испытуемых (кого исследовать). 3. Отобрать выборку из психодиагностической системы «Монада» по заданным признакам (не менее 100 человек). Для этого: 3.1. запустить психодиагностическую систему «Монада»; 3.2. в режиме «данные об обследуемом»/«отбор по биосоциальным признакам» вписать требуемые формальные признаки к испытуемым например: а) все испытуемые должны иметь высшее техническое образование - в окне «образование» надо выбрать «высшее техническое»; б) все испытуемые должны быть мужчинами - в окне «пол» надо выбрать «муж», и т. д.; 3.3. в режиме «данные об обследуемом»/«отбор по психологическим признакам» в окне «методика-фактор-код-условие» задать нужные психологические признаки (см.п. 2) и отобрать нужных испытуемых из выборки, сформированной по биосоциальным признакам (операция «отбор»). 4. Экспортировать шкальные оценки этих испытуемых по нужным методикам тестирования в текстовые файлы в режиме «данные об обследуемом» / «вывод данных и списка обследуемых» с помощью операции «оценки», предварительно выбрав методику тестирования и фактор в окнах «методика» и «фактор» соответственно. Данные будут сохранены в подкаталоге ТХТ с расширениями *.lst (список обследуемых и их шкальные оценки) и *.num (только шкальные оценки). Выйти из психодиагоностической системы «Монада». 5. Импортировать данные в статистическую программу. Для этого: 5.1. запустить Windows, затем запустить программу Statistica; 5.2. в программе Statistica выбрать режим Data Management; 5.3. в верхнем меню Fail/Import выбрать файл для импорта (с расширением *.num), указать кодировку ASCII, параметры таблицы (т. е. количество переменных и испытуемых), полученную таблицу сохранить с расширением *.sta; 5.4. повторить п. 5.3 для всех импортируемых файлов; 5.5. соединить все импортированные файлы в одну таблицу и сохранить ее. 6. Обработать. Для этого: 6.1. перейти в режим Basic Statistics and Tables; 6.2. рассчитать первичные статистики (Descriptive Statistics), сделать выводы о характере распределения; 6.3. рассчитать корреляционный анализ (Correlation matrices); 6.4. перейти в режим кластерного анализа (Cluster Analysis), построить два дерева кластеризации: по шкальным оценкам и по испытуемым. 7. Проинтерпретировать полученные результаты, учитывая смысловые нагрузки, стоящие за переменными, так как только зная и понимая природу признаков можно объяснить характер выявленных статистических закономерностей, а простая констатация наличия связи не есть ее интерпретация. Пример Обнаружена корреляция между переменными А и В или А, В и С. Зная, что стоит за этими переменными, можно проинтерпретировать полученные результаты. Ниже даны 5 примеров: 1. А зависит от В - психомоторное развитие зависит от возраста, но не наоборот. 2. В зависит от А - речь зависит от возраста. 3. А зависит от В, а В зависит от А - психомоторное развитие зависит от деятельности и наоборот. 4. А влияет на С, а С влияет на В - возраст влияет на внимание, а внимание влияет на развитие интеллекта, при этом С (внимание) не изучалось. 5. А зависит от С, В зависит от С - А - размер обуви, В - интеллект, С - возраст. корреляция есть, а реальной (физической) связи нет.
8. Результаты оформить в любом текстовом редакторе. Контрольные вопросы 1. По каким параметрам можно обнаружить различия между выборками при совпадении математического ожидания и как их проинтерпретировать? 2. Как может быть проинтерпретирована корреляция между стажем ра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.012 с.) |