Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаблон для подсчета баллов по обратным ответамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 12.5 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста - логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслу-хового ее отделов. Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи. Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий. «Стертая» дизартрия - нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок). Открытая ринолалия - нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением. Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов (см. прил. 12.5.1). Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (форма 55).
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Форма 55 Фамилия, имя, отчество..............................................................………………………………………………………. Дата..................................................…………………………..Возраст..........................………………………………
Диагностика периферических нарушений речи I этап Общие анамнестические данные......................................................………………………………………………….. Психическое и физическое состояние, особенности поведения.................…………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………. Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми…………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Стремления, интересы.........................................................................…………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………. Особенности психомоторного развития....................................................…………………………………………….. Речевая среда и особенности речевого развития........................................…………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Заключение...................................................................................……………………………………………….. II этап Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата: губы..................................................................................................………………………………………….…………. зубные ряды, прикусы..........................................................................………………………………………………… нижняя челюсть...................................................................................…………………………………………………. твердое нёбо......................................................................................…………………………………………………… мягкое нёбо........................................................................................…………………………………………………… язык..................................................................................................……………………………………………………... Заключение...................................................................................………………………………………………… III этап Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп): губы................................................…………………. язык........................................…………………………………. нижняя челюсть...................................................................................………………………………………………….. мягкое нёбо..................................................................................………………………………………………………… задняя стенка глотки.............................................................................……………………………………… Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению): губы.....……………………………………………… язык.............................................……………………………… нижняя челюсть...................................................................................………………………………………………….. мягкое нёбо........................................................................................……………………………………………………. задняя стенка глотки.............................................................................………………………………………………… Особенности мимики и тонуса лицевых мышц............................................…………………………………………. Сопутствующие движения (наличие, особенности)......................................…………………………………………. Состояние общей моторики...................................................................……………………………………………….. Заключение...................................................................................………………………………………………… IV этап Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + - правильное произношение, - - отсутствие звука, = - замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, я - искажение звука.)
Заключение...................................................................................………………………………………………… V этап Состояние слуха…………………………………………………………………………………………………………. Дифференциация неречевых звуков…………………………………………………………………………………… Понимание речи и слуховая память……………………………………………………………………………………. Слуховое различие слогов, слов с опозиционными звуками………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Фонематический анализ и синтез……………………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………………………………………………………….. Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов. На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищам воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта) Все полученные данные заносятся в протокол обследования (форма 55). На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой: - Губы: в пределах нормы, боковая расщелина - односторонняя, двусторонняя. - Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие. - Прикусы: прогнатия - выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения - выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус - искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. - Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая). - Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина. - Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая. - Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована. В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие). На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий. 1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки - втянуть их. 2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником». 3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры. 4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п. Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему: - Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные. - Объем движений: полный, неполный. - Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный. - Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений. - Наличие сопутствующих движений (указать какие). - Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый. - Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с. На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков (см. прил. 12.5.1). Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное). По результатам IV этапа обследования - состояние звукопроизношения - необходимо составить заключение по следующей схеме: - при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; - в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; - нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р¢, л, л¢) (значок «¢» соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков. Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5-2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи: 1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку». Продолжение прил. 12.5.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.43 (0.008 с.) |