Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк модифицированного теста Лири

Поиск
Номер п/п Психологическое свойство Я- реальное Каким я хотел бы быть Мой идеал мужа (жены)
  Другие думают о нем благосклонно Производит впечатление на      
  окружающих      
  Умеет распоряжаться, приказывать      
  Умеет настоять на своем      
  Обладает чувством достоинства      
  Независимый      
  Способен сам позаботиться о себе      
  Может проявлять безразличие      
  Способен быть суровым      
  Строгий, но справедливый      
  Может быть искренним      
  Критичен к другим      
  Любит поплакаться      
  Часто печален      
  Способен проявлять недоверие      
  Часто разочаровывается      
  Способен быть критичным к себе      
  Способен признать свою неправоту      
  Охотно подчиняется      
  Уступчивый      
  Благодарный      
  Восхищающийся, склонный      
  к подражанию      
  Уважительный      
  Ищущий одобрения      
  Способный к сотрудничеству, взаимопомощи      
  Стремится ужиться с другими      
  Дружелюбный, доброжелательный      
  Внимательный, ласковый      
  Деликатный      
  Ободряющий      
  Отзывчивый на призывы о помощи      
  Бескорыстный      
  Способен вызывать восхищение      
  Пользуется у других уважением      
  Обладает талантом руководителя      
  Любит ответственность      
  Уверен в себе      
  Самоуверен, напорист      
  Деловитый, практичный      
  Любит соревноваться      
  Стойкий и упорный, где надо      
  Неумолимый, но беспристрастный      
  Раздражительный      
  Открытый, прямолинейный      
  Не терпит, чтобы им командовали      
  Скептичен      
  На него трудно произвести      
  впечатление      
  Обидчивый, щепетильный      
  Легко смущается      
  Неуверенный в себе      
  Уступчивый      
  Скромный      
  Часто прибегает к помощи других      
  Очень почитает авторитеты      
  Охотно принимает советы      
  Доверчив и стремится радовать      
  других      
  Всегда любезен в обхождении      
  Дорожит мнением окружающих      
  Общительный      
  Добросердечный      
  Добрый, вселяющий уверенность      
  Нежный, мягкосердечный      
  Любит заботиться о других      
  Бескорыстный, щедрый      
  Любит давать советы      
  Производит впечатление значительного человека      
  Начальственно-повелительный      
  Властный      
  Хвастливый      
  Надменный, самодовольный      
  Думает только о себе      
  Хитрый, расчетливый      
  Нетерпим к ошибкам других      
  Корыстный      
  Откровенный      
  Часто недружелюбен      
  Озлобленный      
  Жалобщик      
  Ревнивый      
  Долго помнит обиды      
  Самобичующийся      
  Застенчивый      
  Безынициативный      
  Кроткий      
  Зависимый, несамостоятельный      
  Любит подчиняться      
  Предоставляет другим принимать решения      
  Легко попадает впросак      
  Легко поддается влиянию      
  Готов довериться любому      
  Благорасположен ко всем без разбора      
  Всем симпатизирует      
  Прощает все      
  Переполнен чрезмерным      
  сочувствием      
  Великодушен, терпим к недостатам      
  Стремится покровительствовать      
  Стремящийся к успеху      
  Ожидает восхищения от каждого      
  Распоряжается другими      
  Деспотичный      
  Сноб, судит о людях по рангу и      
  достатку, а не по личным качествам      
  Тщеславный      
  Эгоистичный      
  Холодный, черствый      
  Язвительный, насмешливый      
  Злой, жестокий      
  Часто гневлив      
  Бесчувственный, равнодушный      
  Злопамятный      
  Проникнут духом противоречия      
  Упрямый      
  Недоверчивый,подозрительный      
  Робкий      
  Стыдливый      
  Отличается чрезмерной готовностью подчиняться      
  Мягкотелый      
  Почти никогда и никому      
  не возражает      
  Навязчивый      
  Любит, чтобы его опекали      
  Чрезмерно доверчив      
  Стремится снискать расположение      
  каждого      
  Со всеми соглашается      
  Всегда дружелюбен      
  Всех любит      
  Слишком снисходителен к окружающим      
  Старается утешить каждого      
  Заботится о других в ущерб себе      
  Портит людей чрезмерной добротой      

 

Приложение 14.2.2

Ключ

Тенденция Номера утверждений
1. Доминантность 1-4, 33-36, 65-68, 97-100
2. Уверенность в себе 5-8, 37-40, 69-72, 101-104
3. Требовательность 9-12, 41-44, 73-76, 105-108
4. Скептицизм 13-16, 45-48, 77-80, 109-112
5. Уступчивость 17-20, 49-52, 81-84, 113-116
6. Доверчивость 21-24, 53-56, 85-88, 117-120
7. Добросердечие 25-28, 57-60, 89-92, 121-124
8. Отзывчивость 29-32, 61-64, 93-96, 125-128

 

Занятие 14.3 ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (РОЛЕВАЯ ИГРА)*

* При подготовке задания использованы материалы программы социально-психоло­гического тренинга «Ведение партнерской беседы в конфликтной ситуации», разрабо­танной сотрудником Лейпцигского университета доктором И. Шмидтом.

Вводные замечания. Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных средств психологической помощи человеку в разрешении тех или иных сложных жизненных ситуаций. Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии- созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы.

Цель занятия. Выработка навыков ведения беседы в проблемной ситуации психологического консультирования. Задание выполняется в форме ролевой игры.

Оснащение. Видеомагнитофон.

Порядок работы. Занятие проводится в аудиторном помещении, условия которого позволяют вести видеозапись. В выполнении задания участвует группа численностью 10-12 человек. Из ее состава выделяется человек, играющий роль «обратившего­ся за помощью в психологическую консультацию». Остальные лица участву­ют в работе в качестве «экспертов». В начале сеанса на роль «психолога» желательно выбрать человека, на мнение которого ориентируются все или большинство данной группы. В дальнейшем каждый из участников должен выступить в этой роли.

Например, задается ролевая игра следующего содержания: «На консуль­тацию к психологу пришла женщина, у которой возникли серьезные пробле­мы, связанные с воспитанием сына».

Инструкция «психологу»: «Вы должны провести беседу с женщиной, обратившейся за консультационной помощью. В процессе беседы необходи­мо разобраться в ситуации, выявить наиболее значимые объективные и субъективные факторы, обусловившие развитие данной ситуации. Дать обо­снованные рекомендации для решения проблемы, вселить уверенность в воз­можность успешного преодоления трудностей».

Инструкция «женщине»: «Вы пришли к психологу-консультанту в связи с тем, что вас беспокоит поведение сына. В последнее время он стал плохо себя вести, особенно в общественных местах. Вы подробно рассказываете об этом психологу. Однако истинная, но неосознаваемая вами, причина вашего беспокойства - это не столько поведение сына как таковое, сколько: а) ваша болезненная чувствительность к мнению окружающих; б) ваше желание во что бы то ни стало казаться «идеальной» матерью; в) опасение серьезных конфликтов с сыном; г) боязнь осложнений в отношениях с мужем; д) опасение, что поведение сына может испортить вашу служебную репутацию; е) опасение, что поведение сына может испортить карьеру вашего мужа; и т. п.». Инструкцию «женщине», в которую включается одна из указанных выше истинных причин обращения за психологической помощью, следует давать в отсутствие «психолога».

Инструкция «экспертам»: «Внимательно следите за ходом беседы и ведите протокол наблюдения (форма произвольная), в котором отмечайте все, что в поведении, вербальном и невербальном, в отдельных действиях и приемах «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, пониманию ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в возможности успешного и благоприятного разрешения проблемы при выполнении рекомендаций».

С началом игры, после распределения ролей и изучения инструкций, включается видеозапись. Длительность одного сеанса ролевой игры целесообразно ограничивать 15 мин.

После окончания ролевой игры проводится ее коллективный разбор, который целесообразно начать с получения ответов на вопросы «экспертов».

Вопросы «психологу»:

1. В чем суть проблемы у «женщины», обратившейся за консультационной помощью?

2. Какие трудности вы испытывали при проведении беседы?

3. Что вы делали, чтобы преодолеть трудности в беседе или избежать их?

4. Уверены ли вы, что высказанные вами рекомендации окажут действенную помощь «женщине»? Вопросы «женщине»:

1. Чувствовали ли вы, что «психолог» вас хорошо понимает?

2. Как вы чувствовали себя во время беседы?

3. Что в поведении, в речи «психолога» помогало, а что мешало вам откровенно высказаться?

4. Убеждены ли вы, что данные вам рекомендации безусловно помогут в решении проблемы?

В соответствии с полученными ответами кратко резюмируется совпадение или различие в субъективных оценках беседы со стороны «психолога» и со стороны «женщины».

Далее в дискуссии «экспертов» обсуждаются вопросы о том, что в вербальном и невербальном поведении «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, анализу ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в действенности психологических рекомендаций, и желания их осуществить. В дискуссии необходимо использовать в качестве аргументации материалы видеозаписи и данные протоколов наблюдения. Итогом дискуссии должно быть краткое резюме по существу обсуждаемых вопросов.

Специальному анализу «экспертов» должны быть подвергнуты ошибки, выявленные в консультационной беседе. Наиболее часто встречаются следующие типичные ошибки:

- не установлен необходимый психологический контакт, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

- переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сути;

- жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

- авторитарность по отношению к собеседнику, навязывание ему своего мнения;

- мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;

- тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;

- постановка собеседнику прямых вопросов («в лоб») при неясных ему мотивах самой постановки вопросов.

Для выявления ошибок могут быть полезны примеры, приведенные в прил. 14.3.1. В резюме по анализу ошибок необходимо не только констатировать наличие и характер ошибок, но и указать причины, приведшие к их возникновению.

«Эксперты» должны также оценить владение «психолога» такими приемами ведения беседы, как получение дополнительных сведений, разъяснений, позволяющих более точно понять намерения и интересы партнера; умение передать своими словами высказанные мысли и чувства партнера, включить в изложение высказываний партнера результаты наблюдения за его состоянием, интерпретировать высказывания партнера с целью достижения большей их ясности и определенности. В резюме по оценке владения различными приемами ведения беседы следует отметить, насколько уместно и разнообразно применение «психологом» тех или иных приемов.

Кроме того, «экспертами» должны быть проанализированы данные «психологом» рекомендации и оценена их обоснованность.

В общем заключении «экспертов» должны быть сведены в единую систему данные, представленные в отдельных резюме по вопросам: достигнута ли цель консультационной беседы? как проходила беседа? какие ошибки были допущены «психологом»? в чем выразились отдельные недостатки ведения беседы? какие приемы ведения беседы оказались наиболее удачными?

Контрольные вопросы

1. Что означает выражение «установить психологический контакт в беседе»?

2. В чем выражается эгоцентрическая позиция психолога-консультанта и к чему, как правило, приводит такая позиция при проведении беседы?

Приложение 14.3.1

Примеры наиболее типичных ошибок, допускаемых в беседе при психологическом консультировании

Ситуация Ошибка
Мать: «Я пришла к вам посоветоваться. У меня очень сложное положение - сын стал плохо учиться; учителя жалуются, что у него очень слабые знания. Может быть, это связано с состоянием его здоровья? В детстве он часто болел, а недавно ездил в санатории и теперь совсем отстал». Психолог: «Да, ослабленное здоровье во многом определяет и неуспех в учебных делах. Вам надо заняться закаливанием сына, больше бывать с ним на свежем воздухе, записать его в спортивную секцию».   Дает совет сразу же, игнорируя истинные мотивы и интересы партнера.
Мать: «Последнее время меня беспокоит, что все жалуются на Олега. Тут как-то пришла Мария Ивановна - это наша соседка, сослуживица мужа, у нее с ним очень хорошие отношения - вот она и говорит...». Психолог (обрывая на полуслове): «Расскажите мне, пожалуйста, об отношениях в вашей семье».   Не умеет выслушать, не дает высказаться, прерывает рассказ, не выдерживая паузы.
Мать: «У меня все чаще и чаще возникают ссоры с сыном, я раздражена, срываюсь на нем по пустякам». Психолог: «Вы замужем?» Мать: «Да, но... Почему это вас интересует?» Психолог: «Какие у вас отношения с мужем?» Мать: «Я только что вам сказала, что у меня проблемы с сыном, а не с мужем. Все считают, что мы идеальная пара». Прямые вопросы «в лоб» с целью получить информацию для проверки своей точки зрения (мотивы выспрашивания неясны партнеру).    
Мать: «По ночам я перестала спать, снятся кошмарные сны. Соседи и знакомые говорят за моей спиной: "Вот мать этого хулигана"». Психолог: «Вы не должны так болезненно реагировать на то, что происходит с сыном. Все, что с ним происходит, не выходит за рамки нормы». Авторитарное давление - навязывание своей точки зрения,собственного мне-ния.    
Мать: «Я делаю все для своего сына. Все видят, что я отдала ему все свои силы, время, да и средства. Я много занимаюсь воспитанием сына. Все говорят, что я ненормальная мать». Психолог: «Очень часто чрезмерная опека, излишние воспитательные усилия в подростковом возрасте вызывают реакцию протеста. Во всем, что вы мне рассказываете, я вижу обычные проблемы переходного возраста». Жесткость, стереотип- ность собственной версии проблемы партнера (зачастую на основе стереотипов психологи-ческой теории «житейского опыта»).

 

Занятие 14.4 АНАЛИЗ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Вводные замечания. В процессе психологической подготовки руководителей, учителей, родителей и т. д. практический психолог нередко сталкивается с необходимостью коллективно проанализировать наиболее значимые для данной аудитории ситуации общения, где часто совершаются типичные ошибки, нарушающие сотрудничество между людьми.

Методика анализа трудных ситуаций отличается от работы обычной дискуссионной группы. Процедура включает не только обсуждение, но и элементы ролевой игры, при этом она более регламентирована. Процесс разработки проблемы идет индуктивно - от частного к общему. В качестве учебного материала психолог подбирает конкретную жизненную ситуацию, значимую для участников группы. В процессе групповой работы она пошагово анализируется с тем, чтобы выявить и осознать психологическую проблему, лежащую в ее основе. Затем группа намечает нравственно обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы.

Методика удобна при работе с большими аудиториями (от 25 до 200 человек), превышающими размер обычной тренинговой группы, а также в тех случаях, когда традиционные методы социально-психологического тренинга невозможны из-за краткосрочности или одноразовости занятия.

Руководитель группы ставит перед собой частную и общую цели. Частной целью работы группы является помощь в решении профессионально значимых коммуникативных проблем ее участников. Общая цель - развитие социального интеллекта членов учебной группы: расширение социально-психологического поля зрения, обучение психологическому анализу ситуаций, умению понять точку зрения собеседника и большему осознанию собственных действий, а также повышение морально-этического уровня их взаимодействий с другими людьми.

Цель занятия. Ознакомление с методикой анализа трудных ситуаций общения.

Оборудование и оснащение. Удобное помещение с легко передвигаемой мебелью или со сценой, микрофон для зала, блокноты и ручки у всех участников.

Порядок работы. Обучение методу анализа трудных ситуаций общения в малой группе должно состоять из трех ступеней: 1) демонстрационное занятие, которое проводит, а затем разбирает педагог с группой студентов; 2) самостоятельное проведение студентом занятия по готовой программе; 3) подготовка студентами собственного плана занятия (сценария) по определенной проблеме.

Методика

Нулевой этап - подготовка занятия - состоит в написании его программы - сценария. Это наиболее трудоемкая часть работы, требующая от психолога хорошего знания профессиональных и житейских проблем контингента (руководителей, учителей и т. д.), с которым он работает. Включенное наблюдение, интервьюирование и другие методы исследования позволяют психологу выявить наиболее значимые для данной группы коммуникативные проблемы, влияющие на профессиональную успешность. Затем психолог должен подобрать конкретную ситуацию, наиболее ярко воплощающую взятую им для групповой работы проблему. Далее он продумывает процедуру ее коллективного обсуждения.

1. Создание малой группы. Ведущий выбирает 6-8 человек из числа участников занятия. Малая группа должна репрезентировать аудиторию. При наборе группы из числа добровольцев ведущий следит, чтобы ее члены различались по полу, возрасту, профессиональному опыту, так как это создает необходимое группе различие мнений, точек зрения, широкий диапазон реакций. Излишне гомогенная группа малопродуктивна. Могут быть введены дополнительные критерии отбора участников в зависимости от типа разбираемой проблемы. Во всех случаях недопустимо включение в состав группы лиц с психическими отклонениями. Группа рассаживается полукругом на сцене лицом к зрителям. Ведущий занимает крайнее место в группе.

2. Знакомство с проблемой. Ведущий делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и ее цель, и предлагает конкретную ситуацию, которая послужит предметом анализа. Формы предъявления ситуации могут быть различными. Ведущий может прочитать описание ситуации, показать отрывок видеозаписи, воспроизвести сценку в лицах. Ситуация должна быть компактной, короткой, с двумя-тремя действующими лицами и давать возможность различных вариантов ее решения.

Например, в аудитории преподавателей техникумов психолог предлагает проанализировать, от чего зависит успех или неуспех просьбы, обращенной педагогом к подростку. Описывается ситуация: в пятницу, закончив последний урок, преподаватель неожиданно вспоминает, что необходима украсить класс к завтрашнему мероприятию. Он забыл предупредить об этом дежурных и сейчас может рассчитывать только на то, что уговорит помочь двух задержавшихся в классе ребят. Преподаватель говорит им: «Ребята, не могли бы вы остаться и помочь мне в важном и срочном деле - надо украсить этот класс». Ребята отвечают: «А почему мы? Мы сегодня заняты, мы на дискотеку идем!» Ведущий предлагает участникам группы придумать несколько реплик от лица преподавателя с тем, чтобы ребята все-таки ему помогли.

3. Сбор банка типичных реакций. Цель этого этапа состоит в том, чтобы собрать разные варианты поведения людей в предложенной ситуации и выявить наиболее характерные. Каждый участник группы дает свой вариант того, что бы он сказал, будучи на месте одного из персонажей. После того как выскажется вся группа, ведущий может пополнить банк наиболее интересными предложениями участников-наблюдателей, сидящих в зале. Все это составит материал для дальнейшего анализа. Иногда такой материал ведущий собирает заранее и предлагает его группе в игровой форме. На этом этапе работы решаются следующие психологические задачи:

1) знакомство с широким репертуаром ответов разных людей на заданную ситуацию обогащает поведенческий опыт, позволяет эмоционально прочувствовать ситуацию;

2) разнообразие предложенных вариантов заставляет сравнивать, появляется понимание множественности решений и возникает проблема выбора, а значит и критериев этого выбора.

4. Обсуждение и сравнительный анализ предложенных вариантов решения ситуации. На этом этапе ведущий должен ввести двуединые критерии оценки эффективности действий участника обсуждаемой ситуации. Коммуникативное поведение считается эффективным, если участники ситуации успешно выполнили стоящую перед ними практическую задачу (1) и одновременно сохранили или сформировали положительное отношение друг к другу (2).

Вернемся к примеру с преподавателем, попросившим ребят помочь украсить класс. В начале группового обсуждения участники определяют сцену как ситуацию личной просьбы, где позиции сторон (педагог - ученики) одноуровневы, иерархически не соподчинены, т. е. партнер может просьбу выполнить, а может и отказать. Затем группа переходит к конкретному анализу ответов каждого участника занятия с точки зрения двух критериев эффективности. Рассмотрим три варианта ответов

А. «Ребята, нам нужно украсить класс! Это важное мероприятие. Его надо выполнить, а то мы окажемся на последнем месте! Если вы сейчас уйдете, не забудьте, что вам скоро предстоит сдавать мне экзамен!»

Б. «Ребята, я попал в ужасное положение. Совсем забыл всех предупредить, что надо украсить класс. А то будет скандал, меня будут ругать! Только на вас надежда. Давайте-ка останьтесь. А на дискотеку в другой раз сходите. От вас не уйдет!»

В. «Ребята, я понимаю, что дискотека для вас дело важное. Я не могу от вас требовать, могу только просить. Виноват, забыл и не предупредил всех вовремя, что надо украсить класс к завтрашнему дню. Здесь работы минут на 40. Прикиньте, как у вас со временем до дискотеки? Если вы мне пожертвуете даже 20 минут, это будет значительная помощь. Остальное я попробую доделать сам. Как?»

Критерии эффективности применительно к данной ситуации будут определяться тем, останутся ли ребята помочь и с какими чувствами они будут это делать. Групповое обсуждение с учетом этих критериев позволяет развести и по-разному оценить ответы преподавателей А, Б и В. Несмотря на внешние различия ответов А и Б, участники группы уловят сходство между ними: упор на выполнение задачи, пренебрежение партнерами-ребятами. Преподаватели А и Б не учитывают их планы, не ценят их время, исходят из своих интересов, распоряжаясь и манипулируя (пугают, пытаются разжалобить), не доверяют ребятам самим принять решение.

Основная задача ведущего здесь состоит в том, чтобы помочь участникам группы научиться проводить микроанализ отдельных реплик, воспитывая наблюдательность и точность в обработке психологической информации. Так, пофразовый разбор ответа В позволит заметить, что это единственный вариант, где педагог действительно контактирует с ребятами и уважает их: слышит их слова, признает значимость их занятий и ценность их времени, позволяет им самим разрешить ситуацию, помня, что это ситуация просьбы.

На этом этапе работы группы решаются следующие психологические проблемы:

1) участники группы должны научиться рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи с набором условий, правилами, паттернами поведения, предсказуемыми последствиями отдельных ходов и т.д.;

2) микроанализ реплик и использование критериев коммуникативной эффективности должны повысить самоконтроль участников группы в ситуациях общения, научить не удовлетворяться случайно-интуитивными решениями или оценками;

3) участники группы должны учиться различать внутреннюю психологическую структуру ситуации (позиции участников, их ведущие мотивы и цели, отношение к партнеру и т. п.) сквозь внешний материал конкретных взаимодействий персонажей.

5. Обобщение результатов анализа конкретной ситуации и постановка глубинной психолого-педагоги ческой проблемы. Материал, полученный группой на предыдущем этапе, наглядно показывает, что добиваться своего человек может по-разному.

Руководители, педагоги и другие специалисты, у которых общение составляет основу их профессиональной деятельности, в процессе психологического обучения прежде всего стремятся овладеть внешней стороной общения, «технологией» и приемами, позволяющими достичь ощутимых результатов и выигрышей.

На этом этапе ведущий помогает группе перейти на более глубокий уровень разработки ситуации и ставит вопрос о целях взаимодействующих партнеров. Он должен научить членов группы осознавать свои цели и психологическую значимость взаимодействий с партнером. Это особенно важно для аналогических ситуаций.

Чем больше обнаруживается разрыв между желаемым результатом общения и тем, что в действительности получается, тем субъективно труднее такая ситуация для данной группы. Тем важнее для членов группы совместно сформулировать глубинную психолого-педагогическую проблему, лежащую в основе трудной ситуации. Так, неуспех многих преподавателей в связи с обращенной к ученику просьбой, вызывавшей у того раздражение и нежелание на нее откликнуться, был связан не просто с неумением ее высказать (что вполне получалось в ситуациях со взрослыми), а с внутренним ощущением своего превосходства над личностью ученика, нежеланием его просить, перед ним «унижаться».

Подводя итоги этого этапа работы группы, ведущий должен помочь членам группы в процессе обобщения обсуждаемого материала подойти к следующим выводам:

1) обнаружить на собственном опыте, что в зависимости от целей - подавить или повысить инициативность, ответственность, самостоятельность и т. п. - к нужным результатам приводят самые разные способы поведения;

2) обучение тому, как себя вести в ситуации, без осознания того, ктояи для чего я это делаю, обречено на неуспех. Здесь уместные комментарии ведущего легко докажут несостоятельность «рецептурного» обучения общению («Скажите нам, как надо делать») и раскроют в конечном счете циничность манипуляторства как способа общения с людьми.

Сознание и принятие глубинной психологической проблемы группой или большинством ее членов позволит сделать шаг к большей личностной коммуникативной компетентности.

6.Создание группой идеальной модели нового поведения. Группа может принять новую, более адекватную установку в отношении разбираемой ситуации и действующих лиц, и сформировать идеальную модель поведения в данной ситуации. Например, в ситуации просьбы важно не смешивать ее с ситуацией требования, необходимо отчетливо формулировать объем просьбы, учитывать возможности партнера и его интересы и т. д. Эту новую модель участники группы под руководством ведущего могут начать осваивать и вводить в свой поведенческий репертуар в процессе тренировочных упражнений.

Рекомендации ведущему:

- Поведение ведущего является моделью для членов группы.

- Ведущий должен быть постоянно внимателен, должен запоминать и периодически резюмировать наиболее важные для решения проблемы мнения, отчетливо подводить итоги.

- Ведущий регулирует процесс групповой работы в соответствии с программой и поощряет активность каждого из участников малой группы и наблюдателей, давая им соответствующие инструкции.

Инструкция наблюдателям: «Ваша задача - продемонстрировать навыки психолога-наблюдателя. Постарайтесь письменно зафиксировать основные психологические моменты, повлиявшие на ход обсуждения проблемы. По окончании работы группы подготовьте ответы на следующие вопросы: насколько использовал ведущий все предложения и идеи участников обсуждения? все ли члены группы удовлетворены своим участием в работе? насколько психологически корректно подведены итоги обсуждения? каковы самые удачные моменты и находки в проведении обсуждения данным ведущим? имеются ли замечания ведущему?».

В качестве темы для самостоятельной подготовки и написания сценария и проведения группового занятия можно взять проблемные ситуации: 1) одобрения и поощрения, 2) критических высказываний учителя по отношению к ученику, руководителя-подчиненному, родителя по отношению к ребенку.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы целесообразно выбирать как темы для обсуждения в малых группах в процессе психологической подготовки специалистов?

2. Какие требования предъявляет описанная методика к профессиональным и личным качествам ведущего?

Занятие 14.5 МЕТОДИКА ФО<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.018 с.)