ТОП 10:

Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам



Номер признака Содержание признака Нет, неверно Пожалуй, так Верно Совершен- но верно  
Я чувствую подавленность и тоску  
Утром я чувствую себя лучше всего  
     
У меня близко слезы  
У меня плохой сон  
У меня аппетит не хуже обычного  
         
Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)  
     
Я теряю в весе  
Меня беспокоят запоры  
Мое сердце бьется сильнее, чем обычно  
Я устаю без всяких причин  
Я мыслю так же ясно, как и всегда  
         
Мне легко делать то, что я умею  
       
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте  
Я надеюсь на будущее  
       
Я более раздражителен, чем обычно  
Мне легко принимать решения  
       
Я чувствую, что полезен и необходим  
       
Я живу достаточно полной жизнью  
       
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет  
20   Меня и сейчас радует то, что радовало всегда  
     

 

Занятие 12.5 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

 

Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста - логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслу-хового ее отделов.

Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.

Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.

«Стертая» дизартрия - нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).

Открытая ринолалия - нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов (см. прил. 12.5.1). Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (форма 55).

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Форма 55

Фамилия, имя, отчество ..............................................................……………………………………………………….

Дата ..................................................…………………………..Возраст ..........................………………………………

 

Диагностика периферических нарушений речи

I этап

Общие анамнестические данные ......................................................…………………………………………………..

Психическое и физическое состояние, особенности поведения .................………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми……………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Стремления, интересы .........................................................................………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Особенности психомоторного развития ....................................................……………………………………………..

Речевая среда и особенности речевого развития ........................................……………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Заключение...................................................................................………………………………………………..

II этап

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

губы ..................................................................................................………………………………………….………….

зубные ряды, прикусы ..........................................................................…………………………………………………

нижняя челюсть ...................................................................................………………………………………………….

твердое нёбо ......................................................................................……………………………………………………

мягкое нёбо ........................................................................................……………………………………………………

язык ..................................................................................................……………………………………………………...

Заключение...................................................................................…………………………………………………

III этап

Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):

губы ................................................…………………. язык ........................................………………………………….

нижняя челюсть ...................................................................................…………………………………………………..

мягкое нёбо..................................................................................…………………………………………………………

задняя стенка глотки .............................................................................………………………………………

Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):

губы .....……………………………………………… язык .............................................………………………………

нижняя челюсть ...................................................................................…………………………………………………..

мягкое нёбо........................................................................................…………………………………………………….

задняя стенка глотки .............................................................................…………………………………………………

Особенности мимики и тонуса лицевых мышц ............................................………………………………………….

Сопутствующие движения (наличие, особенности)......................................………………………………………….

Состояние общей моторики ...................................................................………………………………………………..

Заключение...................................................................................…………………………………………………

IV этап

Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + - правильное произношение, - - отсутствие звука, = - замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, я - искажение звука.)

 

Условие произнесение звука Звук
  ш ж ч щ с с¢ з з¢ ц л л¢ р р¢
Изолированно                          
В начале слова                          
В середине слова                          
В конце слова                          

Заключение...................................................................................…………………………………………………

V этап

Состояние слуха………………………………………………………………………………………………………….

Дифференциация неречевых звуков……………………………………………………………………………………

Понимание речи и слуховая память…………………………………………………………………………………….

Слуховое различие слогов, слов с опозиционными звуками…………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Фонематический анализ и синтез………………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………………………………..

Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации…………

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищам воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта) Все полученные данные заносятся в протокол обследования (форма 55).

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:

- Губы: в пределах нормы, боковая расщелина - односторонняя, двусторонняя.

- Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

- Прикусы: прогнатия - выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения - выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус - искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.

- Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

- Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.

- Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

- Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.

1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки - втянуть их.

2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником».

3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.

4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

- Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

- Объем движений: полный, неполный.

- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

- Наличие сопутствующих движений (указать какие).

- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

- Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.

На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков (см. прил. 12.5.1). Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования - состояние звукопроизношения - необходимо составить заключение по следующей схеме:

- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

- в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

- нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р¢, л, л¢) (значок «¢» соответствует мягкому варианту звука).

Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5-2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку».

Продолжение прил. 12.5.1







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.012 с.)