Порядок раскладки объектов испытуемым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок раскладки объектов испытуемым



Сравниваемые параметры объектов в сериях Правая рука Левая рука
Порядок расположения объектов Сумма разностей Балл Порядок расположения объектов Сумма разностей Балл
Длина Толщина Диаметр Масса            

 

Порядок работы. Перед выполнением задания студенческая группа делится на пары: испытуемый и экспериментатор (которые затем меняются полями). Испытуемый садится в удобной позе за стол. Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Сейчас перед вами будут разложены шесть предметов эталонов одной серии, едва различимые по длине (или толщине, или диаметру, или весу). Работая с закрытыми глазами и используя только одну руку, последовательно сравните все предметы между собой и расположите их в порядке возрастания длины (или толщины, или диаметра, или веса). Сравнение толщины, веса и диаметра вы будете осуществлять, ощупывая объект большим и указательными пальцами, сравнение длины - большим и средним.

Экспериментатор выкладывает перед испытуемым в случайном порядке все объекты одной серии, например различающиеся по длине. По ходу опыта он вписывает в протокол номера объектов серии в том порядке, в каком расположил испытуемый. По окончании работы с одной серией он поочередно предъявляет испытуемому все другие серии эталона. После выполнения работы правой рукой испытуемый выполняет то же задание левой рукой.

Обработка результатов

1. В раскладке, сделанной испытуемым, подсчитать сумму разностей порядковых номеров элементов.

2. Перевести сумму разностей в баллы в соответствии со шкалой, приведенной в вводных замечаниях к заданию.

3. Вычислить коэффициент асимметрии (КА).

Анализируя полученные результаты, сравнить их со среднестатистическими данными, сделать вывод об уровне чувствительности испытуемого. Сравнить кинестетическую чувствительность правой и левой рук и определить ведущую руку.

Контрольные вопросы

1. Какие основные параметры характеризуют структуру кинестетической чувствительности?

2. Как вы думаете, в каких видах профессиональной деятельности кинестетическая чувствительность имеет значение как фактор профотбора?

Занятие 9.5 ИЗМЕРЕНИЕ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ТРЕМОРА РУК

 

Вводные замечания. Тремор можно рассматривать как пример самого простого непроизвольного движения. В то же время он неразрывно связан с организацией координированных движений разных уровней, так как совмещает энергетические, регуляторные и информационно-координационные характеристики. Частота и амплитуда колебаний различных систем организма различна. При исследовании тремора рук выделяют статический тремор (тремор руки, находящейся в неподвижном положении на весу) и динамический (тремор в процессе движения, в данном задании при прохождении линейного лабиринта).

При анализе статического тремора чаще всего оценивают четыре его показателя: 1) тремор установочный, или тремор периода врабатываемости, т. е. количество колебаний в начальном периоде работы, амплитуда его 2,0-2,5 мм; 2) тремор основной, выявляемый после периода врабатываемости, его амплитуда 3,0 мм; 3) максимальная амплитуда тремора; 4) сумма колебаний всех видов тремора.

Показателями динамического тремора являются скорость движения руки и количество ошибок.

Измерение тремора имеет диагностическое значение для оценки уровня эмоциональной возбудимости и координации движений субъекта. Для диагностики полученные при индивидуальных замерах данные сравнивают со среднестатистическими значениями, которые представлены в табл. 9.5.1. Уровень эмоциональной возбудимости оценивают по количеству колебании установочного тремора. Для оценки координации движений используют частоту основного тремора, величину максимальной амплитуды статического тремора, а также скорость и точность динамического тремора. Разность количества колебаний установочного и основного треморов рассматривается как показатель подавления тремора, по которому судят об умении испытуемого произвольно управлять своими движениями.

Таблица 9.5.1

Средние статистические значения тремора рук, полученные для студенческой выборки

Рука Статический тремор (амплитуда, мм) Динамический тремор
установочный основной средняя максимальная амплитуда время, с количество касаний
Правая Левая     3,5 4,0    

 

Оборудование. Тремометр Мёде, который представляет собой деревянный ящик с вмонтированной на верхней панели металлической пластиной. Для измерения статического тремора в этой пластине просверлено 15 отверстий диаметром от 2 до 9 мм, причем диаметр каждого следующего отверстия больше предыдущего на 0,5 мм. Металлическая пластина подключена к единой электрической цепи со специальным карандашом и счетчиком импульсов. Каждое касание карандашом металлической пластины замыкает электрическую цепь и регистрируется счетчиком импульсов. Для измерения динамического тремора на пластине выпилен лабиринт дорожек. Расстояние между стенками дорожек равно 3 мм. Для эксперимента нужен секундомер. Каждый студент заготавливает форму для протокола (формы 31 а и31б).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

(записи ведет экспериментатор)

I. Замеры статического тремора Форма 31а

Условия опыта Амплитуда, мм Количество касаний КА
Правая рука Левая рука
До нагрузки (фон)     После нагрузки 2,5 … 9,0 2,5 … 9,0      

 

II. Замеры динамического тремора Форма 31б

Условия опыта Правая рука Левая рука КА
Время, с Количество касаний Время, с Количество касаний Время, с Количество касаний
До нагрузки (фон) После нагрузки            

 

Порядок работы. Для работы студенческая группа делится на пары: испытуемый-экспериментатор, которые затем меняются местами. Испытуемый садится на стул таким образом, чтобы тремометр находился на уровне пояса. Экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Сядьте прямо, левая рука - на колене, правой введите кончик карандаша перпендикулярно пластине тремометра в самое маленькое отверстие (диаметром 2,0 мм). Удерживайте карандаш в центре отверстия, стараясь не касаться стенок, до сигнала "Стоп! ", который последует через 15с после начала работы. Работайте так же дальше, последовательно переходя от одного отверстия к другому до тех пор, пока не достигнете успеха, т. е. сумеете не совершить ни одного касания в каком-то из отверстий».

Показатели работы экспериментатор регистрирует в протоколе. Всю процедуру повторяют для левой руки.

После измерения статического тремора измеряют тремординамический.

Инструкция испытуемому: «Сядьте прямо, левая рука - на колене. В правую возьмите карандаш. Введите кончик карандаша в дорожку на глубину 2-3 мм, по команде: «Начали!» пройдите лабиринт как можно быстрее кратчайшим путем и стараясь не касаться стенок. Регистрируется точность ваших движений и скорость. Во время работы карандаш все время должен быть погружен в глубину прорези на 2-3 мм».

Экспериментатор регистрирует время прохождения лабиринта по секундомеру и снимает показатели о количестве касаний со счетчика импульсов.

После окончания работы правой рукой испытуемый выполняет все то же самое левой.

Затем для выявления влияния физической нагрузки на тремор экспериментатор предлагает испытуемому сделать 20 приседаний в течение 30 с. После этого испытуемый снова садится к тремометру и повторяет все процедуры, связанные с замером тремора.

Обработка результатов

1. Рассчитать коэффициенты асимметрии (КА) в случаях статического и динамического тремора (формула приведена в занятии 9.3).

2. Рассчитать индекс реактивности (ИР) для установочного тремора (формула приведена в занятии 9.2).

При анализе данных сравнить полученные в фоновых замерах данные со среднестатистическими, сделать выводы об уровне вегетативной возбудимости, степени координации движений, умении управлять ими (подавление тремора), о соотношении точностных и скоростных параметров движения.

Сравнить динамику различных показателей тремора под влиянием нагрузки: статического установочного тремора, динамического тремора и соответствующих коэффициентов асимметрии. Проанализировать значения индексов реактивности, сделать вывод об устойчивости испытуемого к физическим нагрузкам.

Контрольные вопросы

1. Каково диагностическое значение различных амплитуд тремора?

2. Как выявляется соотношение пространственных и временных компонентов динамического тремора рук?

3. Какое влияние оказывает нагрузка на различные показатели тремора?

 

Занятие 9.6 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ НА СВЕТОВОЙ И ЗВУКОВОЙ СИГНАЛЫ

 

Вводные замечания. Простая сенсомоторная реакция - элементарный вид произвольной реакции. Она осуществляется как простое (например, нажатие кнопки) движение в ответ на простой (например, загорание лампы) сигнал. Соотношение «сигнал-движение» всегда определено инструкцией. Цель данного занятия - на основе измерений времени сравнить быстроту и качество реагирования испытуемого на звуковой и световой стимулы.

Оборудование. Занятие проводится в обычном лабораторном помещении, где в отдельных кабинах оформлены рабочие места испытуемого и экг периментатора. Учебная установка включает в себя: блок формирования сигнала с сигнальным устройством (сигнальная лампа или зуммер и наушники), блок управления с кнопкой выдачи сигнала и пуска регистрирующего устройства, блок ответа с кнопкой снятия сигнала и остановки регистрирующего устройства, блок регистрации преждевременной реакции. В качестве световых сигнализаторов могут быть использованы газоразрядные лампы яркостью свечения 80-100 нт. Для звукового сигнала могут быть рекомендованы следующие характеристики: 200-300 Гц и 60-70 Дб. Время реакции - от момента выдачи сигнала до ответного движения включительно - экспериментатор фиксирует по электронному секундомеру с точностью до 0,001 с. Для ведения протокольных записей каждый студент должен заготовить форму протокола занятий (формы 32а и 32б).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ* Форма 32

Задание (тема)...............................................................…………………………………………….. Дата...........………..

Экспериментатор......................................................................…………………………………………………………….

Испытуемый...........................................................................………………………………………………………………

Самочувствие испытуемого...........................................……………………………………………………………………

Измеряемая характеристика..............................................…………………………………………………………………

Вид стимула..................................................................…………………………………………………….……………….

 

Время реакции (в секундах) Форма 32а

(записи ведет экспериментатор)

 

Номер измерения Световой сигнал (С) Звуковой сигнал (З)
I вариант II вариант I вариант II вариант
       
Количество преждевременных реакций        

 

* В каждом из занятий 9.6-9.9 протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим.

 

Статистические показатели измерений Форма 32б

Времени реакций

 

Сигнал стимул Число измерений (n) Время реакции CV, % t - критерий Количество преждевре- менных реакций
M, c s средних различий средних
СС1 ССII ССI.II ЗС1 ЗСII ЗСI.II                

Порядок работы. Студенты работают на каждой установке по двое, поочередно выполняя функции испытуемого и экспериментатора. Испытуемый сидит за столом в удобной позе. Световой сигнализатор находится прямо перед глазами испытуемого на расстоянии 60-80 см (при работе со звуковыми сигналами наушники надеты на голову). Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Положите руку на панель органов управления установки так, чтобы указательный палец правой руки свободно располагался на кнопке. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь, смотрите на сигнальную лампу и при зажигании лампы как можно быстрее нажмите пальцем на кнопку» (при работе со звуковыми сигналами последняя часть инструкции будет звучать так: «Сосредоточьтесь и при появлении звукового сигнала как можно быстрее нажмите на кнопку»).

Перед началом исследования экспериментатор должен сбросить показания со счетчика преждевременных реакций (или записать его исходное значение), проверить включение и выключение предупредительного сигнала (зуммера, если исследуется реакция на световой сигнал, или сигнальной лампы, если исследуется реакция на звуковой сигнал) и установить включение основного сигнала на нужный интервал. После нажатия экспериментатором на кнопку предупредительный сигнал немедленно выдается испытуемому; длительность предупредительного сигнала 1,0 с. Через некоторый интервал времени испытуемому автоматически выдается основной сигнал, при появлении которого испытуемый должен нажать кнопку.

Интервал времени, разделяющий предупредительный и основной сигналы, для I варианта опытов постоянный и равен 1,5 с. Для II варианта опытов длительность этого интервала меняется в случайном порядке в пределах от 0,5 до 2,5 с, причем используется не менее пяти градаций.

Каждый студент должен выполнить по два варианта опыта на световой сигнал и по два варианта опыта на звуковой сигнал. В каждом варианте должно быть проведено 30 измерений времени реакций. Результаты измерений экспериментатор заносит в протокол (форма 32а).

Обработка данных

1. По каждому варианту вычислить следующие статистические показатели времени реакции:

а) среднее арифметическое (М),

б) среднее квадратичное отклонение (s),

в) коэффициент вариативности (CV); коэффициент вариативности рассчитывается как отношение

CV = ,

где s - среднеквадратичное отклонение; М - среднеарифметическая величина.

2. Вычислить по t -критерию Стьюдента (см. Приложение I, на с. 274) достоверность среднего значения по формуле

t м = ,

где s м - ошибка средней, которая рассчитывается по формуле

s м = ,

где п - число измерений.

3. Дополнительно проделать следующие расчеты:

а) вычислить среднее значение времени реакции на световой сигнал, общее для I и II вариантов, и определить его достоверность по t -критерию;

б) то же - для звукового сигнала;

в) определить достоверность различий средних значений времени реакции на световой и звуковой сигналы, предварительно определив значение среднего квадратичного отклонения и коэффициента вариативности (CV). Статистические данные привести в конце протокола (см. форму 32б).

По итогам занятий необходимо произвести анализ полученных результатов, при котором обратить внимание на наличие или отсутствие индивидуальных различий, на роль модальности сигнала и на особенности реакций, вязанные с антиципацией момента появления сигнала.

Контрольные вопросы

1. Чем объясняется различие величин времени реакции на световой и звуковой сигналы?

2. Каково диагностическое значение индивидуальных особенностей времени реакций?

3. С какой целью в исследованиях времени реакций применяется предупредительный сигнал, каким требованиям он должен отвечать?

4. Одинакова ли способность к антиципации в реакциях на разные сигналы?

5. Влияет ли величина выборки на значение статистических показателей?

 

Занятие 9.7 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ТОЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА

 

Вводные замечания. Произвольная сенсомоторная реакция выбора (иди дизъюнктивная реакция) более сложна, чем простая, а потому характеризуется большими значениями времени. Усложнение реакции связано прежде всего с логическим ее компонентом. Так, испытуемый при оценке ситуации должен не только решить «есть сигнал» или «нет сигнала»*, но и определить какой именно из возможных сигналов поступил, т. е. выбрать один из возможных по условиям задания сигналов. Далее должно быть принято решение, т. е. необходимо выбрать для двигательного ответа орган управления, который соответствует по условиям задания предъявленному сигналу**. Что касается процессов, связанных с физическим действием самого стимула-сигнала на рецепторы и осуществлением двигательного акта, то они, как правило, в реакциях выбора и в простых реакциях мало отличны.

* Простая сенсомоторная реакция является для человека в определенном смысле тоже реакцией выбора. Однако этот выбор, как постоянная, составляющая любой реакции обычно не учитывается.

** Вместо выбора органа управления может иметь место выбор определенного движения одним и тем же органом управления (например, поворот переключателя вправо и влево и т. п.).

 

Цель данного занятия - определить, насколько возрастает время реакции от числа возможных выборов, а также определить вероятность появления ошибки.

Оборудование. Занятие проводится в тех же условиях, что и занятие по измерению времени простой сенсомоторной реакции. Экспериментальная учебная установка отличается от установки, описанной в предыдущем занятии, тем, что на ее сигнальной панели имеются два сигнализатора (лампы типа ИН-1), каждый из которых, чередуясь в случайном порядке, может выдать сигнал либо в виде цифры 0 - в опыте 1, либо в виде цифр от 1 до 5 (чередование цифр на каждом сигнализаторе - также в случайном порядке) - в опыте 2. На панели органов управления размещены два ряда кнопок по пять кнопок в каждом ряду. В установке имеется также блок регистрации количества ошибочных реакций. Перед появлением основного сигнала дается предупредительный сигнал-зуммер. Интервал между предупредительным и основным сигналами колеблется от 0,5 до 2,5 с в случайном порядке. Длительность предупредительного сигнала 1 с.

Порядок работы. Задание включает два опыта. В каждом из них для каждого испытуемого производится по 30 измерений. Работа выполняется попарно. В опыте 1 испытуемый должен при высвечивании цифры 0 нажать крайнюю кнопку в правом или в левом ряду установки в зависимости от того, на каком, т. е. левом или правом, сигнализаторе появился сигнал. С помощью электронного секундомера экспериментатор регистрирует время от момента выдачи сигнала до нажатия на кнопку включительно и по счетчику фиксирует количество ошибочных реакций. Перед началом исследования экспериментатор должен сбросить показания счетчика или записать исходное значение, а также установить предупредительный сигнал-зуммер на определенный интервал. Затем он сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому (опыте 1): «Положите правую руку на специальную отметку на панели органов управления. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь. При высвечивании на одной из двух сигнальных ламп цифры 0 нажмите пальцем правой руки крайнюю правую кнопку в левом ряду, если горит сигнал на левой лампе, или крайнюю левую кнопку в правом ряду, если горит сигнал на правой лампе. Действовать надо как можно быстрее и точно. Как только после нажатия вами кнопки сигнал исчезает, кнопку отпустите, руку переместите в исходное положение».

Инструкция испытуемому (опыте 2): «Положите правую руку на специальную отметку на панели органов управления. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь, при высвечивании на одной из сигнальных ламп одной из цифр -1,2,3,4,5 - в правом или в левом ряду кнопок в соответствии с зажигающейся сигнальной лампой нажмите пальцем правой руки соответствующую цифре кнопку, считая, что крайняя слева кнопка в обоих рядах кнопок соответствует цифре 1».

Результаты измерений экспериментатор заносит в протокол по форме 33а.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Время реакции (в секундах) Форма 33а

Номер измерения Опыт 1 Опыт 2
… Количество ошибочных реакций:    

 

Показатели для расчета вариационных рядов Форма 33б

Номер класса Классы Эмпирические частоты
границы (W¢-W¢¢) середины (W) f 1 f 2
n        

 

Показатели для расчета накопленных частот Форма 33в

 

Номер класса W f 1 f 2 å f 1 å f 2   ½d½
n                

 

Показатели статистической обработки времени реакции выбора Форма 33г

 

Опыт Число измерений (n) Время реакции, с СV, % t -критерий Количество ошибок
М s
I II            

 

Обработка результатов

1. По каждому опыту вычислить следующие статистические показатели, пользуясь соответствующими формулами

а) среднее арифметическое (М);

б) среднее квадратичное отклонение (s);

в) коэффициент вариативности (CV) (см. занятие 9.6).

2. По критерию l (Колмогорова-Смирнова) определить достоверность различных значений времени реакции в I и II опытах. Для использования критерия необходимо выполнить следующие подготовительные процедуры по составлению вариационного ряда:

а) определить число классов (г) выборки по формуле

r =l-3,31gn,

где п - число дат (измерений) в выборке (в данном случае п =30);

б) определить размах, или максимальную разницу (Р) дат обеих выборок, где Х - значение времени реакций, вместе по формуле

Р= Х max - Х min;

в) вычислить величину классов:

k = ;

г) принимая середину первого (наименьшего) класса (W) равной минимальной для обеих выборок дате (Х min), определить границы ( 1, W" 1) наименьшего класса по формулам

1 = W 1- k и W" 1 = W 1+ k.

Середины каждого последующего класса (W2 W 3 и т. д.) вычислить по формуле

Wm = W 1 + m k,

где W m - значение середины класса и т - номер класса считая первый наименьшим. Отсюда границы каждого класса:

m = W 1 + m k - k и W" m = W 1+ m k + k.

д) определить принадлежность дат к классам в каждой выборке эмпирической частоты f 1 и f 2;

е) составить таблицу вариационных рядов (см. форму 33б);

ж) вычислить накопленные частоты для первой выборки (å f 1) и для второй (å f 2) по формуле

å f = f 1 + f 2 + … f i,

где f 1 - частоты дат в первом (наименьшем) классе; f i - частоты дат в данном классе;

з) составить таблицу вычисленных значений, где n 1 - число дат (объем) 1-й выборки и п 2 - число дат 2-й выборки (форма 33в);

и) вычислить значение l по формуле

l =

при l ³ 1,36 вероятность достоверного различия между выборками составляет 0,95; при l ³ 1,63- 0,99, а при l ³ 1,95-0,999.

Для анализа результатов представить значения измерений по форме 33г. При анализе данных объяснить, чем обусловлено увеличение времени реакции в опыте 2, сравнить количество ошибок в опытах 1и 2 и рассчитать среднее количество информации I (бит), обрабатываемой в одной реакции для 1-го и 2-го опытов, по формуле:

I = × log2 ,

где P i- вероятность i -го сигнала, a log2 = - log2 P i

При этом следует иметь в виду вероятность выбора органа управления. Сравнить, в какой мере экспериментальные данные (средние значения) ответствуют общей формуле, а именно

Т = 0,03 I,

где Т - время реакции и I - количество перерабатываемой при приеме сигнала и ответе информации.

Проверить, в какой мере учет дополнительного выбора «есть сигнал» - «нет сигнала» сближает расчетные данные по обобщенной формуле с экспериментальными данными, полученными в настоящем исследовании и в исследовании предыдущего занятия (измерение времени простой сенсомоторной реакции).

Контрольные вопросы

1. В чем отличие реакции выбора от простой сенсомоторной реакции?

2. Как различия простой сенсомоторной реакции и реакции выбора проявляются в значениях времени реакций и в количестве ошибок?

3. Как определяется количество информации, обрабатываемой человеком, при выполнении реакции?

4. Как вы думаете, возможно ли теоретически рассчитать время реакции субъекта?

 

Занятие 9.8 РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ

 

Вводные замечания. Реакция на движущийся объект (РДО) состоит в выполнении ответного движения на специфический сигнал - видимое пространственное совмещение двух или нескольких движущихся объектов. Такого рода реакции входят в качестве элементов действий в процесс деятельности операторов с разными системами управления (например, совмещение сигналов на радиолокационном экране, совмещение указателя курса и отметки заданного курса и т. п.). Обычно от субъекта требуется выполнение движений с таким расчетом, чтобы зафиксировать момент наиболее точного совмещения движущихся объектов. Поэтому в реакции на движущийся объект отражается не только способность субъекта к оценке пространственных отношений между объектами, но и его способность соотнести эти отношения с временными характеристиками перемещения и инерционностью срабатывания всей системы слежения. В реакции на движущийся объект проявляются индивидуальные особенности организации нервной системы человека: при преобладании у него силы возбудительного процесса наблюдается увеличение числа запаздывающих реакции, при преобладании тормозного процесса - увеличение числа преждевременных реакций.

Цель занятия - определить точность выполнения испытуемым РДО, т. е. оценить уровень организованности его функциональной системы реагирования. Данное занятие выполняется в условиях совмещения движущегося объекта (стрелки) с неподвижным (шкалой).

Оборудование. Занятие проводят в обычном лабораторном помещении. Учебная установка включает в себя сигнальное устройство - стрелочный секундомер (с движением стрелки 1 об/с), блок управления с кнопками пуска электросекундомера и установки стрелки на нулевую отметку, а также счетчик числа оборотов стрелки от момента пуска до нажатия испытуемым на кнопку. Наименьшая цена деления шкалы - 0,01 с. В начале занятия каждый студент заготавливает формы для ведения протокольных записей (формы 34а, 34б, 34в).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Характеристики РДО Форма 34а

(записи ведет экспериментатор)

 

Номер измерения Знак ошибки Величина ошибки (число делений шкалы) Число оборотов стрелки (b)
     

 

Статистические показатели РДО Форма 34б

Реакции å М CV, %
Точные (0) Запаздывающие (+) Преждевременные (-) Все ошибочные (±)      

Форма для расчета энтропии Форма 34в

Номер измерения Ошибка Расчетные показатели
Абсолютное значение Количество P i log2 P i P i× log2 P i
         

 

Порядок работы. Студенты работают на каждой установке по двое поочередно выполняя функции испытуемого и экспериментатора. Испытуемый сидит за столом в удобной позе. Циферблат электросекундомера располагается перед испытуемым на расстоянии 30-40 см так, чтобы линия взора была перпендикулярна плоскости циферблата и проходила примерно через нулевую отметку. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Положите правую руку на стол так чтобы указательный палец свободно размещался на кнопке. После предупредительной команды "Внимание!" сосредоточьтесь, следите за движением стрелки и нажатием кнопки остановите стрелку точно на отметке 0. Старайтесь выполнить реакцию при однократном обращении стрелки, т. е. при первом же пересечении нулевой отметки. Если это не удалось, то выполняйте при втором, третьем и т. д. пересечениях стрелкой нулевой отметки».

Экспериментатор во время исследования сидит рядом с испытуемым. Перед началом исследования он должен сбросить показания счетчика числа оборотов стрелки электросекундомера и установить ее на 0. Перед нажатием кнопки пуска электросекундомера он подает команду «Внимание!». Каждый студент должен выполнить 50 измерений. Полученные результаты заносят в протокол (форма 34а).

Обработка результатов включает две процедуры расчетов:

1. Вычисление статистических показателей РДО:

а) суммы ошибок запаздывания (å+) и опережения (å-);

б) суммы точных реакций (å0);

в) средних значений величины положительной ошибки (М+) и отрицательной ошибки (М-);

г) среднего значения общей ошибки (М±);

д) количества ошибочных и точных реакций (в процентах);

е) коэффициента вариативности ошибок (CV), формула расчета которого приведена в занятии 9.6;

ж) общего количества оборотов стрелки (b).

Результаты вычислений занести в протокол по форме 34б.

2. Анализ уровня организованности функциональной системы РДО на основании определения вероятности возникновения ошибок разной величины путем вычисления энтропии. Высокие значения энтропии характеризуют большее разнообразие или меньшую организованность функциональной системы. Для расчета энтропии (Н, бит) следует использовать полученные результаты количества ошибок по каждой величине отклонения без учета знака. Расчет производится по общепринятой формуле

H = - × log2,

где п - количество ошибок разной величины; Р - вероятность i -й ошибки. Показатель Р i рассчитывают как отношение количества ошибок конкретной величины к общему числу ошибок (без учета знака). Вычисление значения энтропии следует произвести по форме 34в.

По итогам занятия необходимо провести анализ результатов, в ходе кого отметить наличие индивидуальных различий точности реакции на движущийся объект по количеству и знаку ошибок. Кроме того, следует рассчитать эффективность деятельности (Е) по формуле

Е = ×Р0,

где b - число оборотов стрелки каждой РДО и Р 0 - вероятность правильных ответов, которая в данном случае вычисляется как отношение количества правильных ответов к общему числу реакций.

Контрольные вопросы

1 Чем могут быть объяснены индивидуальные различия по количеству ошибок РДО?

2. Какие диагностические значения могут иметь различия в преобладании положительных или отрицательных ошибок?

3. Что характеризует энтропия ошибок разной величины и как величина энтропии соотносится с количеством ошибок и эффективностью деятельности?

 

Занятие 9.9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРАФИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (МЕТОДИКА Э. МИРА-И-ЛОПЕЦА)

 

Вводные замечания. Графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции движений. Указания на взаимосвязь успешности выполнения графических движений и общих механизмов анализа и синтеза пространственных отношений субъектом можно найти в исследованиях многих ученых. В психологических и психофизиологических исследованиях графические движения используются для оценки нейродинамических и характерологических особенностей человека, а также с целью определения у него степени асимметрии рук.

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью измерений психомоторики, наиболее известна методика Э. Мира-и-Лопеца, иначе ее называют методикой миокинетической психодиагностики (сокращенно: МКП). Она предусматривает выполнение испытуемым нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве. Основные принципы миокинетической психодиагностики сформулированы Э. Мира-и-Лопецом (1939) следующим образом: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.121 с.)